Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Эльбрус и его отроги

От автора

Предисловие

Список принятых сокращений

Географическая характеристика района

Туристская характеристика района

Краткий топонимический словарь Приэльбрусья

Спортивное освоение Приэльбрусья

Особенности путешествий в Приэльбрусье

Россия и Кавказ

Славяно-Скифские храмы в Приэльбрусье

Эльбрус и его отроги

Баксанская долина

Долина реки Гижгит

Долина реки Исламчат

Долина реки Кыртык

Долина реки Сылтрансу

Долина реки Кубасанты

Долины рек Ирик и Ирикчат

Долина реки Терскол

Долина реки Азау

Верховья реки Кубань

Долина реки Восточный Кичкинекол

Долина реки Уллуозень

Долина реки Уллухурзук

Долина реки Кичкинекол

Долина реки Кюкюртлю

Долина реки Битюктюбе

Долина Реки Худес (Чучхур и Чемарткол)

Из Кисловодска к Эльбрусу

Верховья реки Малки

Ледовые поля Эльбруса

Приют 11

Южнее Баксана

Долина реки Донгузорун

Эльбрус и его отроги - Путеводители

Россия и Кавказ

История с точки зрения туриста и краеведа

(Раздел написан при участии А. В. Коваленко и И. X. Богатырева)

Если хочешь сказать правду,
держи наготове оседланную лошадь.
(Кавказская народная мудрость)

Достоверными источниками, по которым пишется история, служат археологические находки, летописные и архивные материалы. Все остальное, зачастую, продукт умозаключений заинтересованных или ангажированных специалистов. Историк и краевед М. Боргустанский так охарактеризовал последние публикации на данную тему: "На Кавказе, чем меньше народ, тем история его более древняя и славная. Поэтому русским и казакам истории не досталось вовсе".

Используя хорошо известные факты, автор представляет свою спорную и для многих непривычную точку зрения.

После распада СССР Кавказ остался чуть ли не единственным высокогорным районом, доступным туристам среднего достатка. Однако тенденциозный материал в СМИ вызывает у путешественников растерянность и законную тревогу. Им непонятно, насколько опасны путешествия на Кавказ и как быть тем, кто все-таки вышел на маршрут.

Чтобы с пониманием ориентироваться в сложившейся ситуации, необходимо знать историю взаимоотношений кавказских и славянских народов, поскольку именно в ней скрыты корни нынешних событий.

Около трех тысяч лет назад Предкавказье оказалось заселенным племенами кобанской археологической культуры. Это были оседлые племена, строившие каменные и глиняные жилища, укрепления вокруг поселков и мостившие улицы.

Кобанцы испытывали положительное воздействие скифской, киммерийской и сарматской культур. Сарматы незадолго до нашей эры основали в Предкавказье свое государство, но горные племена кобанцев сохранили суверенитет.

Русколань и Алания

На рубеже нашей эры на Северном Кавказе стали выделяться аланские племена, имевшие, вероятно, сарматские корни. К потомкам скифов, киммерийцев и сармат относились и другие племена, жившие по соседству с аланами.

Высокие, светловолосые, воинственные аланы освоили землепашество, совершали военные набеги, достигая отдаленных уголков Закавказья и Малой Азии. Аланский союз имел черты военной демократии, большинство его населения составляли свободные граждане.

До недавних пор историки не рассматривали иные племена вне аланского союза. Однако, согласно мнению академика Б.А. Рыбакова, в это время на Северном Кавказе существовало государство Русколань, соотносящееся с Черняховской археологической культурой, носителями которой были славяне. В Трояновы века (I—IV в. н.э.) Русколань переживала период расцвета.

Как известно, скифы владели Северным Кавказом и Причерноморьем в VII-III в. до н.э. Среди народов, населявших эти земли, древние авторы отмечают скифов-кочевников и скифов-землепашцев, или сколотов. Весьма вероятно, что сколотами греческие и иные источники называют наших предков-славян, входивших в состав скифского государства.

Академик В.А. Рыбаков и его последователи утверждают, что, по некоторым данным, предки нынешних народов Кавказа - славян, алан и адыгов - соседствовали в Предкавказье с давних времен. Предки славян появились на Кавказе, видимо, не позднее середины 3 тысячелетия до н.э.; аланы - во 2 в. до н.э.; адыги, вероятно, после вытеснения скифами киммерийцев - в 7 в. до н.э.

