|
Пройдем по следующему маршруту: через перевал Дзамараш (21), Мидаграбин (22) или Динамо (28) на ледник Мидаграбин, оттуда перевалом Дергалина (24) - в долину реки Цариутдон, затем, преодолев перевал Цариут (25), вернемся в верховья реки Дзамарашдон, откуда перевал Реси Южный (26) приведет нас к истокам Терека и далее на Военно-Грузинскую дорогу.
Начнем маршрут от места слияния рек Дзамарашдон и Фиагдон, куда можно попасть по дороге от селения Харисджин (см. стр. 42). Вверх по ущелью реки Дзамарашдон вдоль левого берега идет сначала заброшенная дорога, затем - тропа, которая вскоре переходит на правый берег. Переправа через первый рукав осуществляется вброд, через второй - по бревнам. В месте поворота ущелья на восток путь преграждается ступенью поросших травой мощных прижимов. Тропа серпантином поднимается над каньоном по правому борту ущелья и выводит в верхнюю долину Дзамарашдона. Здесь, на зеленой лужайке в небольшом уютном коше, можно укрыться в случае непогоды. Примерно через 1,5 часа движения по тропе правого берега подходим ко второй ступени прижимов и, преодолев ее по правому борту ущелья, попадаем на ровные травянистые площадки, удобные для ночевок. Отсюда уже просматриваются перевалы Дзамараш и Мидаграбин. Перевал Динамо, расположенный западнее, не виден с этого места. Все три перевала, ведущие на ледник Мидаграбин, дублируют друг друга и незначительно различаются по степени трудности и характеру подъема и спуска.
Перевал Дзамараш (1А, 3479, ос.-сн., 21) - наиболее простой путь проникновения на закрытый со всех сторон (исключение - Мидаграбинский каньон) ледник Мидаграбин (рис. 17). С места ночевок на упомянутых выше ровных травянистых площадках продолжаем подниматься, обходя слева моренные бугры. Самая низкая в гребне седловина перевала Дзамараш расположена южнее вершины 3510 м. На нее выводит слабо выраженная тропа, местами теряющаяся на мелкой подвижной осыпи. Среди камней осыпи можно найти экземпляры кварца с друзами горного хрусталя. Преодоление предперевального взлета занимает 1 час. С перевала открывается необычный для Кавказа вид на плавно изгибающийся расчерченный полосами морен ледник Мидаграбин и доминирующую над ним ледовую вершину Джимарай. Среди морен левого борта ледника выделяется ровная гладь озера.
С перевала, забирая вправо по ходу, спускаемся по леднику, двигаясь по наиболее пологим участкам (крутизна до 30°), вдоль границы снега и скал в направлении озера. Время спуска с перевала до озера 1 час.
Перевал Мадаграбин (1А, 3500, ос.-сн., 22) расположен в перемычке, соединяющей пик Динамо и вершину 3510 м. Со стороны реки Дзамарашдон путь подъема на него совпадает с подъемом на перевал Дзамараш. Только непосредственно перед взлетом перевала Дзамараш следует подниматься в северном направлении по мелкой и средней осыпи, выходя на широкую осыпную седловину перевала Мидаграбин, западнее вершины 3510 м. Перевал Мидаграбин выводит на берущий свое начало под пиком Цариут ледник, на котором мы уже побывали, пройдя перевал Дзамараш. В данном случае мы оказываемся в его верховьях.
С перевала практически без потери высоты выходим на ровное снежное плато упомянутого ледника. Начинаем спускаться с плато по леднику, придерживаясь расположенного справа по ходу скального гребня. Слева остается зона разломов льда. Гребень и следующий параллельно ему ледник плавно поворачивают направо. Вскоре мы оказываемся чуть ниже перевала Дзамараш.
Перевал Динамо (1Б, 3760, ос.-сн., 28) расположен в гребне между пиками Цариут и Динамо (рис. 17, 19). Река Дзамарашдон в своих верховьях образуется слиянием двух ручьев. Один из них берет начало в восточном цирке верховьев ущелья Дзамарашдона, из-под вершин 3510 м и Узловая (3600 м). Отсюда идут пути подъема на перевалы Мидаграбин, Дзамараш и Реси Южный. Другой ручей начинается в северной части верховьев ущелья Дзамарашдона из-под вершин Цариут (4062 м) и Медик (3920 м). Здесь расположены перевалы Цариут и Динамо.
