Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Терскей

Введение

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Озеро Иссык-Куль и его побережье

Хребет Терскей-Алатау

Сырты

Кунгей-Алатау

Население и хозяйство Прииссыккулья

МАРШРУТЫ ВОКРУГ ИССЫК-КУЛЯ

По южному берегу Иссык-Куля

По северному берегу Иссык-Куля

Пржевальск

МАРШРУТЫ ПО УЩЕЛЬЯМ И ПЕРЕВАЛАМ ТЕРСКЕЙ-АЛАТАУ

Тургень-Аксу

Аксу

Арашан

Таштектор

Такыртор

Каракол

Культор

Онтор

Джетыогуз

Чон-Кзылсу

Джуука (Заука)

Барскаун

Озеро Иссык-Куль и хребет Терскей-Алатау - Путеводители

МАРШРУТЫ ВОКРУГ ИССЫК-КУЛЯ

По южному берегу Иссык-Куля

Во Фрунзе, на проспекте Ленина, там, где он пересекает реку Аламедин, расположена автобусная станция, откуда с часовыми интервалами отходят на Пржевальск комфортабельные автобусы; здесь же стоянка междугородных такси. От Фрунзе до Пржевальска около 400 км (до 7 часов езды). Можно также проехать по железной дороге от Фрунзе до Рыбачьего или долететь за 1,5 часа до Пржевальска на самолете ИЛ-14, делающем несколько рейсов в день. Однако поездка на автобусе позволяет больше увидеть и для туристов предпочтительнее. Обратный путь из Пржевальска лучше проделать на теплоходе, чтобы ознакомиться с горным обрамлением Иссык-Куля. Рекомендуется при выезде из Фрунзе захватить с собой фрукты и овощи, так как в Прииссыккулье они поспевают значительно позднее, чем в Чуйской долине.

Река Чу (1028 км) берет начало в горах Центрального Тянь-Шаня, затем огибает отроги Терскей-Алатау и Киргизского хребта, через Боомское ущелье выходит в Чуйскую долину и теряется в песках пустыни Бетпак-Дала Камкалинским разливом. В 1930—1959 гг. было осуществлено большое ирригационное строительство: созданы плотины, водохранилища, ирригационные узлы и оросительные каналы (наиболее крупный — Большой Чуйский канал) и ряд гидроэлектростанций на них. Орошение преобразило знойную и безжизненную Чуйскую степь: на сероземах раскинулись виноградники, сады, бахчи, выращиваются свекла, хлопчатник, табак, кенаф и другие культуры. В условиях орошения сахарная свекла дает в Чуйской долине самые высокие урожаи в мире (до 1500—2000 ц с га). В Чуйской долине, включая Фрунзе, живет более 1/3 населения Киргизии, находится около 1/3 орошаемых земель и производится около 2/3 промышленной продукции республики.

Вдоль шоссе густо расположены колхозные и совхозные поселки. В 20 км от Фрунзе — поселок Кант (тюрк. “Сахар”). Здесь был построен в 1930 г. первый в Киргизии сахарный, а затем и цементный заводы. У селения Ивановка отходит шоссе к курортному поселку Иссыката (тюрк. “Отец тепла”), находящемуся в одноименном горном ущелье на высоте 1775 м; лечебные факторы — теплые источники, грязи и горный воздух. В Иссыкатинском ущелье сохранились высеченные на скалах буддийские надписи и изображение Будды: уже в VII в. здесь использовали минеральные источники для лечения, и даже еще совсем недавно в благодарность за излечение киргизы смазывали изображение Будды бараньим салом.

В 60 км от Фрунзе шоссе проходит через зеленый город Токмак, раскинувшийся на берегу реки Чу среди садов и виноградников. После присоединения Киргизии к России Токмак недолгое время был уездным городом, но после наводнения в 1878 г., разорившего Токмак, уездный центр был перенесен в Пишпек (Фрунзе). В советское время Токмак вырос в промышленный город с населением около 40 тыс. человек; здесь расположены консервный, сахарный, масляный и большой авторемонтный заводы.

В садах и кустарниках Токмака вдоль Чу весной заливаются соловьи.

За Токмаком долина суживается, шоссе идет вдоль берега реки Чу и проходит через Быстровку — центр Кеминского района. В 7 км перед Быстровкой по мосту через Чу налево отходит автодорога в долину реки Чон-Кемин, текущей между хребтами Заилийский и Кунгей-Алатау. Перед въездом в Боомское ущелье бьет источник, здесь автобусы обычно останавливаются.

