Этот подход мы неизменно пратиковали 10-12 лет назад во время горных походов по Кавказу.
Он достался нам в наследство от Володи Стебунова, который был нашим бессменным штурманом и проводником идей демократии и личной ответственности все это время. Исключительно благотворное влияние на здоровье и психику могу подтвердить лично.
Базовые положения.
- Участие в выборе и распределении продуктов и вещей происходит исключительно в добровольном порядке.
- По-умолчанию, вес вещи между теми участниками, которые ее будут использовать (а иногда и кушать) распределяется поровну.
Практические выводы и решения.
- Единственным весом, который распределяется между ВСЕМИ участниками является вес, принадлежащий системам коллективной безопасности (в нашем случае это был вес аптечки, веревки и кошек).
- Каждый участник похода заявлял на собрании те вещи, которые не являлись потенциально его личными (например: примус, гречка, палатка), т.е. те вещи или продукты, которыми мог бы воспользоваться не только он. Вес такой вещи распределяется между теми участниками, которые согласны ее потреблять.
- Таким образом, отдельно образовывались группы едоков сала, колбасы, мясных консервов, водки, кураги и т.д. причем каждый из участников мог входить в любое число подобных кооперативов.
- Понятно, что вес палатки распределялся между теми, кто в ней спит.
- Почему-то все соглашались, что им нужен примус, бензин и котелки. Но вот нести эти вещи никто не хотел, потому как они грязные и вонючие. В отношении таких вещей объявляется аукцион. Допустим, примус и бензин весят реально 3кг. Объявляется новый вес - 10кг. Т.е. тому, кто понесет примус, будет засчитан вес 10 кило. Кто хочет? Естественно, лес рук. Тогда 7 кило. Остается меньше народа. Вес еще снижается до тех пор, пока не останется один человек, готовый его нести.
- Далее высчитывался общественный вес, который должен нести каждый член экспедиции, и распределялись в порядке живой очереди продукты и снаряжение.
- Уже приблизительно учитывалось, что вот веревка в весе не уменьшится до конца похода и даже скорее всего увеличится, а макароны, вероятнее всего, будут съедены до конца. Так что вводились коэффициенты уменьшения веса.
- Из практического опыта - еда, которую ели все: гречка, сухари, сыр. Я, например, готов был обходиться минимумом калорийной пищи и брал с собой дополнительно орехи, курагу, мед, топленное масло (ги) и отказывался от мясных продуктов, консервов, алкоголя. В результате мой рюкзак весил меньше 12 кг и я бодро и весело бежал впереди всех в течение всего похода. Могу смело резюмировать, что минимизация веса рюкзака сильно уменьшает возможность получить как физическую, так и психическую травму - таща 35-кг рюзкак в гору этим летом, я не раз задавал себе вопрос - неужели это то, ради чего все это затевалось?, потому как на другие чувства сил уже было маловато.
Естественно, возникали вопросы, как варить, допустим, овсянку, если ее едят всего два человека? Это решалось по-разному - иногда перед лицом проблемы все соглашались иногда есть овсянку, а иногда эти двое брали на себя маленький котелок и варили себе кашу отдельно.
Мое личное мнение - пару недель можно пожить и на довольно однообразном рационе (пару походов из круп у нас была только гречка, а, допустим, овсянку я замачивал с утра себе отдельно с изюмом), ведь не ради того, чтобы вкусно поесть мы путешествуем.
Конечно, такой подход к выбору и распределению служил не только удовлетворению принципов справедливости (что тоже немаловажно для психологического климата группы), но и давал каждому из участников понять его отвественность за подготовку похода. Кроме того, это было просто интересно и служило неплохой развлекаловкой.
А по результатам похода можно было проанализировать правильность выбранных продуктов и решить, что что стоит брать (или без чего можно обойтись) в следующий раз.
И конечно, все это не было догмой. В походе приходилось зачастую брать на себя переноску и чужих весов, а то и самих участников. Потому что объединяет нас все-таки не гречка и примус, а то, что напрямую руками не пощупаешь. И это что-то заставляет рюкзак весить немного меньше.
Д. Повидлофф