Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Материалы     Веревки и узлы     Безопасность     Питание     Учебная литература  


Проблемы безопасности в горах

Предисловие к русскому изданию

Введение

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРНОГО ТУРИЗМА И АЛЬПИНИЗМА

Характеристика опасностей в горах

О трудностях в горах

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на некоторые физиологические и психические функции человека

Влияние занятий туризмом и альпинизмом на двигательные реакции человека

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на внимание альпинистов и туристов

Влияние стенного восхождения на чувство равновесия у альпинистов

Влияние высотных восхождений на некоторые психические функции альпинистов

Влияние стенных восхождений на двигательную координацию и быстроту альпинистов

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на пульс, кровяное давление и жизненную емкость легких

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на силу альпинистов и туристов

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Классификация правил безопасности

Правила безопасности перед выходом из хижины, лагеря, населенного пункта

Правила безопасности при движении в горах

Правила безопасности при лазаний по скалам и восхождении на вершины

Правила безопасности при страховке

Правила безопасности при спуске по веревке

Правила безопасности учебно-тренировочных занятий на скалах

Правила безопасности при организации бивака в горах

Правила безопасности при угрозе схода лавин

Правила безопасности на соревнованиях по ориентированию в горной местности

Правила безопасности в пещерах и провалах

Правила безопасности при спасательных работах в горах

Правила хранения, контроля и использования альпинистского снаряжения

Методика обучения правилам безопасности

Классификация ошибок при лазании по скалам

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В ГОРАХ

Предварительно обусловленные субъективные причины несчастных случаев в горах

Предварительно обусловленные объективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные субъективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные объективные причины несчастных случаев в горах

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Подбор партнера при занятиях альпинизмом и туризмом

Формирование правильного представления о характере предстоящих действий

Меры безопасности при восхождении на учебно-тренировочные и классифицированные стенные маршруты. Автоматическая страховка

Меры безопасности при использовании альпинистских веревок и узлов

Скорость и безопасность при движении в горах

Организация и действия вспомогательно-спасательной группы в альпинистских восхождениях и туристских походах

Профилактические меры, связанные с общей организацией безопасности в горах

Совершенствование подготовки туристов и альпинистов для участия в походах и восхождениях

Утомление и борьба с ним

Совершенствование техники движения по различной местности

Регулирование эмоционального состояния туриста

Успех альпинистского и туристского мероприятия

Борис Маринов - Проблемы безопасности в горах - Материалы

Характеристика опасностей в горах

Условия в горах отличаются многообразием и изменчивостью. Невозможно, например, встретить совершенно одинаковые по крутизне, протяженности и формам рельефа горные склоны, хребты и ребра. Альпийские стены также различаются по крутизне, протяженности, положению и микрорельефу. В горах нет участков с одинаковым характером и расположением трещин, скальных выступов, карнизов, внутренних и внешних углов, плит и т. п.

Осадки, ветер, резкие перепады температуры постоянно меняют обстановку в горах. Сухие склоны и скалы при дожде превращаются в опасные для преодоления, скользкие или обледенелые препятствия, прочные скалы под воздействием химических или механических процессов легко разрушаются, солнечная погода сменяется холодами, затишье — бурей.

Характерные для горных районов сильные ветры, низкие температуры, туманы, толстый снежный покров, лавины, снежные карнизы представляют собой те специфические опасности, которые следует хорошо знать и избегать.

Быстро наступающие бури, грозы, понижение температуры, снегопады хотя и не бывают продолжительными, однако сильно меняют обстановку. Наблюдаются случаи, когда теплые летние дни, ясная погода неожиданно сменяются снежной бурей. За несколько часов гребни и склоны гор покрываются слоем свежего снега толщиной 10—15 см, а температура падает до 0°. Столь резкое изменение условий грозит частичным или общим обморожением и даже гибелью физически неподготовленным я плохо экипированным путешественникам.

