Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Северный Тянь-Шань

Предисловие

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ АЛМА-АТЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Экскурсия по Алма-Ате

Достопримечательности Большого и Малого Алма-Атинских ущелий

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЗАИЛИЙСКОГО И КУНГЕЙ-АЛАТАУ

Рельеф и климат

Ледники, реки и озера

Растительный и животный мир

ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ

Маршруты I категории сложности

Маршрут 1

Маршрут 2

Маршруты II категории сложности

Маршрут 3

Маршрут 4

Маршруты III категории сложности

Маршрут 5

Маршрут 6

Маршруты IV категории сложности

Маршрут 7

Маршрут 8

Маршруты V категории сложности

Маршрут 9

Маршрут 10

Справки для туриста

По Северному Тянь-Шаню - Путеводители

Маршрут 8

МАРШРУТ 8: г. Алма-Ата — ущ. Бол. Алма-Атинское — р. Кум-бельсу — пер. Зои Космодемьянской (1Б) — лед. Зои Космодемьянской — лед. Туюксу — лед. М. Маметовой — пер. Антикайнена (2А) — лед. Орджоникидзе — р. Лев. Талгар — лед. Конституции - пер. Мирошкина (2Б) — лед. Жангырык — пер. Чилико-Кемииский (1Б) — лед. Рижский (2Б) — лед. Чон-Аксу — р. Чон-Аксу — пер. Ю. Аксу (2А) — лед. Вост. Аксу — лед. Зап. Аксу — пер. Кызыл-Куйрук (Бакты-Долонаты) (2А*) — оз. Иссык-Куль (15 дней, 154 км пешком).

Вариант маршрута: пер. Локомотив (1Б) — пер. Маяковского (2А) — пер. Мирошкина (2Б) - пер. Машковцева (1Б) — пер. Кант-Бас-Тау (2Б) — пер. Аксу Ю. (2А) — пер. Вост. Бозтери (1Б*).

Для прохождения маршрута группе из 6 человек необходимо следующее специальное снаряжение: каска, ледоруб, страховочный пояс, кошки - 6 комплектов; веревка основная 40 м - 3 шт.; карабины - 24 шт.; ледобурные крючья - 12 шт.; скальные крючья - 5 шт.

1-й день похода - подъезд на рейсовом автобусе №6 из Алма-Аты в Медео и подход к месту 1-й ночевки у турлагеря «Эдельвейс». 2-й день —заброска продуктов питания и горючего на ГМС «Мынжилки» или площадку «Альпенград». Если туристская группа достаточно многочисленна и хорошо физически подотовлена, то целесообразно в этот же день (разделившись на две подгруппы) сделать еще заброску в долину р. Лев. Талгар, что позволит сложный пер. Антикайнена проходить со сравнительно легкими рюкзаками.

Для выполнения этой задачи за один день желательно использование (на обратном пути) канатной Др?оги горнолыжная база «Чимбулак» - пер. Талгарский. день - возвращение в Алма-Ату, подъезд в ущелье Бол. Алма-Атинское. 4-й день - переход в верховья р. Кумбельсу, к морене лед. Локомотив. 5-й день -прохождение пер. Зои Космодемьянской.

Рис. 60. 9 — пер. 3. Космодемьянской с лед. Локомотив. Зарисовка в юго-восточном направлении с расстояния 1 км от седловины
Рис. 60. 9 — пер. 3. Космодемьянской с лед. Локомотив. Зарисовка в юго-восточном направлении с расстояния 1 км от седловины.

Перевал 3. Космодемьянской (1Б, 3900 м) расположен в западной ветке северной части Мало-Алматинского отрога хребта Заилийский Алатау между вершинами Молодежная и 3. Космодемьянской. Перевал ведет с запада на восток с лед. Локомотив (р. Кумбельсу, р. Бол. Алмаатинка) на лед. Туюксу (р. Мал. Алмаа-тинка).

Подход к перевалу начинается с места 4-й ночевки на конечной морене лед. Локомотив. Тело ледника расположено с юга на север параллельно скальному отрогу в котором находится пер. 3. Космодемьянской. Следует выйти на язык ледника с западного борта и пересечь его в восточном направлении к вершине 3. Космодемьянской. Ледник в этом месте пологий, открытый, без трещин. Перевал имеет две седловины: первая находится между вершиной 3. Космодемьянской на юге и характерным острым «жандармом» на севере; вторая -ближе к вершине Молодежная (рис. 60, 9).