Строго на север короткое ущелье перевалов Цариут и Динамо замыкает хорошо просматриваемый перевал Цариут. Седловина перевала Динамо, расположенная в гребне восточного борта короткого ущелья, снизу не просматривается, Ограничивающий ущелье слева (по ходу) южный отрог пика Медик в гребневой своей части имеет вид характерной скальной "пилы". Напротив "пилы", на другом борту короткого ущелья, и находится перевал Динамо. Его можно отыскать по своеобразной двурогой скале, расположенной в гребне слева от седловины.
Подъем на перевал Динамо проходит сначала по некрутой (до 30°) сланцевой осыпи, кое-где покрытой снегом, затем по широкому осыпному желобу. Ориентируясь на видимую отсюда двурогую скалу, траверсируем вправо мелкую сланцевую осыпь и выходим на седловину. От дна короткого ущелья до нее 2 часа. Тур в ее северной части. Спуск с перевала Динамо с небольшим траверсом вправо по закрытому в верхней части леднику через 300 м приводит к перевалу Мидаграбин. Отсюда путь спуска с перевала Динамо совпадает с описанными ранее путями спуска с перевалов Мидаграбин и Дзамараш.
Дальнейший маршрут от озера у ледника Мидаграбин лежит через перевал Дергалина (2Б, 3900, ск.-лд., 24) в долину реки Цариутдон (см. рис. 19). Перевал находится между вершинами Хирхатен (4000 м) и Донченты (4390 м). Назван в память горного туриста Сергея Дергалина.
От озера на левобережных моренах ледника Мидаграбин идем по осыпным склонам хицана (скального выступа) высотой 3340 м в направлении характерной треугольной вершины Хирхатен, расположенной в гребне хребта, замыкающего с северо-запада пространный цирк ледника Мидаграбин. По пологим моренным увалам из мелкого и среднего обломочного материала подходим к небольшому кару между вершиной Хирхатен и юго-восточным отрогом вершины Донченты. Склоны цирка осыпные, его дно, а местами и склоны имеют снежно-фирновый покров. Выйдя на снежник, постепенно набираем высоту, ориентируясь на понижение в северо-восточном гребне вершины Хирхатен, в левом (по ходу) углу цирка. Со снежника ступаем на среднюю (по размеру камней) осыпь ("живые" камни!). Этот осыпной склон протяженностью 150 м имеет крутизну 40°. Верхняя часть подъема на перевал Дергалина представляет собой ледово-фирновый склон с вкраплениями отдельно лежащих камней крутизной 45° и протяженностью 80 м. Седловина перевала широкая, снежная. При необходимости можно поставить палатки. Правда, здесь, наверху, дуют сильные ветры. Есть замерзшее озерцо.
Основную сложность перевала Дергалина представляет его западная сторона. Прямо с седловины уходит вниз протяженный крутой склон (45°, местами до 50°). Под тонким слоем снега - чистый лед, и спускаться надо в кошках, в связках, с попеременной страховкой через ледовые крючья, или по навешенным перилам. Через 200 м склон постепенно выполаживается до 25-30°, толщина снега несколько увеличивается. Возможно одновременное движение в связках. По пути преодолеваем засыпанный бергшрунд, держа направление на скалы вправо по ходу. Дальнейший спуск идет по снежному склону вдоль правых по ходу скал (крутизна до 40°, 350 м, со скал правого борта вероятен камнепад). Выйдя из широкого кулуара, по которому проходил спуск, поворачиваем вправо и вскоре оказываемся на зачехленном обломочным материалом леднике в верхней части цирка ущелья реки Цариутдон. Спуск с седловины до ровного покрытого мореной ледника занимает 2,5 часа.
С этого места в южном направлении четко просматриваются седловина перевала Цариут и ведущий на нее скально-ледовый склон. Западный склон перевала Дергалина, как и северный склон перевала Цариут, в период межсезонья лавиноопасен.
По короткому ущелью реки Цариутдон спускаемся покрытым мореной ледником и каменистыми моренными валами, придерживаясь левого борта ущелья. Идти можно как по гребням морен, так и по ложбинам между ними. Каменистые морены сменяются поросшими густой зеленой травой.
Кое-где появляются наметки тропы. Через 2-3 км от ледника выходим вправо на зеленые пологие луга, спускаемся к реке и далее движемся хорошей тропой по левому склону ущелья Цариутдона. Ниже начинается зона лесов.
