Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Материалы     Веревки и узлы     Безопасность     Питание     Учебная литература  


Питание в туристском путешествии

Введение

ПОДБОР ПРОДУКТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ

Энергетические затраты в туристском путешествии

Калорийность питания в путешествии

Химический состав продуктов питания

Состав суточного рациона туриста

Типовое меню

Организация и режим питания на маршруте

Особенности организации питания в разных видах туризма

Как правильно организовать питание детей в путешествии

Питание группы в экстремальных условиях

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ И ПОХОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Хранение, транспортировка и учет продуктов

Приготовление пищи: походное костровое и кухонное имущество

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ И ПОХОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Рецепты походных блюд

Литература

Питание в туристском путешествии - Материалы

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ И ПОХОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Хранение, транспортировка и учет продуктов

Хранение продуктов. Важное значение в туристском путешествии имеет правильная организация хранения продуктов питания. Для каждого вида продуктов установлены сроки хранения, продукты даже одной и той же партии выработки будут по-разному вести себя в условиях севера или юга.

При хранении продуктов наиболее распространенными ошибками являются: использование продуктов, не предназначенных для хранения в данных условиях, а также несоблюдение требований по герметичности упаковки.

При неправильном хранении продукты портятся, употребление их в пищу становится опасным. Многие пищевые продукты — хорошая питательная среда для микробов. Попадая на такие продукты и размножаясь в них, микробы вызывают их порчу. При этом у продуктов изменяется, ухудшается внешний вид, вкус, запах, они становятся непригодными для употребления.

Порче продуктов наиболее способствуют два фактора: влажность и температура. Большинство микробов может развиваться в продуктах, содержащих свыше 15% воды (молоко, мясо, бульоны, рыба). В сухих продуктах микробы размножаются в значительно меньшей степени. Поэтому при хранении в сухом месте сухари, крупы, макаронные изделия, сухое молоко, вяленая рыба долго не портятся.

Положительная температура 15—40° С намного ускоряет процесс размножения микробов, а следовательно, и порчу продуктов. Если температура поднимается до 50° С, размножение большинства микробов приостанавливается. При температуре 100° С многие микробы погибают. Понижение температуры до +8° С и ниже хотя и не приводит к уничтожению микробов, но задерживает их развитие. Этого вполне достаточно, чтобы предохранить продукты от порчи.

Точно также приостанавливается развитие гнилостных микробов при применении крепких растворов поваренной соли (засолка рыбы, мяса, овощей) и сахара (засахаренные ягоды, а также варенья).

Чтобы предотвратить пищевое отравление, необходимо знать следующие признаки недоброкачественности некоторых продуктов:

Мясо. Испорченное мясо имеет темный цвет, жир мажется. Ямка, образующаяся при надавливании пальцем на мясо, выравнивается медленно и не полностью. Запах кислый, неприятный. В сомнительных случаях для определения доброкачественности мяса можно воткнуть в него нагретый в кипятке нож — по запаху ножа и определяется свежесть мяса.

Колбаса. Поверхность испорченной колбасы покрывается слизью. Гнилостный запах исходит, прежде всего, от тех мест, где колбаса имеет складки или перевязана веревкой. Цвет фарша в этих местах сероватый.

Рыба. Чешуя испорченной рыбы покрывается слизью, становится грязной и легко отделяется от мяса. Жабры приобретают серый цвет, глаза запавшие, мутные. Мякоть легко отделяется от костей, особенно от позвоночника.

Консервы. Пищевые продукты, без которых не обходится практически ни одно туристское мероприятие. Прежде чем употреблять консервы в пищу, необходимо убедиться в их доброкачественности. Сначала рекомендуется осмотреть банку — иногда на ней бывают ржавчина, вмятины, подтеки, что может быть признаком нарушения герметичности. Для проверки герметичности (если в этом есть сомнение) банку на 5—7 мин погружают в воду, нагретую до 70—80° С. Если над консервами покажутся пузырьки воздуха, значит их нельзя употреблять в пищу.

