Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Дарвазский хребет

Перевалы Дарвазского хребета

От автора

Предисловие

КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

Географическое положение

Рельеф

Оледенение

Реки

Климат

Растительный и животный мир

Транспорт

Краткая история освоения Дарваза

ПРАВЫЕ ПРИТОКИ ПЯНДЖА

Долина реки Ванч

Долина реки Рохарв

Долина реки Бунай

Долина реки Арнавад

Долина реки Сед

Долина реки Техарв

Долина реки Ширговад

Долина реки Сытарг

Долина реки Мургутга

Долина реки Дараи-Поймазар

Долина реки Пулковки (Мутной)

Долина реки Гармо-Дара

Ледник Русского Географического Общества (РГО)

Западный исток РГО

Северо-западная ветвь РГО

Ледник Комсомлец

Долина реки Дараи-Пшихарв

Долина реки Дараи-Курговад

Долина реки Оби-Висхарви

БАССЕЙН ОБИ-ХИНГОУ

Долина реки Оби-Хингоу

Долина реки Гармо

Ледник Гармо

Ледник Беляева

Ледник Вавилова

Ледник Бивачный, ГМС «Ледник Федченко»

Ледник Шокальского

Ледник Мумбни (Ванч-Дара)

Долина реки Токаист

Ледник Восточный Токаист

Ледник Западный Токаист

Долина реки Сафетоб

Долина реки Бохуд

Долина реки Сагдар

Долина реки Оби-Сытарги

Ледник Сытарги

Правая ветвь ледника Сытарги

Центральная ветвь ледника Сытарги

Левая ветвь ледника Сытарги

Долина реки Зарди-Бираусо

Ледник Зарди-Бираусо

Долина реки Сурайша

Долина реки Минаду

Выход на ледник Батруд

Левый берег Оби-Хингоу выше устья Оби-Мазар

Долина реки Батруд

Долина реки Оби-Биджоу

Ледник Биджоу

Долина реки Нусояк

Долина реки Гуф

Долина реки Оби-Мазар

Долина реки Гыргын

Долина реки Оби-Нисай

Долина реки Оби-Баршид

Мазарский ледник

Дарвазский ледник

Арнавадское плато

Правая ветвь Дарвазского ледника

Долина реки Вырзга (Средняя)

Долина реки Дархарвак

Долина реки Оби-Пшихарви

Долина реки Дараи Зоткин

Долина реки Оби-Занки

Долина реки Писода

Словарь

Литература

Дарвазский хребет - Путеводители

Ледник Вавилова

Ледник Вавилова — левый исток ледника Гармо (длина 11 км) образуется у подножья Дарвазской стены (участок Дарвазского хребта от пика Гармо до пика 6140 м). Правый борт ледника пограничный с ледником Беляева, образован отрогом хребта Академии Наук, примыкающим к пику Патриот. Левый борт — отрог пика 6140 м, известный туристам как отрог Вавилова, отделяет ледник Вавилова от ледника Шокальского. Ледник назван в 1931 г. по предложению топографа И.Г.Дорофеева из экспедиции Н.В. Крыленко, именем президента РГО Н.И. Вавилова (см. рис. 10).

У ледника Вавилова есть ряд правых притоков, различаемых туристами по номерам от 1 до 5, считая снизу. В верховьях притока №3 пройдены перевалы Вавилова (ЗА) и Московский, с притока №5 — перевалы Бивачный (2Б) и Крыленко-Блещунова на ледник Бивачный (ЗА), а из верховьев ледника Вавилова (ледник №6) — самостоятельный вариант перевала Крыленко-Блещунова. Через отрог Вавилова на ледник Шокальского ведет перевал Пересыпь (2Б).

От Сурковой поляны (Правый Сурковый лагерь) идем по льду или по правой морене. Притоки №1 и №2, не представляющие интереса для туристов, обходим по льду.

