|
"Приют 11" — это самая высокогорная гостиница, построенная на юго-восточном склоне Эльбруса на высоте около 4200 м. Называется так с легкой руки председателя Кавказского горного общества Р.Р. Лейцингера, переночевавшего в этом месте с группой школьников в 1909 г.
Первое деревянное здание приюта было построено в 1932 г., а в 1939 г. на его месте возвели трехэтажное здание, простоявшее 59 лет. В 1998 г. практически бесхозный "Приют 11" сгорел из-за нарушений правил пожарной безопасности иностранными туристами и отечественными гидами.
В 2001 г. первых восходителей принял новый приют, построенный на месте старой дизельной станции.
М23. К "Приюту 11" через "Ледовую базу" (1Б, 15 км, 1,5 - 2 дня)
Дорога к заброшенной "Ледовой базе" МГУ идет по склонам лавового потока между долинами Терскол и Гарабаши. От развилки дорог в долине р. Терскол серпантинами набираем высоту в красивом сосновом лесу. Выше леса дорога идет в западном направлении. Видны склоны Эльбруса с опорами ЭКД. Прямой участок пути проходит мимо заметной скалы "Слоник", сложенной из лавовых блоков (1 ч 20 мин).
Следующий ориентир - два домика заброшенного приюта "Новый Кругозор". Отсюда хорошо виден массив Донгузоруна (1 ч 10 мин). Дорога уходит вправо к астрономической обсерватории и поднимается к развалинам метеостанции "105-й Пикет". Для движения удобнее старая брошенная дорога, уходящая влево.
За "Кругозором" встречаем первый на пути ручей. Отсюда за полчаса выходим к л. Гарабаши и " 105-му Пикету". На чердаке дома можно укрыться от непогоды. От начала пути пройдено 10,5 км (один пикет равен 100 м). В этих местах осенью 1942 г. шли упорные бои советских войск с немецкими егерями из дивизии "Эдельвейс".
Далее заброшенная дорога серпантинами набирает высоту по склонам лавового потока и выводит к разрушенным нежилым домикам "Ледовой базы" (4 ч от Терскола). От нее начинается кратчайший путь через ледники на "Приют 11". Этим путем в 1938 г. доставляли на склоны Эльбруса материалы для строительства гостиницы.
От "Ледовой базы", наметив ориентиры, спускаемся на закрытый л. Гарабаши (связки!). На ледовых увалах понадобятся кошки. Первый участок пути проходим, ориентируясь на Восточную вершину Эльбруса. Затем, поднявшись на ледовый купол, отклоняемся влево к подножию "Приюта 9". Его скальная гряда расположена правее и ближе, чем скалы "Приюта 11".
Петляя между трещинами, подходим к "Приюту 9" (2 ч от "Ледовой базы"). У его подножия может быть опасный бергшрунд, который лучше обойти снизу. Идущим на "Ледовую базу" с "Приюта 11" подгорную трещину следует обходить выше по скалам "Приюта 9".
М24. Тропою туристов ОПТЭ ("Поляна Азау " "Старый Кругозор"- "бочки"- "Приют 11", 1А, 8 км, 1,5-2 дня, рис. 40)
Тропу от "Поляны Азау" к вершине Эльбруса начали прокладывать в мае 1909 г. члены Кавказского горного общества под руководством Р.Р. Лейцингера. Он же нашел и освоил площадку, которая стала называться "Приют 11".
Задолго до пуска ЭКД этот путь прошли и восстановили члены ОПТЭ (Общество пролетарского туризма и экскурсий). Они поднялись по древним лавовым потокам между ледниками Большой и Малый Азау к "Старому Кругозору" и выше к месту, где теперь построена станция "Мир". Этот путь был долгим и трудным.
Сейчас вагончик ЭКД за несколько минут доставляет отдыхающих к нижней кромке ледовых полей Эльбруса. Такое путешествие дает прекрасный обзор окружающих снежных вершин. Однако гораздо интереснее пройти этот путь пешком. Выходить на маршрут надо рано, чтобы успеть спуститься с последним вагончиком канатки.