Шоссе, поднимаясь на 260 м, тянется около 60 км среди обрывистых склонов Боомского ущелья; слева бежит навстречу порожистая Чу. Выше шоссе проходит железнодорожная линия, а над ней для защиты от камнепада В некоторых местах проложены один над другим три карниза-полки. Посреди ущелья через Чу переброшен Краснооктябрьский (или, как его еще называют, Красный мост, по которому шоссе переходит на правый берег. Скалистые горы по сторонам Боомского ущелья сложены изверженными породами — гранитом, порфиром и диоритом. Но вот кончилось Боомское ущелье, раздвинулись горы, впереди заблестела на солнце синева Иссык-Куля, а за озером встала высокая стена Терскей Алатау. Показались окраины Рыбачьего (175 км от Фрунзе) — центра Иссык-Кульского района.

Удобное местоположение у выхода из Иссык-Кульской котловины, на перекрестке дорог Центрального Тянь-Шаня, Прииссыккулья и Чуйской долины, у конечного пункта железной дороги и Иссык-Кульского пароходства, делает Рыбачье важным транспортным узлом Киргизии. Сюда стекаются потоки продуктов животноводства из Центрального Тянь-Шаня, зерна, картофеля, шерсти, кожи, мяса из Прииссыккулья и промышленных товаров из Чуйской долины. Город населяет более 28 тыс. человек, он вытянулся вдоль берега Иссык-Куля на 6 км, имеет пристань, крупные автобазы, элеватор, мясокомбинат, нефтехранилище, базы и склады торговых и заготовительных организаций; судоверфь выпускает теплоходы и баржи для речных пароходств Средней Азии. В Рыбачьем сохранился и остаток старины: киргизское кладбище с узорчатыми глиняными мазарами (надмогильными сооружениями).

Река Чу, не дойдя до Иссык-Куля 4 км, поворачивает на юго-запад; сюда же от иссык-кульского шоссе в глубь гор отходит дорога на Центральный Тянь-Шань, к городу Нарын и озеру Чатыркель. В нескольких километрах от Иссык-Куля на реке Чу на высоте 1750 м вытянулось на 18 км Орто-Токойское водохранилище. Плотина высотой 58 м перегораживает ущелье Чу и задерживает около 500 млн. м3 воды, что позволяет регулировать сток реки и увеличить площадь орошаемых земель в Чуйской долине более чем в 1,5 раза.

От Рыбачьего до Пржевальска по южному берегу около 220 км. По выезде из Рыбачьего шоссе пересекает сухое русло протока Кутемалды и идет вблизи от берега озера. Вокруг расстилается безводная каменистая предгорная пустыня. Щебенку и валуны покрывает черный, с металлическим блеском слой пустынного загара, придающий пустыне мрачный, безжизненный вид. Зеленеют только узкая прибрежная полоса вдоль Иссык-Куля и пойма Чу.

Дождевые потоки и реки снесли с гор и создали на приозерной равнине глинистые отложения кремовой, серой, малиновой и зеленоватой окраски. Реки легко размывают эти рыхлые породы, образуя узкие, обрывистые и труднопроходимые ущелья. Справа от дороги тянутся горы Чолома. Бесснежные мягкие зимы позволяют использовать территорию здешнего Иссык-Кульского района в качестве зимних пастбищ овец и коз.

Миновав селения Аколен, Оттук, им. Ворошилова, Улахол и Барбулак, дорога примерно в 50 км от Рыбачьего уходит в межгорную долину Улахол, отделенную от Иссык-Куля полосой предгорий — адыров Кызылту и Актерека, и только за селением Боконбаевское вновь выходит к озеру. Боконбаевское — центр животноводческого Тонского района. Здесь некоторые колхозы (например, колхоз имени Ленина) имеют более 100 тыс. овец. Неподалеку от Боконбаевского в заливе Тон расположен рыбоводный завод. На этом заводе из миллионов икринок ежегодно выводят молодь османа и форели и выпускают ее в воды озера.

Дорога вновь вырывается из межгорной долины на берег Иссык-Куля. После однообразной пустыни глаз радуют краски побережья: на золотистом песчаном берегу высокие кусты шалфея с пышными кистями лиловых цветов, яркая россыпь оранжевых ягод эфедры (кузьмичевой травы), а дальше сверкает солнечными зайчиками синева Иссык-Куля; замыкает картину круто вздымающийся за озером хребет Кунгей-Алатау.