Непосредственный подъем на первую седловину представляет собой среднюю (в верхней части мелкую) осыпь крутизной 35°. Тур находится у «жандарма». Спускаться с перевала рекомендуется не сразу вниз на восток, а сначала траверсируя снежно-ледовый склон на север к «жандарму», потом — в осыпной кулуар крутизной до 40° и далее через лавинный вынос на лед. 3. Космодемьянской (рис. 61, 9).

Для выхода с лед. 3. Космодемьянской на восток к лед. Туюксу нужно преодолеть невысокую перемычку, которая их разделяет. Следует отметить, что прохождение перевала через вторую седловину (она находится ближе к вершине Молодежная) технически проще и быстрее, так как это — преодоление осыпных склонов крутизной до 40°. Путь до лед. Туюксу занимает 3,5—4 ч.

Рис. 61. 9 — пер. 3. Космодемьянской с одноименного ледника, выходящего на лед. Туюксу. Зарисовка в западном направлении с расстояния 1 км от седловины
Рис. 61. 9 — пер. 3. Космодемьянской с одноименного ледника, выходящего на лед. Туюксу. Зарисовка в западном направлении с расстояния 1 км от седловины.

Выйдя на лед. Туюксу, пересекаем его в северо-восточном направлении до верха морены, отделяющей этот ледник от лед. Иглы-Туюксу. Затем по морене идем на север до места, где она сливается с конечной мореной лед. Отечественной войны. Отсюда не надо спускаться на дно ущелья, а следует траверсировать склон по тропе до площадок «Альпенграда». Этот путь описан в маршруте 5.

Прохождение пер. 3. Космодемьянской от морены лед. Локомотив до «Альпенграда» занимает 6—7 ходовых часов. 6-й день - прохождение пер. Антикайнена.

Рис. 62. 16 — пер. Антикайнена с лед. М. Маметовой. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 1 км от седловины
Рис. 62. 16 — пер. Антикайнена с лед. М. Маметовой. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 1 км от седловины.

Перевал Антикайнена (2А, 3950 м) расположен в восточной ветви северного отрога Заилийского Алатау между вершинами Антикайнена и М. Маметовой, ведет с лед. М. Маметовой (р. Мал. Алмаатинка) на лед. Вост. Орджоникидзе (р. Лев. Талгар). Ледовая седловина перевала видна уже на востоке от площадок «Альпенграда» (рис. 15, 16).

Подход от места 5-й ночевки к непосредственному подъему на перевал осуществляется на восток тропой по верху правой боковой морены лед. М. Маметовой. В месте, где морена упирается в тело ледника, следует пересечь его в юго-западном направлении до начала непосредственного подъема на перевал. Путь до этого места от «Альпенграда» занимает 1,5 ч.

Подъем на пер. Антикайнена с лед. М. Маметовой представляет собой снежно-ледовый склон с несколькими поясами бергшрундов. Нижняя часть склона имеет два ледовых обнажения (рис. 62, 16). Первые 50 м подъема нужно осуществлять правее обнажений с выходом на левую часть третьего обнажения, расположенного еще выше по склону (участок I—II).

Путь по участку I—II - это ледовый склон крутизной около 45°. В точке II есть возможность закрутить для страховки ледобурный крюк. Длина этого участка 50 м. Участок II—III имеет крутизну около 50° и длину 100 м. Страховка здесь возможна только через ледоруб из-за толстого слоя фирна. Конец участка II—III упирается в глубокий бергшрунд шириной 3—4 м.

Участок III—IV - это снежный мост для перехода через бергшрунд со страховкой через ледоруб. В верхней части участка (его длина 12 м) есть возможность завернуть для страховки ледобурный крюк. Участок IV—V -это сравнительно простой траверс ледового склона по верхней кромке бергшрунда. В конце участка заворачивается ледовый крюк. От ледового крюка следует выйти на гребешок бергшрунда (участок V—VI). Длина участка 35 м, крутизна 20—25°. Участок VI—VII - это переход по засыпанному лавиной бергшрунду к углублению, образованному ледовым и скально-осыпным склонами вершины М. Маметовой. Длина участка ПО м, крутизна около 30°. Участок VII—VIII - это ледово-скальный склон крутизной 35°, длиной 200 м до выхода на седловину перевала.

