Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Литература     Восьмитысячники     Антарктида     Россия     Беллетристика  


Человек на ледяном континенте

Введение

Немного истории

Советские Антарктические

Южнополярный материк

Ледяной континент

Южнополярные дни и ночи

Страна морозов и жестокого солнца

Земля ураганов и метелей

Антарктические чудеса

Реки и озера

Растения и животные

Плавающие берега и странствующие гиганты

Сокровища осколка Гондваны

Население мужского континента

Континент без государственных границ

Антарктические дома и поселки

Опреснители на мировом складе пресной воды

Страна воздушного и гусеничного транспорта

Москва, 72788, Антарктида...

Огород на ледяном континенте

Краткая хронология событий, связанных с открытием и изучением Антарктиды

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУЧНЫХ СТАНЦИЯХ И ЭКСПЕДИЦИОННЫХ БАЗАХ В АНТАРКТИКЕ

Научные станции Австралии

Станции Аргентины

Научные станции Великобритании

Научные станции Новой Зеландии

Научные станции СССР

Научные станции США

Научные станции Франции

Научные станции Чили

Научные станции Южно-Африканской Республики

Научная станция Японии

Научные станции и базы других государств

Основные сведения о Советских антарктических экспедициях (1955—1975 гг.)

Количество научных станций и баз в Антарктике

Фотографии 1

Фотографии 2

Фотографии 3

Человек на ледяном континенте - Л.И. Дубровин

Советские Антарктические

Хотя после плавания «Востока» и «Мирного» русские экспедиции не появлялись за южным полярным кругом более 125 лет, однако это вовсе не значит, что за это время наши соотечественники ни разу не побывали на ледяном континенте. Первыми из русских на берег Антарктиды в январе 1911 года ступили Дмитрий Горев и Антон Омельченко, участвовавшие в экспедиции Р. Скотта. В это же время прибыл в Антарктиду и Александр Степанович Кучин — штурман и руководитель океанографических работ на экспедиционном норвежском судне «Фрам», на котором Руал Амундсен подошел к краю шельфового ледника Росса, чтобы затем на собаках совершить свой замечательный поход к Южному полюсу. Кучин родился в 1888 году на берегу Белого моря в семье потомственного моряка, в юности плавал юнгой на кораблях, а затем с золотой медалью окончил Архангельское торгово-мореходное училище и получил диплом штурмана дальнего плавания. После окончания училища он несколько лет плавал на норвежских судах, а потом стал ассистентом известного норвежского океанографа Б. Хелланд-Хансена, работавшего на биологической станции в Бергене. Здесь он познакомился со знаменитым исследователем Ф. Нансеном. Хелланд-Хансен и Нансен и рекомендовали Кучина Амундсену, когда он готовил свою экспедицию.

Океанографические наблюдения на «Фраме», выполненные А. С. Кучиным, получили высокую оценку норвежских ученых.

После экспедиции в Антарктику А.С. Кучин вернулся на родину и в 1912 году, познакомившись в Архангельске с В.А. Русановым, принял участие в его экспедиции на яхте «Геркулес» в Арктику. Как известно, эта экспедиция закончилась трагически: «Геркулес» исчез. Следы его удалось обнаружить на островах Карского моря лишь в 1934 году, однако где и при каких обстоятельствах погибли участники экспедиции — до сих пор неизвестно.

Что касается Д. Горева и А. Омельченко, то первый был каюром, а второй — конюхом в экспедиции Р. Скотта. Оба они отличались трудолюбием, общительным характером. Они принимали участие в работе вспомогательных групп, обеспечивавших движение полюсной партии Р. Скотта. Группа, в которой был Омельченко, дошла до середины шельфового ледника Росса, а Горев сопровождал Скотта до 84° южной широты. Позднее Д. Горев участвовал в очень трудном походе для оказания помощи полюсной партии Скотта, а затем в составе исследовательской группы поднялся на вершину вулкана Эребус. Руководитель этой группы Пристли назвал один из пиков Эребуса его именем.

О первых русских людях, побывавших на ледяном континенте, напоминают нам названия на географической карте: ледник Кучина на Земле Уилкса, бухта Омельченко на Берегу Отса, остров Горева вблизи Берега Правды в море Дейвиса и пик Дмитрия на полуострове Росса.

Советские ученые давно стремились продолжить дело, начатое Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, и еще в начале тридцатых годов планировали экспедицию в Антарктику. План экспедиции был связан с проведением Второго международного полярного года (1932-33). Во время подготовки к этому международному научному мероприятию на конференциях, состоявшихся в Ленинграде (1930 год) и в Инсбруке (1931 год), советские ученые настаивали на проведении широких океанографических исследований в полярных районах. Для осуществления этих работ в Южнополярной области предполагалось использовать китобойную флотилию Акционерного Камчатского общества «Алеут». На судах этой флотилии, а также с помощью самолета, базировавшегося на китобойной базе, намечалось обследовать обширный район начиная от Земли Эндерби на западе и моря Росса на востоке. Программой научных исследований предусматривались океанографические, гидрографические и гидрологические работы в водах Южного океана, а также гляциологические и аэрометеорологические наблюдения. Кроме того, намечались геологические и геоморфологические исследования на материке. Были намечены и участники экспедиции — известный полярный исследователь Р.Л. Самойлович, океанолог А.Ф. Лактионов и геолог М.М. Ермолаев.

Проект этой экспедиции был обсужден в ряде научных учреждений Ленинграда и представлен на рассмотрение Советскому Национальному комитету по проведению МПГ. Однако экспедиция не состоялась, потому что власти Южно-Африканского Союза отказались снабдить Советскую китобойную флотилию топливом.

