Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Материалы     Веревки и узлы     Безопасность     Питание     Учебная литература  


Переправы вброд через водные преграды

Особенности горных рек

Преодоление несложных водных преград

Преодоление сложных водных преград

Выбор места переправы

Наведение веревочных перил

Переправы вброд через водные преграды - Материалы

Преодоление несложных водных преград

На несложных участках реки, где скорость течения невелика - до 2,0 м/с, глубина потока не выше колена, ширина не более 25 м, дно песчаное или каменистое (мелкие камни), просматриваемое, пологое, а тем более, когда к месту переправы подходит хорошо набитая тропа (не путать со звериной тропой к месту водопоя), переправу группы вброд рекомендуется организовывать без веревочной страховки. Сюда относятся переправы вброд колонной или кругом, при которых одновременно двигается вся группа или значительная ее часть.

Разведка пути осуществляется первыми участниками в ходе самой переправы. Однако предварительно руководитель группы должен убедиться, что в случае неожиданной потери устойчивости одним из туристов и падения его в воду, он не будет тут же снесен потоком, что сила воздействия потока невелика и позволит упавшему туристу самому быстро восстановить свое положение в колонне. В случае, если вблизи от места переправы ниже по течению имеется опасное место (резкое сужение потока, в результате чего скорость его течения значительно возрастает, крутой слив или водопад), то место переправы следует перенести на 30- 40 м выше по течению. Это позволит своевременно, до постепенного сноса упавшего в опасную зону, оказать ему необходимую помощь, даже если последний, находясь в шоковом состоянии, не предпримет никаких усилий для самостоятельного выхода из создавшейся ситуации.

Переправа колонной.

Простые участки реки группа преодолевает с хода, предварительно перестроив походную колонну: руководитель должен находиться во главе, слабые участники по одному равномерно распределяются среди сильных. Замыкает колонну один из наиболее сильных и опытных участников.

Движение осуществляется по намеченной линии переправы. Для несложных участков реки это делают по кратчайшей линии, соединяющей оба берега. Группа идет боком к направлению течения. Интервал между участниками не должен превышать 1,5 м, что позволит тут же оказать помощь потерявшему равновесие, но и не быть слишком маленьким, иначе турист из-за рюкзака впереди идущего в недостаточной мере будет видеть дно реки.

Разговоры участников во время переправы категорически запрещены. Они рассеивают внимание туристов, заставляют их оборачиваться к говорящему, что может привести к падению одного из участников группы.

Выйдя на противоположный берег первым, руководитель похода тут же выбирает место для наблюдения за ходом переправы остальных участников (как правило, ниже по течению).

Так как в начале переправы руководитель идет впереди, осуществляя разведку и выбор дальнейшего пути, он не имеет возможности наблюдать за движением туристов. Поэтому при падении в воду кого-либо из участников следующий за ним обязан не только сразу оказать помощь упавшему, но и громким криком оповестить руководителя и всю группу.

Если в процессе движения через водную преграду руководитель ощущает усложнение переправы из-за некоторого увеличения глубины реки или появления зоны относительно крупных и скользких камней, возникает сомнение в безопасности движения людей без взаимной поддержки, то он должен остановить группу и дать команду о том, чтобы туристы сократили интервал между собой до 70-80 см, повернулись лицом (вверх по течению) и обхватили друг друга за плечи (за лямки рюкзаков в верхней части). Осуществляя дальнейшее движение, туристы должны переставлять ноги средними шагами; развернуть ступни вдоль линии переправы (приставной шаг не использовать, ноги из воды не поднимать), а корпус - в полоборота вверх к течению. В случае возможной потери равновесия турист сможет опереться на плечи своих товарищей и устоять.

Переправа кругом (таджикским способом) организуется на безопасных участках реки, где глубина не выше колена, а скорость потока большая (до 4 м/с), что требует коллективных усилий туристов. Организовать здесь веревочную страховку из-за кругового движения группы невозможно.

Для переправы туристы разбиваются на подгруппы по 5-6 человек. Слабые и сильные распределяются равномерно по подгруппам. Внутри подгруппы слабые и сильные чередуются через одного. Ни в коем случае нельзя допускать расстановки 2-3 слабых участников подряд.