Рис. 63. 16 — пер. Антикайнена с лед. Вост. Орджоникидзе. Зарисовка в северо-западном направлении с расстояния 1 км от седловины
Рис. 63. 16 — пер. Антикайнена с лед. Вост. Орджоникидзе. Зарисовка в северо-западном направлении с расстояния 1 км от седловины.

Весь непосредственный подъем на перевал осуществляется в кошках. Участки I—VI проходятся с навешиванием перил, а участки VI—VIII - раздельными связками. Седловина перевала представляет собой ледово-снежное понижение гребня шириной около 100 м. Тур находится в юго-западной части седловины на небольшом скальном «островке».

Спуск с перевала на восток начинается от этого скального «островка» и представляет собой покрытую фирном осыпь крутизной около 40°, длиной 200 м (рис. 63, 16).

При жестком фирне на склоне нужна перильная страховка первые 100—150 м спуска. Дальше спуск проходит по выположенной осыпи, засыпанной снегом с выходом на лед. Вост. Орджоникидзе. Спуск в долину р. Лев. Талгар идет вдоль скального гребня по левому борту ледника, по верху боковой морены. Через час движения на восток появляется отчетливая тропа, выводящая на Солнечную поляну.

Всего прохождение пер. Антикайнена от «Альпенграда» до Солнечной поляны в долине р. Лев. Талгар занимает 10 ходовых часов.

7-й день похода - дневка; 8-й — переход к лед. Конституции. Этот участок пути описан в маршруте 5, там же описан путь от места 8-й ночевки к началу подъема на пер. Мирошкина.

Рис. 64. 28 — пер. Мирошкина с лед. Конституции. Зарисовка в южном направлении с расстояния 1 км от седловины
Рис. 64. 28 — пер. Мирошкина с лед. Конституции. Зарисовка в южном направлении с расстояния 1 км от седловины.

Перевал Мирошкина (2Б, 4300 м) расположен в основном хребте Заилийского Алатау и ведет с лед. Конституции (р. Конституции, р. Лев. Талгар) на лед. Жангырык (р. Жангырык). Перевальный взлет представляет собой снежно-ледовый склон 30—45° с несколькими поясами широких бергшрундов общей протяженностью 300—350 м. В нижней части склона наблюдается мощное обнажение льда. Подъем на перевал начинаем в обход этого обнажения слева с выходом на снежную полку крутизной 25—30°. За полкой проходит главный пояс бергшрундов, преодолеваемый по непрочным снежным «мостикам». Далее в течение 40 мин по снежно-ледовому склону крутизной 45° выходим на седловину (рис. 64, 28).

Перевальная седловина с севера — это узкое снежно-ледовое плато, изрезанное сложным бергшрундом, в южной части с выходом скал. С перевала открывается широкая панорама лед. Жангырык. Справа налево видны перевалы Вост. Дмитриева, Машковцева, Журналистов, Чилико-Кеминский, Чон-Кемин, 70-летия Октября. За пер. Вост. Дмитриева виден пер. Зап. Дмитриева.

Спуск с пер. Мирошкина представляет собой обледенелую осыпь крутизной 35° и протяженностью 250 м (рис. 39, 28). Спуск на лед. Жангырык занимает 30 мин. Лед. Жангырык (крутизна 5—15°) в этом месте сильно изрезан крупными трещинами, поэтому двигаться необходимо только в связках. Через час спуска доходим до поворота ледника на восток, еще через час движения можно выйти к зеленым площадкам на левой моренной террасе лед. Жангырык.

Чтобы сократить подход под следующий перевал, нужно пересечь лед. Жангырык и организовать 9-ю ночевку на правой боковой морене. 10-й день похода — прохождение пер. Чилико-Кеминский.

Рис. 65. 58 — пер. Чилико-Кеминский с лед. Жангырык. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния 4 км от седловины
Рис. 65. 58 — пер. Чилико-Кеминский с лед. Жангырык. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния 4 км от седловины.

