Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Кодар Чара Удокан

Предисловие

Исследование и освоение района

Природные условия и особенности путешествий

Подъезды к району и местные экскурсионные маршруты

Пешеходные, горные и комбинированные маршруты по Кодару

Водный маршрут по реке Чара

Пешеходные и водно-пешеходные маршруты по Удокану и реке Калар

Лыжные маршруты по району

Советы путешественникам

Литература

Кодар Чара Удокан - Путеводители

Лыжные маршруты по району

Считается, что для лыжных путешествий Северное Забайкалье — далеко не самое подходящее место. И вовсе не потому, что здесь нет зимы. Наоборот, она царит 6—7 месяцев, но царит почти без снега. Прилетев зимой в Чару, вы наверняка застанете устойчивый антициклон с ясным солнцем, безветрие и сильный мороз, но снега под ногами может и не быть. Ведь из-за ничтожных зимних осадков снег в котловине лежит слоем не толще 10—20 см, а местами и вовсе не покрывает землю.

Однако в находящемся от Чары всего в 20 км Кодаре толщина снега в долинах достигает метра и больше и появляются все условия для разнообразных лыжных путешествий.

Трассы зимних походов во многом могут повторять описанные выше летние маршруты. Однако имеются и определенные различия.

Во-первых, снег в долинах перекрывает осыпи, стланик, березовый и ивовый ерник; лавины частично забивают каньоны; мороз надежно сковывает болота и реки, труднопреодолимые летом. Поэтому зимние пути могут быть прямее и короче летних.

Во-вторых, снег в Кодаре залегает очень неравномерно, что зависит от экспозиции склона, направления метелевого переноса осадков, геоморфологии долины и пр. Обычно в узких долинах снега значительно больше, чем в широких; на северных, сыгыктинских, склонах хребта толщина покрова в несколько раз превышает его толщину на южных, причарских, склонах; особенно мало снега может быть в таких пологих и открытых на юг и восток долинах, как долины рек Сюльбан и Апсат. Следовательно, при общем малоснежии для путешествия желательно использовать центральную и северную части хребта, а широкие юго-восточные долины “оставлять” для быстрого выхода по обнаженному льду рек в Чару.

Замерзший водопад на реке Верхний Сакукан
Замерзший водопад на реке Верхний Сакукан.

В-третьих, зимой необходимо учитывать повышенную лавиноопасность района. Поэтому иногда придется поступиться теми плюсами, которые дает снег для возможности спрямления летнего пути. Придется также обходить стороной особо узкие долины, участки под гребнями, на которых есть снегосборы, перегруженные снегом склоны и другие опасные зимой элементы рельефа.

Ниже приводятся краткие сведения о лыжном путешествии по маршруту село Чара — река Верхний Сакукан — перевал Верхне-Сакуканский — река Левая Сыгыкта — перевал Новосибирцев — река Апсат — село Чара.

Из Чары до ущелья Верхнего Сакукана первые 30— 35 км зимой несложно подъехать на вездеходе. Далее следует 2—3-дневный подъем на лыжах по долине Верхнего Сакукана под перевал. Путь идет по руслу реки, затем (выше устья Таежной) в обход каньона и пяти ступеней сакуканских ригелей. Отмеченные застывшими в полете струями водопадов, они очень живописны. После выхода на Верхне-Сакуканский перевал начинается 3-дневный спуск по Левой Сыгыкте. Толщина снега в долине может достигать 1,5 м и более, в верхней половине подперевального плато, как правило, имеется крепкий ветровой наст. Линия движения—прямо по заснеженному руслу реки или правым бортом долины, подальше от лавиноопасных участков подножий вершин. Ближе к повороту Левой Сыгыкты на восток (раньше трудно найти полностью безопасное место для базового лагеря) туристы могут сделать дневку и предпринять выходы налегке на ближайшие перевалы. Наиболее доступен и безопасен (снег удерживается мощными зарослями стланика) подъем к перевалам Олений, Королева, Туманный, однако спускаться с них на север не рекомендуется из-за больших нависающих карнизов и перегрузки (глубина снега до 2 м) склонов. Также лавиноопасен зимой со стороны реки Озерная и перевал Проходной.

Пройдя десяток километров после слияния Левой Сыгыкты и Ледниковой, группа начинает подъем на перевал Новосибирцев, приводящий на среднее течение Апсата.

В случае неблагоприятной погоды и слабой видимости (перевал требует точной ориентировки) лучше еще два дня пройти вниз до Правой Сыгыкты и по ней, через горный проход, выйти на Апсат.

Здесь туристов может ожидать ледовая часть маршрута. Окантованные металлом лыжи на зеркальной полосе реки выполняют роль коньков, скорость движения при этом достигает 15 км/час. Из лыж может быть также сооружена волокуша, на которую складываются рюкзаки, а сами путешественники передвигаются на настоящих, заранее взятых с собой в поход, коньках. Лучшим вариантом будет использование самодельных, так называемых туристских, коньков, которые не требуют специальной обуви (описание их конструкции имеется в альманахе “Туристские тропы”, № 5. ФиС, 1961).

