Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Малый Кавказ

МЕСТО МАЛОГО КАВКАЗА В ГОРНО-ДОЛИННОЙ СИСТЕМЕ КАВКАЗА

Где он, этот Малый Кавказ

Как складывались части целого

Главный хребет и его отроги

Несколько слов о климате

Откуда текут реки

Здесь возникала цивилизация

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ МАРШРУТОВ

Месхетский хребет

Мцванеконцхский хребет

Чаквинский хребет

Кобулетский хребет

Махарадзе-Нарусальский хребет

Махарадзе-Сакорнийский хребет

Гадрекильский хребет

Хребет Санисло

Хребет Лабороти

Ущелье Удабно

Хребет Дидмагали

Ущелье Зекари

Хребет Махнечила

Ущелье Чхеримели

Рикотисцкали - Дзирула - Квирила - Риони

Кура

Триалетский хребет

Хребет Церостба

Хребет Муркневи

Хребет Ткемала

Хребет Дидгора

Через перевал Цхрацкаро (Боржоми - Табацкури - Тбилиси)

Самсарский хребет

Джавахетский хребет

Сомхетский хребет

Базумский (Бзовдальский) хребет

Заманлинский хребет

Ширакский (Есаульский) хребет

Памбакский хребет

Арагацкий хребет

Хребет Цахкуняц

Хребет Зинджерлы (Бжнийский отрог)

Папакарский хребет

Хребет Козман

Хребет Воскепар

Хребет Гугарац

Отрог Шнох

Отрог Гальванерсер

Отрог Болорконт

Халабский хребет

Хребет Крвитех

Иджеванский (Далидагский) хребет

Налтокянский хребет

Мургузский хребет

Хребет Нальтекет

Хребет Кырксигнах

Хребет Кнецаюрт

Хребет Кулахлыджа

Хребет Гюнабахан

Хребет Чиналдаг (Чингилдаг)

Хребет Арегуни

Шахдагский (Севанский) хребет

Хребет Морухлу

Отрог Масхит

Мровдагский хребет

Хребет Кафланкала

Хребет Пант

Хребет Кяпаз

Хребет Баранбат

Гегамский (Агмаганский) хребет

Варденисский (Южногокчинский) хребет

Отрог Севакар

Ехегнадзорский отрог

Вокруг Севана

Зангезурский хребет

Айоцдзор

Вайкский (Даралагезский) хребет

Мегринский хребет

Улублахский хребет

Баргюшадский хребет

Отрог Хачдаш

Отрог Гямбель

Отрог Кяпрюсар

Сюникский хребет

Отрог Гумарчах

Ишихлынский отрог

Хребет Гочаз

Хребет Михтукянд

Хребет Кабахтапа

Хребет Чалваир

Делидагский хребет

Хребет Охиахпюр

Карабахский хребет

Отрог Саксаганы

Отрог Кочараберд

Тертер - красивейшее ущелье Малого Кавказа

"Белая нефть" Ахмедбейли

Будем считать это началом!

Рекомендуемая литература

Малый Кавказ - Путеводители

Кура

Орографическая схема Малого Кавказа
Орографическая схема Малого Кавказа.

Кура (№16 на схеме) - пожалуй, единственная речная магистраль на Малом Кавказе, которая доступна для сплава почти на всем ее протяжении. По ней можно совершать как сложные (III категория) сплавы, так и прогулочные (1 категория), последние в нижней трети реки.

Спортивный сплав начинают в сел. Двири.

От Двири до Боржоми - 25 км. Река имеет ширину до 50 м, скорость течения высокая, шиверы и перекаты следуют один за другим. У сел. Чобисхеви (14 км от Ацкури) плотина ГЭС вынуждает к длительному обносу. Возле Боржоми берега одеты в бетон, у водомерного поста вместо реек частокол из железнодорожных рельсов. Далее на протяжении 10 км река спокойна, но возле железнодорожного моста у ст. Квишхети ступенчатый сброс.

Перед Хашури (30 км от Боржоми) Кура выходит на Верхнекартлийскую равнину, становится шире (90 м), глубже (до 18-м). В русле встречаются отдельные острова, делящие его на два-три потока.

Перепады: от Ацкури до Боржоми - 6 м/км, до Хашури - 2,5 м/км, средний перепад на всем этом 130-километровом отрезке от верхней отметки 1220 м до нижней 690 м - 4 м/км.

На протяжении следующих 35 км от Хашури до Урбниси по южной кромке западной половины Верхнекартлийской равнины Кура разливается широким потоком, местами до 1 км, делится на рукава архипелагами наносных песчано-гравийных островов. Средний перепад на этом отрезке - 2 м/км. Течение замедляется. Через 2 км после Урбниси река собирается в одно русло, через 5 км сужается до 45 м, а у г. Гори (45 км от Хашури), перед впадением слева мощной реки Бол. Лиахви, - до 30 м, скорость течения вновь возрастает.

Сразу же после Гори река на протяжении 35 км то разбивается на рукава с наносными островами между ними и тогда расширяется до 500-800 м, то сбегается в единый поток шириной до 60 м. Однако технических препятствий на этом отрезке нет. Лишь через 10 км после него, возле ст. Цзегви, мощный перекат с прижимом при ширине реки 80 м и глубине 2 м. Плотину Мцхета-1 и водохранилище ЗАГЭС нужно объезжать по шоссе на правом берегу (12 км).