Перевал Чилико-Кеминский (1Б, 4070 м) находится в центре Чилико-Кеминской перемычки и соединяет южную ветвь лед. Жангырык с лед. Чилико-Кеминским (оз. Жасык-Куль, р. Чон-Кемин). Если наблюдать перевал от языка лед. Жангырык, то характерная его примета - отрог узловой вершины с бесснежным осыпным склоном, который находится западнее седловины (рис. 65, 58).

Прохождение перевала начинается с места 9-й ночевки на левой боковой морене южной ветви лед. Жангырык, где она сходится с невысоким моренным валом, отделяющим ее от основного тела ледника. Сначала нужно двигаться вдоль боковой морены на юго-восток, затем на юг вдоль правого борта ледника, так как здесь меньше трещин. Вообще же та часть южной ветви лед. Жангырык, которая замыкается пер. Чилико-Кеминский, изобилует закрытыми трещинами, поэтому необходимо движение в связках с тщательной страховкой. Через 2,5 ч выходим на второй увал ледника и далее движемся, уже придерживаясь его левого борта.

Непосредственный подъем на перевал — это снежно-ледовый склон крутизной около 35° и протяженностью 200 м, с бергшрундом в верхней части. Подниматься нужно к восточной части седловины. Достаточно сложным является преодоление бергшрунда. Первый участник должен по ненадежному снежному «мостику» переползти к верхнему краю бергшрунда и навесить перила для остальных туристов. С восточного плеча следует спуститься к центру седловины, где находится тур.

Рис. 66. 58 — пер. Чилико-Кеминский с одноименного ледника. Зарисовка в северном направлении с расстояния 1,5 км от седловины
Рис. 66. 58 — пер. Чилико-Кеминский с одноименного ледника. Зарисовка в северном направлении с расстояния 1,5 км от седловины.

Спуск с перевала на юг целесообразно осуществлять с западной части седловины по некрутому (15—20°) снежно-ледовому склону, затем по правому борту короткого лед. Чилико-Кеминский. Через 35 мин выходим к левой боковой морене (рис. 66, 58). По ней спускаемся в ущелье и организуем ночевку на травянистых площадках восточнее оз. Жасык-Куль. Всего прохождение пер, Чилико-Кеминский занимает 6,5 ходового часа.

11-й день — дневка. В конце дня за 1,5 ч движения на восток, а затем на юг подходим к левой боковой морене лед. Рижский, где организуем 11-ю ночевку. Ориентиром выхода к этому месту является ледовый купол вершины Кант-Бас-Тау (в переводе с казахского - Сахарная голова-гора), господствующей в данном районе. 12-й день — прохождение пер. Рижский.

Перевал Рижский (2Б, 4180 м) расположен в основном хребте Кунгей-Алатау и ведет с лед. Рижский (оз. Жасык-Куль, р. Чон-Кемин) на лед. Чон-Аксу (р. Чон-Аксу).

Рис. 67. 59 — пер. Рижский с лед. Рижский. Зарисовка в юго-восточном направлении с расстояния 2,5 км от седловины
Рис. 67. 59 — пер. Рижский с лед. Рижский. Зарисовка в юго-восточном направлении с расстояния 2,5 км от седловины.

Прохождение перевала начинается с места 11-й ночевки, где левая боковая морена лед. Рижский примыкает к северо-западному гребню вершины Кант-Бас-Тау, за которым на юге находится одноименный ледник. Отсюда на восток хорошо видна снежно-ледовая седловина пер. Рижский, ограниченная на севере скально-осыпной вершиной «4200», а на юге — вершиной Кант-Бас-Тау, 4647 м (рис. 67, 59).

Путь к седловине перевала преграждают разломы ледопада, проходить которые следует, придерживаясь его правой стороны. От места ночевки начинаем движение к ледопаду на юго-восток. Крутизна ледника здесь не превышает 25°, но имеется множество закрытых трещин. Через 40 мин подходим к первому короткому (до-40 м), но крутому (до 45°) участку ледопада. Ведущий группы проходит этот участок с нижней страховкой через ледобурные крючья (3 крюка), после чего веревка первой связки используется в качестве перил остальными членами группы. Еще через 60 м пути вверх выходим к большому разлому ледопада глубиной около 10 м.

