Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Материалы     Веревки и узлы     Безопасность     Питание     Учебная литература  


Проблемы безопасности в горах

Предисловие к русскому изданию

Введение

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРНОГО ТУРИЗМА И АЛЬПИНИЗМА

Характеристика опасностей в горах

О трудностях в горах

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на некоторые физиологические и психические функции человека

Влияние занятий туризмом и альпинизмом на двигательные реакции человека

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на внимание альпинистов и туристов

Влияние стенного восхождения на чувство равновесия у альпинистов

Влияние высотных восхождений на некоторые психические функции альпинистов

Влияние стенных восхождений на двигательную координацию и быстроту альпинистов

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на пульс, кровяное давление и жизненную емкость легких

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на силу альпинистов и туристов

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Классификация правил безопасности

Правила безопасности перед выходом из хижины, лагеря, населенного пункта

Правила безопасности при движении в горах

Правила безопасности при лазаний по скалам и восхождении на вершины

Правила безопасности при страховке

Правила безопасности при спуске по веревке

Правила безопасности учебно-тренировочных занятий на скалах

Правила безопасности при организации бивака в горах

Правила безопасности при угрозе схода лавин

Правила безопасности на соревнованиях по ориентированию в горной местности

Правила безопасности в пещерах и провалах

Правила безопасности при спасательных работах в горах

Правила хранения, контроля и использования альпинистского снаряжения

Методика обучения правилам безопасности

Классификация ошибок при лазании по скалам

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В ГОРАХ

Предварительно обусловленные субъективные причины несчастных случаев в горах

Предварительно обусловленные объективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные субъективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные объективные причины несчастных случаев в горах

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Подбор партнера при занятиях альпинизмом и туризмом

Формирование правильного представления о характере предстоящих действий

Меры безопасности при восхождении на учебно-тренировочные и классифицированные стенные маршруты. Автоматическая страховка

Меры безопасности при использовании альпинистских веревок и узлов

Скорость и безопасность при движении в горах

Организация и действия вспомогательно-спасательной группы в альпинистских восхождениях и туристских походах

Профилактические меры, связанные с общей организацией безопасности в горах

Совершенствование подготовки туристов и альпинистов для участия в походах и восхождениях

Утомление и борьба с ним

Совершенствование техники движения по различной местности

Регулирование эмоционального состояния туриста

Успех альпинистского и туристского мероприятия

Борис Маринов - Проблемы безопасности в горах - Материалы

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В ГОРАХ

Изучение большого количества несчастных случаев в болгарских и зарубежных горах дает основание утверждать, что они обусловлены тремя основными факторами:

1. Незнание опасностей гор. Отсутствие знаний о строении, характере и особенностях гор, о происходящих в них процессах и явлениях — причина ошибок. Горовосходителю надо знать, какие явления при определенных условиях в горах могут возникнуть, каковы признаки этих явлений, какую они имеют связь с личной безопасностью и в какой момент и каким способом им следует противодействовать.

Чтобы правильно и безопасно действовать в горах, необходимо прежде всего хорошо знать окружающую среду. Незнание этой среды, незнание опасностей, свойственных ей, может обернуться бедой.

Пример такого незнания был зарегистрирован зимой 1972 г. на горе Витоше. 36-летний Т., потеряв в тумане направление к хижине Алеко, решил переночевать под одинокой сосной без палатки и спального мешка. Турист уснул и не проснулся, став жертвой “белой смерти”. Нет сомнения, если бы Т. знал о характерной для зимы опасности общего замерзания, то мог бы и не погибнуть. Было установлено, что он еще имел достаточно сил, чтобы продолжить движение к долине, где, несомненно, укрылся бы от ветра, а может быть, и нашел какое-нибудь строение или человеческое жилье. Лыжи облегчили бы ему движение по глубокому снегу. Отказ от этого единственно правильного решения вряд ли можно объяснить тем, что Т. после долгих блужданий в ненастье потерял веру, что найдет хижину Алеко. Просто ему стало холодно. Располагаясь под сосной, он создал себе призрачный уют, что и послужило предпосылкой к роковому решению. Однако трагедия имела и свои предварительные причины. Разве простительны одиночный подъем на Черную вершину (2286 м) и спуск с нее зимой, в туман и сильную вьюгу, без спутников.

