Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Материалы     Веревки и узлы     Безопасность     Питание     Учебная литература  


Проблемы безопасности в горах

Предисловие к русскому изданию

Введение

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРНОГО ТУРИЗМА И АЛЬПИНИЗМА

Характеристика опасностей в горах

О трудностях в горах

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на некоторые физиологические и психические функции человека

Влияние занятий туризмом и альпинизмом на двигательные реакции человека

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на внимание альпинистов и туристов

Влияние стенного восхождения на чувство равновесия у альпинистов

Влияние высотных восхождений на некоторые психические функции альпинистов

Влияние стенных восхождений на двигательную координацию и быстроту альпинистов

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на пульс, кровяное давление и жизненную емкость легких

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на силу альпинистов и туристов

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Классификация правил безопасности

Правила безопасности перед выходом из хижины, лагеря, населенного пункта

Правила безопасности при движении в горах

Правила безопасности при лазаний по скалам и восхождении на вершины

Правила безопасности при страховке

Правила безопасности при спуске по веревке

Правила безопасности учебно-тренировочных занятий на скалах

Правила безопасности при организации бивака в горах

Правила безопасности при угрозе схода лавин

Правила безопасности на соревнованиях по ориентированию в горной местности

Правила безопасности в пещерах и провалах

Правила безопасности при спасательных работах в горах

Правила хранения, контроля и использования альпинистского снаряжения

Методика обучения правилам безопасности

Классификация ошибок при лазании по скалам

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В ГОРАХ

Предварительно обусловленные субъективные причины несчастных случаев в горах

Предварительно обусловленные объективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные субъективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные объективные причины несчастных случаев в горах

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Подбор партнера при занятиях альпинизмом и туризмом

Формирование правильного представления о характере предстоящих действий

Меры безопасности при восхождении на учебно-тренировочные и классифицированные стенные маршруты. Автоматическая страховка

Меры безопасности при использовании альпинистских веревок и узлов

Скорость и безопасность при движении в горах

Организация и действия вспомогательно-спасательной группы в альпинистских восхождениях и туристских походах

Профилактические меры, связанные с общей организацией безопасности в горах

Совершенствование подготовки туристов и альпинистов для участия в походах и восхождениях

Утомление и борьба с ним

Совершенствование техники движения по различной местности

Регулирование эмоционального состояния туриста

Успех альпинистского и туристского мероприятия

Борис Маринов - Проблемы безопасности в горах - Материалы

Скорость и безопасность при движении в горах

Достижения в альпинизме и высокогорном туризме не измеряются хронометром, но нередко от быстроты действий зависит покорение вершины или жизнь спортсменов. В одних случаях быстрота движения предохраняет от неблагоприятного воздействия внешних факторов (бури, дождя, снега, тумана), в других—дает возможность избежать камнепадов, лавин, вынужденного бивака, движения в темноте, продолжительного пребывания в неудобном положении на маршруте и т. д. Некоторые авторы, основываясь главным образом на практическом опыте, рекомендуют форсировать скорость лишь для избежания опасности и при спасательных действиях в горах.

Время, необходимое для преодоления определенного маршрута, зависит главным образом от цели, которую поставили перед собой спортсмены, характера и технических трудностей рельефа, уровня подготовленности участников. Обычно мероприятия со спортивными целями, а также по оказанию помощи пострадавшим выполняются быстро. Их участники передвигаются в относительно высоком темпе с максимальной экономией сил и времени при изучении маршрута, работе с инвентарем, обработке трудных мест и т. п. Все это возможно лишь при высокой физической, технической, психологической, тактической и теоретической подготовке.

Когда необходимо оказать помощь при несчастном случае, большое значение имеет быстрота действий спасательной группы. А если жизнь пострадавших висит на волоске, действовать надо с исключительной быстротой. Борьба здесь ведется за минуты и секунды как при быстрейшем достижении места происшествия, так и при выборе и применении самых срочных и эффективных средств и методов оказания помощи.

По данным Шильда, из 28 альпинистов, попавших в лавину, 11 были спасены через 1—60 мин, 12—через 60— 120 мин, 2—через 121—180 мин, 1—более чем через 6 часов.

А из 57 погибших под лавиной 15 были извлечены через 160 мин, 16—через 61—120 мин, 12—через 121— 180 мин, 8—через 181—240 мин, 6—более чем через 4 часа.

