Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Северный Тянь-Шань

Предисловие

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ АЛМА-АТЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Экскурсия по Алма-Ате

Достопримечательности Большого и Малого Алма-Атинских ущелий

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЗАИЛИЙСКОГО И КУНГЕЙ-АЛАТАУ

Рельеф и климат

Ледники, реки и озера

Растительный и животный мир

ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ

Маршруты I категории сложности

Маршрут 1

Маршрут 2

Маршруты II категории сложности

Маршрут 3

Маршрут 4

Маршруты III категории сложности

Маршрут 5

Маршрут 6

Маршруты IV категории сложности

Маршрут 7

Маршрут 8

Маршруты V категории сложности

Маршрут 9

Маршрут 10

Справки для туриста

По Северному Тянь-Шаню - Путеводители

Маршруты III категории сложности

Маршрут 5

МАРШРУТ 5: г. Алма-Ата — пер. Талгарский (н/к) — р. Лев. Талгар — лед. Богдановича — пер. Учитель (1Б) — лед. Туюксу — пер. Орджоникидзе (2А) — р. Лев. Талгар — пер. Конституции (2А) — лед. Жангырык — лед. Новый — пер. Центр. Ишенбулак (2А) — лед. Ишенбулак — р. Чон-Аксу — пер. Ильича (1Б) — оз. Иссык-Куль (12 дней, 137,5 км пешком).

Вариант маршрута: пер. Пионер (1Б) — пер. Отечественной войны (2А) — пер. Казахстан (2А*) — пер. Атаджайляо (2А) -р. Чон-Аксу — оз. Иссык-Куль.

Для прохождения маршрута группе из 6 человек требуется следующее спецснаряжение: каска, ледоруб, кошки, страховочный пояс - 6 комплектов; веревка основная 40 м - 3 шт.; крючья ледобурные - 14 шт.; карабины - 23 шт.

1-й день маршрута уйдет на подъезд в урочище Ме-део и подход группы к месту 1-й ночевки у тур лагеря «Эдельвейс». На 2-й день похода целесообразно сделать заброску продуктов питания и горючего на ГМС «Мынжилки» (или площадки «Альпенграда»). Путь подхода и заброски описаны в предыдущих маршрутах.

На следующий (3-й) день за 3 ч поднимемся на Талгарский пер. Для лучшей акклиматизации канатной дорогой пользоваться не рекомендуется. От седловины перевала движемся по хорошо набитой тропе на юг, через 15 мин выйдем к маленькому озерцу у оконечности фронтальной морены лед. Богдановича и встанем здесь на 3-ю ночевку.

Вторую половину дня следует посвятить заброске продуктов питания и горючего в ущелье Лев. Талгар. Заброска и возвращение на Талгарский пер. займут 4—5 ч ходового времени. Во время дневки (которую лучше всего запланировать на 6-й день похода) заброску можно снять и перенести на Солнечную поляну (потребуется Зч).

В 4-й день похода проходим пер. Учитель.

Рис. 19. 23 — пер. Учитель; 24 — пер. Пионер. Зарисовка с лед. Богдановича в южном направлении на расстоянии 1,5 км от седловины пер. Пионер
Рис. 19. 23 — пер. Учитель; 24 — пер. Пионер. Зарисовка с лед. Богдановича в южном направлении на расстоянии 1,5 км от седловины пер. Пионер.

Перевал Учитель (1Б, 3900 м) расположен в боковом отроге хребта Заилийский Алатау, между вершинами Учитель и Героев-панфиловцев, ведет с лед. Богдановича на лед. М. Маметовой. Перевал Учитель — самый технически сложный из перевалов категории 1Б, ведущих с лед. Богдановича.

От места 3-й ночевки следует 1,5 ч идти в южном направлении по верху левой боковой морены лед. Богдановича, после чего выйти на тело самого ледника. Отсюда прямо на юге виден массив вершин Учитель и Пионер. Западнее этого массива видна перемычка пер. Пионер, а восточнее — пер. Учитель, к которому лежит наш путь (рис. 19, 23).