Последний правитель славянского государства Русколань Бус Белояр (в нартской традиции Баксан) и его ближайшие сподвижники были казнены готами в конце IV в. Свидетельства об этом есть в славянском, нартском и готском эпосах, а памятник с могилы Белояра хранится в запасниках Исторического музея в Москве.

После разгрома Русколани на ее месте возникло государство Алания и ряд славянских племенных объединений, сохранявших вечевой уклад (военная демократия). О последних сообщают нам карты того времени, составленные шпионами Римского Папы. К северу от Кавказа ими отмечается народ "Черкассы, коии суть русские есть".

В результате вторжения готов и гуннов большинство аланских племен переселяется в горы и отделяется от славян.

К началу VIII в. хозяином равнин Северного Кавказа становится Хазарский каганат, но территории аланских племен остаются свободными. В этот период аланы контролируют перевалы на Великом шелковом пути и потому становятся желанными союзниками всех окрестных народов. Тогда же под влиянием Византии в долинах Кубани, Теберды и Зеленчука строятся монументальные высокохудожественные христианские храмы.

В 965-967 гг. величайший полководец раннего средневековья русский князь Святослав с небольшим войском уничтожил одно из крупнейших государств той эпохи - Хазарский каганат. Блестящим стратегическим маневром, захватив врасплох правящую верхушку, Святослав штурмом взял столицу Хазарии - Итиль. После этого "лоскутная" империя рухнула, как карточный домик.

Не принуждаемые каганатом кочевые племена свободно пропустили Святослава на юг в Предкавказье, а народы Кавказа - на запад к Черному морю и к устью Днепра.

Очевидно, выбирая столь непростой путь в Киев из района нынешней Астрахани, Святослав рассчитывал встретить дружественное население бывшей Русколани. Иначе его войско разделило бы печальную участь полчищ царя Дария, уничтоженных в тех же краях скифами измором практически без боя.

Подтверждает наличие здесь дружественного славянского населения и существование Тмутаракани, основанной тем же Святославом. Кто, как не славяне, могли встретить так своего Киевского князя и целых 250 лет признавать его власть. Отделенное от Киева дикой кочевой степью княжество не только не требовало для своего сохранения войск из метрополии, но и само активно участвовало во внутренней политике Руси.

В этот период Алания, существовавшая одновременно с Тмутараканью, достигает наивысшего могущества. Аланское войско наводит ужас на все Закавказье и Переднюю Азию, но с Тмутараканью в конфликты не вступает. В 1030-1032 гг. русы совершили морской набег на Ширван. Их дружины прошли к морю через горные перевалы. При сопротивлении алан это было бы невозможно.

Под властью Золотой орды

Впервые монголо-татары вторгаются в Аланию в 1222 г., ав 1236-1239 гг., после разгрома Киевской Руси, ордынцы входят в глубинную Аланию и после полуторамесячной осады захватывают столицу. Последний аланский город Дадаков (на месте современного с. Эльхотово) пал в 1278 г.

Нашествие Золотой орды привело к опустошению равнин, переселению в горы вытесненных тюркоязычных племен и длительной изоляции сообществ, поселившихся в горной местности. Опустевшие аланские и славянские земли заняли адыгские племена, из которых выделились черкесы и кабардинцы.

Формирование большинства современных народов Кавказа завершилось в XV-XVI вв. после распада Золотой орды. Подтверждается это и археологами, установившими существование высокоразвитых родственных культур на Северном Кавказе с 3 тысячелетия до н. э. по 12-13 в. н.э. Этническое разнообразие населения, характерное для современного Кавказа, отмечается ими лишь после нашествия Золотой орды и войск Тамерлана.

Не исчезает после татарского нашествия и славянское население, которое упоминается во многих источниках под прежним именем "Черкассы". От этого слова происходят названия городов Черкассы и Новочеркасск, а также Черкасские переулки в Москве и знаменитая черкеска. Отметим, что современные черкесы называют себя адыгами и к Черкассам отношения не имеют.

