Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Литература     Восьмитысячники     Антарктида     Россия     Беллетристика  


Человек на ледяном континенте

Введение

Немного истории

Советские Антарктические

Южнополярный материк

Ледяной континент

Южнополярные дни и ночи

Страна морозов и жестокого солнца

Земля ураганов и метелей

Антарктические чудеса

Реки и озера

Растения и животные

Плавающие берега и странствующие гиганты

Сокровища осколка Гондваны

Население мужского континента

Континент без государственных границ

Антарктические дома и поселки

Опреснители на мировом складе пресной воды

Страна воздушного и гусеничного транспорта

Москва, 72788, Антарктида...

Огород на ледяном континенте

Краткая хронология событий, связанных с открытием и изучением Антарктиды

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУЧНЫХ СТАНЦИЯХ И ЭКСПЕДИЦИОННЫХ БАЗАХ В АНТАРКТИКЕ

Научные станции Австралии

Станции Аргентины

Научные станции Великобритании

Научные станции Новой Зеландии

Научные станции СССР

Научные станции США

Научные станции Франции

Научные станции Чили

Научные станции Южно-Африканской Республики

Научная станция Японии

Научные станции и базы других государств

Основные сведения о Советских антарктических экспедициях (1955—1975 гг.)

Количество научных станций и баз в Антарктике

Фотографии 1

Фотографии 2

Фотографии 3

Человек на ледяном континенте - Л.И. Дубровин

Введение

Ради чего люди стремятся на крайний юг нашей планеты, на материк, почти полностью покрытый льдом, в страну пурги и жесточайших морозов, терпят лишения и долгие месяцы проводят вдали от Родины?

Вторая половина XX века характеризуется исключительно бурным развитием науки и техники. Этот процесс, получивший название научно-технической революции, не мог не затронуть и Антарктику. Человечество, изучая и осваивая свою не такую уж большую планету, получило наконец технические и материальные возможности вести исследования в самых удаленных и самых суровых ее местах. Антарктика до последнего времени была огромным «белым пятном» на нашей планете, и поэтому, естественно, как только появилась возможность его «стереть», ученые сразу же принялись за эту работу.

С самого начала эти исследования приобрели не только региональный, но и планетарный характер. Информация, полученная в результате наблюдений на антарктических станциях и маршрутных исследований, используется для решения многих научных проблем глобального масштаба. Так, например, геологи получили существенные доказательства в пользу гипотезы о происхождении современных материков и их развитии. Метеорологи смогли наконец установить основные особенности атмосферных процессов над Южнополярной областью и выяснить, в какой мере они влияют на атмосферные процессы над остальными областями планеты. Палеогеографы, изучая огромный ледниковый щит, покрывающий Антарктиду, получили более четкое представление о четвертичном оледенении, охватывавшем когда-то огромные площади материков северного полушария. Особенно много дали материалы научных наблюдений в Антарктике для решения научных проблем, связанных с физикой нашей планеты: ее магнитным полем, ионосферой и т. д.

Научная информация, получаемая в Антарктике, после соответствующей обработки накапливается в Международных центрах сбора данных (МЦД), созданных в ряде стран еще во время Международного геофизического года, и используется учеными разных стран. Часть информации имеет оперативное значение. Это метеорологические данные, которые нужны синоптикам для составления карт и прогнозирования погоды. В летнее время материалы наблюдений на антарктических станциях используются для гидрометеорологического обслуживания судов, плавающих в Южном океане, и самолетов, летающих в Антарктике. Эта часть работы антарктических экспедиций дает непосредственный, причем весьма существенный, экономический эффект.

Геологические исследования в Антарктиде имеют целью оценить минеральные ресурсы этого континента. Пока еще они не эксплуатируются, но нет сомнения в том, что в будущем и, может быть, не таком уже далеком, человечество доберется до них.

Экспедиции различных государств, работающие в Антарктике, преследуют в основном научные цели, однако для обеспечения научных исследований люди вынуждены заниматься самыми разными делами — строить станции и базы, доставлять на них строи тельные материалы, научное оборудование, топливо и другие экспедиционные грузы, создавать аэродромы, причальные сооружения, налаживать радиосвязь, снабжать научные поселки энергией, водой и т. д. И все это приходится делать в большинстве случаев в совершенно необычных условиях, которые не встретишь на других континентах.

