Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
ПовествованияВ горахАльпинизмНа мореПод землейПо воде ВообщеАномально


По воде

Н. Чижов. В ущелье Муксу

А. Федоров. Хара-Мурин

С. Парфенов. Ветры будут встречные

В. Говор. Связки рек

С. Папуш. О сплаве по очень сложным рекам на байдарках и каноэ

По воде - Повествования о путешествиях

А. Федоров. Хара-Мурин

1983 г.

Протяженность этой реки Южного Прибайкалья около 105 км. Пешая часть маршрута составляет 80 - 100 км (в зависимости от выхода группы на Хара-Мурин в районе ее притоков Нарин-Гола, Дзымхи или Патового озера) и проходит по живописным долинам рек Слюдянки, Спусковой, Утулика, Шубутуя, Дабатыя, Нарин-Гола и Дзымхи. При этом в любом варианте необходимо преодолеть два перевала: Чертовы ворота (2002 м) и Патовый (1943 м) - при подходе по Шубутую или Безымянный (1761 м) - при подходе по Дабатыю. На всем пути есть тропа, но она часто пропадает. Необходимо следить за засечками на деревьях. Общая площадь водосброса Хара-Мурина - 1130 км2, средний расход воды- 55 м3/сек, средний уклон сплавной части реки - 15 м/км. Верхний участок реки 35 км с уклоном 24 м/км не был пройден и оставался загадкой.

Нам предстояло впервые пройти весь маршрут, включая пеший переход через Патовый перевал и сплав через верхний каньон.

Маршрут начинаем в городе Слюдянка на берегу Байкала. Первые 5 км удалось преодолеть на автомашине по пересохшему руслу реки Слюдянки. Далее поднимаемся хорошей тропой до метеостанции Хамар-Дабан. Тропа серпантином уводит на перевал Чертовы ворота, оставляя слева пик Черского. Спускаемся по реке Спусковой. Следуют многочисленные броды, так как тропа петляет с берега на берег. В устье Спусковой, на реке Утулик, в добротном зимовье устраиваем дневку. В 300 м ниже зимовья брод через Утулик. Далее тропа ведет вдоль правого берега и через 1 км резко поворачивает вправо в долину реки Шубутуй, которую приходится часто переходить вброд. После впадения в Шубутуй реки Цепщик тропа тянется по высокому заболоченному правому берегу. Перед устьем реки Дабатый тропа раздваивается. Одна ветвь уходит на перевал в долину Нарин-Гола и Дзымхи. Этот маршрут уже был пройден.

Мы идем по новому маршруту - по Шубутую с выходом на Хара-Мурин в районе Патовых озер. Тропа по заболоченной местности, петляя с берега на берег, выводит в верховье Шубутуя к перевалу Патовому. С него хорошо просматривается долина реки Снежной.

Из Патового озера крупным ручьем вытекает Хара-Мурин. Через 4 км в реке достаточно воды для катама рана. Однако русло сплошь забито камнями. Тропа идет вдоль левого берега. От устья притока Байги река течет в каньоне глубиной 70 м и протяженностью 1,5 км. Просматриваются отдельные мощные сливы. Этот участок - сплошная шивера с уклоном 30 м/км. Заканчивается каньон мощным порогом с тремя ярко выраженными сливами. Называем его "Ключевым". В 2 км выше устья притока Зун-Байги - двухступенчатый водопад; из-за которого мы отказались от прохождения этого участка реки.

Катамаран строим возле Зун-Байги. Начинаем сплав. Русло забито валунами, чистых проходов нет. Рассчитываем только на маневренность катамарана. Сливы следуют один за другим. Разведка в основном заключается в выборе единственно возможного варианта прохождения. Иногда приходится осуществлять проводку судна. В 5 км ниже Зун-Байги непроходимый порог-водопад 3,5 м с узким проходом 1 м. Ниже река перегорожена двумя грядами крупных камней, которые образуют 2-метровые водопадные сливы. Общий перепад высот в пороге 10 м. Катамаран проводим по правому берегу. Заслуживает внимания участок в 2 км выше Дзымхи. Хара-Мурин здесь входит в сужение отвесных скал, образуя огромный грот-пещеру в левобережной скале. Заканчивается верхний участок реки порогом "Замок" - последним препятствием до Дзымхи. Проходим первую и третью ступень порога. Вторая ступень - 2-метровый водопадный слив с узким и сложным заходом. Катамаран проводим по правому берегу.

Таким образом, нами впервые пройден 35-километровый участок верховьев Хара-Мурина, на который мы затратили 6 дней.

Пятикилометровый отрезок Хара-Мурина от Дзымхи до Нарин-Гола насчитывает 13 препятствий. Уклон русла 17 м/км. Наиболее сложные препятствия: порог № 3 на левом повороте реки, заканчивающийся 2-метровым сливом, и порог № 7 (здесь русло сужается до 10 м, образуя следующие друг за другом два 2-метровых слива, заканчивающихся пенной ямой).

Нижняя часть Хара-Мурина имеет средний уклон 8,5 м/км и 101 препятствие. Воды в реке мало, поэтому мала и маневренность плота. После 24-го порога плот переделываем в катамаран.