По документам XVI в. в 1553 г. кабардинцы и гребенские казаки "били челом" русскому царю о принятии их в подданство. Это говорит о немалой роли славянского населения на Кавказе в те времена. По некоторым источникам, казаки - потомки крестьян, бежавших от крепостной зависимости. Однако трудно представить, что при распростаненной на Кавказе работорговле беглецы-одиночки могли бы сохранить свободу. Ныне древнее славянское население Кавказа, принимавшее беглецов и переселенцев из центральной России, известно как терские и кубанские казаки.

Тернистый путь в Россию

С середины XVI в. после разгрома Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств существовавшая на территории Алании Кабарда попадает в сферу российских стратегических интересов. На ее северных границах появляются первые поселения служилых казаков. Вероятно, на службу шли жившие здесь гребенские казаки. В те годы Россия еще не могла выделять значительные силы для охраны дальних рубежей. Ведь даже Смоленск был еще спорным пограничным городом. Поэтому Россия стремилась к союзу с Кабардой в борьбе с могущественными тогда крымскими татарами.

В 1557 г. на фоне непрерывных крымских набегов кабардинцы добровольно и осознанно просят и принимают русское подданство. Через 4 года дочь кабардинского князя Темрюка выходит замуж за Ивана Грозного.

Вся история Кабарды с XVI в. до середины XVIII в. состоит из набегов крымско-турецких войск и их союзников. Русско-кабардинско-казачья коалиция успешно отражает их, не давая захватывать территорию.

В 1774 г. турки, потерпев полный разгром, заключают с Россией Кючук-Кайнарджийский мир. По нему Кабарда окончательно присоединяется к России.

Распоряжаясь в присоединенных землях, Россия укрепляет Кавказскую оборонительную линию. К 1793 г. образуется Кубанское казачье войско. В начале XIX в. основывается Кисловодск и появляются первые курорты Кавказских минеральных вод.

В 1804-1812 гг. под влиянием Турции кабардинские князья и духовенство поднимают антироссийский мятеж. Причиной тому стало урезание их властных полномочий, неизбежное при переходе в любое подданство. Мятеж был подавлен с чрезвычайной жестокостью, вызвавшей осуждение царя Александра I. Чтобы смягчить мятежные настроения, он вернул кабардинским князьям большинство привилегий и дал право ношения российских воинских званий и наград.

Но, несмотря на это, непрерывно следуют мятежи, набеги, заговоры. Смягчающие шаги царской власти были восприняты не как милость сильнейшего, а как проявление слабости.

Народы Северного Кавказа имели богатый опыт общения со славянским и русским населением - Русью и Россией с одной стороны и Турцией, Ираном, татарами и нагайцами с другой. Турки и иранцы немедленно уничтожали всех сопротивлявшихся вместе с семьями, да и кочевые племена предпочитали по отношению к побежденным безжалостное "секим башка". Оказавшись "за гранью дружеских штыков", народы Кавказа вскоре забыли об этом. Русские с их уживчивостью и гуманизмом оказались теми, кого, казалось бы, можно не бояться.

Вот типичный пример. В 1878-1888 гг. во время русско-турецкой войны было подавлено восстание чеченцев. Казнили только зачинщиков. В аналогичной ситуации во Франции в период наполеоновских войн были полностью уничтожены малые народы - пикардийцы, фламандцы, гасконцы и др. Теперь о них можно узнать лишь из истории. А в Америке из 20 млн. индейцев, мало отличавшихся в отношениях с переселенцами от народов Кавказа, уцелело не более 40 тыс. С 1816 г. А.П. Ермолов, став наместником, положил начало царской политике на Кавказе. Он подчинил общины и их правителей российской администрации, передвинул укрепленные линии ближе к горам и начал прибегать к тактике "выжженной земли". Мятежную знать вешали на арбах, непокорные аулы уничтожались, а работорговцев казнили без промедления.

Одновременно освобождают от крепостной зависимости поддерживающих Россию крестьян. На земли выселенных мятежных сообществ заселяются казенные русские и украинские крестьяне, а в городах для создания культурной местной среды открываются школы для аманатов - детей примирившейся знати.

При всем этом условия жизни горского населения в XIX в. и его правовой статус мало отличались от положения русских крестьян и ремесленников. Что же касается знати, то достаточно вспомнить царских министров и генералов кавказского происхождения и то, что богатейшие нефтяные месторождения принадлежали не русской, а местной буржуазии. Известно ли что-нибудь подобное в пределах Британской, Французской или Испанской империй?

