Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Северный Тянь-Шань

Предисловие

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ АЛМА-АТЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Экскурсия по Алма-Ате

Достопримечательности Большого и Малого Алма-Атинских ущелий

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЗАИЛИЙСКОГО И КУНГЕЙ-АЛАТАУ

Рельеф и климат

Ледники, реки и озера

Растительный и животный мир

ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ

Маршруты I категории сложности

Маршрут 1

Маршрут 2

Маршруты II категории сложности

Маршрут 3

Маршрут 4

Маршруты III категории сложности

Маршрут 5

Маршрут 6

Маршруты IV категории сложности

Маршрут 7

Маршрут 8

Маршруты V категории сложности

Маршрут 9

Маршрут 10

Справки для туриста

По Северному Тянь-Шаню - Путеводители

ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ

Маршруты I категории сложности

Маршрут 1

МАРШРУТ 1: г. Алма-Ата — ущ. Бол. Алма-Атинское — р. Кумбельсу — пер. Советов (1А) — р. Озерная — йер. Озерный (н/к) — р. Кель-Алматы — р. Чон-Кемин — р. Алматы — р. Кёкёльбулак — пер. Ак-Куль (1А) — р. Аксай — пос. Аксай — г. Алма-Ата (8 дней, 113 км пешком).

К пешей части маршрута добираемся из Алма-Аты рейсовым автобусом № 28 до его конечной остановки в Бол. Алма-Атинском ущелье. От остановки направляемся к Бол. Алма-Атинскому оз. За 3,5 часа подходим к дому лесника у входа в ущелье Кумбельсу и останавливаемся на 1-ю ночевку.

Для того чтобы маршрут был пройден с оптимальным режимом акклиматизации и распределения физических нагрузок, от места 1-й ночевки целесообразно сделать заброску продуктов питания и горючего (на 5— 8-й день) к месту слияния рек Озерная и Кызылсай (на туристских схемах эта река обозначена как Северо-Западный ручей).

На следующий день, оставив в лагере дежурных, с грузом заброски продолжаем движение на юг к Бол. Алма-Атинскому оз. и далее по ущелью до места слияния указанных рек. Этот путь займет у группы со средней физической подготовкой 3—4 ч. Заброску можно оставить у чабанов. Если же это сделать не удастся, то грузы рекомендуется заложить в моренные отложения не ближе 150—200 м от реки. Следует позаботиться, чтобы на горючее не попадали прямые солнечные лучи, а продукты были завернуты в полиэтиленовый и холщовый мешки, тщательно заложены камнями от возможного повреждения грызунами. Спуск от места заброски до места 1-й ночевки займет 1,5—2 ч.

Третий день пути начинается с подъема по ущелью, образованному р. Кумбельсу. Подъем непосредственно вдоль реки невозможен, так как частые селевые потоки создали здесь каньон с крутыми отвесными берегами. Поэтому начинаем подъем по тропе, ведущей круто вверх на восток от правого берега р. Кумбельсу. Через час переходим в южном направлении ручей, вытекающий по оврагу из-под видимого на востоке пер. Кумбель (н/к).

По еле заметной тропинке на высоком правом берегу продолжаем двигаться на юг и через 30 мин подходим к прорану ручья, стекающего с востока в р. Кумбельсу. На высоком южном берегу этого ручья стоит метеопост. Тропа, кое-где теряясь, идет по правому берегу р. Кумбельсу на юг. Отсюда уже виден ледовый массив пика Советов.

Далее следует уйти круто вверх по восточному склону, чтобы обойти боковые каньоны ручьев, впадающих в р. Кумбельсу с востока. Через 2 ч подходим к повороту на пер. Молодежный. Дальнейший путь на юг идет по правому берегу р. Кумбельсу (ориентир - пик Советов) до гребня конечной морены лед. Советов и занимает еще 2 часа. Здесь можно организовать полудневку и 3-ю ночевку.

На следующий день начинаем прохождение пер. Советов (1А, 3500 м), расположенного в самой западной (отходящей от пика Советов на север) ветке Мало-Ал-матинского отрога хребта Заилийской Алатау. Перевал ведет с лед. Советов № 98 (р. Кумбельсу, р. Бол. Алма-атинка) на лед. № 97 (р. Чукур, оз. Бол. Алма-Атинское). С места 3-й ночевки начинаем движение по расчленениям конечной морены лед. Советов на юго-запад, где видна седловина пер. Советов (рис. 1, 1)*.

