Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Суган

Предисловие

Суганские Альпы

МАРШРУТЫ ИЗ ДОЛИНЫ ХАРЕСА

Перевалы Штульской перемычки

Через Цухбун в Грузию

Самый высокий перевал Сугана

Вокруг массивов Доппаха и Нахашбиты

МАРШРУТЫ ИЗ СЕЛЕНИЯ ВЕРХНЯЯ БАЛКАРИЯ

По маршруту Луиджи Гаспаротто

Путь в долину Псыгансу

Выходы в долину Хазныдона

МАРШРУТЫ ИЗ СЕЛЕНИЯ ТАШЛЫ-ТАЛА

У подножия пика Шевченко

Галдорский дубль

Айхвинские перевалы

По пути геологов

В Верхнюю Балкарию через северные отроги

МАРШРУТЫ ИЗ СЕЛЕНИЙ АХСАУ И МАЦУТА

Подъем на панорамный пункт

Перевалы ледников Белаг

Тропами скотоводов и охотников

В урочище Тоторс

Из Мацуты в долину Хазныдона

ЧЕРЕЗ ГЛАВНЫЙ ХРЕБЕТ В ГРУЗИЮ

Маршруты через Караугом в Шови и Цей

Древним торговым путем в Грузию

Поход на ледник Бартуй

По следам Дигорского революционного отряда

Перевал из легенды

Поиск, навеянный книгой

Дорога к морю

Литература

Горнотуристское снаряжение

Туристские маршруты в Суганских Альпах - Путеводители

Маршруты через Караугом в Шови и Цей

Схема маршрутов Центральной Дигории (долина Караугома)
Схема маршрутов Центральной Дигории (долина Караугома).

Перевал Караугом-Шови (ЗА, 3900 м, 34) расположен в Главном хребте между вершинами Бубисхох и Бокос, ведет с ледника Караугомского на ледник Бубис. На этом участке различают седловины Восточную (3850 м), Центральную (3880 м) и Западную (3870 м). Описание дается применительно к Центральной седловине. Для прохождения перевала требуются максимальный комплект горнотуристского снаряжения и 3,5 дня пути от Дзинаги до курорта Шам-Шови. Перевал впервые пройден в 1931 г. туристами Московского дома ученых под руководством А. Летавета.

Маршруты через перевал были в свое время описаны Э. Левиным. Однако время и здесь наложило свой отпечаток; так, движение по скалам в обход Караугомского ледопада стало нерациональным из-за излишней технической сложности (открытые "бараньи лбы", повышенная камнеопасность, дополнительные трудности из-за увеличившегося за последние 40 лет рантклюфта). Сейчас безопаснее и рациональнее двигаться через ледопад. Наиболее логичное направление прохождения его - из Дигории, ибо в этом случае лучше просматриваются с подходов сам ледопад и большая часть пути по нему.

Маршрут к перевалу Караугом-Шови начинается от "Райской поляны". Тропа, покидая ее, некоторое время идет лесной балкой, а затем круто взбирается на гребень морены. В месте, где скалы хребта Фастагдор подпирают ледник, морена прерывается, и этот участок преодолевается по скальным полкам. Возле миниатюрного зеленого озера в понижении между мореной и скалами можно отдохнуть, скрасив подъем купанием в озере и открывающимся видом на Караугомский ледник. Впереди ровная часть маршрута по гребню морены, затем небольшой отрезок по травянистой ложбине и, наконец, выход на травянистые площадки в развале морены с притихшим прозрачным ручейком (1,5 часа от "Райской поляны"). Здесь можно остановиться.

В этот день двигаться дальше не стоит, необходимо отдохнуть и использовать свободное время для составления плана действия на следующий день. Группа должна заранее наметить план штурма ледопада и в дальнейшем стараться выполнить его, отыскивая подходящий путь в многочисленных сераках и трещинах. Ранний выход назавтра- залог успеха взятия ледопада.

Спуск по осыпному склону морены на ледник прост и отчетливо виден. Ледник перед верхним ледопадом имеет волнистую поверхность, трещин нет, в среднем течении образовалось ледяное русло, по которому течет поток; к его верховью и следует идти. Начальная часть подъема в ледопаде хорошо просматривается с подходов и представляет собой наклонный желоб, пересекающий ледопад от середины основания к правобережному скальному окаймлению. У подножия ледопада (1 час от ночевки) следует связаться и надеть кошки: начинается штурм ледопада - один из основных моментов взятия перевала. Прохождение ледопада, в общих чертах, можно разбить на 3 этапа.

