Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Литература     Восьмитысячники     Антарктида     Россия     Беллетристика  


Покоренные гиганты

Введение

На очереди восьмитысячники

Самые высокие горы Земли

Знакомьтесь, гиганты!

Первые робкие встречи

Переход к решительным штурмам

Временное затишье.

Борьба обостряется.

На Джомолунгму вновь идут англичане.

Штурмы Нангапарбат.

Чогори не остается без внимания.

Десять памятных лет

Закономерность или удача?

Гиганты сопротивляются.

Решительный перелом.

Сдалась и Нангапарбат.

Удача сопутствовала не всем.

Фронт атак ширится

“Сверхлегкая” экспедиция австрийских альпинистов.

Гиганты сдаются не всем.

На очереди Канченджанга и Макалу.

В стремлении не опоздать.

Наконец победа.

Австрийцы борются в одиночку.

Американцы добиваются победы.

Большой успех индийских альпинистов.

Дхаулагири наконец сдалась.

История повторяется

По путям перво­восходителей.

Встреча не состоялась.

Дебют альпинистов Чехословакии.

На гиганты по новым путям.

Есть новые восьмитысячники.

На гиганты по сложнейшим путям.

Штурм Рупальской стены.

На Аннапурне вновь сенсация.

Французы вновь атакуют Макалу.

Джомолунгма дает отпор.

Штурм гигантов продолжается.

Перспективы борьбы за гиганты

Хронология экспедиций на восьмитысячники

Фотографии 1

Фотографии 2

Литература

Покоренные гиганты - П.С.Рототаев

Дебют альпинистов Чехословакии.

С 1953 г. никто не решался повторить восхождение Буля на Нангапарбат из ущелья Ракхиот. Только в 1969 г. здесь появились чехословацкие альпинисты. Руководил ими известный альпинист Чехословакии Иван Галфи. Они планировали совершить восхождение с ледника Ракхиот по пути экспедиции 1953 г., т. е. по пути Г. Буля.

Энергично развернув подготовку пути и заброску промежуточных лагерей, участники экспедиции поднялись на гребень хребта между пиком Ракхиот и “Серебряным седлом” и организовали лагерь на высоте около 7000 м. Это был уже первый успех. Он воодушевил восходителей. Подходило время штурма. Однако суровая Нангапарбат вдруг обрушилась на альпинистов такой непогодой, что пришлось свертывать экспедицию.

Но восходители Чехословакии не пали духом. В 1971 г. проводится повторная экспедиция к Нангапарбат с еще большим стремлением добиться победы над упорно сопротивлявшимся гигантом.

Альпинистская группа состояла из 16 участников. В нее входили не только участвовавшие в попытке штурма этой вершины в 1969 г., но и ряд других альпинистов, получивших опыт высотных восхождений на Памире и в Гималаях. Критерием отбора участников планируемого штурма, как говорил позднее Иван Галфи, было не только индивидуальное мастерство и опыт, но и моральные и волевые качества. Учитывались и такие черты характера, как уживчивость в коллективе, чувство юмора и другие. Из всей группы самому молодому участнику было 27, а самому старшему — 58 лет. Большинство же было в возрасте от 30 до 40 лет. По мнению Галфи, это возраст альпинистской зрелости. Семь из участников были работниками спасательной службы в Татрах.

Путь штурма вершины планировался по тому же маршруту, что и в первой экспедиции: ледник Ракхиот — северное ребро Ракхиот-пика — гребень хребта по направлению к “Серебряному седлу” — предвершина — вершина Нангапарбат. До подножия “седла” этот путь был хорошо изучен в 1969 г.

Собравшись в базовом лагере, участники экспедиции энергично начали акклиматизационные выходы и прокладку пути к вершине. Промежуточные лагеря были организованы на таких высотах: 1-й — 4700 м, 2-й — 5300 м, 3-й — 6120 м, 4-й — 6690 м и 5-й — 6950 м. Деятельно помогали альпинистам шесть высотных носильщиков.

Ряд восхождений на окружающие вершины — Хонгра-пик, Ракхиот-пик и другие, а также большая работа по заброске промежуточных лагерей и прокладке пути штурма позволили альпинистам хорошо акклиматизироваться. Поэтому казалось возможным организовать штурм вершины без кислородных аппаратов.

Неожиданным для альпинистов явилось большое количество брошенного снаряжения и имущества (“целые склады”, по выражению участников) на пути штурма. Это напоминало о неудачах и поспешных отступлениях предшествующих экспедиций, встретивших на путях восхождений жестокий отпор со стороны неприветливой Нангапарбат.