Массив вершин Учитель — Пионер делит лед. Богдановича на две камеры. Следует пересечь ледник в юго-восточном направлении и войти в восточную камеру ледника к началу непосредственного подъема на пер. Учитель. В этом месте необходима одновременная веревочная страховка, так как ледник изобилует трещинами.

Непосредственный подъем на перевал представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 50°, протяженностью около 250 м с тремя бергшрундами: в начале подъема, в его середине и перед выходом на перемычку. Подъем следует осуществлять в кошках, траверсом к скальному склону пер. Учитель, страхуясь через ледовые крючья (3 крюка). Подъем на перевал с места 3-й ночевки занимает 4 ч ходового времени. Перевальный тур находится в центре довольно узкой седловины (рис. 20, 23).

Рис. 20. 23 — пер. Учитель со стороны лед. Богдановича. Зарисовка в южном направлении с расстояния 800 м от седловины перевала
Рис. 20. 23 — пер. Учитель со стороны лед. Богдановича. Зарисовка в южном направлении с расстояния 800 м от седловины перевала.

Спуск с перевала идет на юг по узкому кулуару и далее по мелкой осыпи до выхода через 30 мин на правую боковую морену лед. М. Маметовой.

После обеда продолжаем движение тропой на запад по верху боковой морены и через 20 мин выходим на ровную каменистую площадку. Чтобы не терять высоты, следует не спускаться на дно ущелья, а от «Альпен-града» траверсировать склон на юг по еле заметной тропе и через 25 мин выйти к месту слияния морен ледников Отечественной войны и Туюксу.

Далее надо двигаться по боковой морене лед. Туюксу на юг, через 30 мин движения повернуть на восток и продолжать движение по центру лед. Иглы-Туюксу до фронтальной морены, откуда на северо-востоке уже виден осыпной склон пер. Орджоникидзе. У начала подъема на перевал имеются площадки для организации 4-й ночевки.

Рис. 21. 25 — пер. Орджоникидзе со стороны лед. Тукжсу. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 2 км от седловины перевала
Рис. 21. 25 — пер. Орджоникидзе со стороны лед. Тукжсу. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 2 км от седловины перевала.

Перевал Орджоникидзе (2А, 3900 м) расположен в северном отроге хребта Заилийский Алатау между вершинами Орджоникидзе (самой высокой в этом районе) и Маяковского. Подъем на перевал со стороны лед. Игл представляет собой крутую (40—45°) осыпь в основном мелкую, местами среднюю и крупную (рис. 21, 25).

Подниматься следует по левому краю осыпи, постепенно выходя на ее центр. Подъем до седловины перевала занимает 2 ч. На седловине имеется два перевальных тура: один — в центре седловины, другой — у начала южного скального гребня.

Спуск с перевала на восток проходит сначала по мелкой осыпи (80 м), а затем по 160-метровому снежно-ледовому склону крутизной 40—45°, который преодолевается в связках, на кошках, со страховкой через ледовые крючья. Далее, обходя бергшрунд, следует траверсировать склон в северном направлении с выходом на осыпь под южным гребнем пика Маяковского и только оттуда спуститься на лед. Вост. Орджоникидзе. Спуск с перевала до ледника занимает 1 —1,5 ч (рис.22, 25).

В жаркие летние месяцы интенсивное таяние ледников вызывает почти круглосуточные камнепады с северного склона вершины Орджоникидзе. Камнепады перекрывают описанный путь спуска с перевала. В этом случае следует пройти с перемычки перевала по гребню в северном направлении к вершине Маяковского и оттуда начинать спуск на восток, сначала по скалам (40 м перил), а затем по крутой осыпи вдоль западного гребня вершины. При спуске необходимо выставить наблюдение за северным склоном вершины Орджоникидзе.