От нижней станции "Азау" (2200 м) идем по грунтовой дороге, проложенной под опорами ЭКД. По мере подъема горы расступаются, из-за зеленых и бурых склонов появляются белые снежники и зеленоватые ледники. Над ними возвышаются знаменитые вершины Приэльбрусья. Ближе всех над правым бортом долины встает стена с ледовой шапкой - это Донгузорунбаши. Чуть позже появляется усеченная пирамида вершины Накратау, левее - два черных треугольника - Большой и Малый Когутай. Справа от них - пер. Когутай (57). Правее стоит остроконечный Малый Донгузорун, а за ним - ледовые склоны пер. Нева (33).
Окружающие скалы сложены застывшей лавой. Встречается похожий на шлак ноздреватый туф бурого и красного цвета и брекчия - угловатые обломки лавы, сцементированные туфом.
На очередном повороте дорога подходит к обрыву в ущелье Азау. Поднявшись на осыпной вал, можно увидеть редкую панораму: над л. Большой Азау (выше он будет не виден) открывается широкая висячая долина. Ближе к нам над глубоким обрывом находится "Песчаная гостиница", служившая некогда местом ночевки многим туристским группам (М7). Над ней видны перевалы Чипер и Чиперазау, ведущие в Грузию. Справа над "куриной грудкой" ледника - пер. Азау (32), а за ним - Эхо Войны (29).
За изгибом дороги на травянистой террасе находится кладбище альпинистов и памятник медсестре, погибшей в дни войны. Вскоре дорога переходит через один из трех ручьев, стекающих с л. Малый Азау, и поднимается на склон гряды между Малым Азау и Гарабаши. Здесь, на ровной площадке, названной туристами ОПТЭ "Старым Кругозором" (2920 м), построена станция ЭКД. Подъем занимает 1,5-2 ч, перепад высоты 650 м. Внизу хорошо видна Баксанская долина, р. Адылсу с л. Джанкуат в верховьях и один из символов Кавказа - красавица Ушба. Ниже, на фоне Донгузоруна, на склонах вершины Чегеткарабаши стоят опоры канатно-кресельной дороги "Чегет" и круглое здание кафе "Ай".
От "Старого Кругозора" дорога идет вправо по моренным грядам к станции "Мир" (3470 м). Перепад высоты 720 м, время подъема не менее 2 ч. Внизу остаются гребни лавовых потоков и морен. Вокруг открываются глубокие ущелья, справа зияют трещины л. Малый Азау. На юге и юго-востоке открываются горные хребты Закавказья. Нестерпимо ярким становится солнце, начинает сказываться высота.
Выше станции "Мир" дорога поднимается в сторону Восточной вершины Эльбруса. Слева остается кресельный подъемник третьей очереди ЭКД. Чуть выше его верхней опоры крутой взлет приводит к "Приюту Гарабаши" (3750 м) - цилиндрическим домикам ("бочки"). Здесь дорога уходит вправо и упирается в снежный склон. Дальнейший подъем идет по тропе вдоль линии электропередач.
У крутого снежного взлета тропа переходит на ледник. Выше открываются Восточные ледовые поля Эльбруса, над которыми возвышается конус вершины. Слева на скальных выходах остались каменные стены первого этажа сгоревшего "Приюта 11". Внутри могут разместиться 12 палаток. В двадцати метрах ниже построено здание нового приюта, в ста метрах выше - деревянная хижина. Справа от гряды "Приюта 11" видны скалы "Приюта 9". Там стоят домики МЧС. На снежном склоне под вершиной, на разрушенных скалах, есть расчищенные площадки "Приюта Пастухова" (4800 м).
Тропа к "Приюту 11" промаркирована столбами и вешками, но выходить наверх можно только в хорошую погоду! На леднике много закрытых снегом трещин, поэтому с тропы лучше не сходить.
Пологий подъем по льду приводит к взлету у "Приюта 11" (4200 м, 2,5-3,5 ч от станции "Мир", 7-8 ч от "Поляны Азау"). Здесь начинаются маршруты М27 и М29.
Маршрут лучше проходить за 2 дня (набор высоты 2 км!). Хорошо подготовленные и акклиматизировавшиеся туристы способны преодолеть его за 1 день.
Спуск с "Приюта 11" до "бочек" занимает около получаса и столько же до станции "Мир".