Жестяные банки консервов не должны иметь вздутых донышек — бомбаж. Это происходит от накопления газов в результате жизнедеятельности вредных микробов. Такие консервы, особенно мясные и рыбные, — опасны. Следует знать, что иногда крышки вздуваются во время замерзания консервов в период совершения зимних или высокогорных путешествий. После их оттаивания бомбаж исчезает. Это так называемый физический бомбаж, который может быть и в доброкачественных консервах. Вытекание соуса на высоте при открывании консервов обусловлено разностью давлений, а не тем, что консервы испорчены, как думают туристы.

Иногда обнаруживаются некоторые дефекты качества консервов, безопасные для здоровья и не ухудшающие питательную ценность продукта. Так, на внутренней поверхности банки консервов, богатых белками, можно увидеть синевато-коричневые пятна сернистого олова. Чаще всего это наблюдается у рыбных и мясных консервов. Иногда появляется темный налет на внутренней поверхности крышки и на венчике горла стеклянной банки. Потемневший слой лучше удалить, чтобы не портить внешнего вида пищи. В некоторых овощных и фруктовых консервах темнеет верхний слой — результат окисления продуктов при соприкосновении их с воздухом, оставшимся в банке после консервирования. В банках со сгущенным молоком при длительном хранении или при высоких температурах воздуха происходит карамелизация сахара, образуются белково-углеводные сгустки коричневого цвета со своеобразным вкусом и запахом или белые кристаллики — результат кристаллизации лактозы и сахарозы. Мясные консервы хорошо выдерживают умеренные плюсовые и минусовые температуры, однако Длительное пребывание их при повышенных температуpax ведет к ухудшению вкусовых качеств, поскольку мясная ткань становится дряблой, распадается на отдельные волокна. Пониженное содержание жидкости в отдельных видах мясных консервов способствует их лучшей сохранности в условиях повышенной температуры.

В связи со сказанным при путешествиях в районах с жарким климатом рекомендуются такие консервы, как «Говядина отварная в собственном соку», «Мясо жареное», «Завтрак туриста». Так как «Говядина тушеная» содержит сравнительно много бульона, сохранность ее в жарком климате снижается. По этой же причине не рекомендуются здесь консервы из субпродуктов («Язык», «Паштет печеночный»), из птицы («Филе куриное в желе») и другие деликатесные мясные консервы.

Вскрытые консервы желательно использовать сразу, особенно в летних условиях, так как доступ теплого воздуха ускоряет процессы окисления продуктов и размножение микробов.

Если для большинства консервов дата их выработки не имеет особого значения, они могут в обычных условиях храниться годами, то для консервированной кильки, сельди в различных пряных соусах, салаки пряного посола, а также сгущенного молока, какао и кофе дата их изготовления важна, поскольку рыбные консервы указанных выше наименований можно хранить всего несколько недель, а то и дней, а молочные консервы — до полугода.

Дату изготовления консервов можно узнать по шифру па крышке банки.

Рассмотрим еще несколько продуктов.

Галеты. Хорошо выдерживают средние температуры, но при повышенной температуре и особенно при высокой влажности воздуха у них при нарушении герметизации упаковки возникает затхлый, неприятный запах и вкус.

Сухари. Сохранность сухарей в значительной мере зависит от того, как нарезан хлеб. Для сушки несвежий хлеб следует нарезать на одинаковые ломти толщиной около 10 мм. Более толстые сухари трудно ломаются при употреблении, более тонкие при сушке коробятся, а при транспортировке крошатся. Готовые сухари следует укладывать в стопку в узкие мешочки (желательно матерчатые). Это не только уменьшает объем, занимаемый сухарями, но предохраняет их от поломки и перетирания. 3—4 таких узких мешочка укладывают в большой полиэтиленовый пакет, который, в свою очередь, помещают в мешок из легкой ткани. Ткань предохраняет полиэтилен от проколов и разрывов, а полиэтиленовая пленка — от проникновения влаги.