Советские исследования в Антарктике начались более 20 лет спустя, когда в воды Южного океана направилась китобойная флотилия «Слава». В дальнейшем в антарктических водах стали работать и другие советские китобойные флотилии («Советская Россия», «Советская Украина» и «Юрий Долгорукий»), с судов которых осуществлялись океанографические исследования. К изучению же ледяного континента наши ученые приступили в середине пятидесятых годов, когда была организована Советская антарктическая экспедиция.

Она была создана в связи с подготовкой и проведением Международного геофизического года. Общее руководство экспедицией было возложено вначале на Президиум Академии наук СССР, а практическое осуществление — на Главное управление Северного морского пути Министерства морского флота, в ведении которого в то время находился Арктический научно-исследовательский институт. Имея большой опыт организации и проведения научных исследований в Арктике, сотрудники этого института приняли самое активное участие в подготовке и осуществлении экспедиционных работ в Южнополярной области. Активное участие в подготовке экспедиции приняли другие научные учреждения страны. Большую роль в ее организации сыграл руководитель отдела морских экспедиций АН СССР, прославленный советский полярник, талантливый организатор И.Д. Папанин.

Президиум Академии наук СССР возлагал на Первую Советскую экспедицию проведение следующих научно-исследовательских работ в Южнополярной области:

— изучение влияния атмосферных процессов в Антарктике на общую циркуляцию атмосферы Земли;

— исследование основных закономерностей перемещения антарктических вод и связи их с общей циркуляцией вод Мирового океана;

— составление физико-географического описания Антарктики и современных ледников Антарктиды, геологической характеристики и истории антарктической области, биогеографической и гидрографической характеристик Антарктики;

— создание в 1955-56 году научной опорной базы на Антарктическом материке и организация южнополярных станций;

— изучение особенностей геофизических явлений в Антарктике;

— изыскание новых районов для советского китобойного промысла, а также изучение методов обеспечения исследований в Антарктике.

В дальнейшем тематика Советских антарктических экспедиций намного расширилась, значительно увеличилось и число учреждений, принимающих участие в экспедиционных работах и обработке материалов наблюдений.

Флагманское судно Первой Советской антарктической экспедиции дизель-электроход «Обь» отправилось в рейс из Калининграда 30 ноября 1955 года. Через полмесяца, 14 декабря, из этого же порта к берегам Антарктиды отправилось второе экспедиционное судно — дизель-электроход «Лена», а через день вслед за «Обью» и «Леной» направилось еще одно экспедиционное судно. Это был небольшой теплоход «Рефрижератор № 7», задачей которого было доставить в Антарктиду продовольствие для участников экспедиции.

Экспедиция для того времени была хорошо оснащена. Авиационный отряд имел четыре самолета и два вертолета, наземный транспортный отряд—13 гусеничных тракторов и бульдозеров, четыре гусеничных вездехода ГАЗ-47, 10 грузовых автомобилей со специально оборудованными кузовами (походные радиостанции, авторемонтные мастерские, электростанции и т. д.), автомобиль ГАЗ-69. Кроме того, полярники взяли с собой 50 ездовых колымских собак с нартами. Экспедиция располагала также вспомогательными плавсредствами, предназначенными в основном для выгрузки кораблей: буксирным катером ледокольного типа, двумя баржами, понтонами и мотоботами.

Для создания первого научного поселка на берегу ледяного континента экспедиции был придан строительный отряд из 90 человек.

Возглавлял Первую Советскую антарктическую экспедицию сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института, доктор географических наук, Герой Советского Союза М. М. Сомов. Начальником морской части экспедиции был назначен профессор В.Г. Корт.

5 января 1956 года «Обь» достигла цели. Был тихий солнечный полдень, когда экспедиционный корабль остановился у кромки припая. С борта хорошо был виден берег Антарктиды (впоследствии он был назван Берегом Правды). На юге над ровной поверхностью припая возвышался ледяной обрыв высотой 12—15 метров, за которым, постепенно поднимаясь, уходила за горизонт заснеженная поверхность ледникового щита.

Сразу же после швартовки судна для рекогносцировки была выслана небольшая лыжная партия, в которую вошли начальник морской экспедиции профессор В.Г. Корт, гляциологи профессора Г.А. Авсюк и П.А. Шуйский, кинооператор А.С. Кочетков и корреспондент газеты «Комсомольская правда» А.Р. Барашев. Возглавил эту партию метеоролог профессор А. М. Гусев, заслуженный мастер спорта по альпинизму. Вслед за ними пешком на берег отправились еще двое — географ, профессор К. К. Марков, и геолог, профессор О.С. Вялов. Эти восемь человек были первыми советскими людьми, ступившими на берег ледяного континента.

Вот как описывает это событие А.М. Гусев:

«Подъем на барьер оказался очень простым, и мы считали уже, что находимся на материке. Но когда прошли несколько дальше от барьера по направлению к камням, то обнаружили огромную трещину, преградившую дальнейшее продвижение. Вскоре стало ясно, что это не трещина — она была слишком широка. Мы выяснили, что находимся не на материке, а на огромном айсберге, вероятно, недавно отделившемся от основного оледенения, но еще сидящем на грунте и не начавшем плавание: внизу между нами и противоположным краем виден был частично взломанный припай с лежащими йа нем обломками льда. Это было сравнительно недалеко от цели нашей разведки — гряды камней и не сулило ничего хорошего. Действительно, раз здесь лед движется, то участки склонов вблизи камней может постигнуть такая же участь, какая постигла тот, на котором мы находились.

Пришлось вновь спуститься на припай и по нему пройти немногим больше километра к западу. На барьер решили выходить в самом близком к камням месте. Здесь обрыв был раза в два выше того, где мы поднимались в первый раз. На барьер вел острый снежный гребень, надутый зимой. Он был не очень удобен для подъема, тем более что в средней части был разорван. Но более подходящее место из-за недостатка времени найти было трудно, и мы направились по нему на ледник. Когда мы проходили через разрыв гребня, выяснилось, что он возник в результате - приливо-отливных явлений в океане: припай вместе с уровнем воды то приподнимался, то опускался, и у места его соединения с неподвижным ледяным барьером материка образовалась приливо-отливная трещина. Естественно, что это привело к разрыву снежного гребня, перекинутого с барьера на припай. Трещина «дышала». Значит, сюда проникала подо льдом длинная пологая зыбь из океана и заставляла перемещаться относительно друг друга - края трещины. От этого медленно перемещались и края разорванного гребня. Из трещины был слышен скрежет и бульканье от падающих в воду кусков снега и льда.