Ледник Вавилова сильно всхолмлен, встречаются трещины и заполненные водой мульды. Через 1,5—2 часа достигаем устья притока №3. От Левого Суркового лагеря к устью этого притока идем вдоль левого борта ледника, где через 30—40 минут появляется вал срединной морены. По ней выходим на чистый лед и, обходя разрывы, пересекаем ледник.

Ледник Вавилова пульсирует, поэтому условия и время движения могут меняться. Переход к притоку №4 требует около 1,5 часов, еще столько же до ледника №5. Напротив желтой скалы с вертикальными полосами, в отроге, разделяющем ледники №4 и №5, на левом борту долины виден перевал Пересыпь (43).

Приток №5 — единственный, не потерявший связь с ледником Вавилова. От его устья (4700 м) видна Дарвазская стена и ледопад, спускающийся из верхнего цирка ледника Вавилова (ледник №6). См. маршрут 41.

Перевал Вавилова (ЗА, 5350 м, сн.-лед., 39) расположен в хребте Академии Наук в южном цирке пика Октябрьская Магистраль (5842 м), соединяет ледники Гармо и Федченко, ведет с притока №3 ледника Вавилова на левый исток ледника Бивачного - ледник Крутой. Впервые пройден в 1972 г. московскими туристами (Б.Е. Гельфгат).

Ледник №3 в устье крут и сильно разорван. Поэтому обходим устьевую ступень по правобережной морене. За перегибом ледник спокойнее и положе, открываются верховья, разделенные скальным отрогом куполообразной вершины Октябрьская Магистраль. В правом цирке расположен перевал Московский, в левом — перевал Вавилова. Ледник №3 всхолмлен, поэтому удобнее идти левой стороной к ледопаду, преграждающему вход в левый цирк. Ледопад разделен натри потока. Обычно поднимаются по правой ветви. К ее подножью на обширное снежное плато попадаем по ледовым уступам. Обычно здесь останавливаются на ночлег (4—5 часов от устья, 6—7 часов от Сурковой поляны).

Состояние ледопада изменчиво, поэтому в верхний цирк пройдено несколько маршрутов. Приводимое описание довольно условно. Поскольку с окружающих склонов возможны ледовые обвалы, выходим как можно раньше. Подъем начинаем по широкому снежно-ледовому склону (30°) с возрастающей крутизной. Встречаются трещины, требующие попеременной страховки.

Далее переходим в снежный кулуар между ледопадом и склоном пика 5540 м, расположенного справа по ходу от пика Октябрьская Магистраль, Из кулуара (40°х150 м) по сильно разорванному льду поднимаемся в цирк (3—4 часа).

Со дна цирка хорошо виден перевальный взлет — крутой (45°) ледовый склон, покрытый тонким слоем снега. В нижней части взлет подрезан бергшрундом, в средней — выступает скальный остров. От скал к седловине протянулся небольшой ледовый контрфорс — наиболее безопасный путь подъема. Левее и ниже скального острова выступают две более мелкие скалы, облегчающие движение.

Пересекая дно цирка, подходим к началу подъема (1 час), преодолеваем по мосту бергшрунд и поднимаемся к скальному острову (45°х40 м, перила). С острова переходим на контрфорс и по выпола-живающемуся склону (180—200 м) выходим на перевал (5—6 часов). Седловина перевала широкая, но гребень ее довольно узок и наклонен (20°) к леднику Вавилова. Со стороны ледника Бивачного из снега выступает невысокий гребень. С перевала открывается вид на ледник Бивачный и отрог Вавилова.