Свежее мясо. В горных путешествиях свежее мясо, купленное у пастухов при подходе к высокогорью, может сохраняться даже в летний период в течение 3—5 дней. Дело в том, что в вечернее и ночное время температура воздуха в горах понижается настолько, что за сохранность продуктов опасаться не приходится. Для этого достаточно положить мясо в полиэтиленовый пакет, который на ночь помещают в бесснежных долинах — в ручей, а в высокогорье — в снег. Чтобы пакет с мясом не унесло течением, его помещают в хозяйственную сумку, которую за ручки привязывают веревкой к дереву, кустарнику или камням. Таким же образом следует охлаждать сливочное масло, некоторые мясные продукты, рыбные консервы. Уходя с бивака, охлажденные продукты не вынимают из полиэтиленового пакета (если вода не затекла внутрь), чтобы они не отогрелись в дневное время при повышении температуры, помещают в спальный мешок и укладывают в рюкзак.

Лук, чеснок, лимоны. Следует предохранять от действия холода.

Транспортировка продуктов. Порча продуктов при совершении туристского путешествия происходит не столько из-за неправильных условий хранения, сколько из-за неправильной их транспортировки, при которой сухари превращаются в крошку, рассыпаются сахар, кисель, крупа и сухое молоко, течет мокрый сахар и соль.

В путешествии важное значение приобретает упаковка, расфасовка, общее количество этих упаковок, их удобство для укладки в рюкзак (на санки, плот, в байдарку). Рассмотрим некоторые из этих вопросов.

Крупы, сахар, яичный порошок, муку, кисель, кофе, какао, чай и т. п. сыпучие продукты, если группа не предусматривает их расфасовку по количеству приемов пищи на каждый день, следует размещать в двойную упаковку: сначала в полиэтиленовый, а затем в матерчатый мешочки.

Сливочное масло в лыжных и высокогорных путешествиях, связанных с низкими температурами воздуха, очень удобно размещать в жестяных банках из-под 35-мм кинопленки (200 м), в которые входит ровно 1 кг масла. На больших привалах холодное масло очень удобно делить на порционные кусочки. В районах с жарким климатом как сливочное, так и топленое масло рекомендуется хранить в полиэтиленовых банках емкостью 1—2 л, имеющих достаточно широкую горловину (так, чтобы проходила столовая ложка) и навинчивающуюся крышку.

Растительное масло удобно транспортировать в небольших полиэтиленовых канистрах или бутылках емкостью 1—1,5 л, предназначенных для хранения пищевых (не технических!) продуктов.

В таких же полиэтиленовых бутылках емкостью 0,5— 1 л следует хранить и томатный или какой-либо другой острый соус. Надавливая на стенки бутылки, можно очень быстро выдавить необходимую порцию приправы.

Хотя упаковка сублимированного мяса (пакет из газо- и паронепроницаемой пленки) практична, она требует очень осторожного обращения при транспортировке — пакеты нельзя мять, так как мясо превращается в труху. Нельзя их помещать рядом с острыми предметами, так как при повреждении пленки мясо быстро впитывает влагу, что способствует размножению гнилостных бактерий, окисляется кислородом воздуха и через 10— 12 дней приходит в негодность. Поэтому транспортировать мясной сублимат лучше всего в картонных коробках, размещаемых под клапаном рюкзака. Если же коробка выйдет из строя, пакеты с мясом можно разместить между стенками свернутого и уложенного в рюкзак спального мешка.

Решение вопросов, связанных с транспортировкой, включает в себя распределение продуктов, снаряжения и топлива между участниками. Весовые соотношения только общественного груза между мужчинами и женщинами должны составлять соответственно 1 : 0,5. С учетом личных вещей (суммарный вес которых у каждого туриста практически одинаков, а в целом у женщин даже несколько больше) это соотношение изменяется до 1 : 0,66, что является вполне допустимым для путешествий средней категории сложности.

В сложных же путешествиях это соотношение должно несколько измениться.