Эти и другие данные показывают, что шансы сохранить жизнь после 1,5—2-часового пребывания под снежной лавиной быстро уменьшаются. Именно поэтому в подобных случаях требуется принимать все меры для оказания срочной помощи. Все действия спасательной группы должны быть подчинены одному: максимально сократить время от момента несчастья до начала работ по спасанию. Борьба за экономию времени должна вестись на всех этапах спасательной акции, а именно:

1) при организационно-подготовительных мероприятиях — комплектовании группы спасателей, подготовке снаряжения и экипировке, обеспечении быстрого и надежного транспорта, выяснения обстановки и принятии решения;

2) при движении к месту происшествия — как можно ближе на подходящем транспорте и пешком, в зависимости от подготовки спасателей и в соответствии с тактическим планом операции;

3) при проведении спасательных работ на самом месте происшествия—поиске пострадавших, оказании им первой помощи и транспортировке.

Спасение жизни человека — мотив всей деятельности спасателей. Однако как можно более быстрое приближение к пострадавшему ни в коем случае не должно происходить за счет пренебрежения правилами безопасности. Быстрое оказание помощи зависит обычно и от технических трудностей на месте пребывания пострадавшего. Если несчастье произошло на склоне горы, в долине, в лесу или на поляне, движение спасательной группы и транспортировка пострадавшего происходят относительно быстро, так как отсутствуют трудоемкие препятствия.

Спасательные работы на скалах требуют участия в них высококвалифицированных спортсменов. Владение техникой позволяет им быстро приблизиться к пострадавшему и успешно действовать на отвесной стене. Для сокращения времени при оказании помощи всем спасателям необходимо знание способов снятия пострадавшего со скалы.

Наши исследования, проведенные с 35 альпинистами со средним возрастом 26,6 лет и спортивным стажем 6, 7 лет, проходившими, по одному и тому же маршруту длиной 40 м с 10 предварительно забитыми крючьями, дали возможность определить характер предпринимавшихся действий и время, потребовавшееся для их выполнения (рис. 25).

Из анализа результатов становится ясным, что, независимо от способа движения в связке, альпинисты не используют полностью существующие возможности экономии времени, передвигаются медленно, расходуют излишне много времени на определенные виды действий.

Осмотр пути при восхождении относится к группе действий, совершаемых до и во время подъема. В целом потраченное на осмотр пути время сравнительно невелико, так как наблюдения проводились на одном и том же маршруте и альпинисты видели движение поднимавшихся до них связок, что в значительной мере помогло быстрому обнаружению и использованию опор. Тем не менее больше всего на это тратят времени поднимающиеся без смены лидера при сборе членов связки на площадке для организации страховки.

Опробование зацепок и ступеней, поиск трещин для забивки крючьев облегчаются, если скала очищена от неустойчиво лежащих камней, а крючья забиты заранее.

Рис. 25. Процент использованного времени для различных видов действий при прохождении скального маршрута в связке со сменой ведущего и без нее
Рис. 25. Процент использованного времени для различных видов действий при прохождении скального маршрута в связке со сменой ведущего и без нее.

При восхождениях на большие стены эти действия, несомненно, займут значительно больше времени.

Навешивание и снятие карабинов, веревок и лесенок — действия, зависящие от конкретных технических трудностей на маршруте, количества забитых крючьев, необходимости использования лесенок, положения альпиниста на стене, его умения быстро и точно работать со снаряжением. Затраты около 10% общего времени на эти действия — расход значительный. Как показывают наблюдения, так происходит прежде всего из-за неумения горовосходителей одинаково успешно действовать правой и левой руками при работе со снаряжением. Совершенствование действий каждой рукой в отдельности при открывании карабина и продевании в него веревки, несомненно, значительно сэкономит время на эти приемы, а также уменьшит утомление альпиниста, особенно если ему придется работать в неудобном положении. Отработку этих действий нужно проводить вначале на земле и постепенно переносить на высоту и сложные скалы.

Выбирание свободной веревки занимает около 4% всего времени. Оно значительно сократится, если альпинисты будут выбирать всю свободную веревку не протравливанием через плечо в положении для страховки, а прямо руками и путем использования всей длины веревки при подъеме. Таким образом можно сберечь время, которое уходит на частое собирание связки на площадке для страховки и частую организацию страховки и самостраховки. Этот вид действий требует вдвое больше времени от связок, поднимающихся без смены ведущего, по сравнению с теми, которые используют всю длину веревки.

На распутывание (запутавшейся) веревки уходит небольшая часть общего времени восхождения. Запутывание веревки обычно происходит при невнимательном выбирании свободной веревки или когда альпинисты должны разминуться на площадке для страховки. При надлежащей сообразительности эти нецелесообразные действия можно целиком устранить.