Теперь уже не было никакого сомнения в том, что мы вышли на материк».

Поиски места для строительства базы были продолжены уже помощью авиации. После нескольких рекогносцировочных полетов западнее стоянки корабля, напротив острова Хасуэлл, где Обрывистый ледяной берег материка, возвышающийся над морем на 12—16 метров, делает изгиб почти под прямым углом, были Знаружены четыре небольших скалистых холма, черневших среди заснеженного ледникового покрова у самого берега. Наиболее крупный холм, расположенный на конце полуострова, в самом широком месте имел метров 300—400. Остальные выходы коренных пород были значительно меньше. К северу от этого холмистого полуострова, названного впоследствии полуостровом Мирный, над поверхностью моря возвышались 17 скалистых островков, самый большой из которых, остров Хасуэлл, имел около полутора километров в поперечнике и высоту почти 100 метров.

15 января началась выгрузка строительных материалов и экспедиционного оборудования, доставленного на «Оби». Грузы непрерывным потоком подавались из раскрытых трюмов корабля на большие тракторные сани, стоящие у борта на припае. Затем трактора тащили сани на берег, к месту строительства обсерватории. Разгрузка велась круглые сутки. Строители, распланировав поселок, начали собирать металлические фундаменты, на которых вскоре стали появляться стены первых домов поселка. Всего в Мирном Первой экспедицией было сооружено 21 здание. Жилые дома образовали улицу, названную именем Ленина.

На юго-западной окраине поселка были разбиты две взлетно посадочные полосы и оборудована площадка для стоянки самолетов. Царившее здесь веками белое безмолвие нарушилось гулом авиационных двигателей.

В разгрузке и строительстве обсерватории участвовали все — члены экипажей судов, строители, ученые, руководители и рядовые члены экспедиции.

Погода далеко не всегда благоприятствовала полярникам. Уже 18 января разыгрался первый ураган. Сильный ветер начал ломать припай, на котором находились трактора и снятые с корабля грузы. Часть из них удалось поднять обратно на палубу судна, остальные с большим трудом были доставлены на берег. В дальнейшем разгрузка судов и строительные работы еще не раз прерывались из-за налетавших ураганов и метелей.

Менее месяца потребовалось для создания научной станции в Антарктиде. 13 февраля над первым советским научным поселком, расположенным точно на южном полярном круге, был поднят государственный флаг Советского Союза и обсерватория Мирный, названная именем одного из парусных кораблей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, вступила в строй действующих научных станций.

Еще до завершения строительства обсерватории, 11 февраля, в Мирном были начаты систематические метеорологические наблюдения. Затем, по мере окончания строительства отдельных сооружений и установки в них научного оборудования, объем наблюдений постепенно расширялся. К концу мая в Мирном уже выполнялся полный комплекс научных наблюдений, предусмотренных программой экспедиции.

С первых же дней прибытия экспедиции в Антарктиду начались рекогносцировочные исследования прилегающих районов с помощью авиации. Поскольку эта область континента была еще очень мало изучена, почти в каждом полете советские исследователи получали новые сведения. Так, в результате полета 16 января вдоль побережья на восток до Берега Нокса было обнаружено много не известных ранее островов и выходов коренных горных пород, замечены изменения в очертаниях шельфового ледника Шеклтона и т. д. Во время многочисленных полетов с посадками в различных пунктах побережья между 76 и 111° восточной долготы, а также к югу от побережья, в тех местах, где имеются выходы коренных пород, участники экспедиции провели геологические, гляциологические, гравиметрические, магнитные, метеорологические, биологические и другие наблюдения. В этих районах была выполнена также аэрофотосъемка. В море Дейвиса и прилегающих районах Южного океана в течение всего года проводилась регулярная авиационная ледовая разведка, которая дала первые сведения о ледовом режиме этих вод.

Было совершено несколько полетов и в глубину континента. Так, 25 февраля самолет ИЛ-12 побывал в районе геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию Восток. В начале марта был предпринят длительный разведывательный полет в район, где намечалось построить станцию Советскую. Во время этих полетов было впервые установлено, что во внутренних районах Восточной Антарктиды высота поверхности ледникового покрова достигает 3,5—4 километров.

2 апреля 1956 года из Мирного в глубину ледяного континента вышел первый санно-тракторный поезд. Он состоял из двух тракторов С-80 и шести саней (часть из них с балками). В походе участвовало 11 человек, возглавил его начальник экспедиции М. М. Сомов. Поход проходил в трудных условиях. Наступала южнополярная зима. С каждым днем сокращался период светлого времени. Уже через два дня, удалившись от Мирного на 55 километров, поезд оказался на высоте 1000 метров, и по мере движения вперед высота все возрастала. Низкие температуры, постоянные сильные ветры и метели затрудняли движение и исследовательские работы, однако участники похода на протяжении всего пути проводили метеорологические, аэрологические, гляциологические, магнитные, астрономические и актинометрические наблюдения, а также сейсмозондирование ледникового покрова. Пройдя 375 километров, 4 мая поезд достиг своей цели. Здесь, на высоте 2700 метров, была открыта первая внутриконтинентальная научная станция Пионерская.

В октябре 1956 года была создана еще одна научная станция — Оазис. Она была построена в 370 километрах к востоку от Мирного, в оазисе Бангера. Все строительные материалы и оборудование для нее были доставлены из Мирного по воздуху.