М25. От станции "Старый Кругозор" к перевалу Хотютау (1Б, 30, 31, рис. 19, 40).
Путь до "Старого Кругозора" описан в маршруте М24.
От подъемника идем на запад по гребню древней левобережной морены л. Малый Азау к его языку. Здесь удобные места для стоянок. Обойдя язык снизу, поднимаемся по крутым (30°) осыпям и разрушенным скалам на правобережную морену. На гребне находим тропу. Она идет к двум моренным озерам (2 ч от станции "Мир"). Слева - глубокое ущелье долины Азау.
Через полчаса подходим к верховьям пологого, частично закрытого ледника. В связках движемся в юго-западном направлении к обширному ледовому плато Хотютау, ограниченному с юга и запада невысокими скальными гребнями. На пути много трещин! Выйдя на плато, поворачиваем на запад и вдоль срединной морены поднимаемся на пер. Хотютау (4-5 ч от станции "Мир", см. М7, 30, 31, 35, 36).
М26. На Эльбрус по классическому пути (2А, 5621 м - Восточная вершина; 2Б, 5642 - Западная вершина; лд.-сн., рис. 40)
Классический маршрут восхождения идет от "Приюта 11" мимо "Скал Пастухова" на седловину и далее к вершинам Эльбруса. Подъем потребует 7-8 ч, спуск - 3-4 ч.
В летнее время тропа есть на всем пути. Идти следует в кошках! Летом выходы льда встречаются редко, но попадаются участки твердого фирна. В мае и ноябре склон до седловины может иметь длинные участки чистого льда. В этом случае маршрут доступен лишь подготовленным спортсменам. Особенно опасен протяженный спуск (3,5 км при крутизне около 30°).
Подъем к "Скалам Пастухова" идет по закрытому леднику (20°). Трещин здесь нет. Ниже скал возможны камнепады! При отсутствии снега обходить их слева по склону 30-35° (1,5-2 ч от "Приюта 11").
От "Скал Пастухова" тропа идет влево-вверх, обходя ледовые перегибы. Но далеко влево уходить нельзя, чтобы не оказаться над сбросами в южный ледниковый цирк. Крутизна на некоторых участках достигает 30°.
Примерно в километре от седловины тропа поворачивает влево, обходя снизу подножие Восточной вершины (400-500 м). На этом участке чувствуется запах сернистого газа, исходящего из фумарол на южном склоне. При неблагоприятном ветре это серьезная помеха восходителям. Крутизна склона на наклонном траверсе 15°, местами - до 25°. Далее тропа выходит на седловину к разрушенной хижине (4—6 ч).
Подъем на Восточную вершину начинается в 100 м выше хижины. Путь по снегу и осыпям занимает 1,5-2 ч.
Подъем на Западную вершину идет по крутому снежно-ледовому склону до нижней границы скальной гряды (кошки!). Отсюда поднимаемся вверх-влево на вершинное плато. По 200-метровому пологому участку выходим на невысокий купол вершины (2-2,5 ч).
Внимание! При ухудшении погоды ориентироваться на протяженных, гладких склонах Эльбруса очень трудно! При появлении над вершиной облака-линзы или облачности над Ушбой и Донгузоруном восхождение необходимо отложить или прекратить. От первых признаков непогоды до полной потери видимости может пройти не более 3 ч.
Технически несложное восхождение на Эльбрус дает возможность увидеть с высоты весь Кавказ. Незабываемое впечатление оставляет изменяющаяся по мере подъема панорама. Кажущиеся огромными с "Приюта 11" вершины постепенно уходят вниз и нивелируются в сплошное море вершин и хребтов. Особенно запоминается восхождение на рассвете, когда в лучах восходящего солнца на западе над горизонтом встает огромная тень от Эльбруса. Тени от других вершин сливаются в сплошную фиолетовую полосу - границу дня и ночи.