Страховка требует половины всего времени работы на стене и около 3/4 чистого времени прохождения по маршруту. Если иметь в виду, что при лазаний и работе со снаряжением альпиниста страхует партнер по связке, то сокращение времени этих действий сократит и время страховки, а с ним — и общее время пребывания на стене. Длительное время, которое альпинист расходует на страховку партнера, требует продолжительного сосредоточения внимания при неподвижном, часто неудобном положении тела. Наши наблюдения показали, что многие альпинисты во время страховки находятся в расслабленном, нестабильном положении, чем подвергают опасности всю связку.

Организация страховки занимает 5% общего времени восхождения. И если иметь в виду, что площадки для страховки при нашем исследовании были удобными, с предварительно забитыми крючьями, то это время было неоправданно велико. Улучшение согласованности в действиях альпинистов на площадке для страховки, которое ни при каких обстоятельствах не должно идти за счет безопасности, позволит значительно сократить время, затрачиваемое на организацию страховки.

Подбор снаряжения тесно связан с его использованием. Правильно подобранные крючья, карабины, лесенки позволяют быстро и эффективно использовать их в случае необходимости при минимальной затрате усилий. Допущенные ошибки и прежде всего снятие снаряжения со стены слабо подготовленными альпинистами занимает, согласно нашим наблюдениям, около 2% общего времени.

Пассивный отдых во время восхождения на небольшие стены не нужен. Он обычно используется некоторыми слабо подготовленными альпинистами для восстановления сил при утомлении. Хорошо подготовленные после преодоления особенно трудных участков тоже отдыхают, но предпочитают сочетать отдых с выполнением других полезных действий (приведение в порядок снаряжения, осмотр пути, уточнение способов преодоления отдельных форм скального рельефа и т. д.). Полная пассивность в работе связки наблюдается и в случае, когда из-за отсутствия сработанности альпинисты не видят и не слышат друг друга, стоят в бездействии на одном месте и теряют понапрасну дорогие минуты.

Сравнение времени, израсходованного связками неодинаковой квалификации на различные действия, показывает, что опытные перворазрядники тратят мало времени на осмотр маршрута, поиски и опробование зацепок и ступеней, отыскание трещины для забивки крючьев, закрепление свободной веревки. Несколько дольше они осуществляют забивку, опробование и выбивание крючьев — действия, прямо связанные с безопасностью. Большего можно было ожидать от этой категории альпинистов в отношении сокращения времени на организацию страховки и самостраховки и при движении по скалам (см. табл. 46).

Таблица 46. Среднее время, использованное связками различной квалификации при прохождении скального маршрута, %

Хронометраж времени, затрачиваемого альпинистами, занимающими различные места в связке, показывает (рис. 26), что при почти одинаковом времени лазания по скалам идущие в связке первыми тратят больше времени на осмотр пути, поиск и опробование зацепок и ступеней, отыскание трещин для забивки крючьев, навешивание и снятие карабинов, веревок, лесенок, выбирание свободной веревки, организацию страховки и самостраховки.

Рис. 26. Процент использованного времени для различных видов действий при лазаний по скалам ведущими и вторыми в связке
Рис. 26. Процент использованного времени для различных видов действий при лазаний по скалам ведущими и вторыми в связке.

Для выполнения некоторых видов действий вторые в связке также используют значительное время. Затрата 6,7% общего времени на снятие веревок, карабинов и лесенок, 3,6% — на поддержание в порядке снаряжения, 2,6% — на пассивный отдых свидетельствует о том, что в данном случае не было надлежащей подготовки к работе со снаряжением или равной квалификации у партнеров. При использовании различных вспомогательных средств (перил, зажимов и т. п.) и устранении вторыми в связке отмеченных недостатков, несомненно, будет сокращено Общее время прохождения маршрута, что служит важным условием успеха при штурме больших стен.

Наши наблюдения за действиями альпинистов, проходивших классифицированные скальные маршруты, показывают, как много времени можно сберечь, например, при организации страховки. Об этом свидетельствует хронометрирование при собирании связки, составленной из альпинистов разной спортивной квалификации, на основе данных наблюдений за прохождением связками маршрута “Безенги” (VА категория трудности) во Врачанском массиве (см. табл. 47).

Таблица 47. Затраты времени на собирание альпинистов одной связки на площадке для страховки, мин

Можно установить, что израсходованного сверх необходимого времени третьей связкой при сборе на площадке для страховки вполне хватило бы для преодоления 8 м наклонного внутреннего угла, а израсходованного пятой связкой — даже 20 м.

Наблюдения показывают, что количество времени, затрачиваемого на те или иные действия, определяется степенью подготовленности альпинистов, необходимостью в отдыхе или распределением снаряжения между первым и вторым в связке, техническими трудностями на площадке, где могли бы собраться и разминуться альпинисты, необходимостью и возможностями осмотра пути вверх.

