Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Кодар Чара Удокан

Предисловие

Исследование и освоение района

Природные условия и особенности путешествий

Подъезды к району и местные экскурсионные маршруты

Пешеходные, горные и комбинированные маршруты по Кодару

Водный маршрут по реке Чара

Пешеходные и водно-пешеходные маршруты по Удокану и реке Калар

Лыжные маршруты по району

Советы путешественникам

Литература

Кодар Чара Удокан - Путеводители

Водный маршрут по реке Чара

Чара — крупный (длина 924 км, бассейн 86,5 тыс. км2) левый приток Олёкмы, в свою очередь являющейся притоком Лены. Река рождается на южных отрогах Кодара, из бирюзовых вод озера Малое Леприндо, расположенного на абсолютной высоте 984 м. Проходя по Чарской межгорной депрессии, река собирает кодарские и удоканские притоки и прорывается, образуя крупные, интересные для водника пороги, через Кодар на север, в пределы Средне-Сибирского плоскогорья. Низовья Чары для путешественников менее любопытны — река здесь спокойна, русло извилисто, много островов, а от устья реки Жуя имеется судоходство.

Предлагаемый маршрут пролегает по верховьям Чары и поэтому может быть рекомендован только тем туристам, которые обладают опытом преодоления горно-таежных рек с порогами не ниже III категории сложности. В зависимости от способа передвижения на воде место начала путешествия будет различным. Для байдарочников и любителей спусков на резиновых лодках (понтонах) или плотах на камерах исходной точкой маршрута удобнее всего избрать село Чара. Тем же, кто собирается сплавляться на тяжелых плотах, придется для стапелей искать место пониже, например в 10 км за устьем Нижнего Сакукана, где сухостойные сосны подходят к самой воде. От села до “верфей” (около 60 км) можно быстро доехать на моторной лодке. При отсутствии транспорта возможен трехдневный пеший путь. Сперва он совпадает с дорогой на Кюсть-Кемду, а затем, после переправы через Апсат, идет таежными тропами мимо озер Джелинда, Круглое, за Нижний Сакукан, к соснякам верхнечарских песков. Маршрут по Чаре четко делится на три разнохарактерных участка. На первом—от села (для плотогонов—от Нижнего Сакукана) до порогов за Горячим ключом—река имеет средний уклон 0,68 м/км. Широкий коридор русла Чары причудливо петляет по долине, предлагая для обзора то заснеженные пики Кодара, то сглаженные гребни Удокана. Берег пологий, с песчаными откосами, кругом лиственничники и болотистые впадины. По ходу справа остается устье Кемена, слева—устья Анарги, Инкура, Апсата, Нижнего Сакукана. На 75-м километре от Чары за устьем реки Большая Икабья путешественники подплывают к селению Чапа-Олого.

Здесь находится правление эвенкийского колхоза “Заря”, специализирующегося на оленеводстве и пушном промысле (в селении есть звероферма с песцами и черно-бурыми лисицами). За селением Чара меняет направление на меридиональное и начинает все ближе прижиматься к отрогам Восточного Кодара.

Движение по реке не сложно: небольшие перекаты да таежные завалы вдоль узких проток—единственные препятствия на этом отрезке. В малую воду возможны после впадения Нижнего Сакукана песчаные мели, образующие протоки-мешки, особенно неприятные для сплавляющихся на больших плотах.

Прибыв на второй день к источнику Горячий ключ (94 км от Чары), туристы располагаются на небольшой отдых перед следующим, наиболее серьезным, участком маршрута. Дальше на 140-километровом отрезке Чары расположены все ее основные пороги и шиверы. Здесь, от устья Курунг-Уряха до впадения Сени, река теряет по вертикали 290 м, что дает средний уклон более 2 м/км. Порой—на Сулуматском каскаде, у Олен-Туритахского порога, на участке за рекой Тарын-Урях—уклоны возрастают до 3—4 м/км.

Препятствия начинаются почти сразу за Горячим ключом: долина реки резко сужается, в русле появляются камни, скорость струй достигает 8—10 км/час. На 11-м километре от источника у береговых скальных выходов появляются “усы” белых бурунов. Здесь, у начала формирования струи Сулуматского порога, надо отгребаться влево и у устья небольшого левого притока останавливаться для разведки.