М27. С "Приюта 11" на перевал Хотютау (по Южным ледовым полям Эльбруса 1Б, лд.-сн., рис. 19-21, 40, 42а, 42б)
Путь на пер. Хотютау (30, 31) начинается ниже последнего взлета к "Приюту 11" (М24). Отсюда пересекаем фирновый бассейн л. Малый Азау (азимут 265°). Ориентир - окончание лавового потока с правой его стороны. На пути много закрытых трещин! Они наиболее опасны у крупных ледовых бугров. Обходить их удобнее слева (1-1,5 ч в зависимости от состояния снега).
Перейдя ледник, спускаемся вдоль лавового потока на "живую" мелкую осыпь (30°). По ней "съезжаем" на левую ветвь л. Большой Азау (40 мин). Его ледовое плато пересекаем, ориентируясь по пути на окончание второго лавового потока (50 мин). Трещин здесь нет, но может быть "снежное болото". Ниже окончания лавового потока выходим на плато Хотютау, с которого открываются обе седловины одноименного перевала (рис. 20).
Минуя свежие обводненные морены (500 м), выходим на лед в зону ручьев и "болот". Основной поток 5-метровой ширины требует времени на поиск переправы.
Простой выход на обе седловины перевала идет по ледово-фирновому склону (15-20°, 2,5-4 ч от "Приюта 11", 4-6 ч в обратном направлении).
М28. На Эльбрус через плечо Кюкюртлю (от перевала Хотютау по Южному ребру на юго-западное плечо и Западную вершину, 2А—2Б, 7-8 км, 2,5-3 дня, рис. 40, 43)
Перемычка Хотютау на севере переходит в широкое Южное ребро массива Кюкюртлю, по которому проложен альпинистский маршрут на Эльбрус (2Б к. сл.).
От подножия пер. Хотютау Северный (см. 30, 31; М7) идем по ледовым увалам на север вдоль скал перемычки Хотютау (2 ч). У начала ребра под скалами есть защищенные стоянки.
По крутому фирновому склону (30°), преодолев бергшрунд по мосту, выходим на пологую часть Южного ребра. Здесь возможен бивак. Ширина ребра на всем протяжении превышает 100 м. Далее следует крутой (30°, 300 м) участок и новое выполаживание. Здесь также возможен бивак. Отсюда в ночное время можно наблюдать неповторимую картину восхода луны над горами. Луна появляется глубоко внизу, что непривычно нашему взгляду.
Выше второго перегиба гребень расширяется и появляются трещины. В верхней части ребра крутизна достигает 40°, трещин становится больше, обнажается лед. Южное ребро выводит на пологую седловину в плече Кюкюртлю (6-7 ч, 4900 м).
Само юго-западное плечо широкое, платообразное, защищенных мест для бивака нет! Дальнейший путь идет по снежным полям (трещины!) на северо-восток к стыку юго-западного и западного гребней Западной вершины Эльбруса. Место соединения отмечено лавовым выходом в форме запятой. Перед ним зона трещин. Обойдя "запятую" слева, выходим на маршрут М14. Крутизна увеличивается. Над "запятой" есть площадки для бивака (4 ч). Выход на вершину по Западному ребру занимает еще 2-3 ч (рис. 37).
Выход с ребра на седловину Эльбруса идет по крутому льду (30°, 150 м). Нужна групповая страховка!
М29. Траверс Восточных и Северных ледовых полей Эльбруса (от "Приюта 11" до перевала Балкбаши, 1Б*-2А, 35-40 км, 3 дня, рис. 39, 40, 41, 44)
Впервые маршрут пройден в 1937-1938 гг. альпинистами г. Нальчик (В. Каплуненко). Лишь спустя 40 лет, в 1978-1979 гг., туристы МИФИ (А.А. Алексеев) прошли его второй раз и составили описание.
Маршрут по Северным ледовым полям оценивается 2А к. тр., по Восточным - 1Б*. При невысокой технической сложности маршруты требуют от руководителя умелого тактического их построения. Обилие трещин и сложность ориентирования при плохой видимости позволяют оценить тактику прохождения не ниже 2А* к. тр. Поскольку траверс проходит на высотах 3500-3800 м, группа должна иметь высотную акклиматизацию и быть готовой к незапланированным ночевкам на льду! Всем участникам необходимо иметь средства от солнца: очки, маски и крем от загара.