А вот типичный пример незнания лавинной опасности и пренебрежения правилами раннего выхода на маршрут, что привело к гибели альпиниста П. из Софии. 1 января 1980 г. в 14 часов альпинист П. с двумя приятелями вышел с турбазы “Вилрен” в горах Пирина к одноименной вершине (2917 м). Не достигнув Джамджиевых скал, один из них вернулся. Двое продолжили путь к приюту в районе Казаны. Во время движения они подрезали снежный склон и вызвали лавину. Задержанная торчащей из снега сосенкой, она остановилась, пощадив жизнь одного из незадачливых альпинистов. Однако второму, П., она стоила жизни.

Уцелевший, оставшись без пищи и топлива (они находились в рюкзаке погребенного под снегом П.), с обмороженными руками и совершенно обессилевшим, был эвакуирован спасателями.

2. Отсутствие умения и навыков обнаружения опасности. Как показала практика, некоторые несчастные случаи происходят из-за неумения вовремя обнаружить опасность и правильно противодействовать ей.

Предпосылки распознавания опасности — понимание и своевременное обнаружение ее признаков, раскрытие их взаимосвязи. Обнаружив реально существующую опасность, нужно точно определить образ действий, которые могли бы предотвратить несчастье. Определить же это можно лишь при верной оценке обстановки. Принятие правильного решения и осознанный контроль за собственными действиями дают гарантию, что опасность можно избежать. Особенно важно, когда человек умеет отличить существенные признаки опасности от несущественных. При этом не следует забывать, что иногда незначительные, на первый взгляд, факторы становятся главной причиной несчастья. Так, отсутствие рукавиц, шапки, подходящей обуви в разразившейся снежной буре может стать причиной серьезного обморожения.

Рис. 17. Снежные заносы часто преграждают путь туристам в горах. Чтобы предупредить поскальзывания, необходимы внимание, подготовка ступеней и дополнительная опора руками о ледоруб, лыжную палку, веревочные перила
Рис. 17. Снежные заносы часто преграждают путь туристам в горах. Чтобы предупредить поскальзывания, необходимы внимание, подготовка ступеней и дополнительная опора руками о ледоруб, лыжную палку, веревочные перила.

Типичный пример необнаружения опасности произошел еще в 1952 г. во время лыжного похода по Пиринским горам. Снег был прочный и очень старый. Погода теплая. Иначе опытный руководитель не повел бы группу на лыжах по острому гребню Тинииы. На север нависали снежные карнизы, с южной стороны склон был крут и заснежен. Когда группа вышла на гребень, подрезанный лыжами снежный пласт сдвинулся и унес 6 человек. После схода лавины только один лыжник оказался засыпанным, другой был завален снегом по грудь, остальные вообще не нуждались в помощи и самостоятельно выбрались из сугробов. Быстрое и эффективное оказание помощи попавшим в лавину предотвратило человеческие жертвы. Впоследствии, каждый раз проходя по Типице, я убеждался, что это место имело все типичные признаки лавинной опасности. Это, несомненно, понял еще тогда и руководитель группы, который распорядился двигаться на расстоянии 5—6 м друг от друга, но все же большой опасности он не увидел. Поэтому и не последовал единственно правильный приказ снять лыжи, идти на дистанции 30—40 м один от другого, навесить перила из веревки, выставить наблюдателя.

Часто мешает обнаружить опасность и контролировать свои действия развитие утомления, способствующего нарушению анализирующей и синтезирующей функции коры головного мозга. Большую опасность представляют также горная болезнь, когда альпинист не в состоянии принять разумные решения и правильно эти решения реализовать.