Морская экспедиция на д/э «Обь» выполнила комплексные океанографические исследования в прибрежных районах Антарктиды, на океанографических разрезах от островов Баллени до Новой Зеландии, через Тасманово море, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива. На остальных экспедиционных кораблях велись попутные наблюдения.

Осенью 1956 года из Калининграда вышли суда Второй. Советской антарктической экспедиции: дизель-электроходы «Обь» и «Лена» и теплоход «Кооперация». Континентальную экспедицию возглавил Герой Социалистического Труда А. Ф. Трешников, морскую экспедицию на «Оби» — профессор И.В. Максимов и экспедицию на «Лене» — гидрограф О.А. Борщевский.

Участники Второй экспедиции продолжили стационарные научные наблюдения в обсерватории Мирный, станциях Пионерская и Оазис. Кроме того, силами этой экспедиции в глубине континента южнее Пионерской были созданы внутриконтинентальные станции Восток-1 и Комсомольская. В конце 1957 года станция Восток-1 была перенесена еще дальше на юг, в район геомагнитного полюса, расположенный от Мирного на расстоянии около 1400 километров. Эта станция получила название Восток.

Материалы метеорологических и аэрологических наблюдений, выполненных в ходе Второй антарктической экспедиции, позволили выяснить основные черты атмосферной циркуляции над Антарктикой и установить ее активную роль в атмосферной циркуляции над всем южным полушарием. В частности, удалось показать, что именно меридиональная циркуляция обеспечивает междуширотный обмен теплыми и холодными воздушными течениями и выход циклонов с океанов на Антарктический континент

Во время полетов над внутренними районами материка были измерены высоты поверхности ледникового покрова от Мирного до Южного геомагнитного полюса.

Вторая экспедиция осуществила специальный гляциологический поход по маршруту Мирный — Пионерская, в котором был проведен широкий комплекс исследований ледникового покрова, в том числе измерение его толщины сейсмическим способом. Измерения показали, что южнее Мирного ложе ледника на значительных участках находится ниже уровня моря. Кроме того, участники экспедиции совершили походы до станции Комсомольская, а затем и до геомагнитного полюса. На этот раз в походах использовались уже не тракторы, а мощные гусеничные тягачи.

Морская экспедиция на «Оби» выполнила комплексные океанологические работы на шести разрезах в Индийском секторе Южного океана, а также на разрезе от Мирного до Калькутты. Экспедиция на «Лене» провела научные исследования и картографические работы вдоль побережья между Мирным и Берегом Принца Улафа.

В ноябре — декабре 1957 года на судах «Обь» и «Кооперация» прибыла в Антарктиду Третья Советская антарктическая экспедиция. Ее континентальную часть возглавлял Герой Советского Союза кандидат географических наук Е. И. Толстиков, а морскую— доктор географических наук В. Г. Корт. Эта экспедиция завершила работы по программе МГГ на ледяном континенте и в Южном океане и создала еще две внутриконтинентальные станции — Советская и Полюс Недоступности. Научные наблюдения, выполненные в 1958 году на пяти внутриконтинентальных станциях, дали первые представления о метеорологическом режиме и геофизических явлениях в центральной части континента.

Третья экспедиция еще шире развернула маршрутные исследования в глубине континента. Три санно-гусеничных поезда совершили походы в глубине Антарктиды. Один из них достиг района Полюса относительной недоступности, расположенного на расстоянии более 2100 километров от Мирного. Научные наблюдения, выполнявшиеся в этом походе, дали интереснейшие сведения о толщине ледникового покрова, рельефе ледникового ложа, метеорологическом режиме, геомагнетизме на огромных пространствах Восточной Антарктиды. На впервые завезенных в Антарктиду гусеничных вездеходах «Пингвин» был повторен поход по маршруту Мирный — Пионерская, в котором проводилось сейсмозондирование ледникового покрова.

Морская часть экспедиции на д/э «Обь» выполнила аэрофотосъемку побережья Восточной Антарктиды от моря Дейвиса до Земли Виктории. Кроме того, она провела комплексные океанографические исследования в Тихоокеанском секторе Южного океана и на разрезе Антарктида — остров Пасхи — Вальпараисо. В этом рейсе с «Оби» впервые были произведены запуски метеорологических ракет с целью исследования верхних слоев атмосферы.

Отношения между полярниками различных стран, работающими на ледяном континенте, проникнуты духом сотрудничества и взаимопомощи. Участники 3 САЭ подтвердили верность этой традиции, оказав помощь попавшим в бедственное положение бельгийским полярникам. Одномоторный самолет, вылетевший с бельгийской станции Король Бодузн 5 декабря в район Кристальных гор, потерпел аварию в 250 километрах от станции. На помощь со станции Король Бодуэн вышла спасательная партия, но на пути к пострадавшим встретила зону трещин. Неоднократные попытки перейти через трещины или обойти их окончились безуспешно, и спасательная партия вынуждена была вернуться на станцию.

Бельгийцы обратились за помощью к экспедициям других государств, работающих в Антарктике, и советские полярники поспешили на помощь. Из Мирного на станцию Король Бодуэн вылетел самолет ЛИ-2. После долгих поисков, осложненных отсутствием достоверных карт и точных сведений о местонахождении пропавшего самолета, четверо бельгийских полярников были обнаружены среди снежной пустыни и доставлены на станцию Король Бодуэн.

За мужество и высокое мастерство, проявленное при спасении бельгийских исследователей, Указом Президиума Верховного Совета СССР командир самолета В.М. Перов, второй пилот В.В. Афонин, штурман Б.С. Бродкин, бортрадист Н.Г. Зорин, бортмеханики Е.Н. Меньшиков и В.М. Сергеев, а также переводчик В.М. Макушок были награждены орденами Советского Союза. Король Бельгии Бодуэн I наградил начальника Третьей Советской антарктической экспедиции Е.И. Толстикова и экипаж самолета В.М. Перова бельгийскими орденами.

