|
1983 г.
Мы, водники из Перми, повторили пройденный группой Луканова в 1978 г. маршрут по рекам Беляндкиик, Сельдара, Верхняя Муксу, впервые пройдя 38-километровое ущелье Муксу-Джилга, и закончили сплав в поселке Джиргиталь на реке Сурхоб.
Раннее утро. Солнечные лучи едва пробиваются сквозь тяжелые облака. Наш лагерь разбит на левом берегу перед навесной переправой через Беляндкиик. Вокруг раскинулась лишенная всякой растительности долина. И только самая кромка реки усеяна колючим кустарником облепихи с ярко-оранжевыми ягодами. Слева в хребте виден широкий прогал - знаменитые "Ворота на Памир". "Ворота" заполнены бурыми холмами конической морены крупнейшего в мире горно-долинного ледника Федченко. С ледника постоянно дует холодный ветер, гоняя по ровной долине облака пыли. Пыль везде: на палатках, одежде, во время еды противно скрипит на зубах. Хочется поскорее отплыть, тем более что скоро Беляндкиик впадает в многоводную Сельдару, берущую начало из-под ледника Федченко. Позади остались трудные километры сплава по Беляндкиику, в котором в то холодное лето 1981 г. был очень низкий, уровень воды.
Не менее трудными оказались и первые дни нашего пребывания на Памире.
ПО СЕЛЬДАРЕ И ВЕРХНЕЙ МУКСУ
При виде Сельдары при впадении в нее Беляндкиика создается впечатление, будто попадаешь в цементный раствор - столько взвешенных частиц несет с собой река. Скорость течения резко возрастает. Низкие галечные берега сливаются в сплошную серую линию. Русло разбивается на множество проток, которые разбегаются во все стороны по дну широкой межгорной котловины. Суда теряются в лабиринте проток, оказываясь то у правого, то у левого берега.
Расстояние от устья Беляндкиика до метеостанции Алтын-Мазар - более восемнадцати километров - пройдено за час с четвертью. В районе Алтын-Мазара в Сельдару впадает крупный правый приток Саук-сай, после чего река называется Муксу. Характер долины и реки не меняется. Скорость течения по-прежнему велика, и, проплыв еще полтора часа, мы причаливаем к правому берегу напротив устья притока - Аю-Джилги. Дальше Муксу входит в ущелье Муксу-Джилга.
ПЕРВЫЕ ПОРОГИ УЩЕЛЬЯ
Вход в ущелье начинается с порога перед устьем рек Кызылсу и Карасель. Хотя он сравнительно простой, однако мощь большой воды ярко выражена в полутораметровых валах и сливах. К тому же это первый порог на Муксу. После разведки организуем страховку в конце порога и только потом начинаем его прохождение.
А впереди пороги посерьезнее! Через три километра сплава без серьезных препятствий начинается Сат-суиский каскад, в котором мы выделили шесть сложных порогов. Каждый требует предварительного просмотра и организации падежной страховки. На этих порогах мы развертываем все наши страховочные средства, отрабатываем технику прохождения больших валов и сливов, принудительную чалку на "кораблик", самостоятельное причаливание судна к намеченному месту.
На первых порах не все удается, особенно причаливание после прохождения порога. В действиях участников много суеты, которая приводит к неверным решениям. Один из примеров. Экипаж судна, пройдя порог "Скоростной спуск", начинает причаливание. Страховщик бросает надувной круг с веревкой. Веревку ловит передний гребец. Вместо того, чтобы защелкнуть на ней карабин, он намазывает ее на руку и в мгновенье ока оказывается на берегу, а судно идет себе в очередной порог. Только зацепившись чальным карабином за веревку от "кораблика", экипаж выходит из критической ситуации.
Итак, на прохождение верхней части ущелья Муксу протяженностью свыше десяти километров нами затрачено три дня, и не напрасно! К концу участка группа полностью освоилась с большой водой Муксу.
ЗАГАДОЧНЫЙ КАНЬОН
Наш лагерь разбит на ровной террасе левого берега перед устьем реки Ходыршу. Именно здесь была вынуждена прекратить сплав группа В. Луканова в 1978 г. Впереди неизвестная, никем еще не пройденная река и самый сложный участок ущелья Муксу - шестикилометровый труднодоступный каньон Фортамбек, названный так по левому притоку, впадающему в Муксу в конце каньона.