Допустим, что распределение общественного груза в группе, совершающей сложное горное путешествие, составляет для мужчин 20 кг, для женщин — 10 кг, то есть 1:0,5. Вес личных вещей и снаряжения (теплые вещи, смена белья, рюкзак, спальный мешок, кошки, ледоруб, карабин, страховочный пояс, кружка, миска и т. д.) в среднем для каждого участника данного путешествия —10 кг. Итого на каждого мужчину приходится 30 кг, на женщину — 20 кг, то есть 1:0,66. Казалось бы, приведенные выше пропорции и для сложных походов полностью выдержаны — все в порядке! Но дело в том, что такой вес рюкзака для женщины при тяжелых физических нагрузках, обусловленных трудностью преодоления естественных препятствий, длительностью пребывания на маршруте, суровыми климатическими условиями, является чрезмерным. Не следует забывать, что масса тела женщины в среднем на 15% меньше, чем масса тела мужчины. Ведь в спорте средневесы не выступают против тяжеловесов, тем более в таком длительном поединке, как спортивное путешествие. Необходимо знать, что у женщины сердце меньше мужского, на треть или на четверть ниже способность к предельному поглощению кислорода и увеличению объема циркуляции крови. Для. нервной системы женщин характерна большая возбудимость и реактивность. Мышцы у женщин составляют 28—32% массы тела против 35—45% у мужчин, а жировой слой, наоборот,—28% против 19%. Меньше у женщин плотность и величина костей. И хотя по мере тренированности функциональные возможности организма женщины значительно расширяются, все же спортивная работоспособность и уровень рекордных достижений женщин составляет не более 70—80% по сравнению со спортсменами-мужчинами.

Итак, суммарный вес рюкзака должен иметь соотношение 1 : 0,5, что получается при распределении только общественного груза в соотношении 1 : 0,33. Кроме того, в сложном туристском путешествии количество женщин составляет, как правило, не более 20% общего количества мужчин в группе, поэтому такая небольшая дополнительная загрузка последних будет для них почти не ощутима.

Все сказанное имеет отношение и к несовершеннолетним туристам, принимающим участие в составе взрослых групп в походах по несложным маршрутам. Министерство здравоохранения дает следующие рекомендации по весовым нагрузкам для юных туристов (табл. 25).

Таблица 25. Допустимый вес туристского снаряжения для школьников в несложных походах

Важное значение для транспортировки имеет укладка рюкзака. Остановимся на обычном (не станковом) рюкзаке. Прежде всего в пустой рюкзак вкладывают большой — по размеру рюкзака — полиэтиленовый пакет. Он защитит содержимое от намокания по время дождя, а также со стороны спины и от йота. Внутри пакета на спинную часть рюкзака укладывается свернутый в три или четыре слоя (в зависимости от размера рюкзака) спальный мешок. Нижнюю его часть—одну треть—отгибают наверх, чтобы при укладывании в пакет она закрыла дно и нижнюю часть наружной стенки рюкзака.

Затем на дно (на нижнюю треть спального мешка) укладываются самые тяжелые, но малогабаритные вещи: консервы, крупа, сахар, мука, а также бензин, если он запаян в консервные банки и потому не имеет запаха, но все-таки помещенный в полиэтиленовые мешочки. Затем укладываются более легкие и объемные продукты: сухари, макароны, сухое молоко, сублиматы и т. п. Все это понадобится только на биваке, но не на привалах. Выше размещаются личные вещи, но так, чтобы те, которые могут понадобиться на трассе (например, свитер при похолодании в течение дня), располагались выше тех, которые нужны будут только на биваке.

Еще выше, иногда под клапаном рюкзака располагается специальное групповое снаряжение, имеющее большой объем (вспомогательная и основная веревка), которое может понадобиться как дополнительное при преодолении отдельных особо сложных участков: крутые спуски, переправы. Групповое малообъемное снаряжение — скальный молоток, карабины, ледовые и скальные крючья и т. д., — а также подобное личное специальное снаряжение размещается в боковых карманах, что позволяет быстро, не распаковывая весь рюкзак, приготовить его к работе. Кошки, закрытые с двух сторон фанерками, размещаются в заднем кармане рюкзака вместе с личной посудой — кружкой, миской, ложками.