Спуск начинаем в средней части седловины. Обойдя карнизы по снежному склону (40°х300 м), «поросшему» кальгаспорами, спускаемся на обширное снежное плато (5200 м). На склоне есть трещины и бергшрунд со снежными мостами. Спуск с плато по течению ледника неоправданно сложен и опасен (350 м спуска по веревке дюльфером вдоль ледопада). Поэтому пересекаем плато к левому краю (1 час) и по некрутому снежному склону поднимаемся на отрог пика Октябрьская Магистраль, ограничивающий плато. С гребня на ледник Крутой спускается разорванный фирновый склон (50°). Движемся по гребню в сторону ледника Бивачного, обходя по снегу жандармы. Перед вторым крупным жандармом влево уходит узкий скальный (может быть снег) кулуар (30—40°х400 м), выводящий на осыпь. По ней, забирая влево, попадаем в снежный кулуар (лавины после снегопада, камнепад!). Спускаемся под прикрытием скал правого борта (45°х50 м), а затем под защитой скального пояса, под которым можно отдохнуть (120 м, перила на скалах). Ниже широкий снежный склон (30—40°х200—250 м) выводит на ледник Крутой. Отсюда недалеко до ледника Бивачного (30—40 минут, 6—8 часов от седловины).

Перевал Бивачный (2Б, 5380 м, сн.-лед., 40) расположен в хребте Академии Наук в верховьях притока №5 ледника Вавилова. Соединяет ледник Вавилова (Гармо) с центральным истоком ледника Бивачного. Впервые пройден в 1965 г. московскими туристами (Лохнин).

Устье ледника №5 перегорожено ледопадом. Известны два варианта его обхода. Первый пройден в 1932 г. Н.В. Крыленко и Л.Л. Барха-шем. Они поднялись на ледник №4 и перевалили через разделительный отрог на ледник №5. Ориентиром начала этого пути служит скала, завершающая отрог. От ее подножья по левобережной морене ледника №4 поднимаемся к седловине в отроге (40 минут) и по некрутому снежно-ледовому склону выходим на гребень (15 минут). С гребня открываются Дарвазская стена и пик Гармо. Спуск приводит в карман правой морены ледника №5.

Устьевой ледопад ледника №5 можно обойти и по снежно-осыпно-му кулуару, ведущему в карман правобережной морены (30°х250—300 м; 1,5 часа). В кармане течет ручей, возможен бивуак. (6—7 часов от Сурковой поляны). В верховья ледника идем по морене, а затем спускаемся на закрытый лед, начинаются трещины. За поворотом ледника вправо по ходу открывается перевал. Впереди слияние двух истоков.

Левый исток ведет к перевалу Крыленко-Блещунова по пути Крыленко (41). Идем по центру правого истока, а затем у правого борта обходим ледопад, преграждающий путь в перевальный цирк (2—3 часа).

К перевалу ведет снежно-ледовый взлет (от45° до 30°х350 м), подрезанный в нижней четверти бергшрундом со снежными мостами. Есть отдельные трещины. Если снега достаточно, проходим взлет в лоб. Если обнажается лед, переходим в кулуар (30—-40°) справа от взлета. В нижней части по осыпи, а в верхней по снегу (камнепад с правого борта долины!) поднимаемся на гребень, образующий правый борт ледникового ложа. С гребня берем направление на самую низкую точку перевального гребня. Склон постепенно выполаживается, появляются кальгаспоры (3—4 часа, 1 час в обратном направлении).

Седловина—широкий снежный гребень с выходами скал в средней части. Отсюда хорошо виден ледник Бивачный и отрог Вавилова.

Спуск начинается с преодоления трещины (страховка!). А затем по крутому фирновому склону с кальгаспорами (45°х70 м) выходим в верхний цирк центрального истока ледника Бивачного. Обернувшись, УВИДИМ за отрогом пика Мирошкина (5440 м) цирк перевала Крылен-ко-Блещунова. Теперь от ледника Бивачного нас отделяют три ступени ледопада. Обойдя слева трещину отлома, образующую верхнюю ступень, спускаемся на плато, пересекаем его по диагонали вправо (20°). Несложную вторую ступень проходим по льду. Третья ступень (40°) также не сложна. Спуск от седловины до ледника Бивачного (4900 м) требует 2—3 часа, подъем в обратном направлении 4—5 часов.

