|
Минут через двадцать Арт вернулся.
- Устроились? Ну пошли дальше, - сказал он и повел меня обратно к шале.
Рядом с входом в этот домик стояло шесть-семь очень помятых и странно выглядевших машин. Часть из них были обыкновенные грузовики марки "Форд" с облезлыми железными кузовами. Остальные представляли собой какие-то странные сооружения на гусеничном ходу с деревянными домиками вместо кузовов. Уже потом я узнал, что это были снегоходные машины фирмы "Нодвил" и знаменитые "Сно-укеты" - "снежные коты". От каждой из машин в здание тянулся электрический шнур.
- Вы умеете управлять автомобилем? - спросил деловито Арт.
- Конечно, умею.
- Отлично, - сказал Арт, - если вам потребуется машина, берите вот этот грузовик номер пять. Ключи от него висят в шале, я покажу где. Если будет возможность, обязательно сообщите о поездке мне и возвращайте ключи на место. Всегда, прежде чем ехать, проверяйте уровень масла и антифриз в радиаторе. И конечно, обратите внимание, сколько бензина. Если меньше полбака, надо сначала съездить заправиться. Поедете на колонку - не забудьте долить и масла. И еще одно обязательное требование: не оставляйте в кабине и кузове своих вещей, даже если завтра надо снова загружаться. Ведь машины у нас общие и прислуги за нами нет.
- Да, спасибо, - ответил я неуверенно.
Но вдруг Арт Дифриз, направившийся было уже к шале, повернул обратно.
- А! - сказал он, махнув рукой. - Садитесь в машину, заводите.
Он вынул из кармана связку ключей, выбрал один, протянул мне, а сам полез на место пассажира.
- А как же я тронусь, ведь все машины связаны какой-то проволокой с домиком. Что делать с этими проводами? - спросил я.
- Так вы этого еще не знаете? - засмеялся Арт. - Это наша система подогрева. Когда вы приведете машину на стоянку, первое, что вы должны сделать после того, как выключите двигатель, - это включить систему подогрева. Надо найти свободную вилку на конце одного из проводов и вставить ее в электрическую розетку на машине. Она справа и снизу под радиатором. В каждую из таких машин в нижней части мотора вставлена специальная электрическая спираль. Когда вы вставите вилку в розетку, электрический нагреватель будет подогревать масло в моторе, так что его можно будет легко завести: сколько бы машина ни стояла на морозе, масло в моторе будет всегда теплое.
Я выдернул вилку из розетки под радиатором, завел машину, аккуратно развернулся, хотел тронуться вперед, но Арт остановил меня.
- Вам ведь нужно помещение для работы, где бы вы поставили приборы, проводили их наладку, опыты, занимались с бумагами. Я предлагаю вам комнату в моей биологической лаборатории. Пойдемте, я покажу вам ее. Броеьте машину, где она стоит. Выключите зажигание, поставьте на скорость, ручной тормоз у нее не работает.
Мы вылезли, и Арт повел меня к большому с плоской крышей голубому строению с окнами под самой крышей. Я шагнул через двойные тяжелые двери тамбура и оказался в большом холле, залитом светом дневных ламп. Там стояли мягкие диваны и низкие столики, заваленные яркими журналами. На стенах висели огромные цветные и черно-белые фотографии маленьких кораблей во льдах, морских животных. По сторонам холила было несколько дверей-гармошек. Арт показал на первую дверь направо: "Сюда!"
Мы попали опять в проход. Только теперь уже его стены были легкими перегородками, которые не доходили ни до пола, ни до потолка. Справа, со стороны наружной стены дома, в этих панелях-перегородках было две двери в небольшие, примерно по 15 квадратных метров, комнатки, слева была только одна дверь, она была открыта, и я увидел полки с книгами во всю высоту стен, блеснули золотом старинные переплеты энциклопедий.
- Наша библиотека, - с гордостью сказал Арт В самом конце коридора по обе стороны было еще по одной двери-гармошке, и обе были открыты. В одну из них мы вошли. Во вращающемся и откидывающемся назад кресле, положив ноги на стол, сидел, скорее полулежал кто-то и перебирал струны гитары. А вокруг был уже знакомый беспорядок из сохнувших ботинок, носков и заношенных курток. По-видимому, хозяин только что вернулся со льда.
- Джордж, я привел тебе соседа, - сказал Арт Дифриз. - Познакомьтесь: Джордж Самеро - морской биолог, Игор Зотиков - советский обменный ученый.
Человек с гитарой снял ноги со стола, повернулся на стуле и встал, переступая, босыми ногами на холодном линолеуме. Изжеванные, белые от стирки джинсы, толстая шерстяная рубашка нараспашку. Лицо большое, круглое, заросшее мягкой и светлой бородкой. Умные, улыбающиеся, но оценивающие глаза смотрят прямо, без утайки.
- Джордж Самеро, биолог, - повторил он и поклонился.
- Игорь Зотиков, - тоже кивнул я. Так я узнал второго из тех членов научной группы, с которыми придется зимовать.
- Ваша комната напротив моей, - сказал Джордж, - я ее для вас уже освободил, подмел. Осталось только несколько вещей, которые я сушу. Сейчас я их уберу.
Он вытащил кучу какого-то тряпичного хлама и ввел меня в большую, светлую комнату с двумя окнами. Вдоль одной стены стояли лабораторные столы, у другой - огромный двухтумбовый письменный стол.
- Ну а теперь, если хотите, поедем дальше, я покажу, где что, - предложил Дифриз.
И я начал знакомство со вторым, совершенно не зависимым от первого большим кругом людей Американской антарктической экспедиции.
Дорога, по которой мы поехали, шла вдоль берега, так что пролив Мак-Мердо был у нас по левую сторону, а справа, в некотором отдалении, начинались припорошенные снегом "терриконы" из кусков лавы разных размеров.
Первым мы оставили справа одинокий, довольно красивый дом с множеством антенн на плоской крыше. Обращенная к нам и проливу стена его, так же как и в шале, представляла собой огромное зеркальное стекло. Над этой стеной-окном был прибит большой щит с двумя желтыми пятиконечными звездами.
- Дом адмирала, - сказал Арт. - Ведь большая часть работающих здесь военные.
Арт рассказал мне, что в этом доме летом живет командир военных моряков, обслуживающих антарктические исследования. Традиционно это контр-адмирал. У него на погонах и на головном уборе по две золотистых звезды. Поэтому и две звезды на голубом щите над домиком.
За "домом адмирала" - опять странное здание: длинный полукруглый барак, к одному торцу которого приделано крылечко, а над ним невысокая остроконечная башенка с крестом на вершине. Над стеклянным витражом двери крупная надпись: "Чапел оф сноус" - "Церковь снегов".
Сразу за церковью накатанная дорога превратилась в улицу. Справа и слева стояли ряды зеленых полукруглых домов-бараков. По какой-то военной, казарменной одинаковости я понял, что здесь жили матросы и офицеры. Я с интересом смотрел на новый для меня мир.
Над многими домиками висели яркие, полушуточные, но не понятные еще мне надписи, названия. По дороге нам попадались небрежно одетые парни в зеленых, странных одеждах. На спинах у многих цветными фломастерами тоже было нарисовано и написано что-то шуточное.