1. Около 2/3 видимой части ледопада проходится быстро и просто по наклонному желобу. Темп по мере продвижения к скалам несколько снижается; на этом этапе надо как можно ближе продвинуться к правому берегу, держа направление на видимый верхний узкий снежный кулуар в скалах. Вот что пишет о прохождении Караугомского ледника участник экспедиции ОПТЭ в 1930 г. Н. Ф. Николаева: "...на меня Караугомский ледник производил прямо-таки ошеломляющее, подавляющее впечатление. Он жил полной жизнью, когда мы его переходили. Всюду журчала вода. Шумели по бокам ущелья горные речки и водопады. Гулко лопался лед. Время от времени над ледником проносился грохот обвала - это обвалилась какая-нибудь сильно подтаявшая ледяная стена, провалилась в трещину ледяная глыба. Не будь этих обвалов, пройти через ледник было бы труднее. Нам не раз приходилось взбираться наверх со дна трещин по ледяным глыбам таких обвалов. Порою начинало казаться, что глаз чувствует движение ледника, но это был явный оптический обман..."

2. Затем следует двигаться вдоль береговой кромки ледника, лавируя между трещинами и сераками до следующего кулуара (ключевое место на маршруте). Там же, у Н. Ф. Николаевой, читаем: "Мы шли от трещины к трещине. Где было возможно перескочить ее, мы перескакивали. Местами, впрочем, очень редко, мы находили мосты. Многие трещины были очень широкими. Обычно они были завалены кусками льда. В такие трещины приходилось спускаться, а затем выбираться из них. Часто края трещин представляли собой острый зазубренный ледяной гребень. Пробираться по таким гребням было чрезвычайно трудно. Мы не снимали кошек, надетых поутру, целый день. Целый день мы то поднимались вверх, то спускались вниз..."

При движении через ледопад надо помнить, что во второй половине дня плотный туман обычно закрывает сперва нижнюю часть ледника, а затем и сам ледопад.

Состояние пути через ледопад очень динамично, поэтому трудность маршрута может изменяться.

3. Выход на снежное Караугомское плато наглухо закрыт громадным фирновым барьером высотой 40-50 м, так что задача третьего этапа - обойти барьер по снежно-осыпному склону Караугомхоха, обращенному к верховьям ледопада. Для этого надо возле кулуара пересечь рантклюфт и выйти на прилегающий склон горы. Траверс крутого склона, над зияющим рантклюфтом, - дело нелегкое. Временами снег чередуется с участками чистого льда, и тогда приходится использовать ледоруб, проявляя максимум осторожности при движении. Склон соприкасается с краем Караугомского плато у скального выступа, который возвышается над снежной стеной, преграждающей путь на плато. К скальному выступу выходим через 10-14 часов напряженной работы (группа ОПТЭ под руководством В. А. Воробьева в 1930 г. вышла к этому месту на 4-й день).

Выступ Караугомхоха используют для ночевок; с него отлично видно Караугомское плато в обрамлении красивых вершин. Особенно впечатляет куполообразная снежная Бурджула, за ней несколько на восток высится остроконечная Бокос; на участке от Бокоса до Бубисхоха Главный хребет не имеет интересных вершин, здесь они представляют возвышения, незначительно поднимающиеся над уровнем плато. Восточная сторона плато увенчана целым рядом скальных вершин, среди которых выделяется Уилпата (4638 м). От места ночевки веером по Кара-угомскому плато расходятся пути: в Цей - через Уилпа-тинские и Караугом-Цейские перевалы, в Грузию - через перевалы Караугом-Шови, Бокос и Латвийского госуниверситета.

К перевалу Караугом-Шови идем по закрытому Караугомскому плато на юго-восток, легко преодолевая немногочисленные трещины. При выходе на маршрут в солнечный полдень движение превращается в долгое и утомительное мероприятие, в то время как ранний выход доставляет одно удовольствие и путь отнимает не более 2 часов. Несколько не дойдя до подножия вершины Бубисхох и поравнявшись с Центральной седловиной, сворачиваем круто на юг и выходим на скальную перемычку перевала, расположенную почти на одном уровне с плато (1,5 часа). На перевале удобные площадки для ночевок, откуда хорошо просматривается дальнейший маршрут по леднику Бубис. Спуск на юг начинается с гребня, чуть западнее срединной точки перевала, по крутым скалам (до 45°), местами покрытым снегом. Преодоление крутого участка (200 м) идет с попеременной страховкой и заканчивается выходом на осевую центральной ветви пологого ледника Бубис. Ледник закрытый, движение в связке.