Сулуматский порог представляет собой прямой слив с перепадом уровней до 2 м. В начале слива под правым берегом лежит огромный подводный валун, верхушка которого в зависимости от уровня воды может выглядывать на дневную поверхность. Правый берег—двухметровая скала. Левый берег судоходной протоки — каменистая отмель острова длиной 200—250 м. Под этим берегом есть полоса (ширина 3—5 м) сравнительно спокойной воды, где можно пройти на веслах или провести байдарку на бечеве. Проход осложнен камнями. Плот также следует направлять максимально дальше по этой полосе в обход стоячих волн. Всего в пороге около 10 крупных (до 1,5—2,5 м) валов. При удачном заходе можно рассчитывать, что плот по наклонной плоскости слива снесет только в последние 3—4 вала и путешественники искупаются не больше чем до пояса.

Ниже валов —300-метровая шивера, за которой имеется небольшой порог, преодолеваемый под левым берегом, в обход лабиринта камней.

За устьем реки Сулумат продолжается каскад из 13 сулуматских порогов, а точнее шивер. Отстоящие один от другого примерно на полкилометра, эти препятствия более или менее однотипны: в русле гряда валунов, каменная коса отжимает струю к одному из берегов, на воде серия стоячих волн высотой 1—1,5 м. Каскад сравнительно не сложен и из-за большой скорости течения (15— 18 км/час) проходится менее чем за час.

Через 5 км туристы подходят к устью Пуричикана, за ним находится одноименный порог. Порог прямой, с валами высотой 1,5 м и редкими, но крупными валунами, выступающими вдоль берегов, в удобной для движения на байдарках зоне.

Мимо проносятся устья рек Тарын-Урях и Конда. В отличие от чарских мутно-зеленых струй вода в этих притоках прозрачная и заметно более холодная. Ширина русла Чары уменьшается до 40—60 м. На берегах по-прежнему господствует лиственничный лес: на террасах он высокий и мощный, на косогорах—редкий и угнетенный.

Местами к реке спускаются суровые курумы, а иногда берег, наоборот, радует глаз мягкими купами берез.

Сравнительно спокойный отрезок реки (перекаты, легкие шиверы, короткие порожки на этом участке Чары в счет не идут) заканчивается на 161-м километре от села Чара. Дальше начинается серия безымянных порогов, сложность которых существенно зависит от уровня реки, но во всяком случае превосходит сложность Пуричиканского порога, поскольку Чара на 7-м км “теряет” сразу 30 м по высоте.

За устьем небольшой реки путешественников встречает Олен-Туритахский порог. Он преодолевается под правым скальным берегом с последующим переходом (после поворота русла) к левому. Для разведки надо останавливаться заблаговременно: перед порогом—мощная шивера, после которой почти без спокойного участка начинается вход в основной слив порога. За порогом идут новые большие шиверы.

На Чаре практически не остается места для плесов, вся река превращается в стремнину, быстроток. В этих условиях скорость движения легко достигает 15— 25 км/час. Однако злоупотреблять увеличением дневных переходов ни в коем случае нельзя, поскольку плавание на больших скоростях по малоизученной реке с беспрестанными поворотами и сплошным “конвейером” препятствий требует от туристов повышенной внимательности и “свежести” восприятия.

У устья реки Дербегелях и за ним на Чаре появляется множество разнокалиберных островов. На больших растут ели, на малых—осины. Иногда острова оказываются единственными зелеными оазисами среди диких, ощетинившихся частоколом сухих стволов, безжизненных курумных берегов.

Ближе к Большой Торе на правом берегу появляются перьеобразные скалы, за ними живописные залесенные склоны с причудливыми кигиляхами на гребнях. Напротив них на левом берегу есть удобное место для остановки. Отсюда туристы уходят в пешую разведку Торских порогов—самого серьезного препятствия на Чаре.

Торский каскад находится в 200 км от села Чара и состоит из нескольких порогов. Первый порог—это полутораметровый слив на прямом участке русла с многочисленными подводными и надводными камнями. Расположение камней хаотическое — белые буруны беспорядочно покрывают Чару на протяжении 300—350 м.