Начало траверса восточных ледовых полей совпадает с М23 и М24. Маршрут начинается от последнего взлета перед "Приютом 11". Можно начать его и со скал "Приюта 9", где есть удобные площадки для исходного бивака. Оптимальная погода - легкие облака, прикрывающие солнце, но не ограничивающие видимость.
Общее направление движения - на север. Сразу же за скалами "Приюта 9" начинается обширный, слабо выраженный цирк л. Га-рабаши. Справа внизу видна "Ледовая база" МГУ (М23). Двигаться необходимо в связках, обходя редкие трещины. Ориентир - пологий ледовый гребень на границе с л. Терскол.
Высоту терять нельзя, т. к. в нижней части л. Гарабаши много трещин! Еще ниже начинается ледопад. Это относится ко всему маршруту. Трещин меньше всего на пересечении вершинного конуса с пологой поверхностью ледовых полей. Лед по этой линии сжат сползающими сверху слоями, а внизу он растянут быстрым течением языков.
Цирк л. Терскол более глубокий (200-250 м). Здесь больше трещин, но они легко обходятся. На левом борту цирка видна скальная гряда, отделяющая его от л. Ирик. Здесь удобно устроить привал.
Со скальной гряды открывается панорама ГКХ от Азаубаши до Безенги. На юге виден хребет Долра с пиком Цалгмыл, на западе -восточные отроги Эльбруса, на востоке - скальные ворота л. Ирик, а на севере прямо по ходу - черная гряда Ачкерьякольского лавового потока - граница Восточных полей Эльбруса (рис. 41).
Дальнейший путь преграждает ярко выраженный цирк л. Ирик. Спуститься в цирк не просто: на перегибе огромный ледовый разлом - ключевой момент траверса. Ширина разлома около 20 м, его можно обойти выше по склону или ниже, где цирк значительно расширяется. Именно в этом месте вынужден был повернуть назад отряд капитана Юрченко, пытавшийся в 1942 г. ударом со стороны Восточной вершины Эльбруса выбить фашистских егерей с "Приюта 11". Заблудившись в пургу, отряд не смог найти проход в ледовом лабиринте.
Спустившись на дно цирка, поднимаемся до скал, запирающих его со стороны Эльбруса. На левом борту цирка хорошо заметен проход между зонами трещин. Он выводит на ровное плато между ледниками Ирик и Ирикчат. С подъема хорошо просматриваются каплевидные скалы. Здесь застыла потерявшая силу лава.
По плато спускаемся в обход ледового холма. Ниже его огибаем трещину, разделяющую ледники. На севере, уже почти рядом, виден Ачкерьякольский лавовый поток. К нему идем по огромному ледовому плато, похожему на замерзшее озеро. В малоснежные годы здесь могут быть участки открытого льда.
Плато полого поднимается на север, образуя ледовый купол. Здесь требуется выбрать верный ориентир. Если светлого времени осталось мало, идите, прижимаясь к склонам Ачкерьяколбаши, чтобы подняться на пер. Ирикчат и заночевать на осыпных площадках западнее "Рыжего" бугра или в рантклюфте под ним. Высота перевала 3643 м, от "Приюта И" -4-4,5 ч (25, см. рис. 17).
При движении в обратном направлении идти надо как можно ближе к склонам Эльбруса. Кажущийся более легким путь вдоль восточных границ полей выводит на ледопад в нижней части л. Ирик. Поднявшись со дна цирка, лучше сразу набрать высоту и обойти сверху цирк и ледопады л. Терскол. Путь в обратном направлении занимает 5,5-7 ч.
Если группа, выйдя на л. Ирикчат, имеет запас светлого времени, можно в тот же день спуститься в долину Малки через плато Джикаугенкез (рис. 5, 38). В этом случае надо идти прямо на север, пока из-за перегиба не появится одиноко стоящая скальная пирамида пика Калицкого. Двигаясь на него, группа попадает на пологую часть переметного ледника, спускающегося с Ачкерьякольского потока на север в сторону плато Джикаугенкез. Крутизна спуска не превышает 15°, перепад высоты 100-150 м.
Двигаясь по плато, можно через 3—4 ч спуститься к удобным стоянкам у нарзанного источника в долине Малки (М21). Переход из Баксанской долины займет 1,5 дня (вместо 2,5-3 дней при движении по долинам Ирикчата или Субаши).