В Антарктике люди впервые столкнулись с необходимостью длительное время жить и работать в таких местах, где средняя годовая температура ниже минус 50°, а минимальная — ниже минус 80°. Впервые пришлось строить научные поселки и аэродромы на поверхности ледникового щита, покрытого мощным слоем снега, осуществлять походы санно-гусеничных поездов по бескрайним снежным просторам на высоте более 2—3 километров над уровнем моря, прокладывая путь с помощью астрономических определений, как в открытом океане. Впервые пришлось решать проблему снабжения водой, оказавшуюся очень непростой, хотя на этом материке сосредоточено более 80% всего количества пресной воды на Земле. На некоторых станциях люди вынуждены постоянно бороться со снежными заносами. За каких-нибудь 4—5 лет станционные сооружения оказываются под слоем снега толщиной 6—8 метров. На этом континенте люди со многим сталкиваются впервые...

Изучая и осваивая самые удаленные и суровые места своей планеты, человек прочно обосновался и в Южнсполярной области. В последние десятилетия в Антарктиде возникли постоянные населенные пункты, своеобразные научные городки со сменным населением, наметились регулярно действующие транспортные пути (воздушные и наземные), появились настоящие антарктические порты (авиационные и морские), выработались оригинальные конструкции домов на сваях, не боящихся снежных заносов и т. п. Таким образом, человек не только исследует Южнополярный материк, но и начинает осваивать его, что выражается пока в накоплении опыта существования человека в необычно суровых условиях, а также решении вопросов, связанных со строительством и эксплуатацией различных сооружений, осуществлении транспортных операций, организации снабжения энергией и т. п.

По-новому, своеобразно складываются здесь и международные отношения. В Антарктиде безраздельно господствует дух содружества и взаимопомощи, нашедший свое выражение в Договоре об Антарктике. Все это представляет собой не что иное, как разносторонний, широкомасштабный эксперимент, для осуществления которого человечество избрало Южнополярную область.







  
Предлагаемые ниже правила безопасности предназначены для горнолыжника средней подготовленности, туриста и альпиниста или простого путешественника, который по делам или для отдыха отправляется в горы, в район большой снежности. Лавины главная опасность при передвижении в горах зимой. Этой опасности можно избежать, если знать несколько
Гусеничный вездеход основной вид транспорта в Советской антарктической экспедиции. Советские снежные крейсеры Харьковчанка . По такой однообразной снежной пустыне пролегают пути санно гусеничных поездов. Один из видов гусеничных вездеходов, используемых в американских антарктических экспедициях. Радио основное
Алибек одна из трех рек, слиянием которых образуется на территории пос. Домбай река Теберда. Правый борт Алибекского ущелья составляют склоны ГКХ с ледниками Алибек и Белала Кая, левый г. Семенов Баши. Долина замыкается скальным массивом Сулахат. Из Домбая вверх по ущелью есть
Редактор Расскажите
о своих
походах
1983 г. Этот случай произошел в горах Памиро Алая. С седловины перевала вниз вел длинный 60 градусный ледовый склон. Двигаться решили по перилам. В месте перестежки на вторую веревку стояли двое, ожидая, пока внизу приготовят очередную лоханку во
1983 г. Не просто нынче найти в горах перевал, на котором бы не побывали туристы. Почти не осталось горных хребтов, ими не пройденных. И уж, кажется, совсем невозможно представить горную страну, о которой они знали бы только понаслышке. Между тем такая горная страна
1. Проводящая организация: Сочинская территориальная поисково спасательная служба. Адрес: г. Сочи, ул. Пластунская, 151 а, тел. 7 (8622) 68 03 03. 2. Место проведения похода: Россия, Кабардино Балкария, Приэльбрусье, Безенги 3. Общие справочные сведения о маршруте. Вид туризма Категория сложности


0.076 секунд RW2