В верхнем клапане рюкзака размещаются завернутая в полиэтиленовый пакет путевая документация, а также пленка или плащ от дождя.

Палатку, если она не входит в рюкзак, не следует размещать под клапаном, так как при этом он не будет плотно прилегать к спине, начнет оттягивать плечи, вызовет дополнительные затраты энергии и нервозность. Лучше всего упакованную в чехол палатку-памирку (или аналогичную ей) поместить под рюкзак между его дном и стяжными ремнями, несколько оттянув при этом ремни. Все это следует делать при частично заполненном рюкзаке.

Общий принцип раскладки продуктов для их транспортировки на маршруте следующий: не транспортировать все количество имеющего важное значение продукта (мука, сухари, сахар и т. п.), а тем более примусы и. бензин в одном рюкзаке. Падение этого рюкзака в трещину на леднике, снос с плота, плохо завязанный узел на веревке, которой этот рюкзак вытягивается наверх, ставит группу в тяжелое положение. Подобные продукты или имущество следует распределять между несколькими участниками.

Наиболее влажный вопрос — транспортировка горючего, примусов и кухонной посуды, поскольку все это связано в буквальном смысле с грязной работой. Правда, а подледное время для транспортировки бензина стали использоваться не только канистры, но и банки из-под консервов. В этих целях туристы применяют металлические банки из-под соков или других жидких продуктов емкостью 0.,45—0,88 л, что позволяет освободить банку от продукта через небольшое отверстие. Лучше всего в крышке банки сделать два отверстия: одно — диаметром 3—4 мм — для слива жидкости, другое — совсем небольшое — для доступа воздуха. Тут же после слива банка несколько раз прополаскивается, сушится и в нее заливается бензин. Оба отверстия запаиваются (без доступа прямого огня!), банка тщательно протирается и выставляется на свежий воздух для проветривания. Через несколько дней от запаха бензина не остается и следа!

Некоторые группы используют банки только 0,88 л, в крышку которых впаивается резьбовое отверстие (можно обычную гайку), закрывающееся соответствующим винтом с полиэтиленовой прокладкой. Но в этом случае запах бензина хотя и в значительно меньшей степени, но все-таки просачивается. Поэтому этот способ «консервирования» бензина несколько хуже первого, он требует дополнительной упаковки банки в полиэтиленовый пакет.

Такой «консервированный» бензин можно транспортировать в рюкзаке вместе с любыми, в том числе и сыпучими, продуктами, в отличие от канистр, сильно пахнущих бензином и допускающих соседство только с консервированными продуктами.

Если группа не придерживается принципа заблаговременной расфасовки продуктов в соответствии с недельным циклом меню, то распределение продуктов питания, кухонной посуды, топлива, примусов и другого общественного имущества определяется завхозом по согласованию с руководителем группы с учетом пола, возраста, физического состояния участников. Об учете этого распределения будет сказано ниже. Уже упоминалось, что здесь действует принцип размещения важных для жизнеобеспечения продуктов и имущества среди нескольких участников. Однако при малой численности группы, например 4—6 человек, вопрос о введении еще одного «бензовоза» остается открытым. Очевидно нужно обходиться только одним. Ведь должен же кто-то нести и продукты, боящиеся запаха бензина. А таких продуктов подавляющее большинство. Однако тогда и руководителю, и всем участникам нужно понять, что к рюкзаку с примусами и бензином они должны относиться с удвоенным вниманием.

Если же группа расфасовала продукты в соответствии с недельным циклом меню и с существующими нормами раскладки продуктов для приготовления тех или иных блюд, а руководитель вместе с завхозом распределили дежурство участников по дням недели, то перед группой остается нерешенным всего лишь один вопрос: кому что нести. Решение этого вопроса — задача нелегкая.

Распределение продуктов для транспортировки должно до минимума свести работы на биваке по приготовлению пищи, обеспечить равномерную разгрузку рюкзаков туристов и равномерную нагрузку по дежурствам для участников путешествия.

