|
Перевалов Амундсена два: Западный и Восточный. Оба ведут с северной ветви ледника Теректы на ледник Борду Западный, но их цирки разделены отрогами. Оба перевала примерно одинаковы по сложности и по характеру, но Восточный несколько выше.
Мы предполагали сначала проходить восточную седловину в связке с перевалом Томичей, но, посмотрев на цирк перевала Амундсена Восточный, поняли, что в связке это не ходится. Поэтому решили переходить западную седловину как более близкую (кроме того, по западной у нас было больше информации).
В день прохождения перевала Магнит нам удалось также подойти под самый взлет перевала Амундсена Западный; туда ведут очень удобные ровные морены по левому борту ледника, выложенные желтыми мраморными плитками (на них мы и заночевали). Наутро за час с небольшим поднялись на седловину пешком по плотному снегу по следу когда-то давно сошедшей лавины (~300 м, 30-35°). Тур был на соседней седловине справа, с запиской от 1986 г.
На северную сторону по всей длине седловины обрывается большой карниз. Спуск мы начали не с того места, где был тур, а с того, куда поднялись первоначально (там карниз меньше). Прорубать его не стали (он крепкий), а для устройства снегосброса использовали не один, а два ледоруба: один подкладывается непосредственно под снежный щит, а другой - на край карниза. Таким способом можно легко сдернуть снегосброс даже с "отрицаловки".
Всего повесили на спуске 4 веревки (200 м перил), все на снегу, крутизна 50-60°. Ниже последнего бергшрунда склон делается положе (до 35°), там мы шли уже без перил, просто в связках. Всего на спуск было потрачено 2 часа. Общий перепад высоты на спуске с седловины составляет 400-500 м. Несмотря на значительную крутизну, на склоне довольно много снега (до 40-50 см), и, если бы мы шли не рано утром, было бы, наверное, очень лавиноопасно.
Перевал Амундсена Западный может вызвать проблемы при прохождении в направлении, обратном нашему: во-первых, лавинная опасность, которая, по-видимому, является неотъемлемой чертой этого перевала, и, во-вторых, вышеупомянутый мощный карниз на седловине. Рекомендуем эту информацию учесть при планировании его прохождения другими группами.