Дальше движемся прямо по дну разлома на северовосток (2 веревки), потом поворачиваем на восток и через 5 мин выходим на ровную каменистую площадку, расположенную между двумя языками ледопада. От этой площадки следует двигаться дальше на восток, придерживаясь правого скального гребня, прямо по границе осыпи и ледника.

Через 35 мин движения подходим к западному склону пер. Рижский. Имеется два варианта подъема к перевальному туру: а) прямо в лоб по крутому (до 60°) ледовому склону; б) правее седловины перевала, по скальному гребню, ведущему к вершине «4200» с выходом к перевальному туру.

При подъеме по второму варианту поворачиваем на север и по мелкой осыпи за 40 мин выходим на гребень, далее идем на восток по скалам средней трудности. Страховку осуществляем через скальные выступы и скальные крючья. Через час выходим на вершину «4200» и, повернув на юг, за 15 мин спускаемся к перевальному туру, расположенному в центре седловины.

Рис. 68. 59 — пер. Рижский с лед. № 538, примыкающего к лед Чон-Аксу (№ 536). Зарисовка в западном направлении с расстояни: 700 м от седловины
Рис. 68. 59 — пер. Рижский с лед. № 538, примыкающего к лед Чон-Аксу (№ 536). Зарисовка в западном направлении с расстояни: 700 м от седловины.

Подъем на пер. Рижский со срединной морены одноименного ледника до перевального тура занимает 5 ч ходового времени.

Другой вариант подъема на пер. Рижский может быть осуществлен непосредственно по его западному снежно-ледовому склону крутизной до 60°, протяженностью 400—500 м. В нижней части склона имеется бергшрунд, который преодолевается по снежному «мосту». Подъем возможен с попеременной страховкой через ледобурные крючья (8 крючьев) и занимает от подножия склона до тура 2,5 ч.

Спуск с перевала рекомендуется начать от тура прямо вниз (80 м), а потом влево вниз и продолжать спускаться по мелкой осыпи 10 мин на лед. № 538 (рис. 68, 59). Небольшой лед. № 538 проходится до лед. Чон-Аксу (Атаджайляо) за 50 мин. Спуск по лед. Чон-Аксу (№ 536) до морены занимает 1 ч.

Морена лед. Чон-Аксу огромна, поэтому на спуск по ее правой стороне нужно 3,5 ч.

Спуск с перевала до долины р. Чон-Аксу занимает около 6 ч ходового времени.

12-ю ночевку рекомендуется организовать ближе к истокам р. Чон-Аксу и языку лед. № 548. Отсюда на западе, южнее пер. Аксу Сев., видна седловина следующего в нашем походе перевала — Аксу Ю.

Рис. 69. 5 — пер. Аксу Ю. с лед. № 548. Зарисовка в западном направлении с расстояния 2,5 км от седловины
Рис. 69. 5 — пер. Аксу Ю. с лед. № 548. Зарисовка в западном направлении с расстояния 2,5 км от седловины.

Перевал Ю. Аксу (2А, 4210 м) расположен в основном хребте Кунгей-Алатау, ведет с лед. № 548 (пр. приток р. Чон-Аксу) на лед. Вост. Аксу (р. Аксу, р. Чон-Кемин) и имеет экспозицию склонов восток—запад. Подход от места 12-й ночевки осуществляется в западном направлении по левому борту лед. № 548 к восточному склону перевала (рис. 69, 5). Ледник следует проходить в связках, так как он в этом месте имеет закрытые трещины.

Непосредственный подъем на перевал — это снежно-ледовый склон протяженностью около 120 м, крутизной 35°, технической сложности не представляющий. Тур расположен на скалах в северной части седловины.

Спуск с перевала проходит по снежно-ледовому склону крутизной около 45° и протяженностью 300—350 м. Первые 60 м спускаемся прямо с седловины вниз, затем следует траверсировать склон в северном направлении к скально-осыпному гребешку (130 м). Траверс осуществляется в кошках, со страховкой через ледовые крючья (3 крюка) и скальные выступы. Нельзя подрезать фирновый склон, так как это может вызвать сход снежной «доски».