* Здесь и далее в скобках указаны номер рисунка и порядковый номер перевала, под которым перевал обозначен на всех рисунках.

Рис. 1. 1 — пер. Советов со стороны лед. Советов. Зарисовка в западном направлении с конечной морены лед. Советов на расстоянии 800—900 м от седловины перевала
Рис. 1. 1 — пер. Советов со стороны лед. Советов. Зарисовка в западном направлении с конечной морены лед. Советов на расстоянии 800—900 м от седловины перевала.

Непосредственный подъем на перевал представляет собой засыпанную снегом осыпь крутизной до 35° и занимает 40—45 мин. Подъем рекомендуется осуществлять вдоль скального контрфорса, отходящего на восток от северного плеча седловины, так как здесь даже в начале лета почти нет снега. Сама седловина — широкая, осып-ная, тур находится в самой низкой ее точке.

Спуск с перевала также осыпной, технической сложности не представляет и проходит по правому борту небольшого лед. № 97 с пересечением фронтальной морены и выходом через 30 мин на каменистое плато, с которого на северо-запад стекает р. Чукур (рис. 2, 1).

Дальнейший спуск возможен по двум вариантам: а) вдоль р. Чукур на северо-запад к оз. Бол. Алма-Атинскому; б) через плато на запад сначала по правому, а затем по левому берегу ручья, впадающего в р. Озерная выше озера. Согласно логике нашего маршрута выбираем второй вариант и через 1,5 ч спуска по осыпному и травянистому, поросшему арчой склону выходим на автодорогу, идущую по правому берегу р. Озерная. Еще через 30 мин движения на юг по дороге подходим к границе елового леса и организуем 4-ю ночевку.

Рис. 2. 1 — пер. Советов со стороны лед. № 97. Зарисовка в юго-западном направлении с правой боковой морены лед. № 97 на расстоянии 300—400 м от седловины перевала
Рис. 2. 1 — пер. Советов со стороны лед. № 97. Зарисовка в юго-западном направлении с правой боковой морены лед. № 97 на расстоянии 300—400 м от седловины перевала.

Путь следующего дня похода по автодороге на юг* нам уже знаком. Через 1,5—2 ч движения переправляемся вброд через р. Озерная и еще через 20 мин подходим к месту заброски. Далее продолжаем движение по автодороге сначала на юго-восток, а потом на юг и через 2,5 ч выходим на пер. Озерный.

Перевал Озерный (н/к, 3520 м) ведет из долины р. Озерная в долину р. Кель-Алматы икр. Чон-Кемин. Сам перевал (на который со стороны р. Озерная выходит автодорога) имеет широкую (1 км) седловину с по* логим подъемом и спуском в долину р. Чон-Кемин.

С перевала в южном направлении стекает множество ручьев, образующих широкий разлив. Спуск на юг идет по пологой, хорошо набитой тропе через поросшие травой отложения старых морен. Через 1,5 ч движения крутизна спуска увеличивается до 30°, ущелье расширяется, и постепенно открывается широкая долина р. Чон-Кемин. Тропа серпантином поворачивает на восток, и мы спускаемся к р. Чон-Кемин, где на высоком берегу у слияния Кель-Алматы и Чон-Кемина можно организовать 5-ю ночевку.

Рис. 3. 2 — пер. Ак-Куль со стороны верховий р. Кёкёльбулак. Зарисовка с северного плеча предперевального моренного вала в северо-западном направлении на расстоянии 600—700 м от седловины перевала
Рис. 3. 2 — пер. Ак-Куль со стороны верховий р. Кёкёльбулак. Зарисовка с северного плеча предперевального моренного вала в северо-западном направлении на расстоянии 600—700 м от седловины перевала.

Задача 6-го дня - подход в верховья р. Кёкёльбу-лак (Коколубулак) к пер. Ак-Куль. С места ночевки начинаем движение вниз по долине р. Чон-Кемин. По камня^м переходим р. Кель-Алматы и идем на запад тропой по высокому, но достаточно пологому правому берегу Чон-Кемина. Для того чтобы выйти к р. Кёкёль-булак, необходимо перейти последовательно четыре притока р. Чон-Кемин, впадающие в него с южных склонов Заилийского Алатау: р. Туюк-Алматы, безымянную речку, вытекающую из тупикового ущелья, р. Алматы и еще одну безымянную речку. Переправы через реки Туюк-Алматы и Алматы осуществляются вброд, другие две речки можно перейти по камням. Путь от места 5-й ночевки до слияния рек Чон-Кемин и Кёкёльбулак занимает 4 ч ходового времени.