31 декабря 1958 года закончился Международный геофизический год, и в дальнейшем научные исследования в Антарктике проводились под эгидой Международного геофизического сотрудничества. После завершения работ по программе МГГ объем советских исследований в Антарктике несколько сократился. Так, в ноябре 1958 года была законсервирована, а впоследствии передана Польской Академии наук станция Оазис. В январе 1959 года 3 САЭ законсервировала станции Пионерская и Советская. С этого же времени прекратились постоянные наблюдения на станции Комсомольская.

Четвертая Советская антарктическая экспедиция, которую возглавил кандидат географических наук А.Г. Дралкин, прибыла в Антарктиду в конце 1958 года на д/э «Обь» и пассажирском теплоходе «Михаил Калинин». Как и в предыдущие экспедиции, на ледяной континент было завезено новое оборудование и транспортные средства, в том числе три мощных гусеничных снегохода «Харьковчанка». Эти современные снежные крейсеры, предназначенные для длительных внутриконтинентальных походов, были созданы по спецзаказу Антарктической экспедиции на предприятиях Харьковского совнархоза.

В марте 1959 года участники 4 САЭ построили на побережье Земли Королевы Мод новую научную станцию, названную именем одного из руководителей Первой Русской антарктической экспедиции, открывшей в 1820 году ледяной континент, — М. П. Лазарева. Это была первая советская станция, построенная на шельфовом леднике. Сам ледник также получил имя Лазарева. Таким образом, 4 САЭ проводила стационарные научные наблюдения в трех пунктах: в обсерватории Мирный и на станциях Восток и Лазарев. Кроме того, в весенне-летнее время действовала станция Комсомольская.

Участники этой экспедиции совершили на «Харьковчанках» выдающийся внутриконтинентальный поход от Мирного до Южного полюса, где расположена научная станция США Амундсен-Скотт, а оттуда — до станции Восток. Общая протяженность похода составила около 4000 километров. В другом походе, по маршруту Мирный — Комсомольская (870 километров), выполнялись гравиметрические и геодезические измерения.

Сезонные отряды выполнили рекогносцировочное обследование в районе строительства станции Лазарев. Во время геологических работ на Земле Королевы Мод к югу от Берега Принцессы Астрид были открыты неизвестные ранее горы, получившие название Русских. С борта корабля велись комплексные океанографические исследования в антарктических водах между Мирным и станцией Лазарев, а также на меридиональном разрезе вдоль 20° восточной долготы от берегов Антарктиды до Африки.

Пятая Советская антарктическая экспедиция, которую возглавил кандидат географических наук Е.С. Короткевич, пришла в Антарктику в конце 1959 года на двух кораблях — д/э «Обь» и теплоходе «Кооперация». Участниками этой экспедиции были продолжены научные наблюдения в обсерватории Мирный и станциях Восток и Лазарев, а в летнее время - на станции Комсомольская. В разгар зимы впервые с помощью авиации были созданы три временные выносные аэрометеорологические станции: Дружба —на Западном шельфовом леднике, Мир — на острове Дригальского и Победа — на одноименном ледяном острове, расположенном севернее шельфового ледника Шеклтона. Анализ результатов трехмесячных наблюдений на этих станциях позволил выяснить особенности атмосферных процессов в зимнее время в прибрежной зоне Восточной Антарктиды.

Авиационными и наземными маршрутными исследованиями была охвачена обширная территория между 4° западной и 108° восточной долготы от побережья до 75—78° южной широты. В отличие от предыдущих экспедиций, полевые отряды и партии 5 САЭ работали одновременно с двух прибрежных баз — Мирного на востоке и станции Лазарев на западе, удаленных друг от друга более чем на 3000 километров. Участники этой экспедиции с помощью авиации, наземного транспорта и с корабля детально обследовали шельфовые ледники Лазарева, Шеклтона и Западный. В летний сезон 1960-61 года совместно с участниками 6 САЭ была выполнена геологическая, аэрофото- и аэромагнитная съемка горных районов Земли Королевы Мод, где были обнаружены полезные ископаемые и открыты неизвестные ранее горные хребты и отдельные горы.

Морской отряд 5 САЭ, возглавляемый профессором И. В. Максимовым, выполнил с борта «Оби» комплексные океанографические исследования на стандартном меридиональном разрезе по 20 градусу, а также вокруг почти всей Антарктиды с запада на восток, начиная от 13° восточной долготы в Атлантическом секторе Южного океана и кончая 65° западной долготы в проливе Дрейка. Завершая экспедиционные работы, участники 5 САЭ обследовали оазис Ширмахера на Земле Королевы Мод и выбрали место для новой станции Новолазаревская, а также подыскали место еще для одной новой станции (Молодежная) на Земле Эндерби. С окончанием работ 5 САЭ станция Лазарев была закрыта, так как возникла опасность того, что в результате разрушения краевой части шельфового ледника она окажется на дрейфующем айсберге.

Шестая Советская антарктическая экспедиция отправилась в Антарктиду в конце 1960 года на одном судне — д/э «Обь». Стационарные наблюдения она проводила в обсерватории Мирный, на станции Восток и на вновь созданной станции Новолазаревская. Эта станция была создана на свободном ото льда участке в восточной части оазиса Ширмахера.

Из полевых работ особый интерес представляют комплексные геодезические и геофизические исследования, выполненные в санно-гусеничном походе по замкнутому треугольнику Комсомольская — Советская — Восток. В этом походе, в частности, было впервые осуществлено нивелирование, что позволило с высокой точностью определить высоты поверхности ледникового покрова в центральном районе Восточной Антарктиды. После окончания работ 6 САЭ станция Восток в связи с временными затруднениями в снабжении была законсервирована.

