Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Материалы     Веревки и узлы     Безопасность     Питание     Учебная литература  


Проблемы безопасности в горах

Предисловие к русскому изданию

Введение

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРНОГО ТУРИЗМА И АЛЬПИНИЗМА

Характеристика опасностей в горах

О трудностях в горах

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на некоторые физиологические и психические функции человека

Влияние занятий туризмом и альпинизмом на двигательные реакции человека

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на внимание альпинистов и туристов

Влияние стенного восхождения на чувство равновесия у альпинистов

Влияние высотных восхождений на некоторые психические функции альпинистов

Влияние стенных восхождений на двигательную координацию и быстроту альпинистов

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на пульс, кровяное давление и жизненную емкость легких

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на силу альпинистов и туристов

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Классификация правил безопасности

Правила безопасности перед выходом из хижины, лагеря, населенного пункта

Правила безопасности при движении в горах

Правила безопасности при лазаний по скалам и восхождении на вершины

Правила безопасности при страховке

Правила безопасности при спуске по веревке

Правила безопасности учебно-тренировочных занятий на скалах

Правила безопасности при организации бивака в горах

Правила безопасности при угрозе схода лавин

Правила безопасности на соревнованиях по ориентированию в горной местности

Правила безопасности в пещерах и провалах

Правила безопасности при спасательных работах в горах

Правила хранения, контроля и использования альпинистского снаряжения

Методика обучения правилам безопасности

Классификация ошибок при лазании по скалам

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В ГОРАХ

Предварительно обусловленные субъективные причины несчастных случаев в горах

Предварительно обусловленные объективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные субъективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные объективные причины несчастных случаев в горах

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Подбор партнера при занятиях альпинизмом и туризмом

Формирование правильного представления о характере предстоящих действий

Меры безопасности при восхождении на учебно-тренировочные и классифицированные стенные маршруты. Автоматическая страховка

Меры безопасности при использовании альпинистских веревок и узлов

Скорость и безопасность при движении в горах

Организация и действия вспомогательно-спасательной группы в альпинистских восхождениях и туристских походах

Профилактические меры, связанные с общей организацией безопасности в горах

Совершенствование подготовки туристов и альпинистов для участия в походах и восхождениях

Утомление и борьба с ним

Совершенствование техники движения по различной местности

Регулирование эмоционального состояния туриста

Успех альпинистского и туристского мероприятия

Борис Маринов - Проблемы безопасности в горах - Материалы

Утомление и борьба с ним

Во время туристских походов и альпинистских восхождений спортсмены подвергаются различным нагрузкам, которые зависят от продолжительности и трудности маршрута и следствием которых бывает утомление участников. Опасности, возникающие в результате утомления, весьма велики и нередко приводят к неблагополучному исходу. Утомление, по определению А. Н. Крестовникова, представляет собой “...такое состояние организма, которое возникает после более или менее продолжительной работы и проявляется в понижении работоспособности”.

Утомление тесно связано с тренированностью. У хорошо тренированных спортсменов оно наступает медленнее, чем у нетренированных.

Основная причина наступления утомления — недостаточная предварительная подготовка к соответствующим нагрузкам. Слабое развитие специальных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) на основе хорошей общефизической подготовки приводит к утомлению уже в самом начале похода или восхождения и не позволяет успешно участвовать в них.

Процесс развития утомления ускоряется под воздействием ряда факторов: например, неправильная техника лазания по скалам, когда альпинист не переносит центр тяжести тела преимущественно на ноги, а нагружает главным образом руки. Нередки случаи, когда при подъеме таким способом (особенно после продолжительных статических нагрузок) руки отказываются служить, мышцы увеличиваются в объеме и затвердевают, пальцы не сгибаются, захваты становятся слабыми и непродолжительными, что, естественно, ведет к потере опоры, зависанию на веревке или к падению.

Неподходящая экипировка и прежде всего неудобная обувь также ускоряют наступление утомления. Они не позволяют рационально использовать неровности скалы или горного склона, вынуждают прилагать дополнительные мышечные усилия.

Способствуют наступлению утомления также плохие атмосферные условия, делающие скользкой поверхность скалы и склона, сильный ветер, неудобный бивак, нарушенный режим питания и питьевой режим, не позволяющий полностью восстанавливать силы во время отдыха, неустойчивая структура скалы, лазание с рюкзаком, неважное самочувствие альпиниста или туриста, овладевающий им время от времени страх, большие физические и психические нагрузки, заболевание в походе (восхождении), недостаточно закаленный организм, неполная акклиматизация.

