Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
ПовествованияВ горахАльпинизмНа мореПод землейПо воде ВообщеАномально


По воде

Н. Чижов. В ущелье Муксу

А. Федоров. Хара-Мурин

С. Парфенов. Ветры будут встречные

В. Говор. Связки рек

С. Папуш. О сплаве по очень сложным рекам на байдарках и каноэ

По воде - Повествования о путешествиях

С. Папуш. О сплаве по очень сложным рекам на байдарках и каноэ

1983 г.

Прогресс в водном туризме в последние годы характеризуется освоением все более сложных рек. Для плотов, больших надувных средств сплава это - прохождение новых рек (Муксу, Бзыбь), а также не пройденных сложных участков на реках давно покоренных (Чулышман - каскад "Каша", Язулинский каньон; Чуя - Мажойский каскад).

Сложный сплав на байдарках осуществляется чаще всего по рекам, пройденным на более мощных судах. Смысл таких походов состоит не только (а иногда и не столько) в чисто туристском прохождении реки, но и в преодолении порогов высокой сложности именно на байдарке. Вопрос здесь не в том, какое судно лучше избрать для данной реки, а в том, какую выбрать реку (или участок ее) для прохождения на байдарке (естественно, чтобы такой сплав учитывал возможности байдарки).

Особенно характерна в этом плане река Башкаус на Алтае. Сложность Башкауса в то время казалась фантастической, хотя группа Н. Телегина прошла на плотах только верхнее и среднее течение. Разговор о байдарках на этой реке не мог даже и зайти в то время. В последующие годы Башкаус был пройден полностью, вместе с Нижним ущельем - сложнейшим многокилометровым каскадом с уклонами до 24 м/км и расходами порядка 100 м3/сек, со слабо разработанным, заваленным крупными скальными обломками руслом и некомфортными условиями по берегам - скальные стены или крупноглыбовые осыпи.

Сегодня река пройдена и известна. Однако и сейчас прохождение ее остается престижным для любой плотовой группы, особенно в высокую воду, - своего рода эталоном мастерства и туристской зрелости.

И на такую реку уже давно замахнулись байдарочники. Попыток прохождения ее известно немного - все они сделаны высококвалифицированными группами.

1974 г. Москвичи под руководством В. Красникова прошли Башкаус от верховьев до поселка Усть-Улаган (т. е. только верхнее течение) на плоту, ЛАСе и байдарке (последней удалось пройти часть сложных препятствий верхнего Башкауса). Через две недели туристы из Тулы под руководством Г. Гейна-четыре байдарки - продвинулись еще дальше, до реки Тускуль, и впервые дошли до Нижнего ущелья (правда, на верхнем Башкаусе были обносы). Оба сплава были совершены в очень малую воду, когда река существенно теряет силу.

Группа под руководством автора на трех байдарках повторила успех туляков в 1976 г., но в более высокую воду. Впервые были пройдены сложные препятствия верхнего Башкауса-первый каньон, порог "Водопадный". В Саратанском каньоне - кульминации верхнего Башкауса -произошел групповой переворот при сплаве, в результате каньон был пройден лишь наполовину.

1978 г. Группа автора специально готовилась к новому походу, ее состав был увеличен до 12 человек и шел на двух четырехместных катамаранах и двух байдарках. Вода в реке в тот год превышала уровень предшествовавших лет, когда совершались плотовые походы. Мы прошли верхний и средний Башкаус без обносов. Нижнее ущелье удалось пройти примерно до середины, до места, где новый подъем воды и соответственно увеличение расхода воды заставили нас отступить. На пройденном участке нижнего Башкауса байдарки преодолели серьезнейшие пороги: "Безлюдный", "Мельница", "Камикадзе", были обнесены "Баррикадный", "Крутой", "Ключевой".

В 1981 г. ленинградцы под руководством В. Семенова (катамаранная группа увеличена до трех единиц, плюс две одноместные байдарки) по такой же примерно, что и в 1978 г., воде прошли без обносов верхний и средний Башкаус; в Нижнем ущелье уровень воды не поднимался, что позволило дойти до устья, - правда, только на катамаранах; байдарки закончили сплав в том же месте, что и экипажи 1978 г.