Особенно показательно сравнение общего времени прохождения отдельными связками всего маршрута. Не имея намерений подняться на стену как можно быстрее, отлично подготовленные австрийские альпинисты, привыкшие лазить в сжатое время в Альпах, достигли верха, опередив на 59 мин связку перворазрядников, на 52 мин — второразрядников и на 70 мин—смешанную связку (II и III разряды). Это означает, что они могли бы дважды пройти 140-метровую стену за время, которое потратили на ее одинарное преодоление остальные связки.

Быстрота передвижения по различному рельефу обусловливается следующими факторами (см. табл. 48):


Таблица 48. Факторы, от которых зависит быстрота при движении в горах
Внешние факторы

1. Метеорологические условия.

2. Характер маршрута:

а) наличие объективных опасностей;

б) особенности рельефа;

в) общая протяженность маршрута;

г) характер трудностей на маршруте;

д) количество и качество находящегося на маршруте снаряжения (маркировка, крючья и т. п.).

Внутренние факторы

1. Цель передвижения.

2. Степень подготовленности участников.

3. Степень утомления участников.

4. Здоровье и психическое состояние участников.

5. Степень знания маршрута.

6. Количество, качество и разнообразие взятого снаряжения, продуктов питания, экипировки.

7. Организация и тактика передвижения.

8. Наличие стремления к быстрому передвижению.


Результаты наших экспериментов показывают, что степень подготовленности участников имеет очень большое значение для быстрого исполнения некоторых действий. Так, хронометраж времени, затраченного на организацию спуска по веревке в рамках одного республиканского соревнования среди лучших команд патрулей альпинистских клубов Болгарии, выявил некоторые особенности.

Среднее время, затраченное патрулями на организацию спуска (от прибытия на площадку до начала спуска первого), составило 3,47 мин. При условии, что альпинистам не требовалось забивать крючья для фиксирования веревки, ибо они пользовались для этой цели удобными и крепкими соснами, а площадка давала неограниченные возможности для свободных действий, это довольно большое время.

Не установлено строгой зависимости между временем на организацию спуска и временем самого спуска. Не всегда патрули, показывающие лучшее время при организации спуска, и спускались быстрее других. Иногда большому спуску (на 10 сек лучше среднего времени группы) предшествовала продолжительная его организация (до 4 мин хуже среднего времени группы). То обстоятельство, что некоторые патрули организовали довольно быстро спуск по веревке (за 1,59 мин) и спускались с 8-метровой стены также очень быстро (за 29 сек), без каких-либо ошибок, показывает, что уровень их подготовленности был высоким. Некоторые альпинисты, стремясь поскорее организовать спуск по веревке и спуститься за самое короткое время по отвесной стене, допускают ошибки, которые могут привести к опасным последствиям (отсутствие самостраховки, отпускание веревки регулирующей спуск рукой, очень короткая или очень длинная самостраховка, соскальзывание).

Показателен анализ результатов исследований при устройстве самодельных саней для транспортировки пострадавших. Так, при устройстве саней в рамках альпинистских соревнований ски-ралли вовремя республиканской зимней альпиниады в Пиринских горах 16 патрулей (48 альпинистов) показали среднее время 7,39 мин. 62,5% команд имели время лучше среднего в группах, а 43,7% не допустили ни одной ошибки как при устройстве саней, так и при транспортировке. Без ошибок действовала команда, показавшая лучшее время в импровизации (4,48 мин.).

Наши наблюдения дают возможность указать на следующие факторы, от которых зависит быстрота устройства саней: правильно выбранный вид их в зависимости от наличных средств, правильное распределение обязанностей между участниками, умение собирать такие конструкции, согласованность в действиях, стремление быстро и качественно выполнить задание.

Отсутствие некоторых из этих факторов привело к тому, что 25% патрулей потратили на сборку саней вдвое больше времени по сравнению с хорошо подготовленными альпинистами и допустили ошибки при транспортировке, что поставило в тяжелое положение и “пострадавшего”, и их самих.

Проведенные нами эксперименты на скорость завязывания узлов также подтвердили несомненную связь между быстротой выполнения определенных действий и подготовкой спортсменов. Начинающие альпинисты, прошедшие минимальный срок обучения, допустили в среднем по 3 ошибки на человека при обвязке узлом булинь на время (в первом опыте) и узлом двойной булинь (при втором опыте); разрядники же допустили в среднем по 0,67 ошибки на человека.

