|
Координация движений означает их согласованность, гармонию между ними. Для выполнения одного движения необходимо поступление к определенной группе мышц точно дозированных нервных импульсов. Регуляция координации движений осуществляется притоком афферентных нервных импульсов в спинной мозг, координационный центр головного мозга, мозжечок и кору больших полушарий.
Проф. Д. Матеев пишет, что вестибулярный аппарат человека тесно связан с его двигательным аппаратом и имеет большое значение для сохранения координации движений. Рецепторная система вестибулярного аппарата имеет свое специфическое строение и функцию. Доказано, что полукружные каналы, составляющие анализатор равновесия, сигнализируют об изменениях положения тела в пространстве. Вестибулярный аппарат со своими нервными связями со всей мышечной системой обеспечивает рефлекторным путем такую передачу импульсов при изменениях положения тела, которая обеспечивает выполнение движений при полном сохранении равновесия.
По словам проф. Гоцева, координация — это точнейшее и тончайшее исполнение мышечных движений и приспособление к различным внешним состояниям рефлекторной двигательной активности. Различные виды координации двигательных и вегетативных функций возникают в результате взаимодействия организма с внешней средой. Для выполнения полноценных высококоординированных движений необходима согласованная деятельность всех отделов центральной нервной системы.
Установлено, что координация движений проявляется в сочетании наиболее эффективной формы движения, его режима, скорости и силы или в сочетании различных движений и осуществляется в сложном координационном взаимодействии с центральной нервной системой.
Ряд исследований показывает, что занятия спортом благоприятно отражаются на функции вестибулярного аппарата, что связано с концентрацией возбуждения в соответствующих участках центральной нервной системы (А. Крестовников).
Стенные восхождения, как специфический вид деятельности, оказывают определенное влияние на двигательную координацию альпинистов. Наши наблюдения с участием 55 альпинистов, проведенные непосредственно до и сразу после восхождения, свидетельствуют о его благоприятном воздействии на общую двигательную координацию. При этом мы использовали следующую методику А. Материна: из исходного положения стоя с сомкнутыми ступнями и руками на пояснице энергичный прыжок с поворотом в воздухе на максимальный угол и приземление в исходное положение. По величине угла поворота, измеренной компасом в градусах, можно судить о степени развития общей двигательной координации. Результаты исполнения трех таких проб с поворотом влево и трех проб с поворотом вправо оценивали по следующей модифицированной нами шкале: отлично — свыше 360°, очень хорошо — 316—360°, хорошо — 271 — 315°, удовлетворительно — 226—270°, слабо — 181—225°, плохо — до 180°.
Предлагаемая шкала имеет на две оценки больше, чем у А. Материна, а интервалы между отдельными оценками составляют не 90, а 45°, что более точно.
Анализ результатов исследований показал, что как до, так и после 1,5—3-часового скального восхождения III и IV категорий трудности общая координация движений остается в пределах оценки “хорошо”, при этом есть тенденция к ее улучшению (см. табл. 18).
Причину улучшения общей координации движений у альпинистов следует усматривать в специфике выполняемой при прохождении скальных маршрутов деятельности. Изгибы тела в соответствии с неровностями скалы, по возможности точная координация движений при работе с веревкой, крючьями, карабинами, лесенкой и молотком, балансирование и поддержание равновесия — все это благоприятно влияет на общую координацию движений у альпинистов. Более высокие показатели, полученные при исполнении пробы с поворотом влево как до, так и после восхождения, могут объясняться функциональной асимметрией человеческого тела.
Наблюдения показывают, что стенные восхождения по-разному сказываются на координации движений у альпинистов различной квалификации (см. табл.19). Все группы разрядников показывают перед подъемом хорошую общую координацию движений при исполнении пробы с поворотом влево и удовлетворительную — при исполнении пробы с поворотом вправо. Тем не менее после скального восхождения средней категории трудности наступают некоторые изменения в сторону улучшения показателей, особенно у альпинистов высоких разрядов.
Статистически достоверные различия при исполнении прыжков с поворотом влево и вправо отмечены только у перворазрядников. После восхождения оценки общей координации движений у них улучшаются примерно следующим образом: при пробе с поворотом влево — от хорошо до очень хорошо, при пробе с поворотом вправо — от удовлетворительно до хорошо. Перворазрядники обладают высокой техникой скалолазания, которую сохраняют и при максимальных нагрузках. Ряд умений развит у них до совершенства, а навыки прочно закреплены. На скальных маршрутах III и IV категорий трудности они не испытывают особых затруднений и сильно не утомляются. Не наблюдается у них и сколько-нибудь значительных отклонений в функции вестибулярного аппарата или сильных эмоциональных переживаний, поэтому они не показывают ухудшение результатов ее оценки. И здесь, без сомнения, положительную роль играет то обстоятельство, что многие квалифицированные альпинисты занимаются различными видами спорта и прежде всего лыжными.
Анализ результатов исполнения пробы на прыжок с поворотом влево и вправо спортсменами первого и третьего разрядов выявляет существенные различия между ними (Рt=0,84).
На общую двигательную реакцию влияет степень трудности стенного восхождения (см. табл. 20). Более трудные маршруты вызывают меньшие изменения в ее показателях, а менее трудные — большие. Однако при прохождении стен наивысшей трудности координация может ухудшиться. Здесь решающим образом сказываются высокие требования, которые предъявляют к альпинисту сложные в техническом отношении стенные маршруты с минимальным количеством удобных зацепок и ступеней, участки, требующие значительных статических усилий, и т. п.
Сила воздействия трудного скального восхождения на общую координацию движений отчетливо выявляется при сравнении результатов обследований альпинистов различной квалификации и подготовки. Табл. 21 показывает, что после первого и второго подъемов по стене двитательная координация у хорошо подготовленного мастера спорта Н. М. улучшилась, в то время как у третьеразрядника И. Б. со слабой подготовкой после первого подъема произошло существенное положительное изменение общей координации движений лишь при исполнении прыжка с поворотом влево, а после второго подъема — ухудшение координации при прыжке с поворотом влево и несущественное различие при прыжке с поворотом вправо.
В пробе со штифтами максимально быстрая расстановка в определенные гнезда штифтов различного диаметра и цвета определялась изменением быстроты движений пальцев альпинистов. Было установлено, что в результате подъема по сложной учебно-тренировочной стене протяженностью 35 м быстрота движения пальцев улучшилась (см. табл. 22).
Улучшение отмечено и при исследовании с 25 альпинистами после подъема по стене III категории трудности, о чем говорит время, затраченное на расстановку штифтов и количество допущенных ошибок (см. табл. 23).
Наши исследования координации движений у 25 альпинистов с помощью тремометра показывают интересные изменения. Из табл. 24 видно, что после подъема по стене III категории трудности у альпинистов улучшается координация движений, о чем свидетельствуют сокращение времени выполнения теста и уменьшение количества ошибок после восхождения.
Сравнение результатов наблюдений над альпинистами высокой квалификации и подготовки и менее подготовленными показывает, что первые тратят на 2,1% меньше времени на выполнение пробы и допускают на 13,4% меньше ошибок перед подъемом и соответственно на 11,8 и 9,2% меньше после подъема.