Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Матча

От автора

Общая характеристика территории

Особенности организации путешествий в горном узле Матча

Маршруты из кишлака Ворух

Радиальные и кольцевые маршруты, выходы на ледники

В долину Калаимахмуда

В долину Джиптыка

Долиной Чегеслы через перевал Джиптык к голубым озерам у ледника Щуровского

Долиной Кшемыша через перевалы Бирксу, Калининградский, Кироксан или Щуровского

Перевалом Бирксу

Через перевал Калининградский

Перевалы Кироксан и Щуровского

В долину Каравшина до урочища Уртачашма

Долиной Каравшина

В урочище Уртачашма через перевалы Адутен и Тотен

Из долины Джиптыка перевалом Куганды

В долину Минтэке и Каратуры из верховьев долины Джиптыка

С ледника Красного через перевалы Красный и 50 лет Советской Армии

С ледника Щуровского через перевалы Минтэке I или II

С ледника Минтэке через перевал Таксаторов в Каратуру

В долину Тамынгена

Из долины Каравшина перевалом Верхне-Джаупайским

Из долины Каратуры через перевал Панорамный

Через Туркестанский хребет

С ледника Щуровского перевалом ОПТЭ на ледник Скачкова

Перевалом Долгожданным на ледник Толстого

На ледник Рама

Из долины Тамынгена перевалом Тамынген-Рама или Рама

Из урочища Уртачашма в долину Зеравшана

Маршруты из кишлака Сох

К подножью ледника Райгородского долинами Соха и Калаимахмуда

В истоки реки Ак-Терек

Перевал Утрен

На Зеравшанский ледник

Перевал Кшемыш

Перевалом Матча I или II

Через Алайский хребет

Из Самарканда в Сох

Через Зеравшанский хребет

С ледника Парак

Перевалы Тройной и Фитурак

Перевалом Назар-Айляк II

Перевалом Дарапиоз

Перевал Академика Королева

Перевал Евгения Абалакова

Географические названия Матчинского горного узла

Матчинский горный узел-73 - Путеводители

Через перевал Калининградский

(4)

Схема маршрутов из кишлака Ворух
Схема маршрутов из кишлака Ворух.

Более опытная группа может выбрать как вариант кольцевого маршрута через хребет Кокбель путь через перевал Калининградский, который находится в непосредственной близости от ГМС "Джиптык". К нему ведет круто (до 40°) поднимающаяся лощина. Вверху она заканчивается небольшим висячим ледником, который сползает с северных склонов вершины 4540 м. Край ледника, примыкающий к скалам на другом склоне лощины, покрыт снегом, трещин нет.

В 1 км от ГМС "Джиптык", выше по долине реки Джиптык, подъем в хребте Кокбель начинается от небольшого ручья, сбегающего по лощине от висячего ледника, среди огромных гранитных глыб и густого для высоты 3200 м арчового леса. К перевалу поднимаются все время вдоль ручья, временами забирая вправо для обхода гранитных глыб. По пути много козьих троп. Арчовый лес быстро кончается, а ручей продолжает течь, часто исчезая под огромными камнями. Вверху, в каменистом русле лощины, нетрудно найти площадки для ночлега. От ГМС до ледника подъем занимает около 6 часов.

Ледник не имеет концевой морены, он наступает. Его нижняя часть и лощина простреливаются камнями характерного красного цвета. Летят они справа (по ходу) со склонов вершины 4540 м. Средняя часть ледника и его заснеженный правый берег, примыкающий к скалам слева (по ходу), некамнепадоопасны. Левые скалы сильно разрушены и завалены обломками скальной породы, которые на склонах держатся слабо. Самопроизвольного падения камней не наблюдается, поэтому подниматься вблизи них сравнительно безопасно. Подъем же на перевал по снежно-ледовому участку производится частично по снегу с выходом вправо почти на середину ледника на открытый лед, - крутизна до 40°. Здесь рубят ступени и на кошках проходят крутой участок (страховка), после чего возвращаются на снег, там ледник быстрее выполаживается и выводит на перевальную седловину (I Б, 4200 м). Подъем от начала ледника занимает около 2 часов.

