Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Восточный Кавказ

От автора

МЕСТО ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В СИСТЕМЕ БОЛЬШОГО КАВКАЗА

Как складывались части целого

Деление на зоны и регионы

Орография как соотношение cовременных водоразделов

Климат Восточного Кавказа

Ледники и реки

ПО ИНГУШЕТО-ХЕВСУРЕТСКОМУ РЕГИОНУ

Через горные ворота Кавказа

По Тереку

Бассейн Армхи

Мтиулетский хребет

Хребет Кидегани

По Пестрым горам

По водоразделу Пирикитской и Пиракетской Хевсуретии

Хевсуретский хребет

Мтиулетская Арагви

Гудамакарский хребет

Бассейн Хевсуретской Арагви

ПО ЧЕЧЕНО-ТУШЕТСКОМУ РЕГИОНУ

Бассейн Пшавской Арагви

Тианетский хребет

По Алазани.

Хребет Некерали

По Вайнахскому хребту от Ассы до Аргуна

Вдоль Чентыаргуна

Хребет Кхошгишта

Бассейн реки Андаки

Хребет Ацунта

Пирикитский хребет

Бассейн Шароаргуна

Ущелье Пирикитской Алазани

Ущелье Ларовнисцкали

Ущелье Тушетской Алазани

На велосипеде по ГВХ

Снеговой хребет

ПО РЕГИОНУ ДАГЕСТАНСКИЕ ГОРЫ

По ГВХ над водосбором Сулака

Ущелье Орицкали. Дагестанское - Мошота

Ущелье Килы

Богосский водораздел

Хребет Кад

По Андийскому Койсу

Ущелье Бедзеб - Джурмут - Аварское Койсу - "эстафета" одной реки

По ГВХ от караванного Джоахкацдага до караванного Диндидага

Над истоками Самура

По Нукатльскому водоразделу

Бассейн Каракойсу

Самурский хребет

Ущелье Дюльтычая

Ущелье Карасамура

Ущелье Ахтычая

По Самуру

По ГВХ от Динди до Чахыла

По ГВХ от Чахыла до Малкамуда

Чехычайская подкова

ПО РЕГИОНУ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ГОРЫ

Ущелье Белоканчая

Ущелье Ахчая

Ущелье Тиканлычая

Ущелье Геокчая

Котловина Гирдыманчай

ГВХ от Базардюзю до перевала Салават

Самый сухой траверс ГВХ

По бассейну Кусарчая

Через прибрежные ворота Кавказа

Восточный Кавказ - Путеводители

ПО ИНГУШЕТО-ХЕВСУРЕТСКОМУ РЕГИОНУ

Через горные ворота Кавказа

Путь от Орджоникидзе до Тбилиси по Военно-Грузинской дороге равен 207 км. Кроме зимнего периода, когда снежные заносы перекрывают на ГВХ высшую точку дороги через Крестовый перевал (2379 м), по ней в каждый из ее концов ежедневно курсируют до полутора десятков рейсовых автобусов, не считая автобусов по плановым туристским маршрутам и попутных автомашин. Отсылая к более подробным описаниям этого пути в изданных массовым тиражом туристских схемах плановых маршрутов, мы сразу же подскажем, что Военно-Грузинская дорога - также объект самодеятельных путешествий. Она может составить часть автомобильного, велосипедного, пешего или лыжного маршрута либо послужить удобной магистралью для заброски к старту водного похода от верховий Терека или Белой Арагви, горного или пешего путешествия из боковых ущелий. Античные и византийские писатели упоминают то ли об одном и том же, то ли о нескольких проходах, воротах, через Кавказский хребет (Каспийских, Аланских, Кавказских), помимо известного единого Дербентского прохода по долине - между Каспийским морем и горными отрогами Кавказа. При отрывочности сведений, сообщаемых древними авторами о далеких и малоизвестных им землях, трудно с уверенностью сказать, какое ущелье и перевал имеется в виду в каждом из описаний. Отец географии Страбон (I в. н. э.) сообщал: "Из области северных кочевников идет трудный трехдневный подъем, после чего следует узкая речная долина Арага, по которой проходит дорога, равная четырехдневному переходу для одного человека. Конечный участок дороги охраняется неприступным укреплением".