Перевал Крыленко-Блещунова (ЗА, 5350 м, сн.-лед., 41) расположен в хребте Академии Наук в северном плече пика Гармо, соединяет приток №5 ледника Вавилова с правым истоком ледника Бивачного. Разведан в 1932 г. Н.В. Крыленко и Л.Л. Бархашем, впервые пройден в 1940 г. с ледника №6 одесскими альпинистами (А.В. Блещу нов), первыми из туристов его прошли в 1967 г. москвичи (Н.П. Никонова).

На перевал пройдено три маршрута, ведущие через отрог пика Блещунова (5500 м), разделяющий ледники №5 и №6. Путь Блещу-нова проходит через устьевой ледопад верхнего цирка ледника Вавилова (ледник №6). Далее следует подъем на отрог по крутым лавиноопасным склонам и кулуарам. С отрога траверсом вправо выходим на перевал. Другой вариант, пройденный в 1985 г. туристами из Литвы (А.И. Юцявичус), ведет на отрог из верховьев левого истока ледника №5) из-под седловины перевала Бивачный (40). Наиболее прост путь Крыленко с левой ветви ледника №5. Крыленко и Бархаш прошли этот путь, практически не применяя страховки.

Левая ветвь ледника №5 разорвана зоной трещин. Обходим ее слева. Седловина в отроге пика Блещунова возвышается над верхним цирком на 300—400 м. Склон крутой, в нижней части (40°) постепенно выполаживается. Продвижение затрудняет глубокий слой пушистого высотного снега.

Спуск с перевала начинаем в самой нижней точке. Преодолев с тщательной страховкой фирновый склон и бергшрунд, спускаемся в верхний цирк правого истока ледника Бивачного (5100 м). От него нас отделяют три ступени ледопада. Верхнюю проходим по осевой линии, среднюю — по левому рантклюфту, обход третьей ступени не представляет труда.







  
Страховка на наклонном подъеме Маршрут на склоне имеет наклон 20 45° вправо или влево. Различают нижнюю, верхнюю, двухстороннюю страховку и комбинацию верхней и перильной страховки. 1. Правила нижней страховки аналогичны правилам нижней страховки на маршруте подъема (см. выше). 2. Верхняя страховка отличается от верхней страховки
Эту главу я хочу посвятить описанию некоторых обстоятельств нашего путешествия на Южный полюс, иллюстрирующих трудности, знакомые всем полярным экспедициям (особенно во времена, предшествовавшие появлению воздушных кораблей), и расскажу, каким образом они были благополучно разрешены. Иными словами, эта глава
Орографическая схема Малого Кавказа. Хребет Дидгора (№21 на схеме) юго восточный отрог Триалетского хребта, водораздел бассейнов правых притоков Куры Дигмисцкали и Вере. Тянется на 30 км от узловой вершины 1648 м на стыке Дидгоры с Триалетским хребтом до Тбилиси. В Тбилиси фуникулер
Редактор Расскажите
о своих
походах
N Наименование Кол во Вес, кг Примечание 0 Носимый Аварийный Запас: индивидуальный мед. пакет спички/зажигалка нож 1 0, 2 всегда при себе! 1 лыжи палки пара 3 в носках лыж петли 2 тросики для лыж 3 0, 3 1 запасной 3 шнурок для таскания лыж 1. 5м 1 0, 1
Горовосхождений в России до 1786 г. , принятого за официальную дату начала мирового альпинизма, практически не было. Горы в нашей стране находились на далеких окраинах. На значительной части этих территорий долго не стихала борьба местных народов против экспансионистской
В действительности Западное Плечо Каракола это не просто перевал, а скорее некое урочище, совокупность путей с ледника Киче Борду на север. Существует как минимум два пути к этому перевалу с юга (собственно на Плечо Каракола и на так называемую седловину ВГУ 400) и три пути с севера (с ледника Айланыш


0.076 секунд RW2