Рис. 22. 25 — пер. Орджоникидзе со стороны лед. Вост. Орджоникидзе. Зарисовка в западном направлении с расстояния 1,5 км от седловины
Рис. 22. 25 — пер. Орджоникидзе со стороны лед. Вост. Орджоникидзе. Зарисовка в западном направлении с расстояния 1,5 км от седловины.

Дальнейший спуск до Солнечной поляны проходит по верху левой боковой морены лед. Вост. Орджоникидзе и занимает 2—2,5 ч ходового времени.

5-ю ночевку (и последующую дневку) рекомендуется организовать на Солнечной поляне в ущелье Лев. Талгар.

С места 5—6-й ночевок, на 7-й день похода, продолжаем движение в верховья р. Лев. Талгар, по ее левому берегу. Хорошо видимая тропа через 1,5 ч выводит нас к слиянию рек Конституции и Туристов. Через последнюю можно перейти по камням. Еще через час движения по древним, поросшим арчой моренным выносам подойдем к скальному прижиму в верховье р. Конституции. В этом месте следует с веревочной страховкой переправиться вброд на правый берег и продолжать движение на восток по центру моренного вала, придерживаясь имеющихся маркировочных камней.

Через 2,5 ч подходим к мощным разломам льда, образовавшимся из-за сильного перегиба лед. Конституции. Идти здесь очень опасно, и поэтому следует обойти ледопад с северной стороны по крутой осыпи, расположенной между двумя острыми скальными «островками». Подъем крут и займет почти час ходового времени, после чего выходим на левую боковую морену лед. Конституции.

В этом месте следует организовать 7-ю ночевку. Отсюда уже видны сам ледник, весь изрезанный глубокими трещинами, и еще один перегиб — разлом ледника. На горизонте видна перемычка пер. Казахстан (рис. 23, 26).

Рис. 23. 26 — пер. Казахстан со стороны лед. Конституции. Зарисовка в юго-восточном направлении с расстояния 2,5 км от седловины
Рис. 23. 26 — пер. Казахстан со стороны лед. Конституции. Зарисовка в юго-восточном направлении с расстояния 2,5 км от седловины.

На следующий (8-й) день пути нужно по левой боковой морене обойти перегиб и выйти на ровное ледниковое плато, пересеченное множеством трещин. Здесь следует связаться веревкой и двигаться по восточной стороне ледника к виднеющейся на юго-востоке перемычке пер. Конституции (2А, 4150 м), который находится в основном хребте Заилийского Алатау и ведет с лед. Конституции на лед. Жангырык (рис. 24, 27).

Через 1,5 ч подходим к мощному бергшрунду, пересекающему почти по 0,5-километровой длине выход на перемычку перевала. Бергшрунд широк (до 20 м), расстояние между верхним и нижним краями достигает 15 м, а глубину его определить невозможно.

Рис. 24. 27 — пер. Конституции; 28 — пер. Мирошкина со стороны лед. Конституции. Зарисовка в южном направлении с расстояния 1 км от седловины пер. Конституции
Рис. 24. 27 — пер. Конституции; 28 — пер. Мирошкина со стороны лед. Конституции. Зарисовка в южном направлении с расстояния 1 км от седловины пер. Конституции.

Надев кошки, страхуясь через ледовые крючья, нужно траверсировать склон по кромке бергшрунда севернее перемычки перевала. В бесснежное лето выход на противоположный край бергшрунда оказывается технически трудным, осуществляется по ненадежным снежным «мостикам», расположенным в бергшрунде на глубине 3—4 м, с тщательной крючьевой страховкой. Дальнейший (после бергшрунда) путь к седловине перевала сложности не представляет, если не считать множества закрытых трещин. Тур расположен на скальном «островке» северо-восточнее перемычки.

Спуск с перевала идет на восток по углублению, образованному краем ледника и скальной грядой, протянувшейся с запада на восток (рис. 25, 27). Спуск до начала морены следует осуществлять в кошках со страховкой через ледовые крючья.