Утомленные туристы и альпинисты становятся неуверенными и медлительными в своих действиях; у них наблюдаются нарушение координации движений, технические и тактические ошибки; они с трудом работают с инвентарем и снаряжением; при очень сильном утомлении проявляется склонность к пренебрежению правилами безопасности.

Ряд исследований показывает, что при утомлении нарушается также правильное протекание мыслительных процессов. В тяжелых случаях наступают полная апатия, безразличие к опасностям и всему окружающему.

Для борьбы с утомлением в спортивной практике используются различные методы и средства. Основным из них можно считать научно организованный тренировочный процесс. Кроме применения научно обоснованных и проверенных практикой методов формирования двигательных качеств, необходимо и правильное чередование нагрузок с отдыхом и питанием.

Особое внимание следует уделять правильной постановке дыхания, которое бы обеспечило работающие мышцы и весь организм необходимым количеством кислорода. При лазаний по скалам и преодолении неровностей горного рельефа следует дышать ритмично и глубоко в соответствии с характером двигательной деятельности. Тогда кровь будет в достаточной мере насыщаться кислородом. Но во время подъема альпинист (турист) не в состоянии поддерживать один и тот же темп из-за постоянно изменяющихся условий. Глубокие вдохи и выдохи должны правильно сочетаться с максимальными усилиями. Особое внимание надо уделять состоянию организма после задержки дыхания, когда предстоит преодолеть трудную форму рельефа, требующую высокой координации движений и чувства равновесия. Известно, что после задержки дыхания при однократных максимальных усилиях оно сильно учащается в результате возбуждения дыхательного центра. Иногда такое состояние затягивается, оно охватывает двигательный центр и приводит к нарушению координации движений.

В отличие от видов спорта, где успех измеряется минутами и сантиметрами и соревнующиеся вынуждены регулировать свое дыхание в процессе быстро протекающих состязаний, альпинисты и туристы имеют возможность остановиться на определенное время, сделать несколько энергичных полных вдохов для увеличения легочной вентиляции, вывести накопившуюся углекислоту из организма и повысить его работоспособность.

Важным фактором увеличения продолжительности выполняемой работы и силы мышечных сокращений является умение туриста и альпиниста расслаблять мышцы на не слишком активной фазе движения, что позволяет восстанавливать энергетический потенциал мускулатуры, после чего сила сокращения увеличивается.

Выполнение специальных упражнений в неактивных фазах рабочего цикла благоприятно сказывается на преодолении локального утомления в мышцах при больших статических нагрузках (при преодолении технически сложных скальных участков, забивании крючьев в неудобном положении и т. д.). Восстановление работоспособности достигается опусканием и потряхиванием рук, круговыми вращениями головы, а если позволяют условия, то и подниманием и потряхиванием ног.







  
Дубовый узел Моряки применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Хотя соединение растительных тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно
Когда распахиваются двери самолета в Антарктиде, первое, что чувствуешь, это холодный и очень сухой воздух. Масса света, невероятно яркого солнца. Когда мы прилетели из Мак Мёрдо в лагерь «Джей Найн», нас встретил Джон Клаух. Весь черный от загара, грязи и копоти, со смертельно усталыми глазами. Ведь днем надо было бурить, а ночью принимать самолеты
Здесь мы расскажем о горах, располагающихся к западу от Буордаха до Индигирки и к юго западу от Буордаха до Неры правого притока Индигирки. Этот регион, по существу, типичен для цепей Черского и в значительной мере для всего северо востока СССР. Он может быть кратко охарактеризован как северо восточное среднегорье.
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант, о котором идет
Национальный парк Таганай вблизи города Златоуста влечёт к себе тысячи туристов со всех уголков страны. Едут сюда с целью насладиться неповторимой красотой горных вершин, ощутить суровую девственную природу с завораживающими пейзажами, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, а
Варианты подъезда в район и отъезда Подъезд к началу маршрута выглядит так: Железнодорожный участок Смоленок Москва Петропавловск/Казахск. ж Астана Алма Ата /проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда. Автотранспорт автобус микроавтобус автомобиль УАЗ использовался на переездах Алма Ата Бишкек, Бишкек Чолпон Ата, Чолпон Ата


1.456 секунд RW2