|
Хребет Охиахпюр (№82 на схеме) - дугообразный водораздел бассейнов правых притоков Куры - Тертера на севере и Хачинчая на юге. Сложен вулканогенными и осадочными породами. Сильно изрезан речушками, и из-за этого линия его водораздела весьма извилиста. В западной половине до высшей точки Ходжиюрт (2389 м) безлесный по линии водораздела выше 2000 м. Восточнее Ходжиюрта, где сам водораздел не достигает таких высот, хребет сплошь покрыт дубовыми и дубово-грабовыми лесами. Такие же леса простираются в западной половине хребта на обоих силонах ниже 2000 м.
Протянулся с запада на восток на 70 км от лесного урочища 1096 м у места, где река Тутхун впадает в Тертер, до восточного окончания каньона Тертер выше сел. Мадагиз. От средней части хребет выбрасывает на восток. До автострады пос. Мардакерт - г. Агдам три отрога: южный - вдоль Хачинчая, средний - между никуда не впадающими на восток речушками Кавиртучай и Гюльятаг, северный - между речушкой Гюльятаг и испещренным такими же "слепыми" речушками массивом, на котором стоит районный центр Мардакерт.
Там, где Тертер на высоте 500 м над уровнем моря выходит на равнину, его с двух сторон в последний раз тесно сжимают горы: с севера - восточный отрог Мровдагского хребта, с юга - восточное окончание хребта Охиахпюр. У выхода из этой теснины расположен по обе стороны Тертера пос. Мадагиз, а реку заперла плотина, на которой стоит ТертерГЗС. Отсюда 18 км по автостраде до г. Мирбашир, а по проселочным дорогам 21 км до районного центра пос. Мардакерт.
От Мадагиза (500 м) на юг по тропе 6 км вдоль кустарников и по мелколесью до сел. Акопакамари (Люлясаз, 750 м), 4 км до сел. Магавуз (850 м), по проселочной дороге 4 км до сел. Мецшен (950 м), затем по лесной дороге 4 км до лесной вершины Касапет (1361 м), на юго-запад 2 км до перевального седла Чурухчугне (1140 м), через которое в лесу проходит автострада Кировабад - Мардакерт (12 км) - Истису.
От перевала по лесному водоразделу на юго-запад 4 км до лесного селения типа хутора Мехмана (1300 м) в истоках "слепой" речки Гюльятаг, 2 км до лесной вершины 1462 м, 5 км до сел. Члдран на широкой травянистой прогалине (1150 м).
Далее на запад 7 км до вершины Шахмасур (1743 м), 3 км до лесной проселочной дороги из сел. Ванклу (1000 м) в сел. Вагуас (1000 м), 3 км до скального останца Кармиркар (арм. "Красный камень", 1899 м), вздымающегося над лесом. Из-под этого останца на 6 км на юго-восток тянется отрог Гандзасар (арм. "Гора сокровищ"), на окончании которого на высоте 1260 м, западнее сел. Врнклу, возвышается выдающийся архитектурный памятник средневековья - христианский храм Ованес Мкртыч.
Этот отрезок лесного хребта, от Члдрана до Кармиркара, - одно из самых легендарных мест МК. Охиахпюр в переводе с армянского означает "Источник душ", и имеется немало оснований для такой этимологии.
На южном отроге хребта Охиахпюр у сел. Кичак бьет из-под земли родник с особенно вкусной водой. Легенда утверждает, что в Кичаке жила красавица Анаит (такое же имя носила богиня плодородия языческой мифологии древних, армян). На охоту в эти места приезжал Арго, сын персидского шаха Аббаса, когда шахская армия стояла возле шахского родника Шахбулага севернее нынешнего районного центра Агдам. Арго встретил Анаит у родника, полюбил и взял в жены. А когда попал в плен, то написал на ковре о месте своего заключения и переслал ковер любимой Анаит. Узнав об этом, Анаит смогла освободить мужа из плена. Об этой легенде и о местонахождении родников Анаит и Шахбулаг поведал мне старший смотритель исторических памятников Мардакертского района Мовсес Айрапетян, и я выношу ему благодарность за повод к удавшимся затем путешествиям к этим местам.
Но скорее всего название хребта возникло по другой причине: во славу души не пары влюбленных, а целого народа, во славу духовного центра Нижнехаченского княжества - храма Ованес Мкртыч на Гандзасарею. Более полутысячелетия, с 1240 г. до начала XIX в., вокруг него консолидировалась нагорно-карабахская армянская этническая общность.