Второй порог однотипен с предыдущим, но камней здесь еще больше, течение примерно 30 км/час, а стоячие волны достигают 1,5 м в высоту. Сложность прохождения препятствия в том, что его отделяет от предыдущего только стометровый участок стремнины, на котором с трудом можно осуществить причаливание байдарок. При использовании плота второй порог приходится преодолевать с ходу.

Полукилометром ниже, прямо перед устьем Малой Торы, — третий порог. Он отмечен скалой, поднимающейся почти посередине русла Чары. Скала напоминает затонувшего динозавра, зубчатый плавник которого переходит в каменный уступ. Здесь образуется метровый водопад, под которым в сливной яме зловеще выступают камни-жернова. Ниже—мощная шивера с крутыми, но не очень высокими валами. Затем 100 м быстрины, и каскад венчается последним порогом. Река в нем делится по осевой линии на две непохожие части. Правая, огибающая крупноглыбовую косу берега, “засыпана” камнями и вся бурлит от сливных струй. Левая, наваливающаяся на скальный яр, наоборот, почти чиста от валунов, но зато вздыблена 1,5—2-метровыми стоячими валами, хаотичность которых усиливается встречными ударами отбойных струй.

Проходится Торский каскад только с полной разгрузкой судов и после обстоятельного изучения конкретных, меняющихся день ото дня условий его преодоления. При среднем уровне воды можно считать, что на плоту первый порог целесообразнее идти посредине русла с последующим отбоем вправо, а второй—с резким уходом влево, чтобы обойти скалу третьего порога по возможности ближе к устью Малой Торы (хотя бы и с риском сесть на отмель). Заключительный маневр плота—бросок через валы левой половины последнего порога и крутой отход в правое улово для отдыха и приема на борт груза и людей.

Если используются байдарки, то первый и второй пороги легче проходить под правым берегом (в. 15—20 м от него), а третий—аналогично движению на плоту. Четвертый порог требует особого подхода и учета личных качеств байдарочников: если они обладают высокой реакцией и умением мгновенного маневра, то им лучше идти правой стороной; если эти качества посредственны, но есть навык хождения по валам,—то левой. Во втором случае необходима специальная подготовка байдарок, иначе после встречи с валами можно выйти из порога “под перископом”...

Хотя длина Торского каскада немногим больше 3 км, на его преодоление надо планировать не менее дня, а еще лучше — сделать здесь дневку.

Последний большой порог на Чаре — Сытыканский. Он находится на 210-м километре от села в юго-восточном изгибе реки. Разделенная островом на две протоки, Чара предлагает туристам два пути: или правым руслом с навалом на берег, или левым со стоячей волной высотой 1—1,2 м. В том и другом случае в руслах камни. Байдарочники обычно выбирают первый путь, плотогоны — второй.

Ниже Сытыканского порога Чара, наконец, успокаивается. Скорость течения снижается до 10 км/час, а из препятствий остаются лишь небольшие шиверы и перекаты. Это начался третий и последний участок маршрута. На 115 километрах до Усть-Жуи уровень Чары падает на 112 м, что дает уклон около 1 м/км.

Путешественники проплывают мимо устья реки Хара-Урях, отмеченного большим, красноватого оттенка скальным прижимом, мимо устья реки Сень с живописными щеками желто-палевого цвета (в 200 м выше по Сени), наконец, мимо устья реки Ималык с зарослями черемухи.

Ниже впадения Сухого Кумах-Уряха на реке появляются навигационные знаки и первые избы. Высокий скально-осыпной сброс на правом берегу напоминает, что скоро в Чару белесым мутным потоком вольются воды Жуй.

Из расположенного рядом поселка Усть-Жуя можно вылететь в Бодайбо. Имеющим несколько лишних свободных дней рекомендуется продолжить сплав по уже спокойной Чаре до Олекминска.