Характерным примером необнаружения опасности часто бывает глиссирование по травянистым и снежным склонам. Многие такие случаи заканчиваются травмами и говорят о том, что люди не сумели увидеть на, казалось бы, безобидном склоне грозящей им опасности.

3. Самонадеянность в подходе к опасностям в горах. Самонадеянность присуща и уравновешенным и неуравновешенным людям. Чаще всего самонадеянный турист или альпинист знает о той или иной опасности, но не умеет вовремя ее обнаружить. Иногда вопреки пониманию того, что опасность реально существует, такой человек все же считает, что его она не коснется, что она не так страшна; он не предохраняется и стремится преодолеть ее любой ценой. Такой безответственный подход к опасности в большинстве случаев ведет к жертвам.

Самонадеянный турист или альпинист обычно запаздывает с действиями, которые гарантировали бы безопасность. Он или поздно принимает меры к тому, чтобы обезопасить дальнейшее движение, или пропускает момент его прекращения и возвращения.

Принимать меры к обеспечению безопасности движения нужно в случаях: когда крутизна и характер склона изменились, стали опасными; при вероятности срыва снежных карнизов или падения в трещины; при движении в тумане, в темноте; при лавиноопасности и признаках сильного утомления, страха, неуверенности.

Существуют различные ситуации, требующие прекращения похода или восхождения: ухудшение метеоусловий, увеличение лавинной опасности, наступление темноты, отсутствие снаряжения, продуктов питания, воды, ухудшение состояния здоровья. Самонадеянный турист или альпинист (руководитель или участник) часто не проявляет достаточной смелости, чтобы принять решение прекратить поход или восхождение. Вместе с тем его прекращение после разумной оценки ситуации должно вызвать чувство удовлетворения и спокойствия. Нужно быть готовым отступить в создавшейся ситуации в интересах безопасности. Каждое разумное отступление должно всячески поощряться и получать положительную, высокую общественную оценку.

Подобного рода примеров в мировой практике множество. Назовем чехословацкую экспедицию на Нанга Парбат 1969 г., возвратившуюся с высоты 6800 м из-за исключительной лавинной опасности после продолжительного снегопада, или югославскую экспедицию на Макалу 1972 г., вернувшуюся из-за тяжелых атмосферных условий, не дойдя до вершины восьмитысячника всего 250 м.

Во всех случаях, когда предстоит принимать решение о действиях при определенной ситуации в горах, следует исходить из формулы “нужно — хотим — можем”. Любая из трех составных формулы имеет свое конкретное содержание, и в то же время они тесно взаимосвязаны.

Например, “нужно” продолжить движение, преодолеть снежный ледовый, травянистый склон, скалу, хребет, долину, прекратить или изменить направление движения—все точки зрения безопасности. Смысл этого слова необходимо понимать как обязательное действие со следующими мотивами: предохранить отдельного участника или группу в целом от опасности, оказать помощь при несчастье, постигшем другую группу, и т. д.

“Хотим” означает желание покорить вершину или стену, обусловленное прежде всего личными или коллективными побуждениями. Когда эти побуждения совпадают, возможности осуществления желания благоприятны.

“Можем” означает возможность преодоления появившихся трудностей — скальных участков, крутого скользкого склона, длинного маршрута, плохой погоды, необходимости переноски тяжелых грузов — в зависимости от уровня физической, технической, тактической, моральной, волевой и теоретической подготовки, приобретенного опыта, наличия соответствующей экипировки.

Имеются положительные и отрицательные связи между отдельными составляющими вышеприведенной формулы. Лучше всего, когда эти связи положительны и взаимообусловлены (“надо” плюс “хотим” плюс “можем”), когда то или иное действие мотивируется его необходимостью (“надо”), личным желанием (“хотим”) и возможностью (“можем”).

