|
Этот короткий, но сложный маршрут позволяет пройти из западной части цирка ледника Арчабаши в истоки левого ледникового притока. Подход к леднику и выход в зону цирка описаны на стр. 28.
К перевалу Арчабаши от места ночлега на каменном чехле левой морены движемся на запад, в сторону виднеющегося вдали мощного ледопадного массива, окаймляющего пик Космонавтов (5320 м) на востоке в Алайском хребте. От этого пика отходит на север отрог с трогами, в которых располагаются перевалы Карузо, Учебный, Арчабаши. Весь восточный склон хорошо просматривается от начала языка Арчабаши. Справа (по ходу) от массива высоко в гребне трога, отделяющем западный цирк от левого ледникового притока, видно понижение из трех перемычек — правая из них наш перевал (4600 м).
Имея перед собой картину предперевального склона, можно выбрать два пути на перевал: первым из них сначала идем к ледопаду, проходим его, после чего осуществляем траверс вправо (по ходу) по широкой полке у громадной трещины до мощного ледникового ручья с выходом на высокую и широкую, чуть наклонную террасу. Тут целесообразно заночевать. С террасы хорошо видна перемычка перевала Арчабаши, к которой вплотную подходит снежный склон (30°). На самом перевале снега нет, седловина широкая и длинная; здесь также можно организовать ночлег. Весь подъем занимает не более 8—10 часов. Второй путь можно проложить от начала языка ледника по телу прямо к подножию пред-перевального склона. Подъем на перевал хотя и крут, но без ледопадных нагромождений. Только этот вариант хорошо использовать, когда склон плотно укрыт снегом. Но даже при таких обстоятельствах нельзя забывать о разведке и оценке пути. От подножия предперевального склона поднимаемся на перевал прямо в лоб (до 40°).
С высоты перевала открываются просторы верховьев ледника Арчабаши. На юго-востоке видны перевалы в зоне плато Космонавтов, на юго-западе — пятитысячный массив в Алайском хребте (пик Космонавтов), на севере — короткий гребень трога с перевалами Карузо и Учебный.
Спуск с перевала на север сложный — по снежно-ледовому склону с незначительным скальным островом почти у подножия предперевального пути с севера. Остров узкий и длинный. Поскольку трасса спуска всецело зависит от снежно-ледовой обстановки склона во время штурма, предлагаются две схемы маршрута как наиболее вероятные. При наименьшем количестве снега на склоне лучше пользоваться первой, а при его обилии — второй.
Схема 1. От середины седловины спуск по крутому (60°) снежно-ледовому склону примерно 10 м. Слева ледовые крутяги и трещины, прямо вниз идти можно, справа хороший длинный склон из снега и открытого льда, но тоже крутой, при малом снеге трудный (см. выше).
Далее вниз около 50 м (70°). Здесь четкая организация страховки позволит спуститься всей группе (8—10 часов) на широкую, длинную нижнюю закраину громадной трещины, которая возможно местами забита обвалившимися глыбами фирновых пластов или снегом. Спуск с верхней кромки трещины на очень широкую нижнюю закраину, представляющую собой громадный балкон, крут, почти вертикален (около 10 м). Спуститься здесь лучше без рюкзаков, которые затем передаются с помощью веревок. На балконе можно успешно переночевать.
После ночлега организуем дальнейший спуск протяженностью до 100 м, забирая вправо по ледовому склону (60—70°), на следующую нижнюю кромку второй широкой сильно забитой трещины, где просматриваются глубокие ямы. Затем самый длинный путь (примерно 250 м), уходя на скальный остров. Здесь крутизна 60°, а ближе к скалам — 45°. На пути страховка и деловое взаимодействие участников. Скалы острова сильно разрушены, из-под ног могут вырваться камни, крутизна участка 40—35°, протяженность 100 м. Ниже остров разорван— вновь снежно-ледовый склон (35—30°). Отсюда уходим влево, почти под скалы острова, и далее спускаемся около 70 м до выполаживания льда (15°). Ниже склон вновь приобретает крутизну 35° на протяжении 100 м, покрыт льдом, по которому через 150— 200 м (35°) выходим на пологое тело. Тут разумно заночевать.
Схема 2. Маршрут идет правее первого, в зоне крутого (до 50—70—50°), длинного снежно-ледового перегиба. Спуск представляет собой преодоление затяжного и крутого склона в район того же скального острова. Перед скалами зона трещин, где придется поработать. Далее путь по скальному острову аналогичен вышеописанному.
После ночлега у подножия перевала, чтобы спуститься далее по леднику, необходимо преодолеть примерно 70 м некрутого ледопада. Движение здесь в обход длинных трещин или по их кромкам, мостам из снега, ледовым перемычкам. Спуск в глубокие и глухие трещины лучше исключить. Район ледопада можно также обойти по левой боковой и береговой моренам. Существует вероятность найти тут старую тропу, однако путь по ней может оказаться непростым.
Оба маршрута выводят на ровное тело ледникового притока, по которому добираемся до конечных моренных холмов ледника Арчабаши. В устье притока три зелено-голубых озера, крутые карсты, из-под которых вырываются ледниковые речки.