Новые ветры

Советская власть укрепляется на Северном Кавказе в 1920 г. В 1922 г. образуется Кабардино-Балкарская АО и другие национально-территориальные объединения. Несмотря на голод в России, правительство оказывает автономии помощь, в первую очередь, хлебом и промтоварами. Новая власть решительно пресекает угоны скота, кровную месть и другие преступления. Подавляется межнациональная рознь и происки реакционного духовенства. Отделение церкви от государства способствует быстрому развитию просвещения. Фактически "с нуля" создается промышленность. Расцвет туризма и альпинизма в те годы свидетельствует о том, что в горы пришел долгожданный мир.

Оборона Кавказа

Война пришла в Приэльбрусье в середине августа 1942 г. Немцы, взяв Черкесск и Невинномысск, начали наступление к перевалам ГКХ. Ставка Верховного главнокомандующего недооценила опасность прорыва врага через перевалы. Малочисленные, не обученные войне в горах отряды, двигаясь с юга, не успели занять все важные перевалы. Прижатые к горам с севера, измотанные в боях, отступающие части не смогли сдержать противника и ушли в Закавказье.

В то время, когда тысячи кабардинских, балкарских и карачаевских мужчин были на фронтах (20 граждан Кабардино-Балкарии стали Героями Советского Союза), нашлись люди, использовавшие приход оккупантов в своекорыстных целях. По данным НКВД СССР, в Кабардино-Балкарии упоминается 47 бандгрупп, в Карачаевской АО - около 500 семей главарей бандформирований.

Советское правительство возложило вину предателей на народы в целом и в 1944 г. отправило их в ссылку. Пострадали даже орденоносцы-фронтовики.

Однако считать эту акцию необычной для того периода неверно. Перед началом войны во Франции были отправлены в лагеря все немцы, а в США - все японцы. Ни те, ни другие не предпринимали никаких действий против стран, где они проживали. Выступления же представителей кавказских народов стали предательским ударом в спину русскому народу, отдавшему все силы в борьбе с фашизмом.

Но как бы ни оценивались действия государства, их не следует относить на счет русского народа. Русские пострадали от репрессий не меньше других народов СССР. А если сравнить число репрессированных, то именно русский народ окажется на печальном первом месте. Еще в 20-е годы были репрессированы казаки, тысячи из которых были растреляны, а земли их переданы горцам.

После войны

После 1957 г. меняется курс правительства в национальном вопросе. Репрессированные народы возвращаются к местам прежнего проживания. Власти прилагают усилия, чтобы не допустить национальных конфликтов. Направляются значительные средства на развитие социальной сферы сельских районов, образование и здравоохранение.

Лишь казаки в отличие от горцев не получают назад ни своей земли, ни компенсации, ни официальной реабилитации.

Одним из приоритетных направлений хозяйственного развития становится туризм. Сооружается множество туристских баз и приютов, открывается канатно-кресельная дорога на горе Чегет. Строится Эльбрусская маятниковая канатная дорога. В 1976 г. организован Кабардино-балкарский заповедник, а к концу 80-х годов создается национальный парк "Приэльбрусье". Курортами становятся горные районы Домбай, Архыз и Цей.

В сложные времена

Распад СССР сильно изменил жизнь в Приэльбрусье. Резко возросла безработица, а вместе с нею и преступность, особенно молодежная. Распространилась наркомания. Но и в этих условиях туризм остался одним из немногих устойчивых источников дохода населения. Несмотря на трудности, продолжают работать турбазы и альплагеря, строятся и улучшаются дороги. А кабардинцы, балкарцы и карачаевцы остаются приветливыми и гостеприимными людьми.

В то же время в среде "новых кавказцев" усилились стремления к отделению от России, подогреваемые посулами из-за рубежа. Однако опыт Чеченской Республики показал неспособность "новых кавказцев" создать нормальное государство. Промышленность и сельское хозяйство были мгновенно разграблены. Нефтеперегонный завод, который мог обеспечить безбедное существование всей Чечни, был закрыт, оборудование уничтожено. Население оказалось в дикой нищете и бесправии. Огромные суммы денег, попавшие в Чечню криминальным путем, не принесли народу счастья. Все, даже пенсии, было присвоено бандитами.