Перевал - это небольшое снежное поле. Справа - совсем близко вершина 4540 м, слева - осыпной гребень со скальными выходами. Тур сложен слева на осыпном гребне. Сверху открывается вид на запад-северо-запад, где возвышается массив Хотуртау, просматриваются перевал Красный и одноименный ледник. В противоположной стороне (восток-юго-восток) видны пики Боец и Скалистый в массиве Ак-Терек.

Спуск с перевала в сторону ледника Бирксу начинается почти отвесной снежной стеной, высотой около 5 м. Этот участок проходится с верхней страховкой, затем склон выполаживается до 30°. Снег здесь всегда твердый (теневая сторона), в виде слежавшегося фирна. Крутой участок спуска можно обойти слева, помня, однако, что камни на склонах "оживают". Снежник скоро сменяется осыпью. Справа, ближе к вершине 4540 м, осыпь красная, слева - серая. На красную осыпь падают камни со склонов вершины. Туристам лучше при спуске уходить влево на серую осыпь. Дальнейший путь, хотя и трудоемкий, но технической сложности не представляет. По осыпям и моренам спускаются на ледник Бирксу, который, сливаясь с правой ветвью от перевала Бирксу, общим широким потоком стекает на восток-северо-восток между двумя восточными скальными гребнями отрогов хребта Кокбель. Обойдя слева моренные валы правой вливающейся ветви ледника, выходят на основное его тело (трещин нет), а затем на правобережную морену. Спуск в долину реки Бирксу и далее в кишлак Ворух описан на стр. 38-40.







  
Для обучения горных туристов советы по туризму и экскурсиям и Институт повышения квалификации туристских кадров организуют семинары и школы. Некоторые туристы овладевают необходимыми знаниями и навыками самостоятельно. Как проверить результат своей подготовки, как выделить среди многочисленных знаний и умений те, без
На дневку, посвященную Неройке и тридцатилетию Саши Коржа, встали на левом борту левого притока Кобылы Ю, сплошь забитого снежной пробкой. Пока ходил вниз посмотреть, есть ли поблизости вода, устал, как финишировавший марафонец. Ни о каком ночном восхождении на Неройку (рассматривался и такой
Военно Грузинская дорога давно уже приобрела значительную культурно историческую ценность. Желающие познакомиться с ее прошлым, с описаниями многочисленных памятников могут обратиться к разнообразной краеведческой литературе. Поскольку Военно Грузинская дорога служит
Редактор Расскажите
о своих
походах
••••• Рюкзак 1 •••• Самостраховка рюкзака 1 •• Маленький рюкзак 1 ••••• Спальник 1 ••••• Каремат 2 •• Снеготаялка 1 ••••• Накидка себе 1 •••• Накидка рюкзаку 1 •• Седушка 1 ••••• Очки темные 2 ••• Подвес для очков 1 •••• Кружка 1 •••• Бадейка 1 •••• Ложка 1 •••• Нож 1 •••• Фляга 1000 мл 1 •• Фляга 150 мл 1 •• Термос 1 ••• Трубка для питья 1 • Сигареты
К зиме 1952 года Эльбрусская экспедиция перевела свою обсерваторию с «Приюта одиннадцати» на «Ледовую базу», так как грузы завозились туда на автомашинах вездеходах. Это позволило отказаться от дорогостоящей транспортировки груза по ледникам яками
При организации промышленных восхождений (картографических, изыскательских, геологических, строительных и т. п. ), осуществляемых альпинистами, обяза тельными являются пп. 2. 2; 2. 3; 2. 4; 3; 4; 5; 6 настоящих Правил.


0.066 секунд RW2