|
Правая ветвь Дарвазского ледника врезается в массив Арнавад узким глубоким мрачным ущельем с отвесными скальными стенами. Под стать им и сам ледник, бугристый, разбитый многочисленными трещинами, напоминающий издали застывшую горную реку.
От стоянки в кармане правобережной морены Дарвазского ледника (3400 м) спускаемся на зачехленный разорванный лед и, отыскивая проходы, подходим к первому ледопаду (2 часа). Обход возможен по снежникам и лавинным конусам вдоль левого борта долины. Выше ледопада за пологим участком с большим числом трещин начинается второй, километровой высоты ледопад, ведущий на Арнавадское плато. Здесь надо держаться как можно дальше от левого борта. Если планируется подъем на перевал Арнавадский Провал, ночуем у подножья ледопада (5 часов от озера).
Есть и другой путь — по карману правобережной морены. Он предпочтительнее для идущих на перевал Харьковский.
Перевал Харьковский (ЗА, 5010 м, лед.-ск., 77, рис. 37, 38) находится в отроге Дарвазского хребта между главной и северной вершинами Арнавадского массива, ведет с правого притока правой ветви Дарвазского ледника на Арнавадское плато в верховья Мазарского ледника. Впервые пройден в 1977 г. харьковскими туристами (В.Н. Егоров и, независимо, В.П. Кальнишевский), харьковчанами же в 1987 г. пройден и спуск на Мазарский ледник (Б. Ф. Воробьев).
К перевалу ведет висячий ледник, стекающий с правого борта долины правой ветви Дарвазского ледника. Выход на него прегражден ступенью «бараньих лбов». Подъем начинаем по крутой правобережной морене. В ее кармане кустарник, небольшое озеро, здесь желательно остановиться на ночлег (2 часа от устья правой ветви).
Гребень морены прерван скальным выступом, проходим его свободным лазанием (30 м, страховка), а еще через некоторое время морена упирается в скалы (2 часа). Заманчиво продолжить подъем по ручью, но его русло камнеопасно. Поэтому до выхода на ледник траверсируем скальный склон (250 м, 4—5 часов, страховка!). Далее идем по осыпи вдоль левого борта ледника. Вскоре над ним открывается верхний цирк (1—2 часа) и перевал (10^—12 часов до взлета от ночевок).
На перевал ведет снежно-ледовый склон, ограниченный справа скалами. В верхней трети в лед вдается скальный выступ. Поднимаемся к нему по границе льда (30—40°х400—500 м, каски!). Обогнув выступ, попадаем на крутой участок (45°х250 м), за которым выполаживающийся склон (продолжать страховку!) завершается широкой снежной седловиной (5—6 часов от подножья).
Вид с перевала ограничен участком Арнавадского плато. Спускаемся на него по пологому снежному полю. Оглядывая плато, справа по ходу видим перевалы Арнавадский Провал (76), Техарв (11) и Высоцкого (8). Привлекательная седловина слева, Мазар-ское Седло, обрывается многометровой стеной к левому притоку Мазарского ледника.
На плато практически в любом месте можно поставить лагерь. Спуск на Мазарский ледник прегражден ледопадом. Обход найден слева по снежной полке вдоль левого борта ледопада по склону отрога, замыкающего Арнавадское плато с севера.
Выход на полку (1,5 часа от перевала) хорошо виден. Над ним нависают ледовые сбросы. Протяженность опасного участка около 200 м. Здесь надо идти рано утром, когда вероятность обвалов минимальна. Далее по перемычке между ледовыми разрывами и скальному балкону огибаем контрфорс и выходим на снежную полку (20°х200 м х1,5 км).
По мере спуска снега на полке становится все меньше, обнажается лед с трещинами и разрывами. Полка заканчивается широким (до 80 м) кулуаром. Над ним нависают ледовые сбросы. В максимальном темпе перебираемся на левый борт кулуара, не простреливаемый обломками льда. По желобу на дне кулуара сходят потоки ледового крошева. Место его пересечения надо наметить заранее и выставить наблюдателя.
Вдоль кулуара, а затем по конусу выноса спускаемся на Мазарский ледник (5—6 часов от края плато). Справа виден ледопад из цирка перевала Холодной Горы (12). Сам перевал виден с полки. Вместе с ледником, придерживаясь его середины, огибаем отрог Северного Арнавада и на морене находим места для стоянки.
Перевал Арнавадский Провал (ЗБ, 4950 м, сн.-лед., 78) расположен в отроге Дарвазского хребта между главной и северной вершинами Арнавадского массива. Ведет с правой ветви Дарвазско-го ледника в верховья Мазарского ледника на Арнавадское плато.
Представляет исключительно технический интерес, поскольку рядом есть более простой перевал Харьковский (77). Впервые пройден в 1981 г. харьковскими туристами (В.Н. Борискин по рекомендации В.П. Кальнишевского).
Организовав стоянку у подножья ледопада, обрабатываем и маркируем нижний участок. Ледопад сложный и крутой (45°х1400 м). Первые 400 м до выполаживания предстоит сложная техническая работа. Затем проходим более пологую среднюю часть ледопада и под ледовыми сбросами останавливаемся на бивуак (7—9 часов в зависимости от количества снега).
В верхней части ледопада есть несколько разломов и сбросов высотой до 25 м. У выхода на плато пересекаем слева по ходу по ненадежному мосту широкую трещину отрыва. За ней крутой снежный склон (100 м) выводит на Арнавадское плато (5—7 часов).