Равномерная разгрузка рюкзаков достигается подбором одинаковых весовых характеристик завтрака, обеда или питания на больших привалах и ужина, а также назначением 3 дежурных на день, ответственных за приготовление пищи в завтрак, обед и ужин, каждый готовит из того, что несет. При наличии в группе, например, 7 человек за двое суток (полный цикл дежурства) рюкзак каждого из них «похудеет» на 1,75 кг из следующего расчета: вес дневного рациона (750 г на человека) на группу в целом составляет 5,25 кг. Поэтому каждый из 6 дежурных за 2-дневныи цикл дежурства отдаст 1,75 кг. «Бензовоз» при расходе бензина 125 г на человека в сутки за 2 дня израсходует также 1,75 кг.

Завхозу следует учесть, что быть первыми дежурными или нести продукты на самый первый день маршрута должны лица женского пола, солидного возраста или физически менее сильные. Они будут иметь какую-то фору на 1—2 дня в облегчении рюкзака на 1,5—2 кг.

Нисколько не меняет этой картины и назначение одного дежурного на сутки. Но только эти сутки должны быть не календарными, а начинаться при остановке на бивак (ужин и завтрак), продолжаться на маршруте (обед или питание на больших привалах) и на этом заканчиваться. Туристы, которые несли продукты для приготовления ужина и завтрака именно на этот день, сдают их дежурному при остановке на бивак, а для обеда — при остановке на тот или иной большой привал.

В группах, выходящих на маршруты III и выше категории сложности, предусмотрено наличие не менее 6 участников. Завхоз назначает «четных» и «нечетных» туристов. Это значит, что из 2 участников, несущих завтраки, один отдает очередному дежурному свою упаковку с продуктами для приготовления завтрака в соответствии с меню в четные дни, другой—в нечетные. То же самое касается туристов, несущих обеды и ужины.

Не следует делать так, чтобы турист, несущий ужин, в свое дежурство (при назначении 3 дежурных на день) готовил только ужины. Готовить только одни ужины— не так уж плохо. Хуже готовить только завтраки. Это ранний подъем. Никто не поможет принести воды, подержать кастрюлю, заполнить примус: все еще спят. Поэтому при тройном дежурстве необходимо предусматривать такое положение, когда турист транспортирует в своем рюкзаке, например, не 9 завтраков, а 3 завтрака, 3 обеда и 3 ужина. Все это очень поможет и в равномерности разгрузки рюкзака участников путешествия, и в одинаковой для всех нагрузке при дежурствах.

К сожалению, при расфасовке продуктов вне зависимости от дней недели, а также от их назначения (завтрак, обед или ужин) все они упаковываются в одинаковую (стандартную) полиэтиленовую или матерчатую упаковку, что нередко приводит к путанице. Тем более что для некоторых видов туризма, например горного, характерен не недельный, а укороченный цикл типового меню. Когда требуется меньшая калорийность, на мешочке следует сделать стандартную надпись— «Долина», а где она значительно выше—«Горы». Вне зависимости от этого на каждом мешочке (упаковке) должна быть сделана основная надпись, например: «Завтрак, пятница (нечетный), 27 августа», О четности и нечетности было сказано.

Как же быть с точки зрения транспортировки некоторых «неделимых» продуктов. Нельзя же при расфасовке продуктов по дням делить, например, растительное масло на каждый завтрак, обед или ужин в пузырьки по 40—75 г. Очевидно, завхоз, используя некоторые неравномерности загрузки участников, должен уравнять их за счет сосредоточения подобных продуктов в одних руках: «хранители» на весь поход растительного масла; специй (включая лук, чеснок, томатный соус и т. п.); лимонной кислоты (включая всякие сиропы) и т. д.

Учет продуктов. В туристской группе должен быть организован четкий учет и контроль за расходованием всех продуктов, а также движением (в целях выравнивания весовых нагрузок) общественного снаряжения ч топлива.

Перед началом путешествия завхоз в своей тетради отводит отдельный лист на каждого участника путешествия. На этом листе он записывает наименование и вес (или их количество) всех продуктов, выданных данному туристу. Здесь же учитывается все общественное снаряжение, имущество, топливо и регистрируется их вес.