Через 2 км после возобновления сплава порог высотой более 1 м с проходом лишь посередине. Течение здесь быстрое - 12-15 км/час, а на протяжении следующих 8 км встречаются перекаты. В Тбилиси Кура вновь перегорожена плотиной (ОрчаталаГЭС). Поэтому предстоят обнос на 0,5 км и новый сплав через серию перекатов на протяжении 6 км до выхода из Мцхета-Тбилисской теснины, образованной стыкующимися у столицы Грузии Сагурамским и Триалетским хребтами.

После выхода из теснины на Нижнекартлийскую равнину река широко (более 1 км) разливается, образуя рукава и архипелаги наносных островов. После 3 км плавания через лабиринт проток, напротив сел. Караджалари сильный снос влево и затем перекат.

В 20 км ниже этого места, перед г. Рустави, Кура разделяется на рукава и при слиянии в единое русло создает прижим к стене берега, укрепленной камнями и проволокой. Новая плотина, уже в Рустави, вынуждает к обносу на 1 км по правому берегу. Далее Кура становится спокойнее, скорость течения не более 8 - 10 км/час, чаще появляются песчаные перекаты. Возникает угроза от берегов - они подмывные, возможны обвалы земли.

Средний перепад от Урбниси до Мцхеты (66 км) - 2,5 м/км, от Мцхеты до Рустави (60 км) - 2,5 м/км, от Рустави до Еникенда (160 км), откуда начинается выход из Куры в Мингечаурское водохранилище, - 1,3 м/км, т. е. река стала равнинной по своему характеру течения. Само Мингечаурское водохранилище не имеет такого потока, которым могли бы воспользоваться водные туристы для сплава к г. Мингечауру. Это огромное проточное озеро, в которое с запада-северо-запада впадают три мощные реки - Кура, Иори (Габырры) и Алазани (Ганых) и из которого есть лишь зарегулированный сток по руслу Куры на юго-восток, да в оросительные крупнейшие в Азербайджане и вообще в Закавказье Верхнекарабахский и Верхнеширванский каналы.

Обычно туристам рекомендуют плыть от Еникенда по Мингечаурскому водохранилищу не вдоль южного берега (63 км), ибо он крут, каменист и возможны срывы валунов. Однако путь вдоль северного берега с пересечением устьев бухт Иори и Алазани делает маршрут почти в два раза длиннее (100 км), и он тоже небезопасен под крутыми, местами отвесными лессовопесчаными обрывами. Правда, в ряде мест здесь имеются замечательные "дикие пляжи" с совершенно чистым мельчайшим светло-золотистым песком и можно отдохнуть перед прибытием в Мингечаур день-другой.

Технически безопасный сплав можно продолжить и после Мингечаурской плотины, вплоть до устья Куры. Русло реки здесь очень извилисто, повороты на отдельных участках бывают на 180 градусов, так что в некоторых случаях волок 100-200 м сэкономит проплыв на 5-10 км. Требуют осторожности паромные устройства. О сплаве по Куре см. В. Митрофанов, А. Коробков, А. Абрамишвили "Быстрые реки Кавказа" в альманахе "Ветер странствий", вып. 8, 1973, и "Водные маршруты СССР. Азиатская часть", М., ФиС, 1976.







  
Быстрое течение горных рек способно нести песок и гальку, перекатывать валуны. Ударная энергия речной воды в верховьях размывает дно и берега, переносит обломки и откладывает их в низовьях, на равнинах, где скорость течения падает. Если река протекает по мягким породам, дно размывается быстро, и русло заметно углубляется. При
Осень 1981 года. Полным ходом идет подготовка экспедиции. Завершаются медицинские исследования и проверки, готовится спортивное снаряжение, питание. Альпинисты загружены до предела. У всех свои заботы, и, конечно, в эти напряженные дни восходителям не до нас. Кого же
Из селения Джимара в обширный цирк ледника Мидаграбин ведет ущелье реки Мидаграбиндон, имеющее местами характер каньона. До селения можно доехать за 2, 5 часа рейсовым автобусом из Орджоникидзе. Из селения идем по грунтовой дороге, тянущейся правым берегом Мидаграбиндона. Примерно
Редактор Расскажите
о своих
походах
•••• Газовая плита К •• Редуктор 1 •••• Баллоны с газом К •••• Примус К •••• Канистры пластиковые К •••• Бензин К •••• Печка мусорная 1 •••• Кочерга 1 •••• Сухой спирт К •••• Парафиновая плита К •••• Парафин К •••• Чехол из углеткани К •••• Чехол из стеклоткани
1949 г. Класс технически сложных восхождений 1 е место: восхождение на восточную вершину Шхельды по восточному гребню (с Ушбинского плато). Спартак : В. Кизель, Т. Рождественский, В. Курбесов, И. Лапшенков, В. Нагаев, Д. Симанович. 2 е место: восхождение на восточную вершину Шхельды с севера, через жандарм Петух . Локомотив : Б.
3. 1. Восхождению должны предшествовать: цикл учебных занятий (или тренировочный период) с освоением или совершенствованием технических приемов преодоления различных форм горного рельефа (согласно утвержденной Программе) в соответствии со спортивной квалификацией


0.809 секунд RW2