Народы Кавказа не захотели повторить чеченский опыт. Вторгшиеся в Дагестан бандиты не встретили широкой поддержки и потерпели поражение.

С XVIII в. народы Кавказа во многом живут за счет России. Интересы же России на Кавказе скорее военно-стратегические, чем экономические. Если не Россия, так другие страны неизбежно распространят свою власть на Кавказе. При этом интересы народов Кавказа вряд ли будут учитываться. Поэтому горские народы заинтересованы в мире и стабильности больше всех. Мы надеемся, что в ближайшее десятилетие туризм на Кавказе восстановится в полном объеме.

Литература к главе "Россия и Кавказ"

1. Асов А. И. Славянские руны и баянов гимн. М.: Вече, 2000.

2. Асов А. И. Славянские боги и рождение Руси. М.: Вече, 2000.

3. Величко В. Л. Кавказ. Баку: ЭЛМ, 1990.

4. Гусев А. М. Эльбрус в огне. М.: Воениздат, 1980.

5. Гусев О. Белый конь апокалипсиса. СПб.: ЛИО "Редактор", 1999.

6. Записки генерала Ермолова, 1798-1826 гг. М.: Высшая школа, 1991.

7. Кудинов В. Ф. Эльбрусская летопись. Нальчик: 1976.

8. Кузнецов В. А. Алано-осетинские этюды. Владикавказ.

9. Бларамберг И. Б. Кавказская рукопись. Ставрополь: 1992.

10. Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала российского народа до 1054 г. М.: 1992.

11. Минаева Т. М. К истории алан Верхнего Приэльбрусья по археологическим данным. Ставрополь: 1971.

12. Опрышко О. Л. Заоблачный фронт Приэльбрусья. М.: 1976.

13. Под редакцией Народчницкого Л. А. История народов Северного Кавказа с конца XVIII в. по 1917 г. М.: Наука, 1998.

14. Под редакцией Пеотровского Б. Б. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до XVIII в. М.: Наука, 1998.

15. Преображенский А. А., Рыбаков Б. А. История Отечества, 6-7 класс. М.: Просвещение, 1999.

16. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: 1987.

17. Рыбаков Б. А. Русские карты Московии XV-XVI вв. М.: Знание, 1975.

17. Чумаков С. В. Приют Пастухова. М.: ФиС, 1978.

18. Шилов Ю. Дороги ариев. Киев: Оболонь, 1996.

19. Эдмон Спенсер. Путешествие в Черкесию. Майкоп: РИПО "Адыгея", 1994.







  
Уха не просто блюдо, это целый ритуал, который, подобно бане, выполняется по вполне определенным установленным правилам. Существует множество рецептов приготовления ухи, но доминирующими компонентами являются рыба и специи. Рыба годится любая, но желательно крупная меньше
Марло. Бишемское аббатство. Медменхэмские монахи. Монморанси замышляет убийство старого кота. Но в конце концов решает подарить ему жизнь. Позорное поведение фокстерьера в универсальном магазине. Наше отбытие из Марло. Величественная процессия. Паровой
В советское время книг по туристской тематике выпускалось очень мало. Лишь с 1985 г. , в пятилетку гласности , спортивные издательства вспомнили о туристах. Но вскоре вновь сложившийся книжный рынок вынудил их перейти к современному литературному ширпотребу. В 1990 г. перестал выходить альманах Ветер странствий , а с ним и вся
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант, о котором идет здесь
Северо восточная стена пика Белецкого. Часть Заалайского хребта, вид с севера. Крайняя левая вершина пик Белецкого, далее: пик Корженевского, пик ВМФ, Кзыл Агын. Андриан Георгиевич Белецкий отец Евгения Андриановича. Седлец. 1913 г. Евгений, Юрий и Елена Белецкие. Ромны, 1916 г. Актив горной секции Ленинградского
Присоединюсь к походу по Подмосковью дней на 3 5 в этом сентябре или даже октябре! Можно и вдвоем, и небольшой компанией. Можно и ПВД. Мне 36, опыт треков имеется, но пока только заграничный. Светлана


0.469 секунд RW2