Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Терскей

Введение

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Озеро Иссык-Куль и его побережье

Хребет Терскей-Алатау

Сырты

Кунгей-Алатау

Население и хозяйство Прииссыккулья

МАРШРУТЫ ВОКРУГ ИССЫК-КУЛЯ

По южному берегу Иссык-Куля

По северному берегу Иссык-Куля

Пржевальск

МАРШРУТЫ ПО УЩЕЛЬЯМ И ПЕРЕВАЛАМ ТЕРСКЕЙ-АЛАТАУ

Тургень-Аксу

Аксу

Арашан

Таштектор

Такыртор

Каракол

Культор

Онтор

Джетыогуз

Чон-Кзылсу

Джуука (Заука)

Барскаун

Озеро Иссык-Куль и хребет Терскей-Алатау - Путеводители

МАРШРУТЫ ВОКРУГ ИССЫК-КУЛЯ

По южному берегу Иссык-Куля

Во Фрунзе, на проспекте Ленина, там, где он пересекает реку Аламедин, расположена автобусная станция, откуда с часовыми интервалами отходят на Пржевальск комфортабельные автобусы; здесь же стоянка междугородных такси. От Фрунзе до Пржевальска около 400 км (до 7 часов езды). Можно также проехать по железной дороге от Фрунзе до Рыбачьего или долететь за 1,5 часа до Пржевальска на самолете ИЛ-14, делающем несколько рейсов в день. Однако поездка на автобусе позволяет больше увидеть и для туристов предпочтительнее. Обратный путь из Пржевальска лучше проделать на теплоходе, чтобы ознакомиться с горным обрамлением Иссык-Куля. Рекомендуется при выезде из Фрунзе захватить с собой фрукты и овощи, так как в Прииссыккулье они поспевают значительно позднее, чем в Чуйской долине.

Река Чу (1028 км) берет начало в горах Центрального Тянь-Шаня, затем огибает отроги Терскей-Алатау и Киргизского хребта, через Боомское ущелье выходит в Чуйскую долину и теряется в песках пустыни Бетпак-Дала Камкалинским разливом. В 1930—1959 гг. было осуществлено большое ирригационное строительство: созданы плотины, водохранилища, ирригационные узлы и оросительные каналы (наиболее крупный — Большой Чуйский канал) и ряд гидроэлектростанций на них. Орошение преобразило знойную и безжизненную Чуйскую степь: на сероземах раскинулись виноградники, сады, бахчи, выращиваются свекла, хлопчатник, табак, кенаф и другие культуры. В условиях орошения сахарная свекла дает в Чуйской долине самые высокие урожаи в мире (до 1500—2000 ц с га). В Чуйской долине, включая Фрунзе, живет более 1/3 населения Киргизии, находится около 1/3 орошаемых земель и производится около 2/3 промышленной продукции республики.

Вдоль шоссе густо расположены колхозные и совхозные поселки. В 20 км от Фрунзе — поселок Кант (тюрк. “Сахар”). Здесь был построен в 1930 г. первый в Киргизии сахарный, а затем и цементный заводы. У селения Ивановка отходит шоссе к курортному поселку Иссыката (тюрк. “Отец тепла”), находящемуся в одноименном горном ущелье на высоте 1775 м; лечебные факторы — теплые источники, грязи и горный воздух. В Иссыкатинском ущелье сохранились высеченные на скалах буддийские надписи и изображение Будды: уже в VII в. здесь использовали минеральные источники для лечения, и даже еще совсем недавно в благодарность за излечение киргизы смазывали изображение Будды бараньим салом.

В 60 км от Фрунзе шоссе проходит через зеленый город Токмак, раскинувшийся на берегу реки Чу среди садов и виноградников. После присоединения Киргизии к России Токмак недолгое время был уездным городом, но после наводнения в 1878 г., разорившего Токмак, уездный центр был перенесен в Пишпек (Фрунзе). В советское время Токмак вырос в промышленный город с населением около 40 тыс. человек; здесь расположены консервный, сахарный, масляный и большой авторемонтный заводы.

В садах и кустарниках Токмака вдоль Чу весной заливаются соловьи.

За Токмаком долина суживается, шоссе идет вдоль берега реки Чу и проходит через Быстровку — центр Кеминского района. В 7 км перед Быстровкой по мосту через Чу налево отходит автодорога в долину реки Чон-Кемин, текущей между хребтами Заилийский и Кунгей-Алатау. Перед въездом в Боомское ущелье бьет источник, здесь автобусы обычно останавливаются.

