|
1983 г.
Бурное развитие средств сплава в последнее десятилетие, совершенствование тактики, техники управления судами, использование простых и надежных средств страховки в водном туризме создали реальную возможность для увеличения интенсивности работы на маршруте.
Если раньше на постройку плота уходило несколько дней, то сейчас привезенные с собой суда собираются за 3-4 часа, а их масса позволяет производить обносы "непроходов" без демонтажа, с минимальными затратами времени.
Продолжительность сплавного времени у подавляющего большинства групп составляет 6-8 часов с 1,5-2-часовым перерывом на обед. Начало сплава - в 9-10 часов, завершение-в 17-18 часов. При этом учитывается техническая сложность реки, приходящаяся на вторую половину дня, ибо аварии в основном происходят в это время.
Цикл похода выбирается близким к привычному ритму жизни; шесть трудовых дней, один выходной - дневка, последняя лучше с разгрузочной баней. Дневку можно разбить на два дня, с обеда до обеда, что позволяет избежать излишнего расслабления и постепенно втянуться в работу.
Большой резерв рабочего времени - в организаций и разделении труда. Здесь важно полнее использовать для глубоких разведок, обносов груза и судов несплавное утреннее или вечернее время, время на приготовление обеда.
Умелое использование перечисленных резервов позволяет быстро и безопасно пройти любую реку.
Современная классификация рек противопоставляет водный туризм другим видам туризма. Так, нельзя представить горную или пешую "пятерку" с ежедневной работой по 2 часа в день с 4-5 дневками, а вот у водников например на Чаткале, это обычный график.
Путь увеличения времени похода за счет сложности реки ограничен, поскольку уже сейчас насквозь без обносов пройдены реки наиболее сложного района - Средней Азии: Чаткал, Матча, Зеравшан, Сусамыр, Кекемерен, причем за довольно короткие сроки.
Немаловажное значение в появлении связок имеет очень большое количество коротких спортивных рек, которые в отдельности не поддаются классификации. Внешне кажущийся простым путь классификации маршрутов с усложнением кроме запрета не решает других проблем.
И все-таки главная причина появления связок лежит в истоках туризма, зародившегося прежде всего как пешеходный; уже потом искусственно были выделены другие виды, в том числе и водный. Многие так увлеклись водой, что забыли основные туристские навыки; наведение переправ, работу с веревкой в связках, ориентирование и т. д. А настоящих' туристов всегда влекли и будут привлекать участки с применением техники и тактика других видов туризма.
Связки позволяют реализовать интересные замыслы. Например, пройти истоки одной реки или пройти несколько рек одного района.
Что же такое связка? Переезд с одной реки на другую на механическом транспорте - это не связка, а два отдельных маршрута. А вот пеший переход между ними, конечно не по автодороге, - это связка.
Сейчас уже стала привычными связки нескольких рек на Путоранах, Баш-Хем и Улуг-О, Улуг-О и Ожу в Туве, Она - Большой Он в Западном Саяне, Чуя - Катунь - Урсул на Алтае и т. д.
В 1979 г. новосибирская "Сибирь" прошла среднеазиатскую связку по истокам Карадарьи; Алай-Куу, Ой-Тал, Тар и Каракульджа. В этом походе переход с реки Тар на реку Каракульджа проведен с пересечением завального высокогорного озера Кулун и перевала высотой 3600 м. На следующий год эта же команда прошла за 25 дней связку на Западном Тянь-Шане. Маршурт включал первопрохождение Майдантала, наиболее спортивную часть Ойгаин-га от начала "Прорыва" до устья, реки Пскем и Угам. Успешное прохождение этого маршрута сделало реальностью маршрут 1981 г. (кишлак Ва-диф - река Матча - кишлаки Вешаб и Постигав - перевал Гузн - река Ягноб - подъем на озеро Искандеркуль - реки Ис-кандердарья - Фандарья - Зеравшан - поселок Колхозчи-он); он был пройден за 27 дней с высоким уровнем безопасности и подтверждает реальность связок в Средней Азии.
В традиционных туристских районах осуществлены новые сложные связки, например на Алтае: Кумыр - Чарыш - Коргон, Кумыр - Чарыш - Иня, Башкаус - Кадрин - Кутунь, Черная Уба - Уба - Белая.
Освоение связок продолжается и за ними - будущее туризма.
1983 г.