Тем, кто хочет выйти в поселок Хурзук через пер. Балкбаши или замкнуть кольцо вокруг Эльбруса через пер. Фрунзе (56), рекомендуем не спускаться в долину Малки. Лучше повернуть на северо-запад и, пройдя по берегу ледникового озера между Восточной вершиной Эльбруса и пиком Калицкого, подняться на лавовый поток, отделяющий л. Мигельчиран от плато Джикаугенкез (рис. 44а). Путь к нему преграждает ледопад, который издали кажется сложным. Однако по пологим полкам между ледовыми уступами можно легко выйти на спокойный лед.
На лавовом потоке возможны ночевки. Отсюда, траверсируя без потери высоты цирк л. Мигельчиран, за 1,5-2 ч поднимаемся на его левобережную морену (высота около 3800 м). С нее открывается "лунный" пейзаж лавовых полей северного склона Эльбруса: черные зазубренные скалы, глубокие каньоны, "мертвые" озера, а ниже - зеленеющая долина Малки и плато Ирахитсырт.
С морены, не спускаясь, идем в направлении верхнего края следующего лавового потока. Его черный гребень, похожий на спину кита, служит отличным ориентиром. Чтобы выйти на него, надо, оставив внизу скальные ворота л. Уллумалген, пройти верхний цирк ледников Уллукол и Карачул. Здесь почти нет трещин, но на ровной поверхности льда встречаются участки "снежных болот". Водораздел между ледниками выражен слабо. На гребне лавового потока есть места для стоянки (4100 м). От пер. Ирикчат - 7-9 ч, 6-7 ч в обратном направлении.
На следующий день предстоит пройти ключевой участок траверса - многочисленные трещины и разрывы л. Карачул и гребень, разделяющий ледники Уллукол и Уллучиран. Он хорошо виден с места стоянки. Идти до него под склоном Западной вершины 1,5 ч. Еще час потребуется, чтобы подняться на ледовый гребень выше скал, где он переходит в вершинный конус. Взлет - 80-100 м. Есть и другой путь: спустившись вниз, пересечь гребень там, где он свободен ото льда.
С водораздела виден обширный цирк л. Уллучиран, замкнутый ледовым гребнем, в котором расположен пер. Фрунзе. На западе этот гребень переходит в осыпной. В этом месте находится пер. Балкбаши (47, см. рис. 39).
Примерно 2 ч потребуется, чтобы, преодолев цирк, подняться по переметному леднику на гребень в 300 м южнее пер. Балкбаши (4-5 ч от л. Уллукол, столько же в обратном направлении). От перевала 1,5-2 ч до первых удобных ночевок и еще 30-40 мин до леса в долине Битюктюбе (М11 и М13).
МЗО. На Эльбрус по ледопаду Уллучиран (через Западное ледовое плато, 2Б, 1,5 дня)
Основной поток ледника Уллучиран стекает сложным ледопадом с Западного ледового плато Эльбруса. С обеих сторон он ограничен скальными обрывами, опасными обвалами льда и камнепадами. Ледопад разделен на две ветви двумя нунатаками. Правая ветвь шире, положе и безопаснее.
К началу подъема идем по срединной морене ледника Уллучиран, тянущейся от нижнего нунатака. Поднимаемся вдоль левой стороны правой ветви, огибая справа по ходу пологий и сильно разорванный участок. Далее идем в направлении верхнего нунатака на выполаживание в средней части ледопада. Здесь придется пройти ледовую стенку (25 м), а затем кулуар (80 м, 45°) слева по ходу от нависающих сераков. Последние 10 м особенно круты.
На выполаживании между нунатаками возможен бивак, удаленный от зоны сераков и камнепадов со стены правого борта.
С выполаживания обходим слева крупные разрывы, примыкающие к нунатаку, после чего поворачиваем вправо, лавируя между трещинами и преодолевая снежные мосты (участки до 40°). Ледник постепенно выполаживается, трещин становятся меньше. Выше верхнего нунатака ледопад переходит в слабонаклонное Западное плато. Далее поднимаемся к началу западного осыпного ребра и переходим на маршрут М14.