Дальнейший спуск проходит вниз на запад вдоль скально-осыпного гребешка. Страховка через ледоруб в верхней части и через ледовые крючья (здесь ледовое обнажение склона) — в нижней. Осторожно! В нижней части западного склона - бергшрунд! (рис. 7, 5).

Выйдя на плоскую часть ледника, поворачиваем на север и движемся вдоль его правого борта до выхода на правую боковую морену лед. Вост. Аксу, где организуется 13-я ночевка. Этот участок пути не прост, так как изобилует закрытыми трещинами. Дальнейшее движение осложняют глубокий снежный покров и «ледниковое болото».

Прохождение пер. Ю. Аксу от языка лед. № 548 до правой боковой морены лед. Вост. Аксу занимает 6 ч.

Последний в данном маршруте - пер. Кызыл-Куйрук (2А*, 4050 м), расположенный в основном хребте Кунгей-Алатау и ведущий с лед. Зап. Аксу (р. Аксу, р. Чон-Кемин) в долину р. Кызыл-Куйрук (оз. Иссык-Куль). Есть два варианта подхода к перевалу с лед. Вост. Аксу.

Рис. 70. 73 — пер. Кызыл-Куйрук с лед. Зап. Аксу. Зарисовка в южном направлении с расстояния 800 м от седловины
Рис. 70. 73 — пер. Кызыл-Куйрук с лед. Зап. Аксу. Зарисовка в южном направлении с расстояния 800 м от седловины.

Первый вариант. От места 13-й ночевки на правой боковой морене лед. Вост. Аксу (у начала подъема на пер. Аксу Сев.) пересечь ледник в юго-западном направлении и подойти к месту, где от основного хребта Кунгей-Алатау отходит на север отрог, разделяющий ледники Вост. и Зап. Аксу. В месте соединения основного хребта и отрога имеется снежно-ледовая седловина, перевалив через которую можно выйти на лед. Зап. Аксу (рис. 7, 7). Путь этот трудоемок и сложен из-за глубокого снежного покрова в верхней части лед. Вост. Аксу (который часто не выдерживает веса человеческого тела), значительного количества закрытых трещин и нескольких участков «ледниковых болот».

Второй вариант подхода проще, но длиннее. Сразу после спуска с пер. Ю. Аксу продолжать движение на север по правому борту лед. Вост. Аксу до выхода к его языку, затем — по моренным отложениям на правом берегу р. Вост. Аксу до слияния ее с р. Зап. Аксу. Здесь у чистого родника организовать 13-ю ночевку.

На 14-й день похода рано утром переправляемся с правого берега р. Вост. Аксу на правый берег р. Зап. Аксу и по старым моренным отложениям движемся на юго-запад. Через 1,5 ч подходим к языку лед. Зап. Аксу. Отсюда перевал, расположенный в южной части камеры, еще не виден. Лед. Зап. Аксу некрутой (до 10°), имеет три увала, но сильно изрезан многочисленными широкими трещинами. Следует, петляя между ними, идти в связках по центру ледника. После прохождения второго увала на юге появляются три перемычки. Средняя из них и есть пер. Кызыл-Куйрук. Прохождение ледника занимает почти 4 ч ходового времени.

Непосредственный подъем на перевал представляет собой ледовый склон крутизной около 45° и длиной 50— 55 м с широким бергшрундом в нижней части (рис. 70, 73). Первый участник в кошках преодолевает бергшрунд по снежному «мостику», со страховкой через ледобурные крючья (3 крюка) поднимается на седловину и закрепляет перила на двух ледобурных крючьях. Остальные туристы поднимаются по перилам. Перевальный тур находится на скалах в западной части седловины. С перевала на юге уже видна голубая гладь оз. Иссык-Куль.

Спуск с перевала на лед. № 572 короткий (40 м), некрутой и технически простой, хотя в нижней части этого ледово-фирнового склона имеется полуметровой ширины бергшрунд. Спускаться по леднику рекомендуется, придерживаясь его левого борта. Ледник короткий (1,5 км), пологий и почти без трещин. Через час движения по леднику выходим на конечную морену и продолжаем спуск по ее левой части. Еще через час организуем 14-ую ночевку на поросших травой площадках. Прохождение перевала до этого места занимает 8 ч ходового времени.