Такова история байдарочного сплава по Башкаусу: 8 лет, 5 групп, и река пока не пройдена.

Каковы же выводы, прогнозы; дальнейших прохождений? . Как полагают специалисты, Нижнее ущелье, безусловно, интересный объект для байдарочных судов. Вопрос целесообразности таких прохождений решается в зависимости от уровня воды. В малую и среднюю воду река доступна для; байдарок, возможно обеспечение безопасности. В более высокую воду (нижней границей ее можно считать уровень 1978 и 1981 гг.) сплавляться не следует. Река при уклонах до 24 м/км и расходе до 200 м3/сек представляет собой поток, в котором трудно обеспечить безопасность. Кроме того - неоднородность струи, а пенные образования по своим размерам одного порядка с размерами байдарки и оказывают на последнюю воздействия, превышающие возможности экипажа бороться с ними в таких условиях. В малую же и - среднюю воду, напротив, река проходима подготовленными группами. Рекомендуется, однако, обнос 6-8 порогов в Нижнем ущелье ("Баррикадный" - вход в порог; "Крутой"; "Ключевой" - 1-я ступень; "Капкан" - "Мясорубка"; "Семейный" - "Упрямый"; "Тесный" - "Калибр").

При увеличении уровня воды этот перечень может увеличиваться (вплоть до ухода группы с маршрута).

Прогресс в освоении горных участков достигнут в последнее время в связи с новым подходом и существенными достижениями в следующих основных составных частях подготовки путешествия: мастерстве и подготовке участников, инвентаре, обеспечении безопасности. Рассмотрим эти проблемы по порядку.

Мастерство и подготовка участников. Подготовка спортсменов к сложным походам мыслится в настоящее время на основе серьезной слаломной подготовки. Именно освоение туристами техники гребного слалома в первую очередь расширило их возможности и позволило пройти такие реки, как Башкаус, Чулышман, Шахдара, Ойгаинг - Пскем, Аварское и Андийское Койсу.

Тренировки в гребном слаломе осуществляются на байдарках и каноэ на бурной реке. Спортсмен учится свободно чувствовать себя на легкой маленькой лодке в мощном потоке, решать задачи по преодолению слаломной трассы, сходные с прохождением сложного порога. Туристу, на наш взгляд, необходимо владение слаломом на уровне I спортивного разряда. Примерно такую подготовку имели байдарочники всех перечисленных групп на Башкаусе.

В гребном слаломе используются три вида судов: байдарка и каноэ одиночки, каноэ-двойка. Разумно, чтобы в гребном слаломе байдарочники-туристы гребли на байдарках, а те, кто гребет канойным веслом (например, катамаранщики), - на каноэ.

Инвентарь. Вопрос об использовании техники гребного слалома вплотную подводит нас к проблеме инвентаря в водном походе. Действительно, применение слаломных приемов на судах "Салют", "RZ-85", "Луч", "Ладога", "Нептун", "Таймень" (одним словом, на любых байдарках, предлагаемых нам промышленностью) затруднено, а в полном .объеме и невозможно. Слабое конструктивное решение этих байдарок делает их чрезмерно уязвимыми от ударов о камни и воздействия водного потока.

В настоящее время имеются конструкции байдарок, вполне отвечающие требованиям, предъявляемым к судам такого класса. Их обводы похожи на обводы слаломных байдарок и каноэ. При весе 15-20 кг (против 40-50 кг у "промышленных" байдарок с учетом необходимых переделок) они практически не боятся ударов о камни и требуют в походе минимального ремонта. Байдарки этого семейства заложили П. Добрынин и К. Подъяпольский. Сейчас эти байдарки широко известны, хотя изготовляются только самодеятельным способом.