Прохождение пер. Конституции от места переправы через одноименную реку до 8-й ночевки на левой боковой морене лед. Жангырык занимает 14 ч ходового времени. Нужно заметить, что в годы, когда уровень снежного покрова в горах Северного Тянь-Шаня бывает выше среднего и бергшрунд под пер. Конституции обычно засыпан снегом, то общее время прохождения перевала сокращается до 9 — 10 ч.

Рис. 25. 26 — пер. Казахстан; 27 — пер. Конституции со стороны лед. Жангырык. Зарисовка в северо-западном направлении с расстояния 3,5 км от седловины пер. Конституции
Рис. 25. 26 — пер. Казахстан; 27 — пер. Конституции со стороны лед. Жангырык. Зарисовка в северо-западном направлении с расстояния 3,5 км от седловины пер. Конституции.

На 9-й день пути за 1 ч пересекаем лед. Жангырык в юго-восточном направлении с таким расчетом, чтобы у языка ледника выйти на правый берег р. Жангырык. Далее около 3 ч движемся по моренным отложениям, смешанным с мокрым грунтом, и крутым осыпям правого берега. Затем поворачиваем на юг в ущелье р. Новая и, двигаясь по левому берегу реки среди зарослей колючек, за 3 ч подходим к одноименному леднику.

Лед. Новый имеет два языка. Восточный язык круто спускается к реке, западный, окруженный мощной конечной мореной, значительно положе, удобнее для движения. По этому языку ледника около часа движемся на юг, после чего организуем ночевку на срединной морене.

На следующий (10-й) день пути около часа идем по открытой части лед Новый. Затем в связках движемся на юго-восток по центральной части ледника, пересеченной трещинами, и еще через час подходим к началу непосредственного подъема на перевал (рис 26, 57).

Рис. 26. 57 — пер. Центр. Ишенбулак со стороны лед. Новый. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния 2,5 км от седловины
Рис. 26. 57 — пер. Центр. Ишенбулак со стороны лед. Новый. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния 2,5 км от седловины.

Перевал Центр. Ишенбулак (2А, 4150) расположен в основном хребте Кунгей-Алатау и ведет с лед. Новый— № 85 (р. Новая, р. Жангырык) на лед. Ишенбулак— № 524 (р. Ю. Ишенбулак, р. Чон-Аксу).

Перевал имеет три седловины. При этом восточная и западная классифицируются как 1Б категории сложности, а центральная, на которую нам предстоит подниматься,— 2А. Непосредственный подъем на перевал со стороны лед. Новый представляет собой снежно-ледовый склон протяженностью около 200 м с бергшрундом в нижней части. Первые после бергшрунда 80 м склона имеют крутизну до 50° и требуют навешивания перил. Затем склон постепенно выполаживается, и выход на

седловину можно осуществлять раздельными связками с одновременной страховкой.

Спуск с перевала на лед. Ишенбулак идет по мелкой осыпи крутизной около 40° и протяженностью 450 м (рис. 27, 57). Путь от места ночевки до лед. Ишенбулак занимает 4,5 ч ходового времени. Дальнейший спуск в долину р. Чон-Аксу проходит сначала по центру ледника, по огромным камням конечной морены, затем по морене, поросшей арчой, на левом берегу р. Ю. Ишенбулак. Ближе к слиянию нужно перейти на правый берег и через 3,5 ч движения встать на ночевку у места впадения р. Ю. Ишенбулак в р. Чон-Аксу.

Участок пути, запланированный для 11-го дня похода, требует не более 4 ч ходового времени, поэтому на маршрут можно выйти после обеда, хорошо отдохнув перед прохождением последнего перевала. По тропе на левом берегу р. Чон-Аксу за 2,5 ч доходим до места слияния этой реки с р. Атаджайляо. Еще через 1,5 ч пути по левому берегу в юго-западном направлении переходим на правый берег реки и становимся на ночевку у языка лед. № 553. Отсюда на юге отчетливо видна седловина пер. Ильича.

