Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Кавказ. Северная Осетия

Предисловие

О горном снаряжении

Пути подъезда к высокогорной зоне

Маршруты подъезда к высокогорным селениям

Обзор района

Перечень вершин

Перечень перевалов

Маршруты, пройденные горными туристами

Спортсмены, принимавшие участие в освоении района

Условные сокращения и обозначения

Главный Кавказский хребет

Вациспарс. Перевалы Вациспарс и Сбайский

Курфута. Реза. Перевал Санат

Сохс. Перевал Рокский

Кутх. Кауком. Дземцена. Перевалы Кутх И Дземцена

Бахфандаг. Перевал Бахфандаг

Соухох. Перевал Соу

Килхох. Перевал Кил. Брутсабдзела

Перевал Зекарский

Дубинина. Перевалы Зекарский Южный, Наутилус и Они

Зекара

Биллевича

Зарудина

Перевалы Букет Осетии и Гинат

Егорина. Перевал Бориса Бероева

Баровых. Перевал Восточный Дзедо

Дзедо. Перевал Дзедо

Савельева. Перевал Чермен

Халаца. Перевалы Арлекин, Халаца, Облачный, Зруг

Коломенского. Перевал ВКТ

Волгиной. Перевал Кударский

Сау-II

Саухох

Коста Хетагурова. Перевалы Дзерасса и Козский

Вячеслава Гогаева

Блин

Козы. Скальная. Игла

Бубу. Перевалы Руслан и Мамисонский

Хребет Урсдоником

Панорамная

Советско-Индийской дружбы

Дагестан

Геске. Перевал Северный Чхаури

Алавидзе. Перевалы Туристов и Геске

Доломисис-Цвери. Перевал Чхаури

Трусовская перемычка

Перевал Трусовский

Терек. Перевалы Сланцевый и Терек

Верховья Рек Цариутдон, Фиагдон и Дзамарашкомдон

Байры-Сырт. Перевал Донченты

Донченты, Хирхатен, Пирогова. Перевал Дергалина

Цариут. Перевалы Динамо и Цариут

Медик. Курсантов. Сырху-Барзонд

Динамо. Перевал Мидаграбин

Суворовец. Перевал Дзамараш

Реси Северная и Узловая. Перевалы Северный, Центральный и Южный Реси

Фиагдонская дуга

Руднева. Перевалы Южный и Высокий Реси

РХТУ. Перевал Пяти

Овчарова

Доброй Воли. Перевалы Ребро и Ледовый

Полевого

Субортовича

Сивераут. Перевалы Сивераут и ЗИЛ

Закка. Перевалы Закка и Бугульта

Перевал Куртатинский

Нар. Перевалы Нар

Перевал Южный Нар

Перевал Северный Нар

Траверсы Фиагдонской дуги

Теплинская группа

Массив Архон. Перевал Осыпной и Хардотчин

Перевалы Архонский, Кайданский, Кутарский и Уналский

Колотинская «пила»

Северная

Калмыкова

Ряжского

Мышляева

Акритова

Дурнова

Проскурякова

Ростовчан. Перевал Цаджиу

Цаджиу

Кораблина

Родионова. Перевал Скрипака

Колота

Кульчиева

Перевал хетагурова

Тепли. Перевалы Охотников, Западный и Северный Тепли

Сталь. Перевал Сталь

Комлагат. Перевал Комлагат

Наблюдательная. Перевал Зуб

Перевал Безымянный

Инесс. Перевалы Западный Комлагат и Встречный

Корона. Перевалы Муравей, Восточный, Центральный и Западный Бад

Раздельная

Вершина «3595 м»

Перевал Западный Бад

Кабисова. Перевал Касай

Цмиаком. Перевалы Бероева и Школьник

Перевалы Цмиаком и Урусти

Мухина

Траверс вершин Колотинской группы

Скалистый хребет

Кариу

Литература

Кавказ. От Сбайского перевала до Мамисонского - Путеводители

Нар. Перевалы Нар

Рис. 78. Схема западной части Фиагдонской дуги
Рис. 78. Схема западной части Фиагдонской дуги
Перевалы: 58 - Нар, 59 - Южн. Нар, 60 - Сев. Нар, 61 - Зап. Нар, 62 - Южн. Тепли, 73 - Охотников, 74 - Зап.Тепли, 75 - Сталь.