Шоссе, поднимаясь на 260 м, тянется около 60 км среди обрывистых склонов Боомского ущелья; слева бежит навстречу порожистая Чу. Выше шоссе проходит железнодорожная линия, а над ней для защиты от камнепада В некоторых местах проложены один над другим три карниза-полки. Посреди ущелья через Чу переброшен Краснооктябрьский (или, как его еще называют, Красный мост, по которому шоссе переходит на правый берег. Скалистые горы по сторонам Боомского ущелья сложены изверженными породами — гранитом, порфиром и диоритом. Но вот кончилось Боомское ущелье, раздвинулись горы, впереди заблестела на солнце синева Иссык-Куля, а за озером встала высокая стена Терскей Алатау. Показались окраины Рыбачьего (175 км от Фрунзе) — центра Иссык-Кульского района.

Удобное местоположение у выхода из Иссык-Кульской котловины, на перекрестке дорог Центрального Тянь-Шаня, Прииссыккулья и Чуйской долины, у конечного пункта железной дороги и Иссык-Кульского пароходства, делает Рыбачье важным транспортным узлом Киргизии. Сюда стекаются потоки продуктов животноводства из Центрального Тянь-Шаня, зерна, картофеля, шерсти, кожи, мяса из Прииссыккулья и промышленных товаров из Чуйской долины. Город населяет более 28 тыс. человек, он вытянулся вдоль берега Иссык-Куля на 6 км, имеет пристань, крупные автобазы, элеватор, мясокомбинат, нефтехранилище, базы и склады торговых и заготовительных организаций; судоверфь выпускает теплоходы и баржи для речных пароходств Средней Азии. В Рыбачьем сохранился и остаток старины: киргизское кладбище с узорчатыми глиняными мазарами (надмогильными сооружениями).

Река Чу, не дойдя до Иссык-Куля 4 км, поворачивает на юго-запад; сюда же от иссык-кульского шоссе в глубь гор отходит дорога на Центральный Тянь-Шань, к городу Нарын и озеру Чатыркель. В нескольких километрах от Иссык-Куля на реке Чу на высоте 1750 м вытянулось на 18 км Орто-Токойское водохранилище. Плотина высотой 58 м перегораживает ущелье Чу и задерживает около 500 млн. м3 воды, что позволяет регулировать сток реки и увеличить площадь орошаемых земель в Чуйской долине более чем в 1,5 раза.

От Рыбачьего до Пржевальска по южному берегу около 220 км. По выезде из Рыбачьего шоссе пересекает сухое русло протока Кутемалды и идет вблизи от берега озера. Вокруг расстилается безводная каменистая предгорная пустыня. Щебенку и валуны покрывает черный, с металлическим блеском слой пустынного загара, придающий пустыне мрачный, безжизненный вид. Зеленеют только узкая прибрежная полоса вдоль Иссык-Куля и пойма Чу.

Дождевые потоки и реки снесли с гор и создали на приозерной равнине глинистые отложения кремовой, серой, малиновой и зеленоватой окраски. Реки легко размывают эти рыхлые породы, образуя узкие, обрывистые и труднопроходимые ущелья. Справа от дороги тянутся горы Чолома. Бесснежные мягкие зимы позволяют использовать территорию здешнего Иссык-Кульского района в качестве зимних пастбищ овец и коз.

Миновав селения Аколен, Оттук, им. Ворошилова, Улахол и Барбулак, дорога примерно в 50 км от Рыбачьего уходит в межгорную долину Улахол, отделенную от Иссык-Куля полосой предгорий — адыров Кызылту и Актерека, и только за селением Боконбаевское вновь выходит к озеру. Боконбаевское — центр животноводческого Тонского района. Здесь некоторые колхозы (например, колхоз имени Ленина) имеют более 100 тыс. овец. Неподалеку от Боконбаевского в заливе Тон расположен рыбоводный завод. На этом заводе из миллионов икринок ежегодно выводят молодь османа и форели и выпускают ее в воды озера.

Дорога вновь вырывается из межгорной долины на берег Иссык-Куля. После однообразной пустыни глаз радуют краски побережья: на золотистом песчаном берегу высокие кусты шалфея с пышными кистями лиловых цветов, яркая россыпь оранжевых ягод эфедры (кузьмичевой травы), а дальше сверкает солнечными зайчиками синева Иссык-Куля; замыкает картину круто вздымающийся за озером хребет Кунгей-Алатау.