Подъем вверх по ущелью осуществляется левым берегом р. Кёкёльбулак до небольшого моренного озера, имеющего правильную овальную форму. Здесь организуются полудневка и 6-я ночевка.

Седьмой день похода - прохождение перевала Ак-Куль (1А, 3900 м), расположенного в основном хребте Заилийского Алатау в 1 км восточнее вершины Проме-

жуточная и ведущего из долины р. Кёкёльбулак на лед. Аксайский — № 45 (р. Пр. Аксай).

От места 6-й ночевки у моренного озера прямо на севере видна широкая седловина пер. Ак-Куль, подходы к которому закрывает моренный вал. Обходим этот вал с восточной стороны. Непосредственный подъем на перевал представляет собой некрутую (20—25°) средней величины осыпь протяженностью около 300 м и занимает 1 ч. В западной части седловины виден характерный скальный «жандарм» (рис. 3, 2).

Рис. 4. 2 — пер. Ак-Куль со стороны лед. Аксайский (№ 45). Зарисовка в юго-западном направлении на расстоянии 800—900 м от седловины перевала
Рис. 4. 2 — пер. Ак-Куль со стороны лед. Аксайский (№ 45). Зарисовка в юго-западном направлении на расстоянии 800—900 м от седловины перевала.

С необходимыми предосторожностями (есть опасность камнепада) начинаем спуск на лед. Аксайский по мелкой, переходящей в среднюю осыпи (рис. 4, 2). Ледник короткий (1,5—2 км), пологий, опасных трещин нет. Преодолев вал фронтальной морены, выходим на тропу, петляющую по поросшей травой древней морене. Сначала тропа идет по правому берегу р. Пр. Аксай, а затем по правому берегу р. Аксай. От слияния рек Пр. и Ср. Аксай до кордона лесника спуск занимает около 5 ч. От кордона на маршрутном автобусе можно уехать в Алма-Ату.







  
Прямой узел. Рифовый узел узел легко вяжется; под нагрузкой сильно затягивается; самопроизвольно развязывается «ползёт», особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках; используется для связывания веревок одинакового диаметра; использование без контрольных узлов недопустимо; при
Нас будит миссис Попитс. Джордж лежебока. Надувательство с предсказанием погоды. Багаж. Испорченный мальчишка. Вокруг нас собирается толпа. Мы торжественно отбываем на вокзал Ватерлоо. Персонал Юго Западной железной дороги пребывает в блаженном неведении касательно таких мирских дел, как расписание поездов. Плыви, наш челн, по воле
Река Уллу Хурзук, впадающая в р. Уллу Кам возле аула Хурзук, образуется от слияния рек Кюкюртлю и Битюк Тёбе Кол, начинающихся у ледников западного склона Эльбруса. Долиной Битюк Тёбе Кол можно пройти к высокому, но простому пер. Балк Баши,
Редактор Расскажите
о своих
походах
Есть известная истина. Нельзя проходить поход на зубах , преодолевая себя, с настроением нам бы ночь продержаться, да день простоять . Так вы быстро попадете в аварийную ситуацию. Поход должен проходить в меру трудно, а отдых обязательно должен быть комфортным и полноценным. Поэтому на биваке вам должно быть тепло и уютно,
1983 г. Для нас знакомство с виндсерфингом произошло шесть лет назад в новом микрорайоне Москвы Строгине. На местном водоеме наше внимание привлек человек, неуклюже и с невероятным напряжением стоявший на доске. Он держал в руках парус, то и дело смешно плюхался в воду, но, весь дрожащий, опять забирался на доску и начинал все сначала.
Категория сложности: 2А (2. 1. 24) Высота: 4250 Характер: снежно ледовый Ориентация: СЗ ЮВ Расположение: В главном хребте Терскей Алатау, между вершинами Котор и Кельдеке Западная. Связывает ледник Котор Северный (река Котор Тор, река Чон Кызылсу) с западной ветвью ледника Колпаковского. Пройден: 16 августа 2002 г. с северо


0.063 секунд RW2