Рис. 27. 57 - пер. Центр. Ишенбулак со стороны лед. Ишенбулак. Зарисовка в северо-восточном направлении с расстояния 1 км от седловины
Рис. 27. 57 - пер. Центр. Ишенбулак со стороны лед. Ишенбулак. Зарисовка в северо-восточном направлении с расстояния 1 км от седловины.

Перевал Ильича (Чон-Аксу, 1Б, 3900 м) расположен в восточном отроге основного хребта Кунгей-Алатау, в 7 км западнее от вершины Советских топографов (4550 м), и ведет с лед. № 553 (р. Чон-Аксу) в долину р. Орто-Долонаты (оз. Иссык-Куль). Первопрохождение перевала совершено 9 августа 1969 г. группой инструкторов турбазы «Казахстан» под руководством мастера спорта СССР А. А. Иванова. В честь столетия со дня рождения В. И. Ленина первопроходцы назвали перевал именем Ильича и установили здесь бюст вождя, отлитый из цемента. В августе 1980 г. он был заменен на бюст, изготовленный из металлического сплава.

Короткий (500—700 м) язык лед. № 553 проходим по его центру. Ледник пологий, больших трещин не имеет. Непосредственный подъем на перевал — это снежно-ледовый склон крутизной до 45°, длиной около 120 м (рис. 28, 29).

Склон нужно проходить в кошках со страховкой через ледоруб и ледовые крючья (2 крюка). Перевальный тур и бюст В. И. Ленина находятся в западной части седловины у отдельно стоящей скалы. Спуск с перевала осуществляется вниз от этой скалы на юго-запад, а затем на юг по моренным выносам вдоль русла р. Орто-Долонаты (рис. 29, 29).

Рис. 28. 29 — пер. Ильича со стороны лед. № 553. Зарисовка в южном направлении с расстояния 2 км от седловины
Рис. 28. 29 — пер. Ильича со стороны лед. № 553. Зарисовка в южном направлении с расстояния 2 км от седловины.

Путь через перевал от места 11-й ночевки до места, где ущелье Бозтери делится на две части, занимает около 7 ч. Западная камера ущелья ведет к пер. Бозтери Вост. (1Б*).

Из запасного варианта маршрута 5 опишем перевалы Отечественной войны, Казахстан, Атаджайляо. Пер. Пионер будет описан в маршруте 7.


Рис. 29. 29 — пер. Ильича со стороны долины р. Орто-Долонаты. Зарисовка в северном направлении с расстояния 3 км от седловины
Рис. 29. 29 — пер. Ильича со стороны долины р. Орто-Долонаты. Зарисовка в северном направлении с расстояния 3 км от седловины.

Перевал Отечественной войны (2А, 3900 м) расположен в восточной ветке Мало-Алматинского отрога Заилийского Алатау между вершинами Отечественной войны и Антикайнена и ведет с лед. Отечественной войны (р. Мал. Алмаатинка) на лед. Вост. Орджоникидзе (р. Лев. Талгар). Перевал довольно редко проходится туристскими группами. Чаще его посещают альпинисты, совершающие восхождения и траверсы вершин М. Маметовой, Отечественной войны, Маяковского.

Прохождение перевала начинается с места, где конечная морена лед. Отечественной войны сливается с правой боковой мореной лед. Туюксу, образуя почти ровную площадку. Отсюда хорошо виден широкий ледово-скальный кулуар, ведущий к седловине перевала (рис. 30, 30). Путь к месту ночевки описан выше.

Рис. 30. 30 — пер. Отечественной войны со стороны лед. Отечественной войны. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 2 км от седловины
Рис. 30. 30 — пер. Отечественной войны со стороны лед. Отечественной войны. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 2 км от седловины.