Начались дожди. Препятствия усложнились. Река резко поворачивает вправо, левый берег - сплошная скальная стена. Впереди должен быть сложный порог № 36 - "Зиг-Заг". Ориентир - ручей, впадающий с левого берега. Основная сложность порога - в необходимости быстро маневрировать между скальными породами в русле. Порог "Рубикон" - один из наиболее сложных. Река до предела сжата скалами. Ориентиром служат огромные валуны, преграждающие путь реке. Порог состоит из трех ступеней. Первая - более длинная, порядка 300 м, на участке со значительным уклоном. Заход возможен лишь в правой трети реки через скальные ворота. Далее хаотическая гряда камней, а на повороте - вторая ступень с двумя мощными 2-метровыми сливами. Порог заканчивается третьей ступенью с 2-метровым сливом, прорывающимся через каменные глыбы в 30-метровом скальном коридоре. За, "Рубиконом" 50-метровый плес.

После прохождения "Рубикона" замеряем уровень воды. Через 1,5 часа он поднялся вдвое. До впадения реки Тит-Тит относительно спокойный участок, требующий, однако, большой маневренности для катамаранов. Сливы не более 1,5 м. Тактика прохождения челночная, с постоянной заменой ведущего.

Далее река сужается и входит в Сайбатский прорыв: Порог "Сайбатский" начинается на плавном правом повороте. Ориентиром служит ручей Иркут, впадающий слева у большого галечного острова. За порогом "Жигули" мощное сложное препятствие "Бобслей". Скалы сжимают Хара-Мурин, образуя проход не более 3 м. Основная трудность - точный заход в порог. Разведку и страховку делаем с правого берега. За день вода поднялась еще на 80 см, что усложнило прохождение последующих препятствий. Порог "Ниагарка" - почти отвесный 2-метровый водопадный слив в каньоне шириной 15 м. Через 200 м начинается порог "Дракон" на левом повороте реки, состоящий из 7 сливов.Правый берег - сплошная наклонная скальная плита. Протяженность порога свыше 300 м. Наиболее сложны 1-й и 6-й сливы с узкими проходами и валом около 2,5 м. Разведку и страховку делаем с левого берега. Последний серьезный порог - "Лангутайский", ниже впадения реки Лангутай, начинается на плавном левом повороте шиверой, а заканчивается основным сливом по всей ширине реки с валом более 2 м. Главная струя бьет в огромную скалу, стоящую чуть правее центра русла. Проходим под левым берегом.

Хара-Мурин постепенно успокаивается. Лишь на поворотах беспокоят шиверы. Река продолжает свой путь к Байкалу. Маршрут заканчиваем возле поселка Мурино. Разбираем катамараны, сушим снаряжение и на берегу "славного моря" устраиваем дневку.

В заключение отметим, что катамараны полностью оправдали наши надежды. Однако гондолы надо обязательно делать двухсекционными. Плот на поперечных гондолах оказался громоздким для нашей воды. В целом 180-километровый пеше-водный маршрут можно оценить V категорией сложности, но в большую воду это маршрут высшей категории. Его можно рекомендовать группам, имеющим опыт прохождения среднеазиатских и алтайских рек V-VI категорий сложности.

1983 г.






  
На заре компьютерной техники было предпринято решение задачи самого дешевого и калорийного рациона для студентов. Для этой цели в компьютер был внесен список стоимости и калорийности всех продуктов. Компьютер предложил свое решение три литра уксуса в сутки. Предлагаются отработанные нами два варианта раскладки продуктов для походов средней
Первые экспедиционные базы и станции Австралии в Антарктике появились в конце 1911 начале 1912 гг. Они были созданы Австралийской антарктической экспедицией Д. Моусона (две на материке и одна на острове Маккуори) . В конце 1913 г. после окончания экспедиции они были закрыты. Длительно действующие станции в Антарктике
Обзорная схема Западного Тянь Шаня. Как уже говорилось, книг о Западном Тянь Шане выпущено мало, к тому же многие из них не охватывают всего района, а рассказывают лишь об одном маршруте. Так, в книге Ю. Промптова В горах Тянь Шаня (1948) описывается путешествие из долины Таласа через
Редактор Расскажите
о своих
походах
1983 г. Этот случай произошел в горах Памиро Алая. С седловины перевала вниз вел длинный 60 градусный ледовый склон. Двигаться решили по перилам. В месте перестежки на вторую веревку стояли двое, ожидая, пока внизу приготовят очередную лоханку во льду. Один
1983 г. рассказ тренера Все началось с восторгов и удивлений. Хочешь, покажу одну уникальную стену? сказал мне как то в начале шестидесятых годов Валерий Павлотос, мои сподвижник по освоению крымской альпинистской целины. Валяй. Мы тогда бредили стенами. Доехали до Алупки,
1. Разрешение па получение маршрута получено от МКК Ростовского областного Совета по туризму и экскурсиям (шифр 153 00 54524). 2. Линия маршрута: город Ростов на Дону город Фрунзе город Пржевальск, заброска в альплагерь Выездной ущелье реки Джегты Огуз ФГС село Покровка долина реки Чон Кызыл Су ущелье реки


0.064 секунд RW2