|
У южных окраин кишлака Аугул рядом с древней крепостью Кан находится конец тропы и бурной реки Аугул, которые начинаются на высоте примерно 4000 м в горах Кульдунтау. Здесь же у устья Аугула проходит автодорога, соединяющая кишлаки Сох и Кан.
Предлагаемый маршрут (пройден летом и зимой) выводит через гребень хребта в урочище Ходжаачкан-Джилису. Путь красив, динамичен, легко доступен вьючным, которые могут быть приобретены напрокат в ближайших кишлаках.
От Аугула хорошая тропа уводит сразу в ущелье вдоль ревущего потока. Пройдя по тропе до 500 м, начинаем легкий подъем. Тропа вьется все время вдоль реки. Вода в ней не замерзает и зимой. Склоны окружающих гор покрыты снегом, но у реки его почти нет. За 2 часа нашего пути вверх река то скрывается в завалах камней, то выходит на поверхность каменистой части ущелья. Аугул имеет крутой неровный рельеф. Хорошая тропа летом и заваленная снегом зимой петляет среди скал, леса, крупных камней-многогранников. Через 6 часов достигаем первого крутого (45°) и высокого (до 250 м) подъема. Зимой в этих местах снег выше колен. Кругом зеленый лес, а крутые скальные утесы облеплены снегом.
После первого крутяга ущелье резко расширяется и маршрут продолжается уже по террасе, поросшей низкорослой арчей и отдельными деревцами березы, ивы, тополя. Несмотря на лес (2200 м), набрать здесь дров сложно. Через 2—3 км, перевалив через большие осып-ные конусы, видим, что ущелье превращается в узкий коридор. Русло меняет направление с юго-восточного на южное. Вскоре река надолго исчезает в завалах. От этого места придется преодолевать подъем 35°.
Снега зимой тут много, чему способствуют характер дна ущелья, наличие растительности, а также обилие крупных камней. Они покрыты шапками снега, отчего местность напоминает грибное поле. Через 10 часов подъема ущелье расширяется, выходим на очередную террасу, упирающуюся в огромный каменный завал, перекрывший ущелье. Высота его около 300 м. Склон зарос древовидной арчей. Летом тропа легко петляет среди камней, леса и ухабов. У подножия завала зимой во-1ды нет (2700 м). Летом завал траверсируем по хорошей тропе справа налево. Зимой его можно преодолевать на лыжах. Гребень завала находится на высоте 2950 м.
С гребня моренного завала хорошо просматривается хаос дальнейших морен. Пробираясь по холмам, выходим к большому озеру (3200 м) Аугул, площадью примерно 4 га. Летом вода у края озера теплая. Сверху, если подняться на один из холмов, зеркало приобретает цвет бирюзы, отражая окружающие вершины Ходжаачкан (4522 м) и Чекуш (4496 м). Возле озера есть ровные площадки, сухие дрова для кухни. Зимой Аугул скован льдом и укрыт плотным снегом. К северо-востоку от основного водоема располагается маленький. При большой воде оба зеркала объединяются.
Выше путь круто (40°) уводит на моренные холмы. Зимой постоянные в этих местах ветры сдувают снег. Летом же здесь спокойно и тепло. По тропе выходим на высоту 3600 м в предперевальную цирковую чашу. Если смотреть на юг, то справа возвышается Ходжаачкан, левее— Чекуш, еще левее просматривается перевал Ходжаачкан (4000 м) в гребне гор Кульдунтау. В цирке идем по тропе, круто набираем высоту, затем, обогнув плавные контрфорсы, попадаем на перевал.
Седло (1А) зимой удерживает 3—4-метровый снежный карниз, крутизна здесь 35—40°. С перевала на юге хорошо просматриваются пики Тандыкуль и Снежный Шатер в гребне Алайского хребта.
С перевала спускаемся в широкий поперечный цирк, окаймленный высокими скалами. Грунт на спуске каменистый. Его крутые участки обходим справа. Такой путь без резкой потери высоты выводит сразу к узкому проходу, через который направляемся в падающую долинку. Зимой в цирке лежит снег. Летом в долинке течет ручей, почти речка, впадающая в Ходжаачкан. Придерживаясь тропы, спускаемся к сужению долинки до 30— 50-метрового коридора, где среди барбарисовых кустов выходим на обширную террасу в устьевой части. На обширном поле (2400 м) среди редких камней и несколь-ких громадных барбарисовых кустов расположились полуразрушенные кибитки чабанов. С этого места хорошо просматривается долина Ходжаачкана. Здесь надо искать место брода через Ходжаачкан. Зимой через основной фарватер может быть перекинут мостик.