При выполнении тех же операций, но без ограничения времени, начинающие имели возможность тщательно обдумать поставленную задачу и допустили в среднем всего по 1,14 ошибки на человека. Все это показывает, что быстрота действий слабо подготовленных альпинистов не обеспечивает качественного выполнения тех или иных операций. Следовательно, при постановке любой из конкретных задач всегда нужно учитывать степень индивидуальной подготовки альпиниста.

Практика показывает, что необоснованная быстрота действий при спасательных работах может привести к трагическим последствиям. Так случилось со спасением беспомощно зависшего на веревке альпиниста при подъеме по одному из маршрутов на Райские скалы. Поспешившие ему на помощь недостаточно подготовленные альпинисты не подобрали необходимого снаряжения (взяли только одну веревку), не выбрали наиболее правильного способа оказания помощи и т. д. В попытке вытащить наверх зависшего товарища, которого душила веревка, они положились на единственный старый крюк, не опробовав его прочности, и не забили нового, что могло бы предотвратить трагедию. Результатом всех этих промахов была гибель пострадавшего и шедшего к нему на помощь спасателя.

Равноценная, на высоком уровне, подготовка альпинистов в связке позволяет им, прибегая к частой смене ведущего, быстро двигаться по скальным отвесам. В связке-тройке, однако, даже у хорошо подготовленных спортсменов движение бывает замедленным из-за необходимости ждать товарищей после прохождения отдельных отрезков веревки, что вызывает и более частую страховку. Распространенная в Швейцарии, Франции и других странах тактика одновременного движения двух крайних в связке-тройке, страхуемых сверху средним, который идет первым, позволяет экономить время, но создает опасность сбрасывания камней, трудность при выбирании отдельных веревок и, что самое важное, — невозможность удержать двух разом сорвавшихся партнеров.

Время, требующееся для достижения вершины, во многом зависит от избранного пути — по склону или по стене. Конечно, прямой путь к цели — всегда самый короткий. Однако нередко кратчайший маршрут требует значительно больше времени для своего преодоления, чем обходной.

Предпочтение кратчайшего пути дальнему, обходному, диктуется степенью их опасности. Когда очень сыпучий скальный участок, снежный карниз, лавина преграждают прямой путь, лучше их обойти. И наоборот, если удобный кружной путь, хотя он и значительно легче в техническом плане, в данный момент представляет реальную опасность, следует избрать более трудный, но короткий маршрут. Из-за наступившего утомления альпинисты подчас не отдают себе ясного отчета о масштабах грозящей опасности и предпочитают рисковать, чем продлить путь на несколько минут, может быть, даже и часов, чтобы обойти опасное место.







  
Эх. . . давно это было. . . Берешь фарш (сырой!) размазываешь тонким слоем по противню и в духовку при где то 70 80 градусах. Всякие приправы можно подмешать. Солить нельзя! Да, фарш лучше не магазинный, а самим мясо прокрутить. И лучше через крупную сетку. Сколько времени сушить не могу сказать, это обычно определяли визуально
Повесть Трое в лодке. . . самое популярное произведение Джерома К. Джерома. Оно было впервые опубликовано в 1889 году и с тех пор почти ежегодно переиздается большими тиражами в Англии и Америке. В шутливом предисловии ( Самореклама ) к изданию 1909 года Джером говорит, что сам он не находит в своей книге
Исламчат, крупный левый приток Шаукама (см. М19 ), течет с северных склонов массива Балыксубаши между Каракайским хребтом и отрогами Бокового хребта. В этом месте Боковой хребет носит название Кыртык, восточнее Ташорунбаш, а далее Кырбаш. Долина Исламчата связана перевалами
Редактор Расскажите
о своих
походах
Снаряжение туриста горника вещь совершенно особенная. Посудите сами: оно должно быть легким, не бояться камней и воды, грязи, снега и льда, легко чинится в случае порчи, без проблем заменяться при потере, быть по возможности недорогим, выполнять как можно больше функций. . . Посмотрел бы я
Летом 1931 года товарищ Жени Белецкого по фабзавучу Саша Ардаматский пригласил его и еще пятерых молодых рабочих в гости к своим родителям в Пятигорск. У Белецкого к тому времени было уже плохо с легкими. Работа в цеху, плохое питание (почти весь заработок
Вид туризма: горный Район: Терскей Алатау Категория сложности: четвёртая Количество участников: 4 Сроки проведения: 13 августа 31 августа 2002 г. Продолжительность: 19 дней Протяженность: 158 км Набор высоты: 7611 м Нитка маршрута: Пос. Покровка (Кызыл Су) ФГС пер. Колпаковского {4250} в. Котор


0.119 секунд RW2