По красоте своего архитектурного ансамбля и чудесам каменной резьбы этот храм можно отнести к пяти величайшими сооружениям древней и средневековой армянской архитектуры наряду с Гарни, Звартноцем, Эчмиадзином и Татевом.
Но Ованес Мкртыч на Гандзасаре не был единственным духовным центром христианской культуры Карабаха. В верхней части бассейна Тертера, на северном склоне хребта Охиахпюр, в 6 км вверх по течению от сел. Вагуас, в лесу на отроге горы Ходжаюрт находился духовный центр Верхнехаченского княжества - храм Хатраванк (V в.), на 800 лет древнее храма Ованес Мкртыч, а еще через 12 км выше по Тертеру, но на другом, левом, берегу реки - духовный центр Атеркского или Среднехаченского княжества - Дадиванк или Хутаванк, сооруженный, согласно легендам, еще в I в.
Лесная дорога из сел. Вандалу, которое расположено в 260 м ниже на восток от Ованес Мкртыча, тянется через хребет Охиахпюр мимо Кармиркара в сел. Вагуас. Оттуда можно попасть к руинам обоих названных духовных центров.
На третью версию о происхождении названия Охиахпюр меня натолкнул житель сел. Вагус Шмаон Мусаелян. Он проводил меня к Кармиркару, на котором стоят руины каменной крепости, и сказал, что это место также называется Хохиахпюр, т. е. "Крепость с родником". Источник ключевой воды действительно имеется под крепостью, у западного склона. Первую согласную слова из Хохиахпюр при написании по-русски можно ведь опустить.
И неожиданно пришла в голову четвертая версия. Если топоним "Хохиахпюр" мог попасть на карты как "Охиахпюр", то с такой же достоверностью "Охиахпюр" могло трансформироваться из "Гохиахпюр". С такой версией связана многовековая "детективная" история. Всегда ходили слухи о несметных богатствах, которыми владел храм Ованес Мкртыч. Говорили, что служители храма скрыли золото в подземных кладах. По одной из самых древних версий о кладах, он зарыт в 3-4 км от храма Киратапе (арм. "Ягнячья поляна"), где-то на полпути между храмом и Кармиркаром, на водоразделе Гандзасар, и будто бы кто-то половину (?) этих кладов нашел там. По другой - клад зарыт на Кармиркаре, и там будто бы лежит в земле тонна (!?) золота. А вывороченные кое-где в полу и из стен храма Ованес Мкртыч тесаные камни свидетельствуют о том, что невесть откуда берущихся кладоискателей не смущает даже табличка об охране архитектурного памятника государством. Я четырежды посетил Ованес Мкртыч, и каждый раз следов кладоискательства все больше.
Так как кладоискательство здесь имеет историю в несколько столетий, то возникновение топонима Гохиахпюр тоже может быть объяснено. Ведь Гохиахпюр - "Источник вора". Под покровом темноты, тумана, непогоды, без свидетелей кладоискатель пытается "почерпнуть из источника" то, что ему не принадлежит и не предназначается!
Между тем легенда возможно имеет в действительности в виду вовсе не клады служителей храма, а подземные залежи золота, которое в древности и в средневековье добывали в бассейне Тертера и под водоразделом Охиахпюр, в окрестностях Кармиркара и Гандзасара.
От Кармиркара на запад 2 км до лесной поляны с летовками, 5 км по лесу на травянистую вершину Ходжаюрт (2389 м), 8 км вдоль многочисленных кочевок до узловой вершины Кечиллидаг (2280 м) на стыке с Карабахским хребтом, на северо-запад по тропе 5 км до вершины Агбаба (аз. "Седой дед", 2276 м), 10 км до вершины Лачин (2262 м). Далее по травянистому гребню без тропы путь несложен (4 км), но спуск по лесу - на крутом скальном склоне, местами с обрывами (2 км) да и переправа через Тертер на другой берег, к автодороге, не всегда легки. Поэтому от вершины Лачин можно порекомендовать спуск по тропе на запад в сел. Лачин (4 км) и далее 2 км к реке Тутхун, вдоль которой тянется автодорога к автостраде Истису - Кировабад. Общая протяженность перехода из Мадагиза по хребту Охиахпюр до автодороги в ущелье Тутхун 70 км.