Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


От Маруха до Эльбруса

Предисловие

Общие сведения

Условные обозначения

МАРУХ. АКСАУТ

Марухское ущелье

Аксаут

Мысты-Баши

Уллумарка

Кичи-Теберда

Из долины Аксаута на главный хребет

ТЕБЕРДА И ДОМБАЙ

Муху и Азгек

Бадук и Хутый

Ущелье Алибек

Аманауз

Домбайульген

Вдоль военно-сухумской дороги

Буульген

Джамагат и Уллумуруджу

Кичимуруджу

УЧКУЛАН И ДАУТ

По Учкулану и Махару

Уллукёль

Гондарай

Джалпакол

Индрюкой. У Гвандры

По Дауту. Рынджи

ВЕРХОВЬЯ КУБАНИ

Ущелье Уллукам

Узункол

Кичкинекол

Чирикол

Эльбрус

Хотютау

Уллухурзук

Худес

По пути первовосходителя

Некоторые топонимы Западного Кавказа и Приэльбрусья

Литература

От Маруха до Эльбруса - Путеводители

Буульген

Широкая долина Бу-Ульгена со смешанным лесом, субальпийским криволесьем и лугами замыкается стенами Домбай-Ульгена, пожалуй, самыми грандиозными на Зап. Кавказе. Группе средней квалификации доступен подъем на гребень ГКХ в районе купола Бу-Ульгенского ледника. Простой пер. Чучхур, являющийся хорошим обзорным пунктом, связывает долину с ущельем Домбай-Ульгена.

М41. Клухорское шоссе - ущелье Бу-Ульген - пер. Чучхур (2717 м) - Домбай (22 км, 1-2 дня).

Ущелье Бу-Ульгена показывается на 26-м км дороги Теберда -Северный приют за Гоначхирской тесниной. В лесном обрамлении вдали темнеют скалы Домбай-Ульгена. Ближе, над правым склоном, блестит увешанная ледниками Доттах-Кая. Противоположный гребень, который предстоит пересечь, спокойнее, почти весь зеленый. Перевал находится вблизи Домбай-Ульгена, так что путь к началу подъема пройдет по значительной части долины.

Чуть выше слияния рек Бу-Ульген и Клухор, образующих Гонач-хир, от шоссе направо в лес ныряет проселочная дорога. Она переходит по мостикам через Клухор, затем Бу-Ульген и выходит на левый берег Бу-Ульгена. Вскоре лес кончается, дорога идет дальше пологим склоном долины среди сенокосов. У реки тянутся заросли малины, привлекающие в августе медведей.

Постепенно дорога становится менее наезженной и через 3 км переходит в тропу. Еще через 1,5 км на заболоченном лугу, не доходя до ручья, падающего со склона, тропа раздваивается. Нижняя продолжается по долине и вскоре теряется; верхняя, идущая к пер. Чучхур, начинает забирать на склон, направляясь к острову кустарника.

Поднявшись сквозь густой буковник и березняк по сырой тропе несколько сот метров, оказываемся на краю старого кара. В его задней стенке видно понижение перевала. Просматривается и оставшийся путь по каменистому лугу с пятнами снега, травянистому некрутому склону и мелкой сланцевой осыпи со снежником. Слева от перевала остается крошечный ледник, всё, что уцелело от глетчера, некогда заполнявшего кар.

Великолепный вид открывается на бастионы Домбай-Ульгена, высокое седло Фишера (по имени первовосходителя на вершину) перед ними, на зубчатый гребень Доттах-Кая и мощный взлет Бу-Ульгена напротив.

Глубокая панорама открывается с перевала на запад. Над гребнем М. Домбай-Ульгена выглядывает игла Джугутурлю-Чат, правее - пик Белала-Кая, тюбетейка г. Джалау-Чат. Над пер. Джалау-Чат темнеет гребенка Аксаута, а за седлом пер. Алибек - пирамида Кара-Кая. Видно все Алибекское ущелье.

Спускаемся на 150 м по скрепленной травой мелкой осыпи до правой морены Чучхурского ледника, сползающего со склона М. Домбай-Ульгена. Далее сходим на ровные луга к узорам из сиреневых хохлаток, бледных примул и желтых лютиков. Долина Чучхура висячая, тропа сбегает в главную долину Домбай-Ульгена по 200-метровому уступу.

На речке водопад, тропа проложена около него. Ветер относит брызги на десятки метров, приближаться по скользким камням к самому потоку рискованно. От водопада до Домбая 8 км хорошо разработанной тропы (М35).

М42. На купол Бу-Ульгенского ледника (1Б*, 2 дня).

Тропы к Бу-Ульгенскому леднику, занимающему верховье ущелья, нет. Но от поворота на Чучхур по долине остается пройти уже немного.

Впереди она замыкается стеной Домбай-Ульгена, слева над склоном проглядывают вершины Бу-Ульген и Доттах-Кая. Днище долины, как правило, даже во второй половине лета забито остатками зимних лавин.