Во время путешествия завхоз регулярно, через каждые 2—3 дня, производит переучет имеющихся у каждого туриста продуктов питания и по согласованию с руководителем группы перераспределяет часть продуктов или снаряжения до общей на данный день нормы весовой нагрузки на каждого участника похода.

В периоды между переучетом завхоз внимательно следит за расходом продуктов, не допуская самостоятельного чрезмерного облегчения одних участников за счет постоянства весовой нагрузки у других. Величина, на которую облегчается рюкзак каждого туриста за день, складывается из среднего веса продуктов и топлива, затрачиваемых на одного человека в сутки. Обычно это значение в зависимости от числа участников и сложности путешествия колеблется в пределах 0,8—1,2 кг в день.

Следует иметь в виду, что при намокании палатки и многоместного спального мешка вес их увеличивается в 1,4—1,7 раза. Поэтому завхоз должен своевременно принять меры к разгрузке туристов, несущих эти палатки и мешки. После первой же эффективной сушки завхозу следует учесть уменьшение веса этого снаряжения. Для более точного контроля за весовыми характеристиками продуктов питания, топлива и общественного снаряжения завхоз должен иметь портативный безмен, рассчитанный на 10 кг.

В случае плохого самочувствия, а тем более заболевания одного из участников завхоз по решению руководителя группы частично разгружает этого туриста, распределяя груз среди других туристов. Все перемещения продуктов, снаряжения и топлива завхоз регистрирует в своей тетради..

Применение в группе метода расфасовки продуктов на каждый прием пищи (завтрак, обед и ужин) значительно упрощает роль завхоза. Она сводится лишь к контролю (до выхода группы в путешествие) правильности закладки необходимых продуктов в тот или иной паек, а на самом маршруте — соблюдению очередности дежурств и получению дежурным соответствующего на данный день расфасованного набора продуктов.







  
Предлагаемые ниже правила безопасности предназначены для горнолыжника средней подготовленности, туриста и альпиниста или простого путешественника, который по делам или для отдыха отправляется в горы, в район большой снежности. Лавины главная опасность при передвижении в горах зимой.
После неудачи, постигшей нас при транспортировке тяжелого груза из Скардо, 29 мая славный Садык с караваном в 100 носильщиков достиг базового лагеря и принес почти весь груз, оставленный в Конкордии. , На следующий день часть носильщиков ушла вниз, чтобы собрать грузы, оставленные в пути Садыку после долгих совещаний и бесед удалось
К Дарвазскому хребту туристы попадают из города Душанбе самолетом до райцентра Ванч или поселка Тавильдара либо на автомобилях по Западному Памирскому тракту. В 8 км от Тавильдары (1600 м) ответвляется от Памирского тракта дорога вверх по реке Оби Хингоу, а тракт переходит на левый берег, по долине притока
Редактор Расскажите
о своих
походах
Наименование Кол во Ботинки пара Сменная обувь (тапочки, кроссовки) пара Носки толст и тонк. 3 4 пары Фонарики , гамаши пара Белье комплект Куртка теплая или жилетка 1 Теплые вещи (штаны и кофта из Polartec, шерсть) комплект Штормовой костюм (капрон или с мембраной ) комплект
1983 г. 4 мая 1982 года. Лагерь V. . . . Итак, ребятам из штурмовой двойки грозит холодная ночевка. Срочно собираемся и выходим на помощь. В рюкзаке у меня три баллона с кислородом: два по 200 атмосфер и один на 100. Подключились к 200 атмосферному баллону. Это шанс восхождения нашей двойки
Соединяет собой верховья реки Киче Борду, ледник Киче Борду, с верховьем ледника Он Тор, ущелье реки Каракол. Описание дается с прохождением ледника Киче Борду Восточный, перевал, ледник Он Тор, река Каракол, альплагерь Ала Тоо 27 29 июля 1988 года. Перевал Западное плечо пика Каракол расположен в главном хребте Терскей Ала Тоо


0.060 секунд RW2