Лагерь под “Серебряным седлом” являлся штурмовым, из него должны были совершаться выходы к вершине.

Непосредственный штурм был организован с большим запасом надежности. На “Серебряное седло” и даже до предвершины штурмовая двойка выходила в сопровождении вспомогательных групп.

Усилия участников экспедиции принесли желанный успех — 11 июля 1971 г. Нангапарбат была побеждена. На вершину поднялась штурмовая группа в составе Ивана Фиалы и Михаила Оролина. Этим “дебютом” чехословацкие альпинисты вошли в число покорителей высочайших вершин мира.

В 1970 г. проводились и другие повторные восхождения на уже покоренные ранее восьмитысячники.

Малозаметно прошло восхождение участников британской армейской экспедиции на Аннапурну в 1970 г. На штурм они вышли по пути первовосходителей лишь с некоторыми изменениями для обхода лавиноопасных участков.

Штурм предприняли 20 мая М. Дай и Д. Эванс при хорошей погоде, но при 26° мороза. Они достигли вершины и стали вторыми ее победителями.

При спуске погода им не благоприятствовала — неожиданно налетела пурга, видимость резко сократилась. Недалеко от лагеря 2 победители Аннапурны провалились в ледовую трещину. Но удача не изменила им: отделавшись легкими травмами, они без посторонней помощи выбрались из трещины и достигли лагеря 2.

Наиболее внушительной по масштабам и задачам была японская экспедиция на Джомолунгму в 1970 г. В ее составе было 39 человек: 23 альпиниста, 7 ученых и врачей, 9 корреспондентов и кинооператоров. В помощь им был создан сильный отряд из 45 шерпов. Многочисленное имущество экспедиции весом 32 т перебрасывалось частично самолетом, а частично носильщиками.

Обеспечение экспедиции было отличным. Снаряжение высокого качества было изготовлено на отечественных предприятиях. Только кислородные баллоны закупались во Франции.

Среди предметов снаряжения и имущества следует отметить алюминиевые четырехместные палатки, 20-метровую металлическую лестницу, специальные жилеты, шлемы с вмонтированными в них средствами радиосвязи и многое другое.

Руководителю экспедиции Сабуро Матсуката было 70 лет. В возрасте 50 лет он совершил восхождение на Монте-Розу в Альпах.

Обширные масштабы экспедиции соответствовали ее целям. Задача первой группы — восхождение на Джомолунгму с Южного седла по пути первовосходителей; вторая группа помимо восхождения на вершину должна была спуститься с вершины на лыжах; задача третьей, пожалуй наиболее квалифицированной, группы — совершить штурм юго-западной стены Джомолунгмы.

Участники всей экспедиции прибыли в Катманду 15 февраля. На пути к цели они останавливались на своей передовой базе на высоте 3800 м. Здесь был проведен акклиматизационно-тренировочный сбор, во время которого широко обследовали район восхождения: совершались подъемы на менее высокие вершины в окружающих отрогах. Затем альпинисты заняли основную базу на высоте 5350 м, и началась подготовка пути и заброска промежуточных лагерей. Всего на пути к вершине их было создано шесть: 1-й — 6100 м, 2-й — 6450 м, 3-й — 6930 м, 4-й — 7450 м, 5-й — 7985 м и 6-й — 8513 м. Подготовка лагерей была закопчена к концу первой декады мая. К этому времени уточнились и задачи экспедиции: группа, нацеленная на юго-западную стену, отказалась от штурма из-за неблагоприятного состояния стены; горнолыжная группа отказалась от восхождения на вершину и спуска с нее на лыжах, ограничившись подготовкой к спуску на лыжах с Южного седла. Теперь к штурму готовилась только одна группа, задачей которой было восхождение на Джомолунгму с Южного седла.

Штурм первой двойки в составе Т. Матсура и Н. Уемура начался 11 мая из лагеря 6 (8513 м) в 6 часов утра. Погода стояла хорошая: небо ясное, ветер слабый, температура — —20°. Уемура и Матсура поднимались довольно быстро. Способствовал этому плотный фирн, лишь на отдельных участках рыхлого снега движение их замедлялось. И все же тренированные участники штурма достигли вершины всего за 3 часа 10 минут.

О первых впечатлениях пребывания на вершине Матсура впоследствии рассказывал так.