Выпуклое верхнее поле - «купол» - открывшегося на юге ледника заслоняет собой гребень ГКХ, в котором находится пер. Бу-Ульген (3300 м, 2Б; Говсеев, Ясинский, 1933) на Хецквару. Путь к языку преграждают «бараньи лбы», с них стекает водопад. «Лбы» легко преодолимы правее водопада. Поднявшись выше их, оказываемся перед довольно крутым языком ледника (2400 м). Тут на моренных отложениях можно устроиться на ночлег. Но чтобы увидеть стены окружающих гигантов в лучах восхода, нужно пройти дальше, дабы оказаться на куполе рано утром.

Купол отделен от языка ледопадом, который обходится справа по осыпи под скалами ГКХ. Подъем по осыпи приводит к альпинистским площадкам, расположенным в 30-40 м от ледника (теперь уже выше ледопада) и поэтому холодным. Здесь удобное место для лагеря (5-7 ч от шоссе). Можно пройти в лощину между гребнем ГКХ и краем ледника, когда-то наползавшим тут на гребень, теперь гладкое ложе обнажилось.

Край ледника крут, зато выход на ГКХ прост: несколько метров разрушенных скал, в которых сохранились остатки немецкого блиндажа. Видна зеленая долина р. Ю. Птыш, а внизу под скальными обрывами - один из питающих эту реку ледников, прилегающий к началу хр. Хита, который отходит от ГКХ возле купола и разделяет ущелья Ю. Птыш и Хецквара.

Чтобы попасть к пер. Бу-Ульген, надо от места ночевки, не заходя в лощину, подняться по ледяному склону (20-30°) на купол и идти по нему на юго-восток, где различима скальная вершина Ю. Бу-Ульгена. Слева от нее высится черная громада Бу-Ульгена (3918 м), тень которого накрывает весь ледник. За спиной стоят уже освещенные солнцем башни Домбай-Ульгена, ближе контрастами освещения прорисована Бу-Ульгенская пила. Перевал находится в 200-300 м к западу от Ю. Бу-Ульгена, причем скальный гребень ТКХ здесь ниже купола ледника. Явно выраженной седловины нет. От ночевки до перевала 1 ч.

Глубоко внизу видна лепешка л. Хецквара. По направлению к нему в скалах спадает крутой 100-метровый кулуар, выводящий к снежнику, далее угадываются обрывы. Ледник с трех сторон окружен луговыми склонами, зимние лавины с которых питают его. Он замечателен тем, что лежит ниже всех ледников на Зап. Кавказе (на 500-800 м ниже соседних), язык находится на отметке 1920 м. На морене у льда в июле цветет азалия.







  
По предназначению ВУ подразделяются на узлы: для связывания веревок для пристегивания конца веревки к карабину для закрепления веревки на опоре или на транспортируемом предмете для привязывания веревки к участнику (на настоящий момент практически не применяются) специальные фиксирующие (схватывающие) узлы узлы трения для спуска
В полярной экспедиции бывают счастливы дважды когда первый раз видят полярные льды, к которым так стремились, и тогда, когда оставляют этот лед за кормой. . . Г. Гиавер. Модхейм. Два года в Антарктиде Наступило время, когда стало вдруг в середине дня почти светло. С одной стороны неба начала разливаться
Подъем с Садзелисгеле (3085 м, 1 А) или с Архотиставигеле (3235 м, 1 А) на безымянную сланцевую вершину, стоящую на изгибе ГВХ, не представляет технической трудности. Это лишь набор высоты на мелкослоистом сланце крутых гребней (1 2 км). Так же прост и весь маршрут дальше, если
Редактор Расскажите
о своих
походах
•••• Часы 1 ••••• Компас 1 •••• Угломер 1 •• Барометр 1 •• Термометр 1 •• Анемометр 1 •• Приемник 1 •••• Рация К •• GPS 1 •• Подзорная труба 1 •• Шагомер 1 •• Тара для приборов К
1983 г. Ветер шевельнул тонкий перкаль палатки, стряхнув с полотна несколько холодных капель, и я окончательно понял, что проснулся. Сразу вспомнилось: сегодня идем в Географическую. Другой мыслью, тревожной, было подозрение на дождь. Прислушался. Нет, тихо.
Руководитель команды Маршрут (регион) КС Сроки Сл. Нов. Б. Н. Пол. СБ М Емельянов С. А. (Москва) Тянь Шань 6 29. 07 25. 08 . 2002 440 245 150 90 90 1015 1 Мельников В. Ф. (Хабаровск) Алтай Саяны 5 24. 07 15. 08 . 2003 350 155 135 85 75 800 2 Исаков Л. В. (Москва) Тянь Шань 5 16. 07 06. 08 . 2002 360


0.424 секунд RW2