"Возможен ли сплав по каньону?" Ответ на этот вопрос должна дать разведка, на которую отправляемся двумя группами. Одна, возглавляемая заместителем руководителя В. Киреенко, уходит к устью реки Фортамбек через перевал Лямкур-Даван, унося на плечах трубы от брошенных группой Луканова плотов, для налаживания переправы через Фортамбек. Другая, во главе с руководителем и автором этих строк, идет вдоль реки, внимательно осматривая каждый порог в каньоне.
Используя горную технику, удается пройти вдоль реки около двух километров. Дальше путь преградили крутые осыпи высотой до трехсот метров, обрывающиеся прямо в воду. Дальнейший осмотр каньона возможен по правому берегу, но попасть туда можно только с помощью плавсредств.
Вечером на "большом совете" подводим предварительные итоги похода. Позади 15 дней сплава и 120 пройденных километров по рекам Беляндкиик, Сельдара, Муксу. До конца маршрута остается 11 дней и 84 километра. Исходя из этого и результатов разведки, принимаем решение о продолжении сплава с прохождением каньона Фортамбек.
Весь следующий день ушел на преодоление длинного сложного порога Этсель, открывающего дорогу по неизвестной реке. Готовились к прохождению очень тщательно. Условно порог был разбит на три характерных участка с удобными местами для причаливания в конце каждого из них. Здесь же выставлялся весь арсенал страхующих средств. Заблаговременно были отнесены рюкзаки в конец порога. И только после всех подготовительных работ приступили к его прохождению.
Наиболее сложен и опасен первый участок - настоящее месиво сливов и валов, - заканчивающийся трехметровым сливом и боем ,в огромный выступающий с левого берега камень.
Первый экипаж, успешно пройдя этот участок, зачалился на "кораблик". Кто-то из гребцов для большей надежности защелкнул на веревке от "кораблика" второй чальный карабин. Тримаран, удерживаемый чальными "концами" с носа и кормы, встал бортом к течению и начал угрожающе крениться. Пришлось экстренно отрезать одну чальную веревку, после чего судно развернулось носом по течению, и мы быстро подгребли к берегу.
Не обошлось и без происшествия. Второй экипаж, зайдя в порог слишком близко к левому берету,
От площадки до воды 20-25 метров, а до широкой террасы наверху каньона еще столько же должен был пересечь струю. Во время этого маневра в одном из сливов был смыт за борт кормовой гребец. Однако благодаря стремени, в котором фиксируется нога гребца, ему удалось быстро влезть в судно.
Итак, мы в каньоне Фортамбек. С опаской поглядываем на крутые склоны: в любую минуту может обрушиться камень. Здесь мы не снимаем касок даже во время отдыха. Места для ночлега выбираем или в карнизах под скалами, или подальше от камнепадоопасных склонов.
Первый порог каньона не вызывал особых затруднений, зато второй оказался непроходимым: русло реки перегородили крупные обломки скал с полутораметровыми проходами между ними. Возможность причалить была только перед самым завалом за второй, отвесно обрывающейся в воду, скалой у левого берега. Чтобы обеспечить надежную чалку, пришлось опять прибегнуть к помощи "кораблика".
И вот экипаж судна, возглавляемого В. Киреенко, пройдя несложный участок перед порогом, чалится на "кораблик". Судно маятником относит к берегу, но, не дойдя до страхующим на берегу, видно: чальный карабин привязан не за тот угол каркаса, это и не позволяет тримарану развернуться под нужным углом к струе, чтобы быть прибитым к берегу. Шум порога заглушает наши крики. Только догадавшись связаться по рации с капитаном судна, высказываем свои соображения. Перецепив чальную веревку за другой угол тримарана, ребята скоро оказались на берегу.
Затем производим обнос "непрохода" по прибрежным камням. Рюкзаки и тримараны перебрасываем в конец порога. Дальше, метров через пятьдесят быстротока, река взрывается очередным порогом среди отвесных стенок каньона. Порог довольно мощный, хотя по своей структуре не сложен: два прижима, сначала к левобережной стенке, а потом к правой. Однако прохождение его без тщательной страховки очень рискованно, поскольку впереди новый, четвертый по счету, порог с явным "непроходом" в конце - туда наши тримараны не вписываются своими габаритами.
И опять, вооружившись горным снаряжением, взбираемся по крутому склону на добрую сотню метров, чтобы поверху обойти отвесные бомы и наладить страховку перед входом в четвертый порог. Далее несколько минут сплава, снова часами разведка, организация страховки и опять несколько минут сплава.
