Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Литература     Восьмитысячники     Антарктида     Россия     Беллетристика  


Человек на ледяном континенте

Введение

Немного истории

Советские Антарктические

Южнополярный материк

Ледяной континент

Южнополярные дни и ночи

Страна морозов и жестокого солнца

Земля ураганов и метелей

Антарктические чудеса

Реки и озера

Растения и животные

Плавающие берега и странствующие гиганты

Сокровища осколка Гондваны

Население мужского континента

Континент без государственных границ

Антарктические дома и поселки

Опреснители на мировом складе пресной воды

Страна воздушного и гусеничного транспорта

Москва, 72788, Антарктида...

Огород на ледяном континенте

Краткая хронология событий, связанных с открытием и изучением Антарктиды

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУЧНЫХ СТАНЦИЯХ И ЭКСПЕДИЦИОННЫХ БАЗАХ В АНТАРКТИКЕ

Научные станции Австралии

Станции Аргентины

Научные станции Великобритании

Научные станции Новой Зеландии

Научные станции СССР

Научные станции США

Научные станции Франции

Научные станции Чили

Научные станции Южно-Африканской Республики

Научная станция Японии

Научные станции и базы других государств

Основные сведения о Советских антарктических экспедициях (1955—1975 гг.)

Количество научных станций и баз в Антарктике

Фотографии 1

Фотографии 2

Фотографии 3

Человек на ледяном континенте - Л.И. Дубровин

Москва, 72788, Антарктида...

60—70 лет тому назад люди, отправившись на ледяной континент, совершенно теряли связь с цивилизованным миром. В Течение долгих месяцев, а то и лет они оставались в полном неведении о том, что творится у них на родине, а о событиях, происходивших в ходе экспедиции, успехах и неудачах полярников становилось известно только после их возвращения. Так, например, о таком важном событии, как открытие Южного полюса, которое состоялось 16 декабря 1911 года, мир узнал только через три месяца -в марте 1912 года, когда «Фрам» прибыл на остров Тасманию и Амундсен из города Хобарт сообщил о своей победе,и благополучном завершении экспедиции. Почти год мир ничего не знал О трагедии, которой закончился поход к Южному полюсу Р. Скотта. Участникам Британской экспедиции, оставшимся на береговой базе на острове Росса, стало ясно, что полюсная партия погибла, еще в марте 1912 года, а в Англии и других странах об этом узнали только в феврале 1913 года, когда экспедиционный корабль «Терра Нова» вернулся из Антарктики. Жена Р. Скотта, Кэтлин, не подозревая о трагедии, отправилась встречать экспедицию на пароходе и только уже вблизи Новой Зеландии узнала, что ее мужа давно нет в живых.

В эти годы ледяной континент действительно был «краем света», и люди, зимовавшие там, особенно остро чувствовали удаленность от родины и оторванность от культурных центров, от цивилизации.

Понятно поэтому, что уже в те годы, на заре радиотехники, делались попытки связать Антарктиду с миром с помощью радиоволн.

Еще Р. Скотт, оправляясь в свою вторую экспедицию в 1910 году, намеревался применить в Антарктиде радиосвязь. Планы эти не были осуществлены только потому, что на экспедиционном корабле не хватило места для перевозки сравнительно громоздкого и тяжелого оборудования.

Первая практическая попытка применить на ледяном континенте «беспроволочный телеграф» была предпринята в 1912 году. Это произошло во время Австралийской антарктической экспедиции Д. Моусона, базировавшейся на мысе Денисон (побережье Земли Адели). Радио в то время еще только начинало входить в жизнь, и существовавшая тогда аппаратура не могла обеспечить передачи на большие расстояния. Поэтому, чтобы установить связь с Австралией, участники экспедиций Д. Моусона построили промежуточную радиостанцию на острове Маккуори.

Построить радиостанцию на мысе Денисон, который известен как полюс ветров, оказалось гораздо сложнее. Особенно большие трудности пришлось преодолеть при установке трех мачт для подвески антенн. Мачты, сделанные из бревен орегонской сосны, состояли из четырех секций и достигали около 40 метров в высоту. Однако очень скоро полярники убедились, что смогут установить не более трех секций. Но и для установки трехсекционных мачт потребовались неимоверные усилия. Мачты начали устанавливать в апреле, а закончили только в конце сентября, Работать приходилось урывками, в короткие периоды, когда ветер немного стихал. Оттяжки мачт все время терлись о детали крепления и лопались. Люди, работавшие на леденящем ветру, обмораживались.