На следующий, 15-й день похода за 1,5 ч движения выходим к г. Чолпон-Ата, расположенному на берегу оз. Иссык-Куль.

Из варианта маршрута 8 опишем пер. Маяковского (2А, 3950 м). Он расположен в восточной ветке Мало-Алматинского отрога хребта Заилийский Алатау, между вершинами Маяковского и Отечественной войны, и ведет с лед. Маяковского (р. Мал. Алмаатинка) на лед. Вост. Орджоникидзе (р. Лев. Талгар).

Рис. 71. 30 — пер. Отечественной войны; 31 — пер. Маяковского. Зарисовка с лед. Туюксу в восточном направлении с расстояния 2 км от седловины пер. Маяковского
Рис. 71. 30 — пер. Отечественной войны; 31 — пер. Маяковского. Зарисовка с лед. Туюксу в восточном направлении с расстояния 2 км от седловины пер. Маяковского.

Подход к перевалу начинается с места так называемых «Крестовых ночевок», находящихся на том участке правой боковой морены лед. Туюксу, который отделяет этот ледник от лед. Маяковского. Такое название ночевки получили потому, что расположены у огромной, красноватого цвета скалы с белым крестом, нарисованным гляциологами.

От места ночевок поднимаемся в восточном направлении по правой боковой морене лед. Маяковского до его языка, затем — по правому борту ледника, через 2 ч выходим к началу осыпи у подножия западного бокового гребня пика Маяковского. Поворачиваем на северо-восток, начинаем полуторачасовой подъем по осыпи до верха западного бокового гребня, потом поворачиваем на восток и выходим к понижению между вершинами Маяковского и Отечественной войны. Это и есть пер. Маяковского (рис. 71, 31).

Спуск с перевала идет прямо вниз на восток по крутому (45°), узкому, длинному (250 м) и камнеопасному кулуару (рис. 31). Следует иметь в виду, что спуск проходит по восточной, освещаемой солнцем экспозиции перевала. Поэтому его следует осуществлять рано утром, чтобы по возможности избежать опасности камнепада. Дальнейший спуск по морене лед. Вост. Орджоникидзе до Солнечной поляны в долине р. Лев. Талгар описан в маршруте 5. Всего прохождение пер. Маяковского занимает 10—12 ч ходового времени.







  
Что это такое Те, кто всерьез увлекаются спортивным туризмом, знают, что правильно организованное питание является существенным условием успешного прохождения маршрута. Плохо составленная продовольственная раскладка в сложном длительном путешествии
Победа французских альпинистов над Апнапурной вселяла надежду на скорые победы и над другими вершинами гигантами. В 1953 г. намечалось небывало большое число экспедиций на восьмитысячники. Их участниками планировались штурмы Джомолунгмы, Чогори, Дхаулагири, Манаслу, Нангапарбат и Макалу, а также
Орографическая схема Малого Кавказа. Мургузский хребет (№44 на схеме) платообразный водораздел бассейнов правых притоков Агстева Гетик (арм. Ручей ) с юга и Нальтекет с севера, а также правых притоков Куры Лхум Гасансу и Таузчая. Сложен вулканогенными породами и песчаниками. Тянется с запада на восток юго восток на 60
Редактор Расскажите
о своих
походах
N Наименование Кол во Вес, кг Примечание 0 Носимый Аварийный Запас: индивидуальный мед. пакет спички/зажигалка нож 1 0, 2 всегда при себе! 1 лыжи палки пара 3 в носках лыж петли 2 тросики для лыж 3 0, 3 1 запасной 3 шнурок для таскания лыж 1. 5м 1 0, 1 с петельками на концах 5 бахилы
1983 г. Не просто нынче найти в горах перевал, на котором бы не побывали туристы. Почти не осталось горных хребтов, ими не пройденных. И уж, кажется, совсем невозможно представить горную страну, о которой они знали бы только понаслышке. Между тем такая горная
Ищю компанию на авто, для отдыха в окресностях Байкала. Мы, экипаж (пока 1 авто), планируем поездку по красивийшим местам озера до полуострова Святой Нос. Так же расматриваем активный отдых рыбалка, виндсерфинг, сплав. Андрей


0.365 секунд RW2