Подход к кулуару следует осуществлять на восток по верху правой боковой морены лед. Отечественной войны, где есть маркированная тропа. Путь от места ночевки до начала кулуара занимает 1 ч 20 мин. Кулуар, в нижней его части, проходим прямо по центру, между осыпным склоном и ледником. Через 45 мин подъема подходим к скальному «острову», который делит кулуар на две части. Продолжать движение следует по правой части кулуара, которая выходит на фирновое плато длиной 250 м и крутизной около 20°. После прохождения плато выходим к перевальному туру, расположенному в центре седловины.

Спуск с перевала осуществляется по скальному осып-ному кулуару (длиной более 200 м, крутизной 45°) на востоке (рис. 31, 30).

Рис. 31. 30 — пер. Отечественной войны; 31 — пер. Маяковского со стороны лед. Вост. Орджоникидзе. Зарисовка в западном направлении с расстояния 1 км от седловины пер. Отечественной войны
Рис. 31. 30 — пер. Отечественной войны; 31 — пер. Маяковского со стороны лед. Вост. Орджоникидзе. Зарисовка в западном направлении с расстояния 1 км от седловины пер. Отечественной войны.

Перевал Отечественной войны рекомендуется проходить рано утром, так как спуск идет по склону восточной экспозиции и с восхода освещается солнцем, что создает опасность камнепада начиная уже с 9—10 ч утра.

Спуск с перевала до лед. Вост. Орджоникидзе занимает 1,5 ч. Далее следует спускаться на восток, северо-восток, а затем на север по «карману», образованному правой боковой мореной лед. Вост. Орджоникидзе и скально-осыпным гребнем. Этот путь через 2,5 ч выводит на Солнечную поляну в долине р. Лев. Талгар.

Перевал Казахстан (2А*, 4170 м) расположен в основном хребте Заилийского Алатау и ведет с лед. Конституции (р. Конституции, р. Лев. Талгар) на лед. Джа-сыкмуз (р. Жангырык). Путь к месту ночевки на левой боковой морене лед. Конституции описан выше. Непосредственный подъем на перевал представляет собой снежно-ледовый склон протяженностью около 200 м, крутизной до 47° (рис. 23, 26).

В центре нижней части склона имеется несколько крупных трещин, которые следует обойти справа. В 70м от седловины склон пересекает бергшрунд. Путь после бергшрунда по ледовому склону крутизной 45—47° является самым сложным участком подъема, требует крючьевой страховки и навешивания перил.

Спуск с перевала проходит по снежно-ледовому кулуару крутизной около 45° вдоль скальных выходов с попеременной страховкой, а затем по центру лед. Джа-сыкмуз — № 71 (рис. 25, 26). Прохождение пер. Казахстан от правой боковой морены лед. Конституции до левой боковой морены лед. Жангырык (где есть площадки для ночевки) занимает 7—8 ч.

Рис. 32. 32 — пер. Атаджайляо Вост.; 33 — пер. Атаджайляо Зап. с лед. Ю. Жангырык. Зарисовка в южном направлении с расстояния 1,5 км от седловины пер. Атаджайляо Вост
Рис. 32. 32 — пер. Атаджайляо Вост.; 33 — пер. Атаджайляо Зап. с лед. Ю. Жангырык. Зарисовка в южном направлении с расстояния 1,5 км от седловины пер. Атаджайляо Вост.

Перевал Атаджайляо (2А, 4200 м) расположен в основном хребте Кунгей-Алатау юго-восточнее Чилико-Кеминской перемычки и ведет с лед. Ю. Жангырык — № 77 (р. Жангырык) на лед. Чон-Аксу — № 536. Само название перевала «Атаджайляо» в переводе с киргизского означает отчее (отцовское) пастбище.

Перевал имеет две седловины. Северный склон восточной седловины — ледовый, протяженностью более 250 м, крутизной около 50°, рассечен несколькими рядами бергшрундов. Прохождение этой седловины имеет сложность 2Б (рис. 32, 32). Западная седловина (восточное плечо вершины «4602»), расположенная в глубине западной камеры лед. Ю. Жангырык (рис. 32, 3"3), имеет сложность 2А.