Горы вообще не прощают людям пренебрежения опасностями. Об этом свидетельствуют приводимые факты. Они относятся к разным годам и к разным горным районам, чем особенно красноречиво подтверждают эту старую как мир истину.

Интересную статистику причин несчастных случаев в горах по СССР приводит В. Шимановский (см. табл. 1) (В. Шимановский. Ходить в горах без аварий. — “Ветер странствий”, вып. 5. М., 1970).

Таблица 1. Причины гибели или травматизма свыше 500 любителей гор в СССР с 1923 г., %

По данным Х. Христова и К. Масларского (Опасности в планина. — “Медицина и физкултура”, София, 1967), в горных районах Болгарии за период с 1925 по ноябрь 1966 г. зарегистрировано 88 несчастных случаев, при которых погибли в лавинах — 58 человек, при падении со скал — 28, от тяжелых ранений — 20, в результате истощения и замерзания — 10, острой сердечной недостаточности — 6, удушья— 2, от поражения молнией — 3.

Кроме туристов, лыжников и горных рабочих, в результате несчастных случаев гибли и альпинисты: от лавин — 21 человек, при падении со скал — 16.

По данным Швейцарского альпийского клуба, в 1955—1958 гг. в горах этой страны произошло 175 несчастных случаев, повлекших за собой гибель 241 человека. Только летом 1958 г. 34 человека погибли при падении со скал, 2 от камнепада, 3 на ледовых склонах, 3 при собирании эдельвейсов, 6 при падении в трещины на ледниках, 11 при отрыве снежных карнизов, 1 от удара молнии, 8 от общего переохлаждения и истощения, 2 от сердечного приступа, 5 исчезли бесследно.

В 1969 г. число несчастных случаев в Швейцарских Альпах достигло 109, а в 1970 г. — 125. При этом за два года погибли 157 альпинистов и туристов. По сравнению с 1969 г., число случаев со смертным исходом возросло на 13,5% при общем увеличении посещаемости горных хижин Швейцарского альпийского клуба (См. газету “Ехо” от 27 августа 1971, № 34).

По статистическим данным, приведенным в журнале “La Montagne et Alpinisme”, с 1962 по 1969 г. в горах Франции ежегодно происходило 214 несчастных случаев, при которых погибали 60 человек и получали тяжелые травмы 57. Лишь в течение 1970 г. было зарегистрировано 268 случаев, при которых погибли 84 человека и были тяжело ранены 79.

По данным д-ра Вич, приведенным в 1972 г. на Международной научной конференции по альпинизму и туризму, в Чехословакии в 1960—1970 гг. погибли: от ударов при падении со скал — 20 человек, от снежных лавин — 15, камнепадов — 1, резкого изменения погоды и потери сил — 13, истощения — 13, поражения молнией — 4, повреждения снаряжения — 1, землетрясения (экспедиция в Перу) — 14, всего 91 человек.

А вот относительно свежие данные. В первые 9 месяцев 1979 г. в районе Монблана (Альпы) погибли 50 альпинистов и туристов, 5 исчезли без вести, а 200 получили серьезные ранения. В сравнении с 1978 г., число смертных случаев увеличилось на 17%. За последние 5 лет число несчастных случаев возросло на 60%.

Анализ несчастных случаев показывает, что в борьбе за покорение высочайших вершин гибнет значительно больше альпинистов и происходят более тяжелые катастрофы. Так, в 1934 г. при штурме восьмитысячника Нанга Парбат (8125 м) огромные массы свежего снега остановили экспедицию В. Меркля всего в 300 м от вершины. Вследствие истощения, холода и голода погибли 9 человек.

Три года спустя огромная ледовая лавина, сорвавшаяся с западного склона горы Ракиот, полностью погребла 4-ю немецкую экспедицию в тот момент, когда в лагере собрались все 16 ее участников.