По Плинию (23-79 гг. н. э.), ворота эти, находившиеся в стране Иберии (или Иверии), запирали скалистую теснину, по которой шумно неслись воды Дириодориса, а на скале стоял хорошо укрепленный замок Кумания. И теснина, и река напоминают Терек и ущелье Дариали (как по существу, так и по созвучию названия с Дириодорисом).

А автор "Истории войн" Прокопий Кесарийский (VI в. н. э.) пишет о пути с юга на север через ГВХ: "Перешед пределы Иверийские, путник находит посреди теснин тропу, простирающуюся на 50 стадий. Эта тропа оканчивается местом утесистым и совершенно неприступным: тут не видно никакого прохода; только сама природа образовала дверь, сделанную как будто руками, которая издревле названа Каспийскою. Затем далее расстилаются поля ровные и гладкие, орошаемые обильными водами, удобные к содержанию коней".

Расстояние в 50 стадий, которым Прокопий определяет протяжение Каспийской теснины, тоже совпадает довольно близко с протяженностью Дарьяльской теснины.

В грузинских древних летописях эта теснина значится под различными, но в общем-то одинаковыми в первом слоге названиями. Из них одно - Дариалани - наиболее близко и к современному Дариали и к предполагаемому исходному персидскому Дар (или Дер), созвучному со всеми индоевропейскими "дверь". По-персидски дар-и-алан означает "дверь, или ворота, аланов". И в арабских источниках встречается более поздняя калька того же значения - баб-аль-Алан.

И до сих пор в грузинском обиходе сохраняется местное название Дарьяльской теснины - Хевискари, что означает "ворота ущелья". А долина Терека выше теснины называется Хеви, т. е. "ущелье", и широкая долина реки Сносцкали, первого крупного правого притока Терека, также имеет свое историко-этническое название - Гудушаурисхеви (Гудушаурское ущелье). Еще два столетия назад караванная колесная дорога была промаркирована вблизи перевала высокими, шестами с насаженными на них конскими черепами или привязанными тряпками. Перевал, который в ту пору носил название Гудаури (по первому селению под его южным склоном), всегда имел дурную славу из-за снежных заносов и лавиноопасности зимой. Все 10-километровое Байдарское ущелье зимой лавиноопасно, поэтому в наиболее уязвимом месте (на 60-62-м км, считая от Орджоникидзе) сооружена каменная стена вдоль дороги, а на 68- 72-м км сделана галерея для предохранения путников и машин от снежных обвалов.

Лавинная опасность побудила в 1803 г., почти тотчас после добровольного присоединения Грузии к России, начать дорожноизыскательские работы к другому перевалу из Дарьяльской теснины через ГВХ - Квенамта (2369 м), еще более низкому, чем Гудаури. Эти изыскания продолжались и после 1811 г., когда дорога была передана из армейского подчинения в ведение Управления путей сообщения России, и после 1824 г., когда управляющий горскими племенами Хеви и Мтиулетии майор Кананов поставил на перевале Гудаури каменный крест для обозначения точки перевала. Крест и сейчас сохранился - повалившийся набок над старой дорогой, в 300 м восточнее седла, через которое идет современная автострада. Именно от этого креста и перевал и расположенная восточнее старой дороги первая вершина получили название Крестовых.

С 1827 г. по старой дороге через Крестовый перевал была учреждена экстрапочта между Тифлисом и Москвой, а с 1834 г. заведены на станциях сменные повозки для курьерской и почтовой езды. Как раз к этому времени были завершены изыскания для новой трассы через Квенамту. С 1836 г. началась одновременная, с севера и с юга, прокладка колесной дороги: от села Степанцминда (ныне Казбеги) на восток, через Гудушаурское ущелье в верховье Сносцкали и ее притока Квенамтисцкали, и на север от Пасанаури через Гудамакарское ущелье к сел. Бусарчили.