От Боконбаевского до селения Чичкан дорога прижата невысокими предгорьями Чон-Курчак к самому берегу озера. Иногда над шоссе встают на несколько десятков метров обрывы из конгломератов и других озерных отложений. Эта узкая прибрежная полоса — наиболее посещаемый туристами и отдыхающими район южного побережья Иссык-Куля. Здесь возле селений Тамга и Барскаун раскинулись лучшие песчаные пляжи южного побережья; поэтому-то здесь и построены туристская база “Акчие” за Тоссором, на самом берегу озера, санаторий Министерства обороны в Тамге и колхозный дом отдыха в Барскауне. Обычно здесь же, у селений Тамга, Актерек (тюрк. “Белый тополь”), Дархан и Покровка, располагаются палаточные лагеря киргизских предприятий и учреждений.

От Тамги до Пржевальска селения расположены через каждые 3—5 км. Встречаются голубоватые поля опийного мака, усеянные бледно-сиреневыми цветами. Возле селения Барскаун от шоссе отходит автомобильная дорога, ведущая через перевал Барскаун к сыртам Арабели, Акшийрака и Карасая.

За селением Чичкан шоссе отдаляется от озера и приводит в крупное (около 10 тыс. жителей), основанное в 1873 г. русскими переселенцами, село Покровка — центр земледельческого Джетыогузского района. Здесь находятся административный корпус Физико-географической станции Киргизской академии наук (сама станция расположена в 28 км отсюда, в ущелье Чон-Кзылсу) и селекционная станция, занятая выведением сортов кормовых трав и корнеплодов, испытанием и введением в колхозную практику смесей однолетних и многолетних трав; вблизи от станции — центральная усадьба овцеводческого совхоза Оргочор. Около Покровки на берегу Покровского залива — пристань и санаторий “Иссык-Куль” для легочных больных, а между Иссык-Кулем и шоссе возвышается на 400 м адыр Оргочор. Затрата 1,5—2 часов на подъем на гребень адыра вознаграждается великолепной панорамой Иссык-Куля в обрамлении горных хребтов, особенно хороши вечные снега Терскей-Алатау и синеющие вдали за озером в дымке обрывистые склоны Кунгей-Алатау.

От Пржевальска в сторону Покровки на протяжении 15 км шоссе представляет сплошную аллею из пирамидальных тополей. Здесь много садов и возделанных полей, колхозные и совхозные поселки Оргочор, Шалба и Ирдык расположены на самом шоссе. Между Шалба и Ирдыком шоссе пересекает дорогу, ведущую на север к Иссык-Кулю, а на юг к курорту Джетыогуз.







  
Узлы рассортированы по алфавиту Узлы № 224 244. 224. Французский топовый морской узел. Образует на мачте судна две петли и два конца для крепления трех снастей стоячего такелажа. 225. Хирургический применяется вместо прямого узла как более надежный. Считается специализированным узлом
от рабовладения до американской демократии Классическая анархия. У Вас есть две коровы. Вы продаете молоко по справедливым ценам или Ваши соседи застрелят Ваших коров и Вас в придачу. Анархо капитализм. У Вас есть две коровы. Вы продаете одну и покупаете быка.
Военно Грузинская дорога давно уже приобрела значительную культурно историческую ценность. Желающие познакомиться с ее прошлым, с описаниями многочисленных памятников могут обратиться к разнообразной краеведческой литературе. Поскольку Военно Грузинская дорога служит одним из основных путей заезда туристских групп в горные районы массива Джимарай
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант, о котором идет здесь речь, необычен
1983 г. При оценке туристских походов в чемпионатах различного ранга судьи пользуются определенной методикой, являющейся частью Правил проведения соревнований по туризму . Знание системы судейских оценок необходимо туристам спортсменам для правильного распределения своих сил, реализации возможностей группы, а в конечном итоге
По лавовому потоку правого берега Мигельчирана, а потом по снежно осыпным, осыпным и, наконец, снежно травянистым склонам вышли на зелёное поле между плато Ирахитсырт и Джилсу. По каменному мосту (фото 18) перешли на левый берег Малки и спустились к курорту.


0.274 секунд RW2