От Боконбаевского до селения Чичкан дорога прижата невысокими предгорьями Чон-Курчак к самому берегу озера. Иногда над шоссе встают на несколько десятков метров обрывы из конгломератов и других озерных отложений. Эта узкая прибрежная полоса — наиболее посещаемый туристами и отдыхающими район южного побережья Иссык-Куля. Здесь возле селений Тамга и Барскаун раскинулись лучшие песчаные пляжи южного побережья; поэтому-то здесь и построены туристская база “Акчие” за Тоссором, на самом берегу озера, санаторий Министерства обороны в Тамге и колхозный дом отдыха в Барскауне. Обычно здесь же, у селений Тамга, Актерек (тюрк. “Белый тополь”), Дархан и Покровка, располагаются палаточные лагеря киргизских предприятий и учреждений.

От Тамги до Пржевальска селения расположены через каждые 3—5 км. Встречаются голубоватые поля опийного мака, усеянные бледно-сиреневыми цветами. Возле селения Барскаун от шоссе отходит автомобильная дорога, ведущая через перевал Барскаун к сыртам Арабели, Акшийрака и Карасая.

За селением Чичкан шоссе отдаляется от озера и приводит в крупное (около 10 тыс. жителей), основанное в 1873 г. русскими переселенцами, село Покровка — центр земледельческого Джетыогузского района. Здесь находятся административный корпус Физико-географической станции Киргизской академии наук (сама станция расположена в 28 км отсюда, в ущелье Чон-Кзылсу) и селекционная станция, занятая выведением сортов кормовых трав и корнеплодов, испытанием и введением в колхозную практику смесей однолетних и многолетних трав; вблизи от станции — центральная усадьба овцеводческого совхоза Оргочор. Около Покровки на берегу Покровского залива — пристань и санаторий “Иссык-Куль” для легочных больных, а между Иссык-Кулем и шоссе возвышается на 400 м адыр Оргочор. Затрата 1,5—2 часов на подъем на гребень адыра вознаграждается великолепной панорамой Иссык-Куля в обрамлении горных хребтов, особенно хороши вечные снега Терскей-Алатау и синеющие вдали за озером в дымке обрывистые склоны Кунгей-Алатау.

От Пржевальска в сторону Покровки на протяжении 15 км шоссе представляет сплошную аллею из пирамидальных тополей. Здесь много садов и возделанных полей, колхозные и совхозные поселки Оргочор, Шалба и Ирдык расположены на самом шоссе. Между Шалба и Ирдыком шоссе пересекает дорогу, ведущую на север к Иссык-Кулю, а на юг к курорту Джетыогуз.







  
16. Свободный узел , рис. 16, 16. 1. По принципу свободной петли №8 легко осуществить соединение тросов, которое, при снятии нагрузки разбирается с предельной легкостью. Способ соединения виден на фото. Оба троса должны иметь на конце петли с достаточно
Вечером не могу вспомнить почти никаких подробностей отдельных переходов. Особенно, если по сторонам нет ничего интересного. Сегодня надо дойти до устья Поньи. Там заброска, там группа поддержки Вити Чередника из украинского города Северодонецка с катамаранами для сплава. Идем берегом Щугера, в основном лесом, бечевника мало. Если отклониться
В 2 км выше поселка Иткол река Баксан принимает свой первый крупный правый приток Донгузорун. Из его долины в долины рек Накры и Ненскры ведут популярные маршруты через перевалы Донгузорун (1А), Безымянный (1Б *) и Медвежий (2А). Выше впадения
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант, о котором идет здесь речь, необычен тем, что
Возрождение альпинизма и туризма началось уже в первый послевоенный год. Три альпинистских лагеря удалось частично восстановить и они приняли первых спортсменов, начав учебную работу. Одним из них стал «Локомотив» в ущелье Адыл су. Впервые после многолетнего перерыва, вызванного войной, в
Категория сложности: 2А Высота: 4100 Характер: сн. лд. Ориентация: запад восток Расположение: В верховьях ледников Уллучиран, Карачул, Уллукол и Мигельчиран. Связывает западные и восточные края оледенения Эльбруса. Пройден: 6 июня 2002 г. С запада на восток. Использованное снаряжение: Лыжные палки, ледорубы, кошки, каски, верёвки.


0.049 секунд RW2