|
Долина реки Ванч наиболее интересна и доступна для путешествующих по Дарвазскому хребту. Неудивительно, что именно отсюда начинается большинство туристских маршрутов. В долину Ванча относительно несложно добраться из Душанбе самолетом или автомашиной (400 км, 8—12 часов) по Памирскому тракту.
Река Ванч, правый приток Пянджа, начинается среди отрогов трех хребтов: Дарвазского, Академии Наук и Ванчского. Истоки Ванча — река Абдукагор и поток, условно называемый рекой Кашал-Аяк, начинаются на ледниках Абдукагор и Русского географического общества (РГО), Оба ледника переметные, связанные бассейнами питания с ледником Федченко (рис. 1).
Долина Ванча от истока протянулась в юго-западном направлении между Ванчским и Дарвазским хребтами. Продолжая ее на северо-восток, к среднему течению ледника Федченко поднимается долина ледника РГО, крупнейшего в бассейне Ванча.
Пройдя около 100 км вдоль юго-восточных склонов Дарвазского хребта, Ванч пересекает западный Памирский тракт и впадает в Пяндж.
В 18 км выше устья у впадения правого притока Рохарв расположен районный центр Ванч (1800 м). Там находятся аэропорт, почта, магазины, туристский КСО, больница, бензозаправка и организации, владеющие автотранспортом: правление совхоза имени 50-летия СССР, база экспедиции Памиркварнсамоцветы и Сельхозхимии.
Ниже поселка через Ванч переброшен мост на правый берег к кишлаку и перевалу Гушхон через Ванчский хребет.
Некогда на территории Ванча (бывший кишлак Рохарв) была описанная в 1905 г. исследователем Памира Д.М. Мушкетовым древняя крепость Кала-и-Ванч. Она стояла на пути к перевалу Гушхон, по которому шли караваны в долину Язгулема и дальше на Памир.
Дома райцентра раскинулись на береговой террасе среди полей и садов. Река вблизи поселка разливается на множество рукавов. В тихих протоках у взлетной полосы можно купаться.
Выше поселка долина перегорожена речным выносом. На его склоне стоят дома геологов и заправочная станция.
Правые притоки Ванча ведут к перевалам в соседние долины Дарваза. Долина Рохарв ниже поселка Ванч позволяет перевалами Ванч (2Б) и Рохарв (2Б) попасть на ледник Дархарвак и в долину Дараи-Пшихарв. Из долины Бунай простой (2А) перевал Бунай ведет в Долину Дархарвак. Через перевал Арнавад (2А) из долины Дараи-Арнавад можно попасть на Дарвазский ледник в бассейн Оби-Мазар, а через перевал Холодной Горы (2Б) — из долины Дараи-Техарв на Мазарский ледник.
Перевалы Шнейдерова (2А) и ХКТ (2А) из долины Дараи-Техарв, Дружба (1Б*), Союз (2А) из Дараи-Ширговад, Акбаисытарг (1Б), Сытарг (1Б) из долины Дараи-Сытарг, Модиевского (1Б), из долины Дараи-Мургутга и Поймазарский (2Б) из Дараи-Поймазар связывают Ванч с притоками Оби-Хингоу. Простые перевалы из долины Дараи-Поймазар позволяют кратчайшим путем попасть на ледник Гармо, а перевалы с ледника РГО ведут на ледники Гармо и Федченко.
Многие перевалы издавна известны местным жителям. Так, через Бунай ходили паломники к мазару Хазрати-Бурх. Знают жители и непроходимый ныне перевал в верховьях ледника Сед и спуск с Ма-зарского плато на Мазарский ледник в верховья Оби-Мазар. Найдены остатки конской сбруи на перевале Холодной Горы, а по долинам Дараи-Ширговад и Сытарг гоняли скот в долину Бохуд.
Через поселок Ванч в верховья долины проложена автодорога. Взобравшись на пригорок, она устремляется мимо плотины ГЭС к широкому разливу и прижимается к конгломератному обрыву. Проехав два небольших селения, въезжаем в кишлак Бунай (почта, магазин). Выше дорога продолжается правым берегом только до кишлака Потов (магазин).
За Бунаем Ванч течет в крутых обрывистых берегах. Правый, Дарвазский, склон долины круче левого, террасы и выносы притоков, где возделывают поля, меньше, чем на левом. Поэтому и основная дорога переходит по мосту на левый берег. На правом берегу дорога возобновляется только у кишлака Сед (магазин) и тянется до устья Дараи-Мургутга. В последние годы ее продлили до Вань-Вань-ских кишлаков, а вскоре она выйдет к устью Гармо-Дары к подсобному хозяйству геологов.