10 августа установили верхнюю секцию на последней мачте. На следующий день при ветре около 30 метров в секунду попытались поднять антенну при помощи блока, но натянуть ее не удалось. Антенну унесло ветром. Наконец 30 сентября антенна была поднята на достаточную высоту, чтобы можно было надеяться осуществить передачу на большое расстояние. Заработал двигатель, динамомашина начала давать ток, и радист Ханнам стал настраивать аппаратуру. В течение нескольких ночей подряд он посылал сообщения в эфир, но ответа не получал. В приемнике слышался только треск от разрядов атмосферного электричества. Через полтора месяца в середине октября одну из радиомачт сломало ветром, и полярникам снова пришлось заниматься ее установкой и подвеской антенны. Только в следующем, 1913 году, как пишет начальник экспедиции Д. Моусон в своей книге «Родина снежных бурь», «...честь телеграфа была восстановлена».

По-настоящему широко радио стало применяться на шестом континенте начиная с первой антарктической экспедиции Р. Бэрда (1928—1930 годы). К этому времени радиосвязь в практике полярных экспедиций стала уже обязательной. Над занесенной снегом станцией Литл-Америка I, созданной американцами на шельфо-вом леднике Росса, поднялись три металлические радиомачты. (В дальнейшем они стали характерной особенностью всех антарктических поселков.) В экспедиции Р. Бэрда было уже 23 передатчика и 31 приемник, которые Предназначались для обслуживания судов, самолетов, полевых партий и связи полярников с родиной. Радиостанция Литл-Америки регулярно держала связь с внешним миром, и американцы могли узнавать из газет о событиях, происходивших в экспедиции.

Интересно отметить, что в это время состоялась сверхдальняя, для того времени рекордная радиосвязь между американской базой, расположенной почти на 79° южной широты, и советской арктической станцией Бухта Тихая, находящейся на Земле Франца-Иосифа, за 80° северной широты. Рекорд этот установили будущий папанинец, а в то время 25-летний радист станции Бухта Тихая Эрнст Кренкель и американский радист Петерсон. Интересно, что рекорд этот держался вплоть до 1968 года.

В настоящее время радио надежно связывает Антарктиду с другими континентами. Ежедневно радисты научных станций на ледяном континенте принимают и передают сотни радиограмм, обмениваются оперативной научной информацией, осуществляют радиотелефонные переговоры и т.п. Только нарушения обычного режима ионосферы, приводящие к ухудшению или полному прекращению прохождения радиоволн, могут прервать на некоторое время устойчивую радиосвязь. Так, например, 26 августа 1965 года на Солнце произошел мощный взрыв, вызвавший образование поглощающего слоя типа полярной шапки, в результате чего радиосвязь с Москвой была прервана вплоть до 15 сентября. В это время из Мирного в Москву не смогли передать ни одной радиограммы, а связь на телетайпах оставалась плохой до середины октября. Но такое бывает не часто и воспринимается почти как чрезвычайное происшествие.

Радиоцентр главной базы Советских антарктических экспедиций Молодежная оснащен новейшим отечественным оборудованием. Для магистральных связей недавно стал применяться мощный радиопередатчик. Для внутриантарктических связей используются радиопередатчики мощностью от 1 до 5 киловатт. Приемная радиостанция и радиобюро оборудованы коротковолновыми магистральными приемными устройствами, высокочувствительными радиоприемниками, а также новейшей телеграфной и фототелеграфной аппаратурой.

Разделившись на смены, радисты работают круглые сутки, как работники телеграфа на главпочтамте в крупном городе. Они регулярно передают в эфир результаты метеорологических и аэрологических наблюдений, ежедневную сводку о работе экспедиции, собирают материал для составления синоптических карт, при помощи фототелеграфной аппаратуры передают эту карту в эфир, каждый день передают и принимают личные радиотелеграммы участников экспедиции, настраивают приемники и передатчики для радиотелефонных переговоров с далекой родиной и т. д. Особенно много работы у радистов летом, когда в небе Антарктики появляются экспедиционные самолеты, а в водах Южного океана — корабли, в глубину материка уходят санно-гусеничные поезда и в различных районах ледяного континента работают сезонные полевые отряды, с которыми необходимо поддерживать регулярную связь.

Исполняя роль Регионального метеорологического центра, Молодежная собирает метеорологическую информацию с иностранных радиометеорологических центров южного полушария для нужд Гидрометеорологического центра Советского Союза и для Всемирной службы погоды. В задачу радиоцентра входит также бесперебойная и своевременная передача в Москву и международный центр всей научной информации, собранной предварительно с советских антарктических станций, в соответствии со схемой связей, согласованной с заинтересованными странами — участницами Договора об Антарктике.

Сейчас участники антарктических экспедиций, находящиеся на научных станциях и базах, могут в любое время обменяться телеграммами со своими родными и близкими, оставшимися на родине, причем это занимает немногим больше времени, чем если бы телеграмма шла из Ленинграда в Москву.