Группа вершин Нар и седловины между ними расположены в западной части Фиагдонской дуги. Западнее перевала Куртатинский и слабо выраженными куполообразными осыпными вершинами-жандармами стоят три вершины группы Нар. На востоке пологим Восточным гребнем поднимается вершина Нар Малая (3854 м, рис. 65, 78-81). Западнее, за широкой заснеженной седловиной перевала Нар (ВВС), стоит небольшой двугорбый массив вершин Нар Южная (3949 м, рис. 65, 78-81) и Нар Северная (3942 м, рис. 65, 78-81) с глубокой седловиной между ними. От этого массива гребень ФД с несколькими жандармами и двумя седловинами перевалов Нар Южный и Нар Северный уходит на север. Заканчивается западная часть ФД узловым жандармом и седловиной перевала Южный Тепли за ним. От узлового жандарма на запад отходит гребень, разделяющий боковые ущелья Льядона.

Рис. 79. Тепли и Нар с юго-запада
Рис. 79. Тепли и Нар с юго-запада.

Эта часть ФД имеет значительное оледенение. Под южными склонами вершин лежат ледники Нар II и Нар III. Северные ледово-снежные склоны питают с седловины перевала Нар ледник Нар, с седловин перевалов Южный Нар и Северный Нар - ледник Южный Тепли, а с седловины массива между вершинами Северная и Южная - ледник Северный Нар.

По гребням вершин и склонам перевалов проложены маршруты 2-4 категории сложности. Для организации надежной страховки на маршрутах этой части ФД требуются длинные скальные крючья!

Пройденные маршруты:

45. Нар Малая по Северному гребню, 2Б (Р. Проскуряков, К. Гу-зовкин, В.Дранников, В. Калугин, Б. Кульчиев, В. Тюрин, А. Чистяков, 18 июля 1976г.);

46. Нар Южная по Южному гребню, 4А * (Р. Проскуряков, В. Швецов, 14 июля 1996г.);

47. Нар Южная по Северному гребню, 2Б (Р. Проскуряков, В. Герасимов, В. Зарубин, В. Торопов, 30 августа 1956г.);

48. Нар Северная по Южному гребню, 2Б (Р. Проскуряков, В. Герасимов, В. Зарудин, В. Торопов, 30 августа 1956г.);

49. Нар Северная по Северному гребню, ЗА (Р. Проскуряков, В. Аношин, В. Дранников, В. Калугин, В. Киселев, С. Киселева, Б. Кульчиев, 8 июля 1975г.);

50. Нар Южная по Южному гребню - Нар Северная, 4А (Р. Проскуряков, В. Швецов, 14-15июля 1996г.);

51. Нар Северная по Северному гребню - Нар Южная, ЗБ (Р. Проскуряков, В. Аношин, В. Дранников, В. Калугин, В. Киселев, С. Киселева, Б. Кульчиев, 8 июля 1975г.).

Рис. 80. Массив Нар с юго-запада
Рис. 80. Массив Нар с юго-запада.

45. Нар Малая по Северному гребню

Маршрут комбинированный, 2Б, рис. 65, 78-85. Протяженность 300-400 м, время 7-9 часов. От Владикавказа (группа 2-10 человек) на автобусе через селения Дзуарикау и Фиагдон доехать до Харисджин, а далее на попутных машинах до слияния рек Дзамарашкомдон и Бугультадон. От Владикавказа 75 км. Отсюда по тропе правого берега реки Бугультадон идти вверх по ущелью до нарзанных источников.

От источников подниматься вверх по тропе, за поворотом реки на север выйти к потоку, впадающему в реку слева. Вдоль него подниматься по средней и крупноблочной моренам и селевым выносам, затем по левой стороне ледника Нар, обходя нижний ледопад. После этого пересечь ледник вверх-вправо и подойти к правой стороне пологого низкого гребня-отрога, являющегося продолжением Восточного гребня вершины Нар Южная. По 150-200-метровым осыпям и легким разрушенным скалам в удобном месте подняться на Восточный гребень. На площадках гребня - исходный бивак От нарзанных источников 3-3,5 часа. Ю

Рис. 81. Массив Нар с востока
Рис. 81. Массив Нар с востока.

Перевал Нар (ВВС, ЗА, 3718 м, 58, рис. 65,78-81) расположи в гребне ФД между вершинами Нар Малая на юго-востоке и Нар Южная на севере. Соединяет реку Бугультадон на востоке с рекой Льядон на западе.

С исходного бивака по леднику Нар (закрытые трещины), обходя второй (верхний) ледопад справа (со склонов вершины Нар Южная камнепады!), подойти под седловину Нар.

С ледника по полкам («живые» камни, страховка) 40-50-метровый подъем на седловину Нар. От исходного бивака 3-4 часа.

Рис. 82. Верховье ущелья реки Льядон
Рис. 82. Верховье ущелья реки Льядон.

Подъем на перевал Нар из ущелья реки Льядон. От Владикавказа по ТКМ доехать до селения Нар. От развилки идти вверх по проселочной дороге ущелья Льядон до селения Лия. Далее по тропе, которая переходит по каменному завалу Льядон, выйти к первому правому потоку из ущелья Нар III. Здесь свернуть вправо и подниматься по тропе его левого берега. Затем по крутым травянистым склонам и моренам, далее по легким и простым скалам взлета и морене выйти на ледник Нар III. Здесь на морене исходный бивак. От селения Лия 4-5 часов.

