|
По северным склонам Терскей-Алатау можно построить туристские маршруты как для хорошо подготовленных, так и для менее тренированных групп. Отправляясь в более трудный сквозной маршрут, рассчитанный примерно на 20 дней, необходимо взять с собой продовольствие на 2,5 недели, а также запас бензина не менее чем на 10 дней, поскольку около половины всего намеченного времени предстоит двигаться по безлесной местности, а возможность пополнения запаса продуктов у пастухов очень ограничена.
Такой проходной маршрут, начинаясь от ущелья Тургень-Аксу, пересекает ряд боковых хребтов в непосредственной близости от осевой части главного хребта Терскея и заканчивается в ущелье Чон-Кзылсу или Джуука. Этот маршрут для более тренированных групп может складываться из следующих этапов:
1-й день: Нововознесеновка — река Кок-Кия; 2-й: моренное озеро в верховье реки Айлампа; 3-й: перевал Тургень — ледник Айланыш (Аксу); 4-й: дневка; 5-й: перевал Арашан — верховья реки Таштек-тор; 6-й: прогулка к леднику “Палатка” и переход по ущельям Таш-тектора и Арашана до курорта Арашан; 7-й и 8-й: перевал Алакуль до впадения реки Кургактор в реку Каракол; 9-й: подъем по Культору до слияния его истоков; 10-й: дневка; 11-й: перевал и ледник Онтор; 12-й: перевал Джетыогуз или перевал Телеты; 13-й: дневка; 14-й: перевал Арчатор — Физико-географическая станция; 15-й: по ущелью Ашутор до ледника Ашутор; 16-й: перевал Ашутор — сырты; 17-й: дневка; 18-й: перевал Джукучак; 19-й: по ущелью Джукучака до лесхоза Джуука; 20-й день: лесхоз Джуука — селение Сару — районный центр Покровка.
Менее подготовленным группам подойдет несколько коротких маршрутов с возобновлением запаса продуктов и бензина через каждые 5—10 дней. Для этого следует подняться вверх по одному из ущелий Терскей-Алатау до его верховья, перевалить в соседнее ущелье и спуститься по нему до Иссык-Кульской котловины, пополнить запас продовольствия и горючего в Пржевальске, Покровке или Теплоключенке и проделать такую же петлю в другой паре смежных ущелий. Так, например, в. первый заход можно пройти ущелья Аксу и Таштектора, Такыртора и Арашана, во второй — ущелья Каракола, Культора, Онтора и Джетыогуза, в третий — ущелья Чон-Кзылсу, Айлама, Ашутора и Джууки и т. д. При подобном построении нескольких коротких маршрутов можно комбинировать произвольно различные пары ущелий в один заход, проходить перевалы либо с востока на запад, либо с запада на восток.
Преимущества нескольких коротких маршрутов очевидны: 1) можно периодически возобновлять запасы продовольствия и бензина, иметь возможность помыться в бане или в Иссык-Куле, получить и отправить письма и т. д.; 2) в зависимости от продолжительности отпуска пройти 1, 2 или 3 пары ущелий; 3) в отличие от сквозного беспрерывного маршрута, пересекающего только верховья ущелий, пройти ущелья на всем их протяжении от предгорий — “прилавков” до ледников; 4) иногда у пастухов удается взять ишаков или лошадей для перевозки рюкзаков.
Детальная разработка сквозного пересечения верховий ущелий и коротких маршрутов по парным ущельям может иметь много вариантов; так, можно выбирать различные перевалы через боковые хребты или перевалить через главный хребет Терскея одним перевалом и вернуться другим и т. д. Поэтому для более подробной разработки маршрута следует использовать материал, приведенный в описаниях ущелий и перевалов.