Такова цена за нарушение элементарных требований пребывания в горах. В результате научных исследований, наблюдений, обобщения опыта, накопленного в процессе многолетней практики, разработаны правила поведения и передвижения в горах. Соблюдение их в конкретных условиях гор обеспечивает безопасность.

Встречающиеся в горах опасности тесно связаны с характером туристской и альпинистской деятельности. Переход по незнакомой дороге, преодоление гребней, вершин и стен с различными формами рельефа сопряжены с определенными трудностями, связанными, с одной стороны, с неблагоприятными климатическими и метеорологическими условиями, с другой стороны, с горным рельефом, а с третьей — с подготовленностью участников.

Как показывает анализ, трудности, связанные с плохими метеоусловиями и сложным рельефом гор, не всегда являются основной причиной аварии. Хорошо подготовленный альпинист в состоянии успешно преодолеть их. В практике меньше всего наблюдается случаев, когда несчастье происходит на самом трудном участке, при самых тяжелых условиях.

При хорошей подготовке и состоянии людей сложный рельеф и плохие метеоусловия действуют мобилизующе, повышают внимание, способствуют принятию дополнительных мер безопасности. Если дело происходит на скале, то забивают новые крючья, применяют дополнительные веревки, тщательно опробовают каждую зацепку, ступеньку и т. д. Если же трудности встретились на крутом травянистом или снежном склоне, то навешивают перила, берут на изготовку ледоруб или лыжную палку. обрабатывают каждую ступеньку и т, д. Несложные в техническом отношении участки на скалах и склонах предрасполагают к расслаблению, притупляют внимание, вызывают стремление быстрее их пройти и сэкономить время. На фоне встретившихся ранее трудностей здесь быстро забывают, что существует опасность срыва, получения травмы и т. д.

На стенных маршрутах, где сложные участки чередуются с легкими, от альпинистов требуется значительное волевое усилие для сохранения состояния мобилизованности. В таких случаях важно не допускать, чтобы спортсменами овладело чувство расслабленности. Конечно, более легкие участки целесообразно использовать для отдыха нервной системы от перенапряжения, но делать это так, чтобы ничто не противоречило правилам безопасности, При преодолении так называемых легких мест следует хорошо помнить правило: страховка обязательна во всех случаях, когда существует опасность срыва, получения травм и отсутствует возможность для самозадержания.

Альпинист должен уметь предвидеть и предупреждать опасность, которая подстерегает его на “легких местах”. На деле это подчас труднее, чем видеть опасность на технически сложных участках. На труднопроходимых местах опасности явны, а на легких — скрыты. Именно эти скрытые и на первый взгляд не существующие опасносги требуют от альпиниста умения вовремя предвидеть их и принять предупредительные меры.

Альпинисты обычно быстро и без страховки преодолевают “легкие места”. После многочасового медленного лазания по отвесной стене с применением специальной техники отчасти утрачивается навык движения по травянистым участкам. На скалах нельзя хвататься за траву и использовать ее для опоры. В этих случаях нужно изыскивать специальные средства и применять специальную технику. Ускорение движения сопровождается усилением деятельности системы дыхания и кровообращения. Учащаются дыхание и пульс. Техника ходьбы поначалу оказывается несколько непривычной, и требуется время на врабатывание, продолжительность которого различна у альпинистов с разным опытом и подготовкой. Вот почему преодоление комбинированных участков маршрута — это не просто чередование приемов техники передвижения в зависимости от изменения характера поверхности, Здесь важно приспособиться к новым условиям. Кто забывает об этом — подвергает себя опасности.

Время для такого приспособления различно и зависит от уровня подготовки альпиниста. Одни сразу приспосабливаются к новому рельефу, другим требуется больше времени, а третьи вообще не в состоянии привыкнуть к определенным видам рельефа. Например, альпинист, который продолжительное время тренируется в основном на чисто скальных маршрутах, встречает значительные трудности на маршрутах с ледовыми или травянистыми участками. Наши наблюдения за болгарскими спортсменами, впервые совершавшими восхождение на скалы в долине реки Эльбы, сложенные песчаником, показали, что столь непривычные рельеф и структура скал вызывали у них определенные трудности (например, невозможность забить крючья в стену, отсутствие четко выраженных зацепок и ступеней, необходимость сильно развитого чувства равновесия и балансирования, а также владения специфической техникой лазания и использования легкой обуви с тонкой каучуковой подошвой).