От бивака по моренам правой стороны зачехленного в нижней части ледника, затем крутому 600-800-метровому его телу подойти под крутой скально-ледовый кулуар, спускающийся с левой стороны седловины Нар между вершинами Нар Малая справа и Нар Южная слева.

По крутым (55-65°) простым и средней трудности с ледовыми участками скалам кулуара («живые» камни, крючьевая страховка) 400-500 м вверх. Затем 40-50-метровым траверсом вверх-вправо по скалам средней трудности (крючьевая страховка) через кулуар выйти на седловину Нар. От исходного бивака 5-6 часов.

Ю На седловине, при подъеме с ледника Нар, свернуть влево и по ее заснеженному и изрезанному гребню (возможны карнизы) выйти на Северный гребень вершины Нар Малая. По 40-50-метровому ледово-снежному гребню, затем 30-40-метровым простым разрушенным скалам подойти к 1-му жандарму. Его обойти 60-80-метровым траверсом с подъемом вдоль скал слева по крутому ледово-снежному склону (крючьевая страховка) и за ним выйти на Северный гребень. Далее 60-70 м по острому ледово-снежному Северному гребню, подойдя под 50-60-метровый взлет. Взлет обойти слева по крутому ледово-снежному склону (крючьевая страховка) или преодолеть «в лоб» по скалам средней трудности (крючьевая страховка).

Далее по разрушенным, простым, местами средней трудности 30-40-метровым скалам Северного гребня взойти на снежный купол вершины. Тур на скалах южной стороны в 5-10 м ниже вершины. От седловины 2-3 часа.

46. Нар Южная по Южному гребню

Маршрут комбинированный Р. Проскурякова, 4А *, рис. 65, 78-85.

Протяженность 400-450 м, время 8-10 часов.

Путь от Владикавказа (группа 2-6 человек) до седловины перевала Нар описан в маршруте 45. На седловине, при подъеме с ледника Нар, свернуть вправо и по заснеженному гребню седловины (карнизы) подойти под стенку Южного гребня вершины Нар Южная. По скалам стенки (выше средней трудности) правой стороны Южного гребня 35-40-метровый подъем («живые» камни, крючьевая страховка) на площадку плеча. С площадки по простым, с участками средней трудности, а местами заснеженным и заледенелым скалам 350-400-метрового, постепенно выполаживающегося Южного гребня («живые» камни, крючьевая страховка) взойти на вершину Нар Южная. От седловины перевала 4-5 часов. Для надежной страховки нужны длинные скальные крючья.

Рис. 83. Вершины Нар
Рис. 83. Вершины Нар.

47. Нар Южная по Северному гребню

Маршрут комбинированный, 2А, рис. 65, 78-85.

Протяженность 800-1000 м, время 7-8 часов.

От Владикавказа (группа 2-4 человека) по ТКМ доехать до селения Нар. От селения по проселочной дороге выйти к селению Лия. Отсюда подниматься по тропе левого берега реки Льядон до впадающего в нее второго правого потока от ледника Нар II. Выше потока свернуть с тропы вправо, перейти реку Льядон и подниматься по крутым травянистым склонам и моренам левого берега потока до зачехленного ледника.

На левобережной морене у языка ледника Нар II исходный бивак. От селения Лия 4-5 часов.

От исходного бивака выйти на ледник и, не доходя до осыпного Западного гребня вершины Нар Северная, пересечь его вверх-вправо и подойти под широкий снежно-ледовый склон, спускающийся с перемычки массива Нар. Склон имеет длинный скальный остров в средней его части. От исходного бивака около часа.

С ледника 120-150 м прямо вверх (камнепады) по осыпям, затем 200-250 м по широкому снежному склону. Далее 120-150 м подъема по осыпному скальному острову. От вершины острова по широкому снежному 250-300-метровому склону (35-40°) подъем на перемычку массива (карниз). От ледника 2-3 часа.

На перемычке свернуть вправо и по разрушенным 80-100-метровым простым скалам Северного гребня с 12-15-метровой, преодолеваемой «в лоб» стенкой («живые» камни, крючьевая страховка) подняться на вершинный гребень. По легким разрушенным 15-20-метровым скалам Северного гребня взойти на вершину Нар Южная. От перемычки около часа.

48. Нар Северная по Южному гребню

Маршрут комбинированный, 2А, рис. 65, 78-85.

Протяженность 800-1000 м, время 7-8 часов.

Путь от Владикавказа (группа 2-4 человека) до перемычки в массиве Нар между Северной и Южной вершинами описан в маршруте 47.