Стеклопластиковые суда в сложном походе не менее, если не более, перспективны. По всем качествам, особенно в плане использования слаломной техники, они существенно превосходят разборные суда. Даже вопрос с поломками и ремонтом решается проще со стеклопластиковой лодкой. Изготовить ее также гораздо проще, чем разборную. Сложна лишь доставка судна к месту сплава. Однако, когда речь идет о суперпоходе (вроде Башкауса), с многолетней подготовкой и концентрацией усилий большого коллектива, вряд ли доставка окажется определяющей.

В более простых путешествиях, где подходы сопряжены со слишком большими трудностями, а спортивный сплав не является основной целью, следует предпочесть разборные конструкции.

Вот какие суда использовались на Башкаусе: 1974 г.: Г. Гейн - "Салют"-4, 7, В. Красников - "RZ-85"; 1976 г.: С. Папуш - "RZ-85" (в обоих случаях переделанные); 1978 г.; С. Папуш - самодельные разборные конструкции; 1981 г.: В. Семенов - Стеклопластиковые байдарки.

И последнее, что хотелось сказать об инвентаре. Отличие байдарки от каноэ заключается лишь в типе гребли. Иными словами, в походе можно, и весьма успешно, использовать не только одно-двух-местные байдарки, но и одно-двухместные каноэ. Некоторые группы, в том числе и автора, так и делают в последнее время.

Сравнительный анализ качеств и; возможностей всех четырех типов судов практически показывает их: одинаковую пригодность для туристских целей. За рубежом, например, каноэ более популярно, чем байдарка; по-видимому, и у нас в стране каноэ завоюет большую популярность.

Сейчас непременное условие сложного похода на байдарках (и каноэ) - включать в группу судов: катамараны. Четырехместный катамаран - великолепное судно, способное проходить сложные каскады; оно имеет наибольшую по сравнению с другими судами в этой "весовой категории" скорость и может быть эффективно использовано в целях обеспечения безопасности. Канойная гребля при условии "коленной" стойки позволяет использовать весь арсенал слаломных приемов (кроме накренения судна), что расширяет возможности экипажа.

Каноническим, пригодным в самых разных походах следует считать четырехместный катамаран, с диаметром баллонов 50-60 см и размерами 5 X 2-м. Изготовлен он должен быть из легких прочных современных материалов, каркас дюралевый (в простых походах с большой пешей частью его можно делать из местных деревянных материалов).

Такой катамаран получил в последние годы широкое распространение. Все остальные гребные надувные суда с экипажем более 2 человек (большие надувные лодки, катамараны с другим числом экипажа, маленькие или слишком большие, с одной или двумя гребями) существенно уступают ему и постепенно вымирают в процессе туристской эволюции.

Вопросы снаряжения водника касаются лагерного инвентаря, палаток, спальных мешков, личного снаряжения, состава и веса продуктов питания. Здесь нет смысла на них останавливаться. Отметим лишь, что водный туризм весьма разумно заимствовал достижения в разработке этих проблем из горного и пешего туризма.

Применение новых синтетических материалов при изготовлении рюкзаков, палаток, спальных мешков, одежды, использование сублимированных продуктов существенно повышают качество снаряжения, снижают его вес и расширяют возможности групп при пеших переходах и, что особенно важно, при сплаве.

Обеспечение безопасности. Эта проблема стоит на первом месте в любом водном походе. Успешное решение первых двух проблем уже само по себе повышает безопасность любого похода. Действительно, регулярные тренировки на воде и повышение спортивного мастерства, привычка к бурному потоку, хороший инвентарь снижают вероятность аварии. В последние годы решающим фактором считают наличие нижней страховки, осуществляемой мощным спасательным судном. Наиболее подходящим является четырехместный катамаран, о качествах которого говорилось выше. Имея высокую скорость, остойчивость и жизнеспособность, он один в состоянии выловить человека в мощном потоке. На препятствиях, где такой катамаран не может страховать, страховка практически невозможна.

Характерно, что к помощи катамаранов прибегают теперь не только группы со слаломными средствами сплава, но и плотовые. Яркий пример тому - выдающееся достижение 1979 г. групп М. Колчевникова и А. Фомина - прохождение реки Чулышман с первопрохождением каскада "Каша" и отдельных порогов Язулинского каньона. Основным "проходящим" судном в этих группах служил плот, а на наиболее сложных участках была организована страховка катамараном.