В среднем течении ледника поворачиваем направо и движемся к подножию скального отрога, разделяющего западную и центральную ветви ледника Бубис. По скалам поднимаемся прямо вверх до самого гребня перемычки. Скальный проход, получивший название перевала Ожиданий (здесь обычно останавливаются на ночлег при подъеме с юга), преодолеваем, чтобы обойти сложный ледопад у окончания центральной ветви ледника. Спуск со скал выводит к середине ледопада западной ветви. Углубившись несколько в ледопад, пересекаем ледник по диагонали вправо и выходим на морену, где делаем придал (4-5 часов).

Отсюда хорошо видно, что ледник Бубис имеет западную, центральную и восточную ветви, разделенные между собой скальными отрогами. Каждая из ветвей заканчивается ледопадами, причем наиболее простые из них расположены в западном и восточном цирках ледника, а в верховьях каждой есть проход на Караугомское плато.

От места привала на морене продолжаем спуск по правому берегу реки Бубисцкали, пока не выходим к границе леса. Здесь (чуть выше слияния рек Бубисцкали и Тбилиза) останавливаемся на ночлег.

От ночевки тропа поднимается вправо-вверх и идет по склону хребта на границе леса и лугов. Вскоре она превращается в проезжую дорогу и после незначительного спуска приводит в живописный курорт Шам-Шови (4-5 часов от морены) с множеством минеральных источников.

От курорта Шови вниз по долине реки Чанчахи идет шоссе, которое через 3 км выводит к селению Патара-Глола, а дальше по реке Риони - в Кутаиси (147 км).

Перевал Караугом-Цей (ЗБ, 4300 м, 35) расположен в Цейском хребте между вершинами Бубисхох и Дубль-пик, соединяет Караугомский и Цейский ледники. Впервые пройден в 1930 г. в направлении с Цея на Караугомский ледник В. Немыцким и А. Тихоновым. Для прохождения из Шови в Цей требуются 3 дня, максимальный комплект горнотуристского снаряжения и опыт походов через перевалы 2Б - ЗА категории сложности.

Вернемся на Караугомское плато, где для штурма перевала используем восточную седловину у подножия вершины Бубисхох. Известны два варианта подъема на Караугом-Цей: классический - по склонам Бубисхоха и современный - под скалами Дубль-пика. Лавинная опасность склонов велика в обоих вариантах, но во втором угрожают еще ледовые обвалы, поэтому предпочтение отдают классическому. Сначала поднимаемся по пологому (10-15°) 150-метровому снежному склону Бубисхоха в связке одновременно, затем по одному из снежнь:х мостов преодолеваем бергшрунд. За ним следует подъем с попеременной страховкой по снежному склону крутизной 45° и выход на южную часть перевала ( 4-4,5 часа).

Караугом-Цей - широкая снежная седловина с выходами скал в .сторону Цейского ледника. На скалах - тур и 2 площадки для палаток. С перевала видны на западе Бурджула, Шхара, Коштантау, массив Караугомхоха, на востоке - вершины Цейской подковы. Восточные склоны Бубисхоха лавиноопасны, а с Дубль-пиков возможны камнепады, поэтому спускаться надо лишь в утренние часы.

Спуск начинаем слева от скал перемычки по снежнофирновому склону крутизной от 25 до 35°, в конце лета здесь возможен лед. Первые метры идем вдоль склонов Дубль-пиков (5 веревок), затем от них вправо 40 -50 м к снежному мосту в средней части бергшрунда. Страховка на скалах крючьевая, а на снегу - ледорубом. Верхний край бергшрунда обрывается к снежному мосту ледовой стенкой (3-4 м). По ней спускаемся с использованием крючьевой страховки. За бергшрундом идем по снежнику крутизной 30-35°, постепенно выполаживающемуся и выходящему на ровное плато в заключительном цирке северной ветви Цейского ледника. Продолжительность спуска 1,5-2 часа.

Повернув на север и оставляя слева Дубль-пик, движемся в направлении "Уилпатинских ночевок". По пути к ним встречается участок, сильно изрезанный трещинами, но все препятствия можно преодолеть по снежным мостам или обойти. Путь до "Уилпатинских ночевок", удобных площадок, выложенных на каменистой левобережной морене, чуть ниже склонов вершины Уилпата, занимает 1,5-2 часа.

