Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Литература     Восьмитысячники     Антарктида     Россия     Беллетристика  


Аннотация

СНОВА ТРУБИТ ТРУБА

Развилка дорог

Специальность - гляциология

Неожиданный звонок

Еду к американцам

Дорога ведет в Карачи

В итальянском "Дугласе"

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА МАК-МЕРДО, СЕР»

Первые американцы

В Крайстчерче

Штаб операции "Глубокий холод"

Перелет в Мак-Мердо

Первый день новой Антарктиды

"Добро пожаловать на Мак-Мердо, сэр!"

На Южном полюсе

Обратно в Мак-Мердо

НАЧАЛО ЗИМОВКИ НА ОСТРОВЕ РОССА

Железнодорожный вагон и горная хижина

Знакомство с Мак-Мердо

"Куда садиться, Игор?"

"Полевой ассистент" Дейв Кук

Рыбацкий дом

Офицерская кают-компания

Русский класс

Баллада о флагах

Научная группа Мак-Мердо

ЗИМА ГОДА СПОКОЙНОГО СОЛНЦА

День зимнего солнцестояния

Чифы

НА ЗЕМЛЕ ВИКТОРИИ

Тайна горячего котла

Метеориты Антарктиды

Загадки островов Дейли

"Le Roi est mort. Vive le Roi!"

Фотографии-1

Фотографии-2

Год у американских полярников - И.А. Зотиков

Знакомство с Мак-Мердо

Минут через двадцать Арт вернулся.

- Устроились? Ну пошли дальше, - сказал он и повел меня обратно к шале.

Рядом с входом в этот домик стояло шесть-семь очень помятых и странно выглядевших машин. Часть из них были обыкновенные грузовики марки "Форд" с облезлыми железными кузовами. Остальные представляли собой какие-то странные сооружения на гусеничном ходу с деревянными домиками вместо кузовов. Уже потом я узнал, что это были снегоходные машины фирмы "Нодвил" и знаменитые "Сно-укеты" - "снежные коты". От каждой из машин в здание тянулся электрический шнур.

- Вы умеете управлять автомобилем? - спросил деловито Арт.

- Конечно, умею.

- Отлично, - сказал Арт, - если вам потребуется машина, берите вот этот грузовик номер пять. Ключи от него висят в шале, я покажу где. Если будет возможность, обязательно сообщите о поездке мне и возвращайте ключи на место. Всегда, прежде чем ехать, проверяйте уровень масла и антифриз в радиаторе. И конечно, обратите внимание, сколько бензина. Если меньше полбака, надо сначала съездить заправиться. Поедете на колонку - не забудьте долить и масла. И еще одно обязательное требование: не оставляйте в кабине и кузове своих вещей, даже если завтра надо снова загружаться. Ведь машины у нас общие и прислуги за нами нет.

- Да, спасибо, - ответил я неуверенно.

Но вдруг Арт Дифриз, направившийся было уже к шале, повернул обратно.

- А! - сказал он, махнув рукой. - Садитесь в машину, заводите.

Он вынул из кармана связку ключей, выбрал один, протянул мне, а сам полез на место пассажира.

- А как же я тронусь, ведь все машины связаны какой-то проволокой с домиком. Что делать с этими проводами? - спросил я.

- Так вы этого еще не знаете? - засмеялся Арт. - Это наша система подогрева. Когда вы приведете машину на стоянку, первое, что вы должны сделать после того, как выключите двигатель, - это включить систему подогрева. Надо найти свободную вилку на конце одного из проводов и вставить ее в электрическую розетку на машине. Она справа и снизу под радиатором. В каждую из таких машин в нижней части мотора вставлена специальная электрическая спираль. Когда вы вставите вилку в розетку, электрический нагреватель будет подогревать масло в моторе, так что его можно будет легко завести: сколько бы машина ни стояла на морозе, масло в моторе будет всегда теплое.

Я выдернул вилку из розетки под радиатором, завел машину, аккуратно развернулся, хотел тронуться вперед, но Арт остановил меня.

- Вам ведь нужно помещение для работы, где бы вы поставили приборы, проводили их наладку, опыты, занимались с бумагами. Я предлагаю вам комнату в моей биологической лаборатории. Пойдемте, я покажу вам ее. Броеьте машину, где она стоит. Выключите зажигание, поставьте на скорость, ручной тормоз у нее не работает.

Мы вылезли, и Арт повел меня к большому с плоской крышей голубому строению с окнами под самой крышей. Я шагнул через двойные тяжелые двери тамбура и оказался в большом холле, залитом светом дневных ламп. Там стояли мягкие диваны и низкие столики, заваленные яркими журналами. На стенах висели огромные цветные и черно-белые фотографии маленьких кораблей во льдах, морских животных. По сторонам холила было несколько дверей-гармошек. Арт показал на первую дверь направо: "Сюда!"

Мы попали опять в проход. Только теперь уже его стены были легкими перегородками, которые не доходили ни до пола, ни до потолка. Справа, со стороны наружной стены дома, в этих панелях-перегородках было две двери в небольшие, примерно по 15 квадратных метров, комнатки, слева была только одна дверь, она была открыта, и я увидел полки с книгами во всю высоту стен, блеснули золотом старинные переплеты энциклопедий.