КУЛЬМИНАЦИЯ МАРШРУТА
Наиболее сложна вторая половина каньона Фортамбек, где скальные стенки отвесно обрываются в воду. В начале этого участка расположен шестой по счету порог. Подойти к нему можно лишь по левому берегу, с помощью веревочных перил. В конце порога очередной "непроход" - результат обвала скалы правого берега. Упавшие глыбы перегородили русло реки, оставив узкий, до полутора метров, слив у левого берега. Подойти к "непроходу" невозможно ни по правому, ни по левому берегу из-за отвесных гладких скал. Невозможен и обнос. И снова по скалам вперед уходят разведчики. По данным разведки, единственный путь вперед - наведение навесной переправы через Муксу на обломки скалы у правого берега, по которым можно перетащить суда и возобновить сплав ниже "непрохода".
Следующий день уходит на наведение навесной переправы, сложность которой заключается в том, как закрепить веревку на правом берегу среди камней. Других путей перебраться на правый берег в районе порога нет. Сначала пытаемся перебросить через реку репшнур с Привязанным на конце камнем так, чтобы камень заклинился в скальных обломках на правом берегу. После двух часов непрерывного бросания камень попадает наконец в расщелину и надежно заклинивается. Теперь по натянутому репшнуру на блоке спускаем основную веревку с еще большим камнем и якорем из чальных карабинов на конце так, чтобы он угодил в ту же расщелину, где застрял первый камень После многократных попыток удается закрепить и основную веревку. Теперь, уже вшестером, натягиваем ее с помощью полиспаста. Переправа готова.
С подстраховкой двумя основными веревками Сергей Беляев быстро скользит по переправе и уже на другом берегу надежно закрепляет веревку. Специально для судов натягиваем через реку еще одну веревку и, как по паромной переправе, перебрасываем их на другой берег.
Утром большая часть группы переправляется на правый берег - организует обнос судов через каменный завал, а трое уходят налаживать страховку перед устьем реки Фортамбек.
Регулярную связь поддерживаем по рации. У нас уже все готово к отплытию, но страховщики просят еще два часа, затем еще час. Наконец страховка готова, и первый экипаж уходит в каньон.
Еще при просмотре второй половины каньона - а разведка производилась по верху его с высоты полсотни метров над водой - мы обратили внимание на необычайно большие валы в двух порогах на этом участке. Но то, с чем мы ' столкнулись при прохождении, трудно описать. Отметим лишь, что таких огромных валов нам еще не , доводилось встречать. Все наши усилия были направлены на то, чтобы не дать реке развернуть тримаран лагом, на то, чтобы держаться и не быть смытыми за борт при борьбе с бешеной Муксу, зажатой тисками скал. Несколько минут та- ' кого сплава - и самое страшное позади. Река плавно скользит по каньону, как бы собираясь с силами, чтобы обрушить на нас мощь последних двух порогов каньона.
Чалимся к перилам, навешенным страховщиками на почти отвесной и гладкой стенке каньона. Разом наваливается усталость. Какие-то минуты сплава, и целый день подготовки к нему!
Прощаемся с товарищами, которые страховали нас. Им пора возвращаться к своему судну, чтобы 1 утром, в свою очередь, пройти этот участок. Медленно идет подъем по почти отвесному склону каньона, а мы пережидаем камнепад, прижимаясь к стенкам небольшой каменной чаши у самой воды.
Пора и нам подумать о ночлеге. Неутомимый в работе Алик Ведерников находит подобие тропы, которая выводит к небольшой площадке на выступе скалы. От площадки до воды метров двадцать, еще столько же до широкой террасы на верху каньона. Однако выбраться наверх нет ни сил, ни времени. Размеры площадки позволяют разместиться шестерым участникам, да и то при условии, если спать на боку. Кому в какой последовательности спать от края площадки - решает жребий. Подкладываем под себя палатки, влезаем в спальные мешки и быстро засыпаем под мерный шум порога. Олег Ковалев, которому выпало по жребию спать с краю, цепляется карабином за перила, чтобы ночью ненароком не упасть вниз. Это у нас уже четвертая ночевка в каньоне под открытым небом, поскольку палатки ставить негде. И опять над головой ярко светят звезды на черном памирском небе.
А наутро прохождение очередного, девятого по счету, порога в каньоне. В этом пороге побывал в воде и сам руководитель, автор этих строк, уже тешивший себя надеждой пройти "сухим" весь маршрут.