И наоборот, альпинисты, тренировавшиеся в основном на песчаниках, испытывают затруднения при преодолении туфовых и травянистых участков болгарских гранитных стен. Обеим группам альпинистов нужна тренировка для привыкания к особенностям скал и овладения техникой их преодоления, что позволит спокойнее и с меньшими усилиями проходить различные участки маршрута. Опытному альпинисту X. Проданову потребовалась лишь короткая тренировка, чтобы без особых усилий преодолеть один из труднейших маршрутов в песчаниковых скалах ГДР. В то же время группа менее подготовленных болгарских спортсменов даже после двух-трех дней тренировок не чувствовала себя уверенно на песчаниковых стенах даже меньшей трудности.

Изучение обстоятельств большого числа аварий в горах позволяет сделать некоторые обобщения. Почти во всех случаях несчастье происходило в несложной ситуации и взаимоотношения альпинистов в связках не имели существенного значения. Каждый пострадавший (за исключением погибших под лавиной) действовал самостоятельно до момента несчастья. Кроме того, аварии обычно происходили на участках, многократно и благополучно пройденных ранее.

Для попадающих в аварийную ситуацию характерны отсутствие предвидения, недостаточная внимательность, неправильные действия в момент, предшествующий несчастью. Эти факторы в значительной степени исключают возможность учета реально существующей опасности, а именно в нем и состоит главное в безопасном передвижении в горах. Перед каждым потенциально опасным местом всегда нелишне остановиться, оценить условия и наметить дальнейшие действия.

Поведение при уже возникшей аварийной ситуации имеет существенное значение для успешного выхода из нее. В этих условиях требуется предпринять следующее:

а) хладнокровно оценить основные и второстепенные факторы, определяющие ситуацию как аварийную; мобилизоваться и максимально правильно использовать все силы и возможности для преодоления опасности;

б) не впадать в панику и не допускать распада группы, пассивности и недисциплинированности; необходимо общими усилиями найти правильный путь предотвращения несчастья; кроме самых крайних случаев, никто не должен действовать в одиночку.

Аварийная ситуация возникает обычно в результате неожиданных и неправильных действий отдельных туристов или альпинистов (подрезание снежного склона, развитие неконтролируемой скорости при спуске на лыжах, невнимание при страховке, проявление легкомыслия, недисциплинированности).

При спуске на лыжах по горным склонам аварийная ситуация может возникнуть в результате:

а) развития скорости, при которой лыжник не в состоянии управлять своим движением;

б) неправильной оценки расположения на трассе отдельных препятствий и расстояний между ними;

в) неправильного обзора по курсу и сторонам спуска вследствие неумения или ограниченной видимости, что не позволяет вовремя заметить препятствия на пути (камни, пропасти, деревья и т. п.);

г) недооценки своих возможностей для торможения, остановки или объезда препятствий.

Зимой одна из основных опасностей гор—лавины. В них попадают обычно люди, которые неправильно выбрали время и путь через опасный район, неправильно расположили группу для движения, не провели предварительной подготовки для перехода опасного участка, не выделили наблюдателя, не знают причин возникновения лавин. По данным Ф. Кропфа, лавинная опасность возрастает одновременно с увеличением количества выпавшей снежной массы в следующем соотношении (см. табл. 2).

Таблица 2. Возрастание лавинной опасности

(Цит. по кн.: В. Шимановский. Ходить в горах без аварий. — “Ветер странствий”, вып. 5. М., 1970)

Несчастные случаи не являются предметом предварительного планирования как по виду, так и по количеству. Ю. А. Штюрмер дает следующее общее определение несчастных случаев в туризме: “Непреднамеренная травма или смерть человека, происшедшие в результате неожиданного травмирующего воздействия в условиях активного туристского путешествия” (Ю. А. Штюрмер. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., 1972).