- Наша библиотека, - с гордостью сказал Арт В самом конце коридора по обе стороны было еще по одной двери-гармошке, и обе были открыты. В одну из них мы вошли. Во вращающемся и откидывающемся назад кресле, положив ноги на стол, сидел, скорее полулежал кто-то и перебирал струны гитары. А вокруг был уже знакомый беспорядок из сохнувших ботинок, носков и заношенных курток. По-видимому, хозяин только что вернулся со льда.

- Джордж, я привел тебе соседа, - сказал Арт Дифриз. - Познакомьтесь: Джордж Самеро - морской биолог, Игор Зотиков - советский обменный ученый.

Человек с гитарой снял ноги со стола, повернулся на стуле и встал, переступая, босыми ногами на холодном линолеуме. Изжеванные, белые от стирки джинсы, толстая шерстяная рубашка нараспашку. Лицо большое, круглое, заросшее мягкой и светлой бородкой. Умные, улыбающиеся, но оценивающие глаза смотрят прямо, без утайки.

- Джордж Самеро, биолог, - повторил он и поклонился.

- Игорь Зотиков, - тоже кивнул я. Так я узнал второго из тех членов научной группы, с которыми придется зимовать.

- Ваша комната напротив моей, - сказал Джордж, - я ее для вас уже освободил, подмел. Осталось только несколько вещей, которые я сушу. Сейчас я их уберу.

Он вытащил кучу какого-то тряпичного хлама и ввел меня в большую, светлую комнату с двумя окнами. Вдоль одной стены стояли лабораторные столы, у другой - огромный двухтумбовый письменный стол.

- Ну а теперь, если хотите, поедем дальше, я покажу, где что, - предложил Дифриз.

И я начал знакомство со вторым, совершенно не зависимым от первого большим кругом людей Американской антарктической экспедиции.

Дорога, по которой мы поехали, шла вдоль берега, так что пролив Мак-Мердо был у нас по левую сторону, а справа, в некотором отдалении, начинались припорошенные снегом "терриконы" из кусков лавы разных размеров.

Первым мы оставили справа одинокий, довольно красивый дом с множеством антенн на плоской крыше. Обращенная к нам и проливу стена его, так же как и в шале, представляла собой огромное зеркальное стекло. Над этой стеной-окном был прибит большой щит с двумя желтыми пятиконечными звездами.

- Дом адмирала, - сказал Арт. - Ведь большая часть работающих здесь военные.

Арт рассказал мне, что в этом доме летом живет командир военных моряков, обслуживающих антарктические исследования. Традиционно это контр-адмирал. У него на погонах и на головном уборе по две золотистых звезды. Поэтому и две звезды на голубом щите над домиком.

За "домом адмирала" - опять странное здание: длинный полукруглый барак, к одному торцу которого приделано крылечко, а над ним невысокая остроконечная башенка с крестом на вершине. Над стеклянным витражом двери крупная надпись: "Чапел оф сноус" - "Церковь снегов".

Сразу за церковью накатанная дорога превратилась в улицу. Справа и слева стояли ряды зеленых полукруглых домов-бараков. По какой-то военной, казарменной одинаковости я понял, что здесь жили матросы и офицеры. Я с интересом смотрел на новый для меня мир.

Над многими домиками висели яркие, полушуточные, но не понятные еще мне надписи, названия. По дороге нам попадались небрежно одетые парни в зеленых, странных одеждах. На спинах у многих цветными фломастерами тоже было нарисовано и написано что-то шуточное.







  
Применяется для наращивания слег, в основном, при изготовлении носилок из подручных средств (слегами могут служить древки ледорубов). В ложбину, образованную двумя слегами, укладываем сложенный вдвое коренной конец веревки. Рабочим концом начинаем обматывать обе слеги, с силой затягивая витки, смещаясь в сторону
О том, что в действительности происходило за кулисами во время перелета Норвегии над Северным полюсом в лето 1926 года, никогда не рассказывалось. Я не стал бы рассказывать об этом и теперь, если бы не распространившиеся ложные изображения хода событий. Чувство простой справедливости
Гвелесиани Г. и др. По Закавказью. М. , Мысль , 1972. Армения. М. , Мысль , 1966. Грузия. М. , Мысль , 1967. Азербайджан. М. , Мысль , 1971. Лупандин С. , Пеунов В. Туристские путешествия по СССР. М. , Профиздат , 1978. Кириллова Ю. Армения открытый музей.
Редактор Расскажите
о своих
походах
••••• Палатка 2 ••••• Стойки 2 ••••• Тент (м/б полиэтиленовый) 2 • Будильник 1 ••••• Фонарь К ••••• Батарейки К ••••• Лампочки 1 ••• Газовая лампа 1 ••• Свеча 1 ••• Подсвечник 1 ••• Свеча плекс 1 •• Динамометр 1 •• Гитара 1 •• Тара для общественного бивчного К
1983 г. Ветер шевельнул тонкий перкаль палатки, стряхнув с полотна несколько холодных капель, и я окончательно понял, что проснулся. Сразу вспомнилось: сегодня идем в Географическую. Другой мыслью, тревожной, было подозрение на дождь. Прислушался.
Руководитель команды Маршрут (регион) КС Сроки Сл. Нов. Б. Н. Пол. СБ М Лебедев А. А. (г. Москва) Китайский Памир VI 02. 08 01. 09 . 2003 496 451 120 110 110 1287 1 Джулий А. В. (г. Москва) Памиро Алай Фанские горы VI 25. 07 21. 08 . 2003 615 415 34 111 96 1271 2 Ремизов Д.


0.557 секунд RW2