“Сразу же по достижении вершины никаких мыслей и чувств не ощущалось — и тело и душу сковывала страшная усталость. Даже зрение смутно воспринимало неописуемую красоту и грандиозность гор вокруг пас и темно-синий купол неба над нами. Первой сознательной мыслью было то, что мы не связаны. Быстро размотав веревку, мы связались. Заметили, что под вершиной лежит кислородный баллон английского производства. Ничего другого на вершине мы не обнаружили. Нам мешали маски, но мы сжимали друг друга в объятиях, наслаждаясь победой.

Только после этого мы успокоились и спокойно осмотрелись. Нам открылась невиданная красота, равной которой невозможно наблюдать ни с какой другой точки Земли. Мы были выше всех окружающих нас вершин. Почти безмолвно впитывали мы эту незабываемую красоту в продолжение целого часа...”

На следующий день, 12 мая 1970 г., еще одна группа экспедиции покорила вершину. То были К. Хирабаяси и шерп Чотаре.

По возвращении в лагерь на Южном седле Хирабаяси так же восторженно, как и Матсура, рассказывал о своих впечатлениях по достижении вершины.

“Вот мой маленький спутник, — представлял он шерпа. — Он страшно вынослив, всегда весел и исключительно подвижен. Он вел себя героем. В каждую минуту штурма рвался вперед. С таким спутником нельзя было не победить вершины...”

Четверо участников японской экспедиции стали победителями.

Небезынтересно заметить, что до 1970 г. Джомолунгму стремились покорить 27 экспедиций, в которых приняло участие около 300 восходителей и почти 750 их мужественных помощников-шерпов. Но только участникам 6 экспедиций удалось побывать па высшей точке Земли.

Как говорилось выше, “тройная” японская экспедиция 1970 г. добилась победы над Джомолунгмой. Но часть ее (горнолыжная) не справилась со своей задачей. Однако и она оставила свой след в истории борьбы за вершину. С Южного седла спустился на лыжах руководитель этой группы Ю. Миура, один из известнейших слаломистов Японии.

Условия спуска были сложными. На крутом обледенелом склоне со средней крутизной около 45° Миура очень быстро развил бешеную скорость (до 170 км/час). Для ее погашения лыжник был вынужден применить стабилизирующий парашют.

Расстояние по склону 3250 м с перепадом высот в 1435 м Миура преодолел за 2 минуты 20 секунд. Интересно отметить, что средняя скорбеть его спуска — примерно 85 км/час,

Итак, вопреки предсказаниям пессимистов история показала, что Джомолунгма даже как объект восхождений по уже пройденным путям, так же как и многие другие восьмитысячники, не утратила своей популярности.







  
Давно уже отвергнут принцип закупки какого то количества традиционных туристских продуктов (тушенка, сгущенка и макароны), чтобы потом уже в походе сделать из них какие то не менее традиционные туристские блюда. Сейчас в туристской практике заблаговременно составляется
День сто семнадцатый, середина апреля. Летать мы уже привыкли. В машине даже спим. Однако иногда бывают происшествия. Например, сегодня, когда Савельев летал на ледовую разведку над открытой водой, остановились оба мотора. Бортмеханик, которого все называли просто Филимоныч, заслуженный, но уже пожилой ас, по ошибке переключил пустые бензобаки
Река Учкулан образуется слиянием Гондарая и Махара, в ущельях которых летом держат много скота; по Учкулану проложена дорога к кошам и сенокосам. Нередки машины с отдыхающими, которые посещают минеральный источник на Махаре. По долинам Учку лана и Махара протянута ЛЭП на пер. Нахар и далее в Абхазию. М48. Из Учкулана
Редактор Расскажите
о своих
походах
Снаряжение туриста горника вещь совершенно особенная. Посудите сами: оно должно быть легким, не бояться камней и воды, грязи, снега и льда, легко чинится в случае порчи, без проблем заменяться при потере, быть по возможности недорогим, выполнять как можно больше функций. . . Посмотрел
1983 г. Для нас знакомство с виндсерфингом произошло шесть лет назад в новом микрорайоне Москвы Строгине. На местном водоеме наше внимание привлек человек, неуклюже и с невероятным напряжением стоявший на доске. Он держал в руках парус, то и дело смешно плюхался в воду, но, весь дрожащий, опять забирался
Особенностью данного похода была организация забросок в а/л Шхельду и турбазу Чегем а также доставка группы на начало маршрута использовали автомобиль УАЗ санитарный , что позволило сократить время . Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения. Стоимость мероприятия составила 1000 рублей на человека.


0.150 секунд RW2