В низовье ущелья Цариутдона тропа переходит в дорогу, которая выводит в селение Хидикус у слияния Цариутдона и Фиагдона. Отсюда до Орджоникидзе курсирует рейсовый автобус. Однако не стоит так скоро покидать ущелье. Лучше подняться в его верховье и перевалом Цариут пройти в ущелье реки Дзамарашдон.
Перевал Цариут (2Б, 3800, лд.-ос., 25) скально-ледовой стеной своего северного склона замыкает с юга долину реки Цариутдон (см. рис. 17). Его седловина представляет собой широкое перевальное понижение между вершинами Цариут (4062 м) и Медик (3920 м). Она расположена в западной части этого гребня.
От ровной части зачехленного обломочным материалом ледника поднимаемся в направлении вершины Медик, обходя справа большой скальный выступ в основании северного склона перевала Цариут. Правее выступа - гораздо меньший по размеру скальный островок на снежно-ледовом склоне. Прежде чем выйти на островок, преодолеваем бергшрунд (страховка!). Со скального островка на седловину идут двумя путями.
Если следовать первым из них, то сначала надо подняться на 100 м по скалам, а потом, выйдя на снежно-ледовый склон, уйти на 100-150 м восточнее. Отсюда по ледовому склону - на скальные выступы, расположенные примерно в середине северного склона перевала Цариут. Его седловина находится прямо над этими скальными выступами. Поднявшись по ним и преодолев затем снежно-ледовый склон (35°), выходим на перевал.
Второй вариант пути подъема на перевал от скального островка осуществляется по скалам вверх и чуть вправо. Затем пересекаем снежно-ледовый кулуар и выводим на скалы, поднявшись по которым (крутизна до 45°), попадаем на гребень в 150 м к западу от седловины. Путь к туру по гребню не труден. С седловины хорошо просматривается северный склон перевала Реси Южный.
Спускаемся с перевала Цариут в верховья ущелья Дзамарашдона по мелкой осыпи крутизной 30°. Через 30 минут оказываемся у ручейка, рядом с которым отличные песчаные площадки для ночевки. К востоку от этого места начинается подъем на перевал Динамо (см. стр. 65).
Спустившись вдоль ручья северной части цирка верховий реки Дзамарашдон, направляемся в его восточную часть. Здесь между вершинами Узловая (3600 м) и 3634 м находится перевал Реси Южный (2А, 3500, ск., 26), ведущий в ущелье реки Ресикомдон (верховья Терека) (см. рис. 23).
Северо-западный склон перевала со стороны ущелья Дзамарашдона довольно крутой, скально-осыпной, прорезанный рядом кулуаров, дно и борта которых покрыты снегом и льдом. К этому склону идем по моренным нагромождениям верхнего цирка ущелья Дзамарашдона. Курс держим на наибольшее понижение в гребне. Начинаем набирать высоту, поднимаясь по осыпному склону крутизной 30°. Затем входим в узкий кулуар крутизной до 50° (в верхней части). Кулуар, протяженность которого составляет 200 м, засыпан снегом (возможен камнепад с бортов кулуара и с верхней части гребня!). В дальнейшем поднимаемся по слабо выраженному скальному контрфорсу, под которым заканчивается кулуар. Подъем по разрушенным скалам контрфорса (крутизна до 50°, протяженность 80 м) выводит на гребень в 40 м юго-западнее седловины. На последнем участке тщательная страховка. При прохождении перевала Реси Южный в межсезонье ввиду лавиноопасности его северо-западного склона (большие скопления снега в кулуарах) целесообразно придерживаться контрфорсов и других гребневых элементов скального рельефа. На седловине в это время навеваются в сторону ущелья Дзамарашдона снежные карнизы средней величины.
Седловина перевала довольно узкая. Спускаемся с нее в верховья ущелья Ресикомдона по скально-осыпной сланцевой полке (крутизна до 40°, протяженность 150 м). Затем следуем мелкой осыпью в направлении скально-осыпного останца в середине верхнего цирка юго-восточного склона перевала Реси Южный. Обойдя останец с востока, движемся вниз к ручью - западному истоку Ресикомдона. По левому берегу этого ручья идем к моренным отложениям у основного русла реки. Отсюда по правому берегу ведет хорошая тропа в селение Реси, связанное дорогой, проходящей по Трусовскому ущелью, с селением Коби, расположенным на Военно-Грузинской дороге.