За мостом дорога поднимается на высокую выжженную террасу левого берега Ванча и тянется над обрывом до урочища Ордобак. Здесь у реки несколько мелких кишлаков и крупное селение Жовид (магазин, медпункт, почта). Напротив, на правом берегу Ванча, видно устье реки Дараи-Арнавад. К нему через Ванч переброшен подвесной мост. В следующем кишлаке Баравн находится правление совхоза «Россия». За ним на береговой террасе в зелени деревьев появляются приземистые фермы кишлака Хоспо. На правом берегу Ванча — устье долины Сед и одноименный кишлак (магазин). За Хоспо ответвление дороги переходит по мосту на правый берег. Следующий крупный кишлак на нашем пути — Чикох (магазин), На правом берегу в устье Дараи-Техарв видны кишлаки Техарв (магазин, почта, медпункт) и Удоб (магазин). К ним ведет подвесной мост. Выше Ванч вновь разливается на рукава. Отсюда до самых истоков идет древняя троговая долина. Дорога полями приближается к кишлаку Ровгада. В пойме Ванча появляются заросли колючего кустарника и деревьев. Преобладает облепиха.
Напротив кишлака Гурджоваст, где находится правление совхоза имени Федченко, в устье Дараи-Ширговад виден одноименный кишлак (магазин, медпункт). Затем проезжаем кишлаки Вишхар-вак (магазин) и Гумаст, развалины кишлака Язго и реку Лянгар. На противоположном берегу в устье Дараи-Сытарг расположен кишлак Сытарг (магазин).
В следующем кишлаке Рованд в 45—50 км от Ванча находится поселковый совет. Сюда два раза в день ходит автобус.
В 3 км выше, за рекой Дараи-Рованд проезжаем кишлак Гарм-Чашма (магазин, почта), обязанный своим названием теплому источнику на обрывистом берегу у дороги. За Гарм-Чашмой кончаются сады. На правом берегу Ванча видим устье Дараи-Мургутта и кишлак Мургутга.
Через 7 км за отрезком выжженной поймы и прибрежными зарослями дорога поднимается над заболоченным участком и спускается к кишлаку Сунгат (магазин). Напротив расположились кишлаки Вань-Вань-Поён и Вань-Вань-Боло (нижний и верхний), где есть магазины. За ними видно промытое в серых конгломератах У-об-разное русло реки Гармо-Дары и скала-останец, где начинается тропа в долину Дараи-Поймазар.
За Сунгатом дорога перебирается через вынос одноименной реки, спускается в галечную пойму и разделяется на верхнюю и нижнюю, непроходимую в паводки. Впереди в 4 км от кишлака Сунгат на невысокой гряде расположился самый верхний кишлак долины — Пойма-зар (2400 м, магазин). Невдалеке через Ванч переброшен мост к Вань-Ваньским кишлакам. Есть мост и выше по течению Ванча. От райцентра Ванч до Поймазара 65 км.
За Поймазаром и последними деревьями дорога ныряет в распадок и взбирается на мощный речной вынос, на этом участке она посильна не всякой автомашине.
По галечным отложениям и каменистым грядам пересекаем крупные реки: Дараи-Шавгадо и Дараи-Ровак. В половодье переправа через них непроста. За мостом через Ровак преодолеваем последний подъем перед верхней летовкой. Отсюда до истоков Ванча 3—4 км. Виден ледник РГО и перевал Кашал-Аяк в его верховьях. У истока — мост на правый берег реки Абдукагор к поляне Высотник или Пыльной (2100 м, 85 км от Ванча, 4—7 часов езды в зависимости от состояния дороги и марки автомобиля).
В километре ниже моста в скалах, нависающих над дорогой, есть каскад из трех небольших озер — удобное место для дневки. Однако озера могут быть засыпаны лавиной. У самого моста ответвляется заброшенная дорога в долину Дустироз.
По правому берегу Абдукагора дорога продолжается к поселку геологов Хрустальный.
При возвращении вниз по долине надо учитывать, что от Хрустального машины ходят нерегулярно. Некоторым туристам приходится идти пешком до верхней летовки (1 час от моста) или даже до кишлаков Поймазар (1,5 часа) и Гарм-Чашмы (еще 2—2,5 часа).