Седьмая Советская антарктическая экспедиция, пришедшая на смену Шестой в конце 1962 года, вела стационарные научные наблюдения только в двух пунктах: в обсерватории Мирный и на станции Новолазаревская. Совместно с сезонными отрядами 6 САЭ участники Седьмой экспедиции выполнили обширную программу геолого-географических, гидрографических и геофизических исследований на Земле Эндерби и в омывающих ее водах. На берегу моря Космонавтов началось строительство станции Молодежная. Морской отряд 7 САЭ провел комплексные океанографические работы и геофизические исследования у Берега Принцессы Астрид, Земли Эндерби и Берега Правды. В эту экспедицию впервые был осуществлен перелет из Москвы в Мирный на тяжелых турбовинтовых самолетах ИЛ-18 и АН-12.

Восьмая Советская антарктическая экспедиция (1962-63 год), продолжая научные исследования в Антарктиде и Южном океане, провела подготовку к выполнению геофизических исследований по программе Международного года спокойного Солнца (МГСС). Это научное мероприятие, которое явилось логическим продолжением МГГ, проводилось с 1 января 1964 года по 31 декабря 1965 года и охватило семьдесят стран. В Антарктике в эти работы включились те же государства, которые участвовали и в МГГ.

Участники Восьмой Советской антарктической экспедиции продолжили начатые 7 САЭ геолого-географические и геофизические исследования Земли Эндерби. 24 января 1963 года была расконсервирована внутриконтинентальная станция Восток и на полюсе холода снова начались систематические научные наблюдения, которые в дальнейшем уже не прерывались.

Созданную годом раньше сезонную станцию Молодежная решено было сделать главной базой Советских антарктических экспедиций, и большая группа строителей развернула здесь строительство крупного научного поселка.

На стыке 8 и 9 САЭ снова состоялся перелет тяжелых самолетов из Москвы в Антарктиду.

Так, ежегодно сменяя друг друга, продолжали исследования ледяного континента и Южного океана Советские антарктические экспедиции. Постепенно расширялись и перестраивались научные станции, открывались новые, снабжались все более совершенным научным оборудованием и экспедиционной техникой, полевые отряды охватывали своими исследованиями все новые и новые районы.

22 февраля 1968 года участниками 13 САЭ под руководством профессора А. Ф. Трешникова на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо) в группе Южных Шетландских островов была открыта новая станция Беллинсгаузен, а 25 февраля 1971 года участники 16 САЭ ввели в строй еще одну станцию, Ленинградская, на Берегу Отса (Земля Виктории).

В 1965 году в Мирный и на Молодежную, а в 1973 году — на станцию Беллинсгаузен были завезены и смонтированы огромные цистерны для топлива. С тех пор полярники избавились от тяжелого изнурительного труда — выгрузки с судов бочек с топливом. Теперь примерно раз в 3 года в Антарктиду приходят танкеры и вновь наполняют цистерны.

Начиная с 16 САЭ (1971 год) главной базой Советских антарктических экспедиций стал Советский антарктический метеорологический центр Молодежная. Ныне Молодежная — один из наиболее крупных научных городков на ледяном континенте. Поселок, насчитывающий несколько десятков домов и служебных сооружений, снабжается электроэнергией от мощной дизельной электростанции, имеет радиоцентр, обеспечивающий прием и передачу научной информации, а также связь с внешним миром. В 1969 году здесь стала действовать станция ракетного зондирования атмосферы, а в 1974 году в Молодежной появилась электронно-вычислительная машина «Минск-32», на которой обрабатываются материалы научных наблюдений, собранных не только на Молодежной, но и на остальных советских антарктических станциях.

В последние годы перестраиваются и расширяются другие советские станции — Мирный, Беллинсгаузен, Ленинградская, Восток. Намечается также реконструкция станции Новолазаревская.

В начале 1972 года под руководством начальника 17-й экспедиции доктора географических наук Е.С. Короткевича в Западной Антарктиде, на побережье Земли Мэри Бэрд, было выбрано место для новой станции. На следующий год участники 18-й экспедиции под руководством кандидата географических наук П.К. Сенько на свободном ото льда участке на мысе Беркс создали новую станцию — Русскую, но снабдить ее всем необходимым для безопасной зимовки не удалось из-за очень тяжелых ледовых и погодных условий. Выполнив рекогносцировочное обследование и ряд научных наблюдений в этом районе, участники экспедиции были вынуждены вернуться на корабль, который с трудом выбрался из тяжелых льдов.

В 1971—1974 годах в районе шельфового ледника Эймери сезонными экспедициями были проведены крупные комплексные исследования, в которых приняли участие геологи, геофизики, гляциологи, геодезисты и картографы. В ходе этих работ была заснята обширная территория, выполнена геологическая съемка, в результате которой были обнаружены полезные ископаемые и определены особенности геологической структуры района. Широкое развитие в последние годы получили радиофизические методы исследований, и в частности радиолокационный метод измерения толщины ледникового покрова с самолета. В результате этих работ собраны материалы, позволившие составить новые карты подледного рельефа. Особенно хорошо в этом отношении освещен в последнее время район Земли Эндерби. Ведутся работы по Международной антарктической гляциологической программе, в которой кроме ученых Советского Союза участвуют исследователи США, Англии, Австралии и Франции.

Таким образом, за прошедшие 20 лет маршрутные исследования (геолого-географические, аэрофотосъемка, биологические, гляциологические и др.) Советских антарктических экспедиций охватили большую часть побережья и прилегающих к нему внутренних районов Восточной Антарктиды от нулевого меридиана на западе до Берега Отса на востоке. Во время этих работ геологические наземные партии изучили практически все выходы горных пород на побережье и в глубине материка. Советские ученые, участвовавшие в иностранных антарктических экспедициях, обследовали многие районы Западной Антарктиды и прилегающих островов.