Телеграмму участникам Советских антарктических экспедиций можно отправить в любом почтовом отделении Советского Союза, где есть телеграфная связь. Сначала она поступает в Москву на радиоцентр, а уже оттуда передается в Антарктику, на соответствующую станцию или экспедиционное судно. Даже в том случае, если тот, кому адресована телеграмма, находится в полевом лагере или в составе экипажа санно-гусеничного поезда, двигающегося где-нибудь в глубине материка на расстоянии сотен километров от базы, телеграмма доходит до него, как правило, в тот же день. Отправляются такие телеграммы по адресу: «Москва, 727, Антарктида...»

Регулярно, обычно раз в неделю, происходят радиотелефонные переговоры участников экспедиции с родными и друзьями. Они всегда вносят оживление в размеренную жизнь полярников, особенно в зимнее время. Возможность в любое время послать телеграмму родным и через несколько часов получить ответ или, еще лучше, услышать их голоса заметно сглаживает ощущение удаленности и оторванности людей от дома в современных антарктических экспедициях.

Фототелеграфная аппаратура, установленная на советских антарктических станциях, позволяет принимать по радио не сигналы азбуки Морзе и не буквенный текст, а изображения карт. При помощи этой аппаратуры принимаются карты с синоптической обстановкой, фотографии, сделанные с искусственных спутников Земли, и т. д. Однажды возникла необходимость получить чертежи зданий, сооружавшихся на станции Молодежной, которые не успели закончить и послать в Антарктиду на корабле. Эти чертежи были переданы из Москвы по радио и по фототелеграфу.

В последнее время фототелеграфная аппаратура широко применяется для приема спутниковой информации. Благодаря этой аппаратуре и искусственным спутникам люди, находящиеся на антарктических станциях и экспедиционных кораблях, имеют возможность видеть, что делается на обширных пространствах Южнополярной области: где бушуют и в каком направлении двигаются циклоны, как расположены блокирующие материк льды и где существуют сквозь них проходы к прибрежным станциям, где находятся и куда дрейфуют гигантские айсберги, как изменяются очертания берегов ледяного континента и т. д.

Министерство связи СССР на ледяном континенте не содержит ни одного из своих сотрудников, но почтово-телеграфная связь с Антарктидой существует. Раз в год к берегам ледяного континента корабли привозят письма и посылки родных и друзей. Правда, те, кто их с таким нетерпением ждет, как правило, вскоре на этих же судах отправляются на родину. Обязанности антарктических почтальонов исполняют радисты. Они принимают и передают корреспонденцию по радио, они же заботятся о доставке писем и посылок на кораблях и самолетах. У них находятся почтовые марки и конверты, они ставят почтовые штемпели на корреспонденцию.

Таким образом, за счет Советских антарктических экспедиций сеть почтово-телеграфных линий нашей страны расширилась и достигла таких удаленных пунктов нашей планеты, как Полюс холода, расположенный в центре ледяного континента, на расстоянии более 15000 километров от Москвы и Ленинграда.

На советских антарктических станциях, как в любом почтовом отделении, есть штемпели, которые ставятся на отправляемые и поступающие почтовые отправления. В памятные даты, связанные с открытием и исследованием Антарктиды, на почтовые отправления ставятся специальные юбилейные штемпели.

Юбилейные штемпели, в отличие от обычных, действуют только один день, то есть обозначенный на них день юбилея. Такие штемпели действовали как на антарктических станциях и экспедиционных судах, так и на почтамтах в разных городах Советского Союза.

Помимо обычных календарных либо специальных штемпелей, на письмах, отправляемых с советских станций в Антарктиде, ставятся различные штампы. Это, например, разные служебные штампы групп иностранных исследователей, работающих на советских станциях в соответствии с международным Договором об Антарктике (французских гляциологических групп, групп биологов польской Академии наук и других).

Кроме этих служебных штампов, на письма накладываются также оригинальные штампы, вырезанные участниками экспедиций в Антарктике. Эти штампы накладываются обычно на обороте писем либо на адресной стороне конвертов без иллюстраций, становясь ими. На них отражаются особенности станции — запуск метеорологических ракет, фауна (морские слоны, различные виды пингвинов), станционные сооружения и т. д.

С первых же лет деятельности Советских антарктических экспедиций Министерство связи СССР стало выпускать многокрасочные маркированные конверты, посвященные исследованиям в Антарктике. На первом конверте, выпущенном 23 июля 1956 года, изображен флагманский корабль Советской антарктической экспедиции «Обь» у берегов Антарктиды; на первом плане — пингвин, стоящий на ледяном припае. На втором конверте, выпущенном 21 января 1957 года, были изображены суда Советской антарктической экспедиции дизель-электроходы «Обь» и «Лена» у обсерватории Мирный. С тех пор было выпущено более 20 конвертов. На них изображены экспедиционные суда, ландшафты и представители животного мира ледяного континента, санно-гусеничные поезда, виды советских научных антарктических станций, портреты первооткрывателей Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева и другие рисунки антарктической тематики. Кроме того, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, в ведении которого находится Советская антарктическая экспедиция, ежегодно выпускает свои служебные конверты для участников экспедиций. Первый служебный конверт был выпущен в 1960 году для 6 САЭ.