На перемычке свернуть влево и по сильно разрушенному, легкому, с короткими 3-5-метровыми простыми участками (страховка) 120-150-метровому Южному гребню взойти на вершину Нар Северная. От перемычки около часа.

Рис. 84. Конечная морена л. Нар II с запада
Рис. 84. Конечная морена л. Нар II с запада.

49. Нар Северная по Северному гребню

Маршрут комбинированный Р. Проскурякова, ЗА, рис. 65, 78-85.

Протяженность 800-1000 м, время 8-10 часов.

Путь от Владикавказа (группа 2-6 человек) до исходного бивака на левобережной морене языка ледника Нар II описан в маршруте 46. От бивака выйти в верхний цирк ледника Нар П. По леднику идти вверх-вправо к широкому снежному склону правой стороны плеча Северного гребня вершины Нар Северная.

По широкому, в верхней части крутому снежному склону 250-300 м вверх. Затем по легким разрушенным скалам подняться на плечо Северного гребня. Здесь свернуть вправо и по простым разрушенным скалам Северного гребня выйти под вершинный 25-30-метровый скальный взлет.

По крутым, средней трудности скалам взлета («живые» камни, крючьевая страховка) подъем на вершинный гребень. По пологому простому 60-80-метровому вершинному Северному гребню взойти на вершину Нар Северная. От исходного бивака 7-9 часов.

Рис. 85. Массив Нар с запада
Рис. 85. Массив Нар с запада.

50. Нар Южная по Южному гребню - Северная

Маршрут комбинированный Р. Проскурякова, 4А, рис. 65, 78-85.

Протяженность 900-1100 м, время 9-11 часов.

Путь от Владикавказа (группа 2-6 человек) до вершины Нар Южная описан в маршруте 46. С вершины Нар Южная по 120-метровым простым скалам Северного гребня с 20-метровым участком спортивного спуска выйти на перемычку. По узкой заснеженной (карнизы) 25-30-метровой перемычке подойти под скальную башню вершины Нар Северная. По разрушенным, простым, местами крутым скалам (страховка) 100-120-метрового Южного гребня взойти на вершину Нар Северная. От вершины Нар Южная 1,5-2 часа.

51. Нар Северная по Северному гребню - Южная

Маршрут комбинированный Р. Проскурякова, ЗБ, рис. 65, 78-85.

Протяженность 900-1100м, время 9-11 часов.

Путь от Владикавказа (группа 2-6 человек) до вершины Нар Северная описан в маршруте 49. С вершины 100-120-метровый спуск по разрушенным, с короткими простыми стенками скалам Южного гребня на перемычку массива. По узкой заснеженной (карнизы) 25-30-метровой перемычке выйти на Северный гребень вершины Нар Южная.

По простым разрушенным скалам Северного гребня с 12-15-метровой стенкой, преодолеваемой «в лоб» («живые» камни, крючьевая страховка), 80-100-метровый подъем на вершинный гребень. По легким разрушенным 15-20-метровым скалам пологого Северного гребня взойти на вершину Нар Южная. От Северной вершины 1,5-2 часа.







  
На своем пути туристы встречают не только жидкую, но и твердую, замерзшую воду. Находящееся в активном движении скопление льда, образовавшегося при уплотнении и перекристаллизации снега, называется ледником. Ледники едва ли не самый важный фактор, формирующий горный рельеф, по крайней мере, с точки зрения
Повидавшись с директором ДПП, я обычно, в первые мои посещения Америки, поступал под опеку к моему приятелю со времен зимовки на американской станции Мак Мёрдо Робу Гейлу. Летчик по профессии, он много лет работал в Антарктиде, и там мы с ним часто летали вместе, подружились. Этому способствовало
Зима в северо восточных районах Якутии хорошо известна своей суровостью и продолжительностью. Наиболее благоприятное время для лыжных путешествий последняя декада марта и апрель. В этот период снег выпадает редко, в небольших количествах н быстро прессуется,
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант, о котором идет здесь речь, необычен тем, что печь снабдили автоматическим
Начало четвертого десятилетия для развития спортивного альпинизма в нашей стране представлялось многообещающим. В 1954 г. количество спортивных восхождений резко увеличилось, а число участников их достигло 12 500. Только по маршрутам 4 й и 5 й категорий трудности прошли 1540 спортсменов (на 30% больше, чем в 1953 г. , и в восемь раз больше, чем в
К вопросу подъёма на гору Верблюд мы подошли фундаментально: было решено, что будем на неё подыматься по южным отрогам, дабы не мучится на неисследованных северных склонах. Тем более, судя по карте, северные склоны (те которые обращены к Волге) достаточно круты. Как оказалось в


0.079 секунд RW2