Северная ветвь впадает в Цейский ледник мощным ледопадом высотой около 300 м, осложняющим движение вниз по ветви. Наиболее удобно переходить с северной ветви на южную через скальный отрог Мамисонхоха в месте, называемом перевалом Хицан (1Б, 3600 м). Идти к нему надо по открытому леднику в направлении скал под вершиной Хицан, затем подниматься по снежному склону на узкую каменистую седловину севернее вершины Хицан (1 -1,5 часа). С перевала открывается вид на восток - на хребет Кальтберг; на запад обзор ограничен вершинами Уилпата и ЦДСА. Спускаемся с перевала по узкому осыпному кулуару крутизной в верхней части до 40°, в середине - 20-25°; в нижней части кулуар выполаживается и появляется снег (спуск камнеопасен!). От перевала Хицан до "Николаевских ночевок" полчаса движения.

"Николаевские ночевки" (3000 м) расположены на левобережной каменистой морене верхнего цирка южной ветви Цейского ледника. Здесь есть хижина на 8 человек, всегда занятая альпинистами, совершающими отсюда восхождения на пики Николаева, Ронкетти, Заромаг. Рядом с хижиной много удобных площадок, выложенных из камней, на леднике есть вода.

От ночевок идем в Цей через ледник южной ветви к правому краю. Средний ледопад обходим по правобережной осыпи. Затем пересекаем среднюю часть ледника над нижним ледопадом и выходим на "бараньи лбы" левого края. Выход с ледника на скалы промаркирован турами (2600 м, 2 часа). Далее по тропе, пробитой в "бараньих лбах", спускаемся на левобережные травянистые склоны. Обход ледопада заканчиваем возле "Нижних ледовых ночевок".

Потом движемся по заросшему травой гребню старой боковой морены, переправляемся через поток, текущий с Уилпатинского ледника. За селевыми выносами из ущелья Орахкома тропа разветвляется: одна идет под скальными стенками склона Цейского хребта, другая спускается к развалинам бывшего альплагеря "Медик" (разрушен селем в 1953 г.). В лесу тропы снова соединяются и ведут к мосту через Цейдон. За мостом расположился альплагерь "Торпедо", а ниже его - турбаза "Цей". От "Нижних ледовых ночевок" до альплагеря 3 часа.







  
11. Корсетный узел. Первый вариант . Рис. 11. Ходовой конец троса зашнуровываем восьмерками от центра к ходовой части петли, затем узел обтягиваем. Узел хорошо держит, но без нагрузки может ослабнуть. Чтобы этого не случалось, следует поверх середины петли
Все таки злые силы возымели верх и помрачили рассудок модератора. И он отключил меня. Hо я его не виню, ибо знаю, что это бесы говорят в нем, а не его добрая воля. А напоследок я хочу вам пересказать одну таджикскую сказку, которую я совсем недавно упоминал в одном из предыдущих своих писем. Hадесь, она заставит вас задуматься и понять
Высокий Алай. Этот мощный массив в цепи гор Высокого Алая, расположенный между ущельями рек Южн. и Сев. Караказык на западе и ущельем реки Исфайрамсай на востоке, представляет собой вполне самостоятельный, с точки зрения горного туризма, район
Редактор Расскажите
о своих
походах
Веревки . Веревки делятся на статические, т. е. такие, которые не пружинят используются для перил и переправ, и динамические, т. е. пружинящие используются для связок и нижней страховки. Как правило, используются веревки длиной 40 50 метров. Крючья, закладки . Используются для организации точек страховки на скалах. Очень много
Советская команда высотников во главе с Е. А. Белецким, готовящаяся к экспедиции на Музтаг Ата. Кавказ, 1956 г. Участники советско китайской экспедиции на вершине Музтаг Ата. 1956 г. Е. А. Белецкий выпускает группу К. К. Кузьмина на штурм Конгур Тюбе. Е. А. Белецкий беседует с президентом Географического
Категория сложности: 2А Высота: 5642 Характер: снежно ледово осыпной Ориентация: восток запад Расположение: Перевал Ирикчат: первая седловина восточного отрога Эльбруса (отрог Сылтран). Эльбрус: Северная оконечность отрога ГКХ (отрог Хотю Тау). Координаты: ВЭ: 43° 20 48. 6 с. ш. 042° 27 12. 9 в. д. Координаты: ЗЭ: 43° 20 34.


0.740 секунд RW2