Начиная переправу, туристы, положив руки на плечи друг другу и крепко взявшись за лямки рюкзаков соседей, образуют круг, который, медленно вращаясь (как хоровод), передвигается в сторону противоположного берега. Поток с одинаковой силой воздействует на каждого участника, независимо от того, ниже или выше по течению он находится. Однако сама техника выполнения переправы кругом предусматривает неравномерность нагрузок, приходящихся на туристов в зависимости от конкретного места расположения того или иного участника в круге. С тем, чтобы облегчить эти нагрузки, от туристов требуются коллективные действия, заключающиеся в следующем: все участники, упираясь друг в друга плечами, занимают наклонное к центру положение, отводя ноги несколько назад от центра круга.

Это увеличивает устойчивость всей группы в целом; наибольшие усилия приходится применять участникам, находящимся ближе к противоположному берегу (в восходящей половине круга). Им, чтобы сохранить общее направление переправы, нужно совершать не только поступательное движение вперед к противоположному берегу, но и подниматься против течения (рис. 3). Чтобы им помочь, все участники, кроме вышерасположенного, наклоняют корпус в сторону вращения, подпирая рукой впереди идущего.

Схема движения
Схема движения.

Рис. 3. Схема движения туристов при переправе кругом:

1 - направление линии переправы; 2 - направление вращения круга; А и Б - последовательные фазы движения круга и самих туристов в круге

Передвигаться следует не торопясь, лучше небольшими приставными шагами. При крупнокаменистом характере дна реки заносить ногу за ногу не рекомендуется, так как это может повлечь потерю равновесия.

Переправа кругом занимает самое большое время по сравнению с другими способами переправ вброд через одинаковые участки реки. Поэтому, чтобы избежать переохлаждения ног, необходимо надевать не только обувь, но и носки.







  
В горах, где часто приходится совершать походы по безлесным зонам, туристы вынуждены использовать в качестве топлива горючие газы, керосин или бензин. Сжиженные газы В последнее время все большее применение в качестве нагревательных приборов находят газовые
Моя карьера инструктора переводчика имела все шансы закончиться, не начавшись, поскольку мое первое выступление в этой роли оказалось более чем неудачным. У меня была короткая передышка в работе в лагере Белалакая , когда туда прибыли трое австрийцев, намеревавшихся взойти на несколько вершин на Западном Кавказе. Это не были альпинисты очень высокого
Агибалова В. В. , Бероев Б. М. Туда, где парят орлы. Орджоникидзе, 1967. Агибалова В. В. , Виленкин В. Л. Среди вечных снегов и ледников. Орджоникидзе, 1973. 3алиханов М. Ч. Снежные лавины и перспективы освоения гор Северной Осетии. Орджоникидзе, 1974. Бероев Б. М. По Северной Осетии. М. , 1971. Гражданская война в
Редактор Расскажите
о своих
походах
Снаряжение туриста горника вещь совершенно особенная. Посудите сами: оно должно быть легким, не бояться камней и воды, грязи, снега и льда, легко чинится в случае порчи, без проблем заменяться при потере, быть по возможности недорогим, выполнять как можно больше функций. . . Посмотрел бы
1983 г. Прогресс в водном туризме в последние годы характеризуется освоением все более сложных рек. Для плотов, больших надувных средств сплава это прохождение новых рек (Муксу, Бзыбь), а также не пройденных сложных участков на реках давно покоренных (Чулышман каскад Каша , Язулинский каньон; Чуя Мажойский
Сл. Нов. Без. Напр. Пол. Сумма М 1 Джулий А. В. ( Москва) Центр. Тянь Шань, Китай VI 445 400 60 155 90 1150 1 2 Лебедев А. А. ( Москва) Китайский Памир V c эл. VI 180 345 90 45 70 730 2 3 Черник С. И. ( Москва) Алтай VI 145 215 130 90 75 655 3 4 Фомичев О. Г. ( Москва) Алтай V с эл. VI 175 150 30 75 65 495 4 5 Голубев К. А. ( Санкт Петербург)


0.043 секунд RW2