|
11. Корсетный узел. Первый вариант. Рис. 11.
Ходовой конец троса "зашнуровываем восьмерками" от центра к ходовой части петли, затем узел обтягиваем. Узел хорошо держит, но без нагрузки может ослабнуть.
Чтобы этого не случалось, следует поверх середины петли (начального участка "шнуровки") накинуть колышку, образованную из коренной части троса, прилегающей к петле, как в №4, затем хорошо обтянуть узел.
12. Корсетный узел. Второй вариант.
Это вариант узла со шнуровкой от конца петли к ее центру. см. рис. 12.
13. Тараканий узел. Рис. 13.1.
Петля, типа булиня, к которой подвязывается трос, должна иметь свободный ходовой конец достаточной длины. Сначала петлю обносим ходовым концом прикрепляемого троса несколькими плотно уложенными по часовой стрелке шлагами, по направлению от центра кнаружи, почти до самого конца петли. Оставшийся хвостик ходового конца проносим через оставшийся кончик петли и обтягиваем шлаги, см.рис.13. Затем ходовой конец самой петли обносим вторым рядом шлагов поверх уже уложенных, также от центра к концу, но уже против часовой стрелки. Хвостик ходового конца петли также проносим через кончик петли, но уже с другой стороны, затем узел обтягиваем. Узел устойчив и отдается предельно легко, безотносительно к нагрузке. Формой несколько напоминает таракана с усами.
14. Сторожковый узел. Рис. 14, 14.1.
Однажды на стройке у меня возникла задача: автокран зацепил гаком обвязанный тросом полуторатонный бетонный блок. Требовалось уронить блок с некоторой высоты на другой блок, чтобы первый раскололся на две части. Но привязать трос к крюку узлом так, чтобы узел можно было развязать под нагрузкой не удавалось. Обычно применяют для быстрого развязывания узлов рифовую петлю, как "бантик" при развязывании шнурков ботинок. Но здесь рифовая петля накрепко закусывается и выдернуть ее можно только сбросив с узла нагрузку. Поразмышляв, я подобрал для этого случая вот такой подходящий узел.
Пусть с гака свисает вниз любая петля типа булиня. Блок обвязывается тросом и ходовой конец проносится вверх сквозь петлю. Затем он несколькими плотными шлагами обносится (обматывается) вокруг петли снизу вверх и его конец любым способом закрепляется на петле при помощи тонкого линя (шнура или суровой нитки) легко развязываемым узлом. (Этот удерживающий шлаговую обмотку линь и именуется здесь сторожком). После этого основной узел обтягивается и груз поднимается на нужную высоту. Если затем за сторожок слегка дернуть, он спадет и шлаги ходового конца троса под действием собственного веса и тяги груза начнут разматываться с петли. При этом сила трения, сцепляющая трос с грузом и петлю, будет уменьшаться до тех пор, пока груз не рухнет вниз. Число шлагов и длина ходового конца здесь должны быть подобраны в соответствии с весом груза.
На приведенном фото узел держит гирю в 20 кг. Сторожок выдергивает кончик ходового конца из петли. После этого ходовой конец со свистом раскручивается и за полсекунды гиря падает.
Этот узел, если только он был когда-нибудь известен, мог иметь применение, например, у охотников, как ловушка на зверя или, скажем, у вьетнамских партизан. (Что касается проблемы раскалывания бетонного блока с помощью автокрана, то оказалось, что строители это делают проще другим способом.)
15. Стопорное соединение тросов.
Сначала вяжется петля, типа булиня, и уже на ней делается Схватывающий узел. На ходовом конце другого троса вяжется стопорный узелок типа Стивидорного, конец пропускается через петлю и узел обтягивается.