В зависимости от места выхода на Апсат и снежно-ледовых условий на реке “конькобежный” спуск составляет 40—60 км. Последние 20 км от устья Апсата до села Чара путешественники должны быть готовы пройти пешком, неся лыжи на плечах.

Все путешествие занимает 2—3 недели. Длина маршрута 200—250 км, категория сложности IV—V.

Наилучшим временем для такого похода можно считать март—апрель, потому что во второй половине зимы в Кодаре почти всюду выше границы леса имеется уплотненный снег. Толщина ветровой доски достигает 20— 30 см, под ней обычно находится слой перекристаллизовавшегося крупнозернистого снега.

В это время года в высокогорье Кодара без марлевых повязок или защитных мазей на лице путешественникам лучше не появляться. В солнечные дни снег на южных и юго-западных склонах может превращаться в мокрую “кашу” и подлипать к лыжам. Одновременно резко возрастает вероятность схода мокрых лавин. Ночные холода этого сезона “опускают” в термометре ртуть до отметок минус 20—25°.

Не исключены, вероятно, и другие сроки путешествий: зима на высотах 1500 м продолжается 8 месяцев, а на уровне кодарских ледников— 10 месяцев.

Плато в верховьях реки Апсат
Плато в верховьях реки Апсат.

Собираясь зимой в Кодар, надо ясно представлять себе значительную лавиноопасность района, которая определяется глубоким расчленением рельефа, наличием склонов крутизной до 60° и таких, отмеченных В. С. Преображенским, деталей морфологии крутых скатов, как многочисленные, почти прямолинейные, тянущиеся параллельно друг другу денудационные желоба, по которым как по маслу сходят снежные лавины и камнепады,

Важнейший фактор возникновения лавинной опасности — низкие, способствующие усиленной перекристаллизации снега, температуры забайкальской зимы. Суммы осадков за пять основных зимних месяцев на байкальских лавинных станциях (в Кодаре такой станции нет) близки к суммам осадков на кавказских лавинных станциях Мамисон, Пасанаури, Заромаг, поблизости от которых падают лавины огромных объемов.

Наиболее активна лавинная деятельность на северных склонах хребта. Так, в конце марта 1965 г. группой московских туристов на протяжении 30 км пути на высотах 1700—2100 м было зарегистрировано 26 новых и старых лавин. Одна из лавин, сошедшая с левого склона в низовьях реки Ледниковая, скатилась по скальному желобу и, перекинувшись на правый берег, образовала на реке снежную дамбу высотой 3—4 м и шириной до 10 м.

Зимний Кодар следует посещать только путешественникам с опытом сложных лыжных и горных походов, поскольку, по утверждению отечественного авторитета по лавинам профессора Г. К. Тушинского, “это, безусловно, один из наиболее лавиноопасных районов” страны.







  
Простой полуштык Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю.
Минут через двадцать Арт вернулся. Устроились? Ну пошли дальше, сказал он и повел меня обратно к шале. Рядом с входом в этот домик стояло шесть семь очень помятых и странно выглядевших машин. Часть из них были обыкновенные грузовики марки Форд с облезлыми железными кузовами. Остальные представляли
Лесное не только на значительной части в горах, но и на аллювиальном конусе на равнине, оно промыто рекой Алая, а водосбор ограничен хребтами: с запада Гирдалъмилигом, с севера широкой дугой ГВХ, с востока Чалдашем. Река возникает от слияния на высоте 1600 м 4 равных
Редактор Расскажите
о своих
походах
••••• Рюкзак 1 •••• Самостраховка рюкзака 1 •• Маленький рюкзак 1 ••••• Спальник 1 ••••• Каремат 2 •• Снеготаялка 1 ••••• Накидка себе 1 •••• Накидка рюкзаку 1 •• Седушка 1 ••••• Очки темные 2 ••• Подвес для очков 1 •••• Кружка 1 •••• Бадейка 1 •••• Ложка 1 •••• Нож 1 •••• Фляга 1000 мл 1 •• Фляга 150 мл 1 •• Термос 1 ••• Трубка для питья 1 • Сигареты
Национальный парк Таганай вблизи города Златоуста влечёт к себе тысячи туристов со всех уголков страны. Едут сюда с целью насладиться неповторимой красотой горных вершин, ощутить суровую девственную природу с завораживающими пейзажами, познакомиться с разнообразием
Руководитель команды Маршрут (регион) КС Сроки Сл. Нов. Б. Н. Пол. СБ М Иванова Т. А. (г. Калуга) Приполяр ный Урал 4 21. 07 15. 08 . 2003 220 95 35 30 45 425 1 Бычков К. С. (г. Москва) Кодар 4 31. 07 31. 08 . 2003 180 75 55 45 55 410 2 Ощепков В. Н. (г. Пермь) Байкальс кий хр. 4 06. 08 07.


0.050 секунд RW2