Итог. Таким образом, группа для прохождения сложного (типа Нижнее ущелье Башкауса) маршрута на байдарках - слаломных судах должна состоять из четырехместных катамаранов и этих слаломных судов. При соответствующих условиях возможна береговая группа медицинского и кинофотообеспечения.

Катамаранов в группе должно быть не менее двух. Это необходимо для страховку самих катамаранов. В сложнейших случаях один катамаран можно обносить до прохождения первого судна. Состав слаломной группы может быть разнообразным, в зависимости от квалификации и специализации спортсменов, входящих в группу, и в любой случае должен насчитывать не менее 12 человек. Меньшая группа не в состоянии справиться со сложными порогами, и прежде всего с организацией страховки. Ведь 4 человека осуществляют страховку с воды катамараном, 2-4 человека - береговую страховку и не менее 2 человек - съемку прохождения; итого 8-10 человек обеспечивают прохождение препятствия одним экипажем.

Опыт показывает, что группы экстракласса имеют сейчас в своем составе 12-20 человек. Естественно, при этом резко усложняются взаимодействие и связь различных звеньев (страховки, кино-фото, сплавных экипажей, медицинского обеспечения) при прохождении препятствий. Не случайно стараются использовать для связи малогабаритные рации.

Группа должна составлять монолитный коллектив, дружно и быстро реагирующий на изменение условий, и в случае аварии мгновенно использовать все имеющиеся в распоряжении средства для ее ликвидации. Психологически река для такой группы - как вершина для альпиниста, которую можно покорить только сплоченными усилиями. Создание такого коллектива единомышленников, может быть, самая трудная задача, но, только решив ее, можно рассчитывать на успех.

1983 г.






  
20. Сторожковый узел для связывания тросов, второй вариант . Узел также легко отдается под нагрузкой, но в отличие от №14, на одном тросе делается не петля, а колышка. Ходовой конец другого троса проносится через нее и, как и в №14, колышка обносится плотными шлагами. Затем шлаги обтягиваются, конец обмотки оформляется в виде рифовой петли,
Она может спать поперек постели, завернувшись в рулончик из одеяла, подпихнув одну подушку себе под живот, а вторую под голову. Когда вас нет рядом, мы всегда так спим. Не просыпается в 4 утра от визга машинок Формулы 1 в день прямой трансляции Гран при Австралии. Она может завести себе самое маленькое в мире мусорное ведро
Высокий Алай. У южных окраин кишлака Аугул рядом с древней крепостью Кан находится конец тропы и бурной реки Аугул, которые начинаются на высоте примерно 4000 м в горах Кульдунтау. Здесь же у устья Аугула проходит автодорога, соединяющая кишлаки Сох и Кан. Предлагаемый маршрут (пройден летом и зимой) выводит через гребень хребта в урочище
Редактор Расскажите
о своих
походах
Есть известная истина. Нельзя проходить поход на зубах , преодолевая себя, с настроением нам бы ночь продержаться, да день простоять . Так вы быстро попадете в аварийную ситуацию. Поход должен проходить в меру трудно, а отдых обязательно должен быть комфортным и полноценным. Поэтому на биваке вам должно быть тепло
I. Отправляясь в горы, нужно знать все о том, что может, вас ожидать: 1) хорошо представлять опасности и трудности маршрута; 2) познакомиться с проблемами его первопрохождения, рассчитать свои возможности в оказании помощи пострадавшему, не дожидаясь прихода спасателей; 3) уметь осуществлять контроль за своим здоровьем,
Этот текст был написан по просьбе А. А. Алексеева, для его книжки. На самом деле мы спускались. Ледопад Уллучиран Категория сложности: 2Б Высота: 4500 Характер: снежно ледовый Ориентация: ЗПЭ северо запад Расположение: В средней части ледника Уллучиран. Соединяет язык ледника (район перевала Балкбаши) с Западным


0.129 секунд RW2