Подъем на эту седловину проходит по снежно-ледовому склону крутизной до 50°. Склон изрезан несколькими поясами бергшрундов, первый из которых проходит в нижней части. Следует со страховкой перейти нижний бергшрунд и, обходя другие, навесить 50 м перил в западном направлении, а затем еще 100 м перил на юг, непосредственно на седловину перевала. Движение по этим участкам возможно только в кошках, при закреплении перил на ледобурных крючьях.

Над склоном с вершины «4648» нависает мощный снежный карниз, который, прогреваясь солнцем, начинает обваливаться. Чтобы избежать попадания под снежный обвал, подъем на перевал следует осуществлять в утренние часы.

Рис. 33. 32 — пер. Атаджайляо Вост.; 33 — пер. Атаджайляо Зап. с лед. Чон-Аксу (№ 536). Зарисовка в северном направлении с расстояния 1,5 км от седловины пер. Атаджайляо Вост
Рис. 33. 32 — пер. Атаджайляо Вост.; 33 — пер. Атаджайляо Зап. с лед. Чон-Аксу (№ 536). Зарисовка в северном направлении с расстояния 1,5 км от седловины пер. Атаджайляо Вост.

Спуск с перевала на лед. Чон-Аксу представляет собой снежно-ледовый склон крутизной 25—30° с небольшими трещинами (рис. 33). После 15 мин движения по склону следует около 1,5 ч спускаться вниз, придерживаясь левого борта ледника, так как здесь меньше трещин. Ледник в этой части некрутой, но наличие закрытых снегом трещин затрудняет движение и требует тщательной страховки.

Дальнейший спуск проходит по центру открытого ледника и через 35—40 мин выводит к его языку. С языка ледника следует около часа идти на юго-запад по верху правой боковой морены, а затем по левому травянистому «карману», образованному древней мореной и скально-осыпным гребнем. Через 1,5 ч движения выходим к слиянию рек Атаджайляо и Чон-Аксу. Путь через пер. Атаджайляо к этому месту от р. Жангырык занимает 14—15 ч ходового времени.







  
11. Корсетный узел. Первый вариант . Рис. 11. Ходовой конец троса зашнуровываем восьмерками от центра к ходовой части петли, затем узел обтягиваем. Узел хорошо держит, но без нагрузки может ослабнуть. Чтобы этого не случалось, следует поверх середины петли (начального участка шнуровки ) накинуть колышку, образованную
Кингстон. Поучительные рассуждения о древнем периоде английской истории. Назидательные мысли о резном дубе и о жизни вообще. Печальный пример Стиввингса младшего. Размышления о старине. Я забыл, что я рулевой. Что из этого вышло. Хэмптон Кортский лабиринт. Гаррис
МАРШРУТ 1: г. Алма Ата ущ. Бол. Алма Атинское р. Кумбельсу пер. Советов (1А) р. Озерная йер. Озерный (н/к) р. Кель Алматы р. Чон Кемин р. Алматы р. Кёкёльбулак пер. Ак Куль (1А) р. Аксай пос. Аксай г. Алма Ата (8 дней, 113 км пешком). К пешей части маршрута добираемся из Алма Аты рейсовым автобусом № 28 до его конечной остановки в Бол. Алма
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант, о котором идет здесь речь, необычен
I. Отправляясь в горы, нужно знать все о том, что может, вас ожидать: 1) хорошо представлять опасности и трудности маршрута; 2) познакомиться с проблемами его первопрохождения, рассчитать свои возможности в оказании помощи пострадавшему, не дожидаясь прихода спасателей; 3) уметь осуществлять контроль за своим здоровьем, оценить
Коммерция Алтай. Маршрут «Телецкое озеро – река Бия» Нитка маршрута: г. Пермь г. Новосибирск – Телецкое озеро – р. Бия – г. Бийск – Новосибирск – г. Пермь. Протяженность: поезд – 4022 км. автобус – 1207 км. сплав – 301 км. трекинг – 25 км. Сроки:


0.136 секунд RW2