Если одна из связей между составляющими отрицательная, то есть если, например, отсутствует желание действовать, или убежденность в необходимости тех или иных свершений, или, наконец, нет возможности к их осуществлению, эффективность целостной деятельности понижается, а то и вовсе сводится на нет.

Занятия такими видами спорта, как прыжки на лыжах, горнолыжный спорт, прыжки в воду, некоторые элементы спортивной гимнастики, акробатики, мотоспорт, парашютный, автомобильный, связаны с риском. Рискованные ситуации встречаются и при занятиях альпинизмом и горным туризмом. Риск допустим, если только можно спасти жизнь. Но даже в этих случаях ему должна предшествовать целенаправленная деятельность, чтобы свести его к минимуму. Такая деятельность может сводиться к следующему:

а) дополнительным мерам безопасности (уточнение взаимодействия с партнером, навешивание веревочных перил, забивание новых крючьев, улучшение страховки и самостраховки);

б) уточнению деталей отдельных действий; какие зацепки и ступени рациональней использовать, в каком порядке;

в) сосредоточению внимания и мобилизации сил на выполнение намеченного плана;

г) замене руководителя, если он выбился из сил, психически подавлен или находится в состоянии апатии, наиболее опытным и сохранившим силы и энергию участником;

д) учету самочувствия участников, желания продолжить движение и т. п. в связи с конкретными условиями;

е) постоянному поиску возможности избежать риска. Соблюдение безопасности ограничивает, замедляет передвижение в горах. Во имя ее часто прекращают движение на небольшое или продолжительное время, обходят опасные места, удлиняя этим путь, возвращаются с маршрута, не достигнув конечной цели, и т. д. Поэтому обеспечение безопасности для некоторых туристов и альпинистов — не только неприятный, но и непонятный процесс. Они не могут постичь, что все связанное с безопасностью является неотъемлемой частью горного туризма и альпинизма, которые без элементов безопасности не могут существовать. И если кто-то в отдельные моменты пренебрегает правилами безопасности, его постигает несчастье.







  
Предлагаемые ниже правила безопасности предназначены для горнолыжника средней подготовленности, туриста и альпиниста или простого путешественника, который по делам или для отдыха отправляется в горы, в район большой снежности. Лавины главная опасность при передвижении в горах зимой. Этой
В 1909 году Луиджи Амедео Савойский герцог Абруццкий в сопровождении восьми проводников и носильщиков из ущелья Аоста (Местечко в северо западной Италии (Прим. переводчика)) предпринял первую атаку массива К2. Базовый лагерь экспедиции находился недалеко от языка ледника
В этой книге, посвященной Кольскому полуострову, мы не собирались создавать путеводитель, пользуясь которым можно было бы совершить путешествие, не прибегая к другим источникам, консультациям. Наша цель так описать районы, чтобы самодеятельные туристские группы могли предварительно составить маршрут и ознакомиться в общих чертах с его характером,
Редактор Расскажите
о своих
походах
1983 г. Этот случай произошел в горах Памиро Алая. С седловины перевала вниз вел длинный 60 градусный ледовый склон. Двигаться решили по перилам. В месте перестежки на вторую веревку стояли двое, ожидая, пока внизу приготовят очередную лоханку во льду. Один
1983 г. Не просто нынче найти в горах перевал, на котором бы не побывали туристы. Почти не осталось горных хребтов, ими не пройденных. И уж, кажется, совсем невозможно представить горную страну, о которой они знали бы только понаслышке. Между тем такая горная страна есть. Находится она на юго востоке Казахстана и носит название Джунгарский
Соединяет ледник Барокко Восточный с ледником Киче Борду Западный. Описание дается с прохождением верховья ледника Бороко Восточный и верховья ледника Киче Борду. Описание дается от плато ледовых озер. Перевал Фестивальный расположен в южном боковом отроге хребта


0.485 секунд RW2