Тем, кто воспользуется этим вариантом и будет выезжать из Якутии через Олекминск, следует поближе познакомиться с природными, историческими и этнографическими достопримечательностями края. Они весьма любопытны. Район недаром называют “Якутской Украиной”. Здешний климат позволяет вести довольно интенсивное земледелие. Поэтому еще в XIX в. прославилась олекминская пшеница “Теремок”, выведенная местными сектантами-скопцами. Они же выращивали отличные арбузы. В настоящее время олекминские колхозы подняли урожай пшеницы до 10—15 центнеров с гектара и успешно снабжают алмазодобытчиков Мирного и жителей Якутска картофелем и овощами.

Кроме якутов, район населяют русские. Некоторые из них являются прямыми потомками “государевых ямщиков”, которые иногда настолько сближались в культурном и языковом общении с аборигенами, что совсем забывали русскую речь, хотя, понятно, и сохраняли русые волосы, белый цвет кожи и голубые глаза.

Олекминск, город, основанный енисейскими казаками еще в 1635 г., до революции служил местом ссылки, часто пожизненной, и был, по словам декабриста Н. А. Чижова, “местом пустым и безлюдным”, где существование “...сопряжено с множеством неудобств и затруднений”. Сейчас население Олекминска приближается к первому десятку тысяч; в городе есть кинотеатры, Дома культуры, краеведческий музей, куда рекомендуется заглянуть приезжему.

Будущее Олекминска в одном из крупнейших в Союзе месторождений каменной соли, расположенном под городом, и в перспективе строительства Олекминской ГЭС мощностью до 1,5 миллиона киловатт.

От Олекминска до железнодорожной станции Лена туристам остается 1353 км водного пути на теплоходе.

Всего “активный” путь от села Чара (на плотах — от района устья Нижнего Сакукана) до Усть-Жуи составляет 350 (290) км. Преодоление этого расстояния в зависимости от способа безмоторного передвижения и конкретных гидрометеорологических условий, с учетом затрат времени на отдых и просмотр порогов, требует 8—12 дней.

Путешествующим по Чаре полезно знать, что река имеет резкие колебания уровней. Разница между наивысшими и наименьшими отметками достигает (в районе села Чара) 3—4,5 м и более. Высокий уровень обычно приходится на период дождей и бурного таяния снежников (июль—август), низкий — на период перед ледоставом (октябрь).

Маршрут оценивается IV категорией сложности.







  
Предлагаемые ниже правила безопасности предназначены для горнолыжника средней подготовленности, туриста и альпиниста или простого путешественника, который по делам или для отдыха отправляется в горы, в район большой снежности. Лавины главная
Первый американский научный поселок в Антарктиде Литл Америка I появился на шельфовом леднике Росса в 1929 г. , во время первой экспедиции Р. Бэрда. Американские длительно действующие станции стали появляться в Антарктике с 1955 г. , в связи с подготовкой к МГГ; после проведения этого мероприятия число их значительно сократилось.
МАРШРУТ 6: г. Алма Ата ущ. Бол. Алма Атинское р. Кум бельсу лед. Советов пер. Советских строителей (1Б*) лед. Каровый лед. Тимофеева пер. Четырех (2А*) лед. Дмитриева пер. Дмитриева Вост. (2А) лед. Жангырык пер. Журналистов (2А) оз. Жасык Куль р. Чон Кемин р. Кёкёльбу лак пер. Коккельбель (Коколу)
Редактор Расскажите
о своих
походах
1983 г. Этот случай произошел в горах Памиро Алая. С седловины перевала вниз вел длинный 60 градусный ледовый склон. Двигаться решили по перилам. В месте перестежки на вторую веревку стояли двое, ожидая, пока внизу приготовят очередную лоханку во льду. Один из них снял
1983 г. Не просто нынче найти в горах перевал, на котором бы не побывали туристы. Почти не осталось горных хребтов, ими не пройденных. И уж, кажется, совсем невозможно представить горную страну, о которой они знали бы только понаслышке. Между тем такая горная страна есть. Находится
Река Черек Балкарский Пос. Верхняя Балкария г. Нальчик г. Минеральные Воды. Начало движения 6:30; окончание 7:30. Общее время 1 час. , ЧХВ 40 мин. Пройдено 5 км. Метеоусловия: ясно. Подъем ранний необходимо успеть на автобус до г. Нальчика, автобус отходит в 8 часов. По дороге доходим до автобусной остановки прошли 5


0.160 секунд RW2