Внутренние районы Восточной Антарктиды пересечены многочисленными авиационными исследовательскими маршрутами. В последние годы значительная часть Земли Эндерби и прилегающих к ней районов, а также большие участки Земель Королевы Мэри и Вильгельма II в районе Мирного были охвачены радиолокационными измерениями толщины ледникового покрова с воздуха.

На огромных пространствах между станцией Новолазаревской на западе и линией Мирный — Восток — Южный полюс на востоке пролегли маршруты советских санно-гусеничных поездов. В труднейших условиях центральных районов Антарктического материка, на большой высоте, при постоянных морозах, не ослабевающих даже в летнее время, за 20 лет они прошли в общей сложности более 80000 километров. За это время Советскими антарктическими экспедициями было предпринято более 55 больших и малых походов. В них участвовало в общей сложности около 500 человек, а продолжительность походов в сумме составила более 2500 суток, то есть более шести с половиной лет. В походах велись геомагнитные, гравиметрические, метеорологические, гляциологические наблюдения и сейсмозондирование ледникового покрова. В некоторых походах производились также геодезические работы и радиолокационное зондирование ледника. Редкие из них были чисто транспортными.

Наиболее значительным был санно-гусеничный поход, предпринятый 12 САЭ в летний сезон 1966-67 года по маршруту Молодежная — Полюс Недоступности — внутриконтинентальная станция США Плато — Новолазаревская, который возглавлял Герой Социалистического Труда И.Г. Петров. Санно-гусеничный поезд, состоявший из одного тягача, двух снегоходов «Харьковчанка» и трех саней, в течение 89 суток преодолел более 3400 километров. Маршрут его проходил в основном по местам, еще никем не посещавшимся. Это был самый большой по протяженности поход в истории исследования Антарктиды. В пути участники похода выполнили геодезическое нивелирование (на участке Молодежная — Полюс Недоступности), сейсмическое и радиолокационное зондирование толщины ледникового покрова, метеорологические, гляциологические и другие наблюдения.

Крупные комплексные научные исследования ведутся с экспедиционных судов. За прошедшие 20 лет с борта «Оби», «Лены», «Профессора Зубова» и «Профессора Визе» выполнено около 1500 океанологических станций в Южном океане, а также в более низких широтах Мирового океана, причем более 1000 станций приходится на долю флагмана Советских антарктических экспедиций д/э «Обь». Кроме стандартных измерений температуры воды на различных горизонтах, велись инструментальные наблюдения за волнением, течениями и гидрооптические наблюдения, брались геологические и биологические пробы. На протяжении более 300 000 миль с д/э «Обь» выполнен эхолотный промер, результаты которого были использованы при составлении морских карт. На экспедиционных судах Советских Антарктических экспедиций ведутся систематические метеорологические, актинометрические и магнитные наблюдения, шаропилотное, радио- и ракетное зондирование атмосферы и ряд других исследований.

Программа научных работ Советских антарктических экспедиций с каждым годом расширяется. Так, за последние годы значительно расширился комплекс геофизических и аэрометеорологических исследований: на Молодежной начались наблюдения за метеорными следами с целью изучения ветровых потоков в стратосфере и ракетное зондирование атмосферы до высот 80—100 километров. Расширена программа сейсмических наблюдений, начались регистрация микропульсаций магнитного поля Земли, исследования интенсивности космических лучей в стратосфере, фотометрия полярных сияний и пр. Ленинградская и Молодежная оснащены установками для приема спутниковой информации о метеорологической обстановке в южном полушарии и распределении льдов в водах Антарктики. В последние годы синоптические карты из Мирного и Молодежной передаются в эфир по факсимильной аппаратуре. В районе Мирного и станции Восток ведется глубинное бурение ледникового покроза. С 1965 года в районах прибрежных советских антарктических станций биологи-аквалангисты регулярно совершают погружения на глубины до 50 метров. Широкой размах получили медицинские исследования, основная тема которых — акклиматизация человека в исключительно суровых природных условиях Южнополярной области.

Советские антарктические экспедиции постоянно обслуживают синоптической информацией китобойные флотилии и другие суда, а также самолеты, действующие в Антарктике.

В результате работ Советских антарктических экспедиций на карту нанесена огромная территория побережья и внутренних районов Восточной Антарктиды, а также обширные акватории Южного океана. На этих картах, составленных по данным аэрофотосъемок, сейсмо- и радиолокационного зондирования толщины ледникового покрова, а также эхолотных промеров, появились сотни новых ранее неизвестных географических объектов: внутри-материковое ледниковое плато Советское, подледные горные хребты Гамбурцева и Вернадского, подледная равнина Шмидта, хребет Гагарина, оазис Терешковой и др. Все эти данные обобщены в уникальном двухтомном Атласе Антарктики, вышедшем в 1969 году. Этот фундаментальный труд удостоен Государственной премии 1971 года.

Изучение геологического строения участков суши, не покрытых льдом, а также некоторые данные о строении погребенной подо льдом территории Антарктиды, полученные геофизическими методами исследований, позволили составить первую в мире сводку по геологии древней гондванской антарктической платформы.

Аэрометеорологические наблюдения дали материал для составления достаточно полной климатической характеристики Антарктики, в том числе и внутриматериковых районов, прежде совершенно не изученных. Актинометрические наблюдения показали, что прозрачность атмосферы над Антарктидой близка к идеальной, вследствие чего суммарная радиация летом чрезвычайно высока, однако из-за высокого альбедо снега, покрывающего почти весь материк, и полярной ночи радиационный баланс за год в Антарктиде отрицателен. Поэтому именно здесь наблюдаются самые низкие на земной поверхности температуры воздуха.

Много важных научных вопросов позволили решить и материа-лы наблюдений геофизического комплекса. Так, по данным ионосферных наблюдений ученые составили карты ионизации ионосферы, необходимые для расчета частот волн, на которых ведется радиосвязь, а также решили ряд теоретических вопросов, связанных с распространением и поглощением радиоволн.