Начиная с 12 САЭ (1966 год) служебные конверты выпускаются ежегодно.

За годы деятельности Советских антарктических экспедиций Министерством связи СССР выпущено около 20 почтовых марок на антарктические темы. Сюжеты их посвящены различным знаменательным событиям, связанным с исследованием Южнополярной области.

Специальные (юбилейные и другие) штемпели Министерства связи СССР, посвященные датам, связанным с исследованием Антарктики

ШтемпельДата и пункт, где производилось гашение марок этим штемпелем
«140 лет открытия Антарктиды»28 января 1960 г. Ленинград
«5 лет советских исследований в Антарктиде»5 января 1961 г. Антарктида, Мирный
«Антарктида — континент мира и дружбы»26 января 1961 г. Москва
«Сверхдальний перелет Москва — Антарктида»15 декабря 1962 г. Москва
«175 лет со дня рождения адмирала М. П. Лазарева»14 ноября 1963 г. Мирный, Новолазаревская, Ленинград, Севастополь
«175 лет со дня рождения М. П. Лазарева»14 ноября 1963 г. Москва (два штемпеля)
«Второй сверхдальний трансконтинентальный перелет Москва — Мирный»20 ноября 1963 г. Москва
«10 рейсов д/э «Обь» в Антарктиду»29 апреля 1965 г. Ленинград
«10 лет советских исследований в Антарктике»5 января 1966 г. Мирный
«10 лет советских исследований Антарктиды»14 февраля 1966 г. Ленинград
«10 лет станции «Восток»16 декабря 1967 г. Восток, Ленинград
«14 Советская антарктическая экспедиция»1969 г. Штемпель с передвижной датой Беллинсгаузен, Мирный, д/э «Обь»
«150 лет со дня открытия Антарктиды русской высокоширотной экспедицией»28 января 1970 г. Мирный, Восток, Новолазаревская, Молодежная, Беллинсгаузен
«150-летие открытия Антарктиды экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева»28 января 1970 г. Ленинград
«10 лет станции Новолазаревской»18 января 1971 г. Новолазаревская
«10 лет Договору об Антарктике»23 июня 1971 г. Москва, Ленинград
«10 лет станции Молодежная»23 февраля 1972 г. Молодежная

Все эти элементы специального оформления антарктической почты — штемпели, штампы, почтовые марки, иллюстрированные конверты Министерства связи СССР и служебные конверты САЭ — делают письма, приходящие из Антарктиды, своеобразными пропагандистами дел Советской антарктической экспедиции. Расходясь по всему земному шару, они рассказывают многотысячной аудитории своих адресатов о советских исследованиях на Шестом континенте, их размахе и достижениях в международном сотрудничестве. Попадая же в коллекции филателистов, они становятся экспонатами на различных специальных выставках, где вызывают неизменный интерес.







  
Узлы рассортированы по алфавиту Узлы № 191 204. 191. Тарбука узел, разработанный западными туристами для случаев переноса по частям тяжелых грузов. 192. Тещин разновидность бабьего узла. В качестве рабочего узла к применению строжайше запрещен. Под нагрузкой не держит. Применять его ни в коем случае не следует, ни при каких обстоятельствах. 193.
1984 г. Группа энтузиастов спортсменов из Челябинска провела экспедицию в Каспийском море по разработке индивидуальной аварийной укладки, по сбору информации о возможностях выживания человека в этой климато географической зоне. Во время 600 километрового плавания в 1981 году испытывались технически усовершенствованные спасательные
Высокий Алай. Перевал Дальний (4570 м, 2А*) находится в том месте Алайского хребта, где от него отходит Коллекторский хребет. Своим названием перевал обязан расположению; он действительно самый дальний из перевалов, соединяющих ледник Егорова с окружающими ледниками и долинами. Путь к Дальнему
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант, о котором идет здесь речь, необычен
Возрождение альпинизма и туризма началось уже в первый послевоенный год. Три альпинистских лагеря удалось частично восстановить и они приняли первых спортсменов, начав учебную работу. Одним из них стал «Локомотив» в ущелье Адыл су. Впервые после многолетнего перерыва, вызванного
Коммерция Приглашаем всех желающих принять участие в походах выходного дня по Подмосковью, река Нерская! Сплав на байдарках и катамаранах! Активный отдых! Для связи с нами: тел. (495) 518 40 01 тел. (495) 621 38 82 e mail: victory. extreme@gmail. com Туристический клуб


0.061 секунд RW2