Несчастные случаи — результат закономерного или случайного проявления определенных субъективных или объективных факторов. Субъективный фактор зависит от воли человека и связан с допущенной ошибкой и нарушением правил безопасности пострадавшим или его товарищем. Объективный фактор не зависит от воли человека. Он может проявляться в виде землетрясения, бури и других форм природной стихии. Объективными факторами несчастных случаев могут быть и неподдающиеся предварительному обнаружению скрытые дефекты в снаряжении и экипировке.

Определенный источник опасности может представить температура окружающей среды. Проф. Л. Телчаров рассматривает ее как преобразованную тепловую энергию, состоящую из различных излучений. В горных условиях организм человека должен приспосабливаться к динамике тепловой энергии атмосферы. Это осуществляется двумя механизмами терморегуляции: теплообразования, связанного с работой тканей (мышц), и теплоотдачи, посредством которой излишнее тепло выводится из организма главным образом через поверхность кожи и легких. Помимо отдачи тепла телом при испарении воды с поверхности кожи и легких, важную роль играет также тканевое кровообращение — микроциркуляция.

В горах человек защищается от холода с помощью хорошей одежды, высококалорийного питания и двигательной активности. При сильной солнечной радиации, отсутствии циркуляции воздуха или высокой влажности организм нередко перегревается. Это может произойти и при движении по поверхности ледника, когда в безветренную погоду и особенно при сильном солнечном излучении над его поверхностью образуется влажная зона, которая затрудняет теплоотдачу.

Высокогорные районы предъявляют различные требования к тепловому балансу человека. По данным В. Маринова и В. Малиновской, зимой на высоте 1700 м при движении воздуха со скоростью 0,5 м/сек и летом при такой же скорости движения воздуха на высоте 2600 м человек в покое оказывается в условиях перегревания, но уже при движении воздуха со скоростью 2 м/сек и зимой и летом организм не испытывает такой опасности.

В условиях болгарских гор кислородное голодание тканей редко наступает в результате нарушения нервной или гуморальной регуляции, чаще из-за расстройства саморегуляции теплообмена в тканях. Телчаров рекомендует для регуляции тепловых нагрузок уделять больше внимания контролю за дыханием, частотой пульса, изменением температуры открытых частей тела и потоотделением, тщательно исследовать переносимость альпинистом различных термоэнергетических, атмосферных и ландшафтных условий.







  
При разработке маршрута группа должна наметить запасной вариант схода с запланированной трассы на случай заболевания одного из участников путешествия или создавшихся неблагоприятных обстоятельств. Нередко все эти запасные варианты носят формальный характер, без детальной их проработки. Поэтому для дальнейшей безопасности потерпевшей
Трудовые будни южнополярной станции. Вдали замерзающий Южный океан. Полярная ночь уже не за горами. Первая полоса полярного восхода. Проводы санно тракторного поезда в очередной маршрут. «Все флаги на мачтах». Стоянка поезда после пурги. Советская внутриконтинентальная станция Восток. Измерение геотермического
Высокий Алай. Перевал Недоступный (ЗА ЗБ) по набору препятствий один из интереснейших на Высоком Алае. С востока на пути к нему надо преодолеть по крайней мере еще один перевал (2А 2Б). Разглядеть путь из Арчабаши к перевалу не удается, так как устье висячей долины Недоступного
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант, о котором идет
I. Отправляясь в горы, нужно знать все о том, что может, вас ожидать: 1) хорошо представлять опасности и трудности маршрута; 2) познакомиться с проблемами его первопрохождения, рассчитать свои возможности в оказании помощи пострадавшему, не дожидаясь прихода спасателей;


0.352 секунд RW2