Измеряя земные токи, геофизики обнаружили, что амплитуда их колебаний в Антарктиде значительно больше, чем в низких широтах; это дает возможность судить об интенсивности процессов, протекающих в верхней атмосфере и магнитосфере. Благодаря гравиметрическим исследованиям удалось уточнить сведения о фигуре Земли в Южнополярной области, получить современные данные о характере земной коры и ее новейших колебаниях. Сейсмические наблюдения существенно пополнили сведения о состоянии земной коры в этой области. Впервые были зарегистрированы единичные, правда очень слабые, землетрясения на Антарктическом континенте. Анализ материалов наблюдений за прохождением сейсмических волн показал, что Антарктида имеет материковую земную кору, однако структура ее в Восточной и Западной Антарктиде различна.

За 20 лет в Советских антарктических экспедициях участвовало почти 9000 человек. Из них почти 3400 человек зимовали на станциях, около 2000 принимали участие в сезонных исследованиях и более 3600 человек составили экипажи экспедиционных судов.

В последние годы в Советских антарктических экспедициях участвуют 400—500 человек (включая экипажи экспедиционных судов). К берегам ледяного континента ежегодно отправляется несколько экспедиционных кораблей. Так, в 1974-75 году в составе 20 САЭ участвовало 5 судов. Вначале, как обычно, к далеким берегам Антарктиды вышел флагман экспедиции дизель-электроход «Обь». На его борту на ледяной континент направилась смена завершающим свою научную вахту участникам 19 САЭ и сотрудники сезонных отрядов, а также экспедиционный груз. Вскоре после ее отхода в Антарктику отправились научно-исследовательские суда ААНИИ «Профессор Зубов» и «Профессор Визе», а вслед за ними — еще два судна, которые выполняли чисто транспортные задачи. Танкер «Геленджик» доставил на Молодежную, в Мирный и Беллинсгаузен дизельное топливо для электростанций и наземного транспорта, бензин и керосин для самолетов, а также необходимые технические масла. Д/э «Ванкарем» также доставил экспедиционные грузы на Молодежную и в Мирный. Первые три корабля, кроме транспортных операций, выполняли и научные задачи. Во время плавания, начиная с Балтийского моря и кончая их возвращением в Ленинград, на них непрерывно велись аэрометеорологические наблюдения, попутные гидрологические исследования и ряд других работ по сбору научной информации.

Таким образом, в последние годы Советские антарктические экспедиции ведут систематические научные наблюдения в шести пунктах: на АМЦ Молодежная (Земля Эндерби), в обсерватории Мирный (Земля Королевы Мэри), на станциях Восток (район Южного геомагнитного полюса), Новолазаревская (Земля Королевы Мод), Беллинсгаузен (остров Кинг-Джордж) и Ленинградская (Земля Виктории).

Сотрудники Советских антарктических экспедиций в порядке обмена почти ежегодно участвуют в антарктических экспедициях иностранных государств. На станциях США (Мак-Мердо, Литл-Америка, Бэрд, Амундсен-Скотт и на экспедиционном судне «Элтанин»), Великобритании (Стонингтон) и Аргентины (Альмиранте-Браун) работало 18 советских ученых.

В Советских антарктических экспедициях в свою очередь работают ученые других государств. За 20 лет на советских станциях зимовали 56 иностранных ученых, а на сезон оставались 30. Это были представители 14 государств: Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Монгольской Народной Республики, Польской Народной Республики, Чехословацкой Социалистической Республики, Социалистической Республики Румыния, а также ученые Австралии, Великобритании, Аргентины, США, Франции, Японии и Индии.







  
Рабочий конец веревки обносят вокруг дерева или выступа рельефа. Проносят поверх коренного конца, огибают коренной конец и продевают в образовавшуюся петлю. Рабочий конец вновь проносят поверх коренного, огибают коренной и продевают во вторую образовавшуюся петлю и т. д. Обычно делают 2 3 шлага. ( На два шлага швартуют
. . . а также зимовочного персонала на них за период с 1899 по 1974 год (южнее 60 deg; ю. ш. ) Годы Число станций Количество зимовщиков 1899 1 10 1902 3 60 1903 Э 36 1904 2 26 1905 1907 1 6 1908 2 21 1909 2 28 1910 1 6 1911 3 46 1912 4 45 1913 2 13 1914 1 6 1915 2 21 1916 2 15 1917 1920 1 6
Берман А. Путешествия на лыжах. ФиС, 1968. Болдырев С. , Жмуров В. , Косарев Е. Сложные туристские походы. ФиС, 1959. Водный туризм. ФиС, 1968. Водноэнергетические ресурсы Кольского полуострова. Вып 1 7 Изд. АН СССР, 1958 1961. Географический словарь Кольского полуострова,
Редактор Расскажите
о своих
походах
1983 г. Этот случай произошел в горах Памиро Алая. С седловины перевала вниз вел длинный 60 градусный ледовый склон. Двигаться решили по перилам. В месте перестежки на вторую веревку стояли двое, ожидая, пока внизу приготовят очередную лоханку во льду. Один из них снял рюкзак и примостил его прямо на завернутый ледобур, к которому раньше карабином
1983 г. Не просто нынче найти в горах перевал, на котором бы не побывали туристы. Почти не осталось горных хребтов, ими не пройденных. И уж, кажется, совсем невозможно представить горную страну, о которой они знали бы только понаслышке. Между тем такая
12. 07. 88 г. В 7. 00 час. утра основная часть группы ушла до ущелью Чон Кызыл су на ФГС (7 участников). Остальная группа (3 участника) Гутовский С. , Волошин К. и Редечкин А. уехали на том же автобусе в город Пржевальск, затем в летний выездной альплагерь Ала Тоо, стоящий в ущелье


0.153 секунд RW2