Когда уже было проложено более 50 км новой дороги и израсходован миллион рублей ассигнациями, наместник царя на Кавказе князь Воронцов р 1847 г. приказал прекратить работы по устройству дороги, преимущество которой он считал недоказанным. Нам же эта история говорит о легкости маршрута к перевалу Квенамта, и отправившиеся туда, например, чтобы познакомиться с массивом Чиухи, тотчас в этом убедятся.

К 1861 г. старая дорога была удлинена, в том числе за счет прокладки зигзагов и в обход трудных подъемов, и ее трасса почти целиком соответствует современной.

Расчет расстояний по дороге от Орджоникидзе (680 м над уровнем моря): сел. Балта (820 м) - 12 км, сел. Чми и поворот в ущелье Армхи - 20 км, сел. Верхний Ларе - 28 км. Перед ним в русле Терека - "Ермоловский камень", один из величайших в мире ледниковых валунов - объемом около 6000 м8, весом до 16000 тонн, - в гранитной массе которого сохранились доты, выдолбленные советскими солдатами в годы Великой Отечественной войны.

С 30 до 47-го км - Дарьяльское ущелье, сразу за ним - сел. Казбеги, на 50-м км в Терек впадает справа Сносцкали, на 51-м, у сел. Арша, - Казбегская турбаза Грузинского республиканского совета по туризму и экскурсиям. До сел. Сиони - 54 км, до осетинского сел. Коби - 64 км, Крестовый перевал - на 75-м км.

До сел. Гудаури -- 86 км. На 95-м км заканчивается в сел. Земомлети горная часть дороги. До Пасанаури, где расположена турбаза, 115 км, а на 145-м км, у впадения в Арагви Пшавской Арагви, стоит сел. Жинвали. До Мцеты 177 км от Орджоникидзе и 20 км от Тбилиси.







  
Перед переправой вброд через сложные участки реки следует осмотреть местность с целью выбора пригодного места; определить скорость, ширину и глубину реки. Осмотр местности. Переправляясь вброд, следует подыскивать участок реки с минимальной по всему сечению скоростью течения, ровным дном с малым количеством
Человека всегда привлекало самое трудное, самое недоступное. Поэтому так упорно велась борьба за покорение Северного и Южного полюсов земли. Поэтому так влечет к себе вот уже более шестидесяти лет величайшая вершина мира Эверест (8848 метров над уровнем моря), который называют высотным
Вершина Акритова (4018 м, рис. 89, 99, 100, 101, 103, 105) расположена в южной части Колотинской «пилы» между вершинами Мышляева на севере и Дурнова на юге. Вершина техничеки несложная. Острая скальная ее башня альпинистами не посещалась.
Редактор Расскажите
о своих
походах
Отправлясь в поход, надо не забыть::: Предметы Примерный вес Категория Документы*, деньги, билеты, ключи 0. 2 1 Общественное снаряжение и все, что сказал снаряженец 4. 0 1 Питание и все, что сказал завхоз 5. 0 1 Рюкзак 1. 6 1 Коврик 0. 4 1 Спальник 1. 6 1 Сидушка 0. 05 1 Одежда: Ботинки тяжелые. 2. 0 1 Сменная обувь (AKA тапочки).
Предлагерная подготовка, развернутая по инициативе Всесоюзной секции альпинизма, позволила повысить уровень подготовленности прибывающих в учебные лагеря. Однако не все организации серьезно отнеслись к предлагерной подготовке, что приводило к значительному отсеву , доходившему в отдельных случаях до 10 и даже до 15%. В итоге число получивших
Перевал Томичей ведет с ледника Борду Западного на ледник Экичат Правый, однако, согласно карте схеме массива Куйлю такого пути не может быть. Как оказалось на месте, все дело в том, что одна линия хребта между двумя вершинами проведена на карте неправильно (две узловые


0.059 секунд RW2