После прохождения девятого порога, опасаясь навала на камни у левого берега ниже устья реки Фортамбек, отгребаем вправо и попадаем в огромное улово у правого берега. Выйти из него оказалось невозможным: верхний слой воды закручивает непрерывную карусель, а вода из улова уходит придонным течением. После разведки выяснилось, что в месте улова когда-то проходило старое русло, потом вдруг река повернула круто влево. Чуть ниже улова расположен последний, десятый, порог каньона Фортамбек. В пороге сильный прижим к скале левого берега с глубокой промытой водой нишей. Порог был нами пройден вдоль самого правого берега. Примерно через двести метров быстротока река выходит из каньона.
Итак, позади восемь напряженных дней и всего шесть километров по реке, но зато каких километров!
КАНЬОНЫ, КАНЬОНЫ...
Ниже каньона Фортамбек несколько километров сравнительно простой реки, и снова стеной встает очередной каньон - Ходырша. Разведка и прохождение его не вызвали особых затруднений.
Зато сразу за каньоном, напротив устья левого притока - Ходырши, оказался довольно сложный порог. Основная струя, проходя меж двух огромных камней, попадает на третий, сваливаясь с него отвесным трехметровым сливом. При разведке порога обнаружили узкую, сравнительно чистую струю у самого левого берега и по ней успешно преодолели порог.
Далее после серии простых, но довольно мощных порогов река устремляется в узкую щель каньона Верхний Иргет. Каньон сложный, требует тщательной разведки, которая затруднена отвесными скалами, и не менее тщательной страховки, особенно в первой половине каньона.
Пороги в каньоне короткие и скорее напоминают сливы. В первом таком пороге-сливе почти все русло перекрыто плоским камнем. Вода, набегая на него, сливается по сторонам. Между плоским камнем и большим валуном у правого берега - узкая щель, расширяющаяся к выходу. После сложного маневра с ходу вылетаем на плоский камень и дружным гребком сбрасываем судно в правую щель.
Следующий порог - два скальных обломка посреди реки, образующих Два узких водопадных слива. Уверенно выводим тримаран в левый слив, чем-то напоминающий Глоток. Потом страховщики говорили, что в момент прохождения "лотка" тримаран с экипажем полностью скрылся в пенной яме за сливом.
В четвертом пороге "с ветерком" пронеслись по водопадной лестнице с 1,5 - 2-метровыми ступеньками.
Практически без всякого перерыва за Верхним Иргетом следует каньон Кардара. Погода вдруг испортилась. Накрапывает дождь. Это осложняет разведку, поскольку приходится взбираться по крутому склону, чтобы обойти отвесный бом над рекой. В каньоне - четыре порога. Успешно проходим первый - "Богатырский", иначе не назовешь. Еще порог, на этот раз попроще. И вот на повороте новая загадка - мощный порог с центральным сливом около трех с половиной метров. Вырабатываем план действий. Сначала вдоль левого берега проводим одно судно и ставим его на страховку в конец порога. Чуть ниже еще двое страховщиков, готовых в любую минуту прийти на помощь.
Первый экипаж начинает прохождение порога. Тримаран заходит по разгонному треку к основному сливу высотой не менее трех с поло виной метров. Падает в слив и на мгновение скрывается в воде со всем экипажем. Но вот судно появляется из пенной ямы, но только с пятью гребцами. Где же шестой? А вот и он, Наташа Нужная, метрах в десяти впереди тримарана. Изо всех сил гребем к ней, но, как назло, попадаем в тень большого надводного камня в русле. Наташа благодаря спаскомплекту повышенной грузоподъемности устойчиво держится на воде, мы скоро настигаем ее и все вместе чалимся к левому берегу.
Только на берегу приходим в себя и вдруг с удивлением обнаруживаем, как изменились окружающие нас горы. Вместо унылого грязно-серого цвета они окрашены теперь в темно-красный. Мы подошли к урочищу Ходжатау, что можно перевести как "Священные горы", названные так, очевидно, за необычный цвет. Судя по карте, скоро должен быть левый приток Муксу - река Сугран, от которой до конца ущелья еще километра полтора. Этот участок для нас пока загадка, поскольку сведений о характере реки ниже каньона Кардара нет.
В районе реки Сугран обнаруживаем четыре порога, значительно уступающие по сложности предыдущим. Без особых осложнений преодолеваем эти последние пороги, и река выносит наши суда из узкого каньона в широкую долину с низкими берегами. Чалимся к первой попавшейся галечной отмели.
Нашей радости нет предела. Ведь нам первым удалось пройти этот маршрут, один из самых сложных, остававшийся "белым пятном" на картах туристов-водников! И хотя до конца пути еще несколько десятков километров по Муксу, но все самое трудное уже позади.
1983 г.