Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Материалы     Веревки и узлы     Безопасность     Питание     Учебная литература  


Техника Альпинизма, 1939

Положение о значке "Альпинист СССР" I ступени

От авторов

Советский альпинизм

Краткие сведения о горах

Карта

Краткие сведения по метеорологии

Ледники

Физическая подготовка альпиниста

Упражнения

План тренировки

Снаряжение альпиниста

Ледоруб

Кошки

Веревка

Карабин и крючья

Обувь

Очки

Рукзак

Штормовой костюм

Спальный мешок

Палатка

Кроме того

Режим и темп движения

Применение веревки

Подъемы

Спуски

Охранение

Самоохранение

Скальная техника

Советы скалолазу

Техника передвижения по льду, снегу и фирну

Прохождение снежных мостов

Извлечение из трещины

Прохождение ледопадов

Прохождение ледяных, фирновых и снежных склонов

Прохождение ледяных склонов

Рубка ступенек

Передвижение по снежным и фирновым склонам

Подъем по снегу

Спуск

Траверсирование склонов

Бивуак в горах

Опасности гор

Дождь

Буря и холод

Гроза

Туман

Горные реки

Наступление темноты

Солнце

Камнепады

Лавины

Три четверти

Спасательная работа

Транспортировка по скалам

Транспортировка по фирну и по снегу

Транспортировка в долине

Извлечение из трещин и лавин

Тактика восхождения

Техника Альпинизма - 1939 - Материалы

Техника передвижения по льду, снегу и фирну

Передвижение по ледникам

Ледники бывают открытыми, свободными от снегового покрова и закрытыми, у которых основная поверхность, в, частности трещины, покрыты снегом.

Для успешного и безопасного перехода по ледникам альпинист должен быть знаком с их особенностями (см. главу “Краткие сведения о горах”). Только зная законы движения ледниковых масс и причины возникновения трещин, можно выбрать наилучший путь по леднику.

Уклон большинства долинных ледников не превышает 10°. Вдоль таких ледников почти всегда тянутся в их начале боковые морены, но альпинисты обычно предпочитают путь по самому леднику, как наиболее быстрый и легкий, в то время как передвижение по хаотически нагроможденным камнем морены очень утомительно. Обычно альпинисты выходят на ледник с боковых морен, поскольку язык ледника изобилует трещинами и нередко имеет крутое падение.

Наиболее уверенно можно двигаться по открытому леднику. Следует выбирать путь по впадинам и ложбинам, простирающимся вдаль, — на этих участках меньше трещин, надо лишь избегать при этом одиноких снежных островков, под которыми могут скрываться трещины.

На леднике с ровным течением лучше всего двигаться по центральной части. На леднике с серединной мореной лучше всего идти по леднику у края морены. Рантклуфты больших размеров и большой глубины являются труднопреодолимым препятствием при переходе с ледника на скалы и обратно. Изредка, когда ледник непроходим, неглубокие и заваленные рантклуфты служат единственно удобным путем для продвижения вдоль ледника. Бергшрунды обычно труднопроходимы, особенно снизу вверх, т. е. на пути к вершине, к перевалу. Чтобы пройти через бергшрунды, нужно отыскать перемычку, снежный мост или более узкое место.

По открытому леднику вся группа альпинистов идет вместе. Встречающиеся на их пути трещины шире 1 м рекомендуется обходить. Когда же альпинист готовится перепрыгнуть через трещину, он должен предупредить об этом сзади идущего. Тот охраняет прыгающего, выдавая ему соответствующий запас веревки. Передвигаться по закрытому леднику опасно: здесь можно провалиться в трещину, замаскированную снегом.

Обязательно следует идти в связке. Обычно связываются по три человека, тогда при падении одного альпиниста в трещину двое других всегда сумеют организовать необходимую помощь. Расстояние между связанными альпинистами 8—10 м. Второй и третий альпинисты держат в левой руке одно-два кольца веревки. Альпинисты двигаются одновременно. Веревка между ними не должна волочиться по снегу, а лишь слегка провисать.

Рекомендуется каждому альпинисту завязывать на расстоянии немногим больше полуметра от себя небольшую петлю, завязанную узлом проводника. Если один из альпинистов сорвется, товарищ, задержав его, продевает ледоруб в петельку и, закрепив веревку, может отвязаться от нее для оказания помощи. На сложном участке альпинисты продевают свои ледорубы в петли и на каждом шагу, держа ледорубы двумя руками, втыкают их в снег или в фирн вместе с веревкой, придерживая верхней рукой петельку у головки ледоруба. Первым в связке идет наиболее опытный. Он выбирает маршрут подъема, дает темп движения, прощупывает ледорубом путь, определяя, нет ли здесь скрытых трещин. При остановке впереди идущего все останавливаются. Интервал между альпинистами должен оставаться неизменным.

Альпинисты идут медленно, осторожно, след в след, по пути, проверенному первым, который перед каждым шагом прощупывает (зондирует) ледорубом поверхность ледника. Прежде чем сделать шаг, первый в связке втыкает ледоруб в то место, куда должна ступить нога, и, только удостоверившись, что ледоруб достиг плотного основания, ставит ногу и заканчивает шаг.

В некоторых участках можно зондировать через шаг. Необходимая частота зондирования при движении по леднику определяется только опытом.

Если ледоруб входит в снег “по головку”, не достигая твердого основания, и под ледорубом прощупывается пустота, можно предполагать, что под снегом находится трещина. Тогда передний предупреждает сзади идущего, чтобы тот организовал охранение через ледоруб, и, не сходя с места, зондирует снег, прощупывая его на возможно большем расстоянии во все стороны.

Однако не следует злоупотреблять зондированием, так как альпинист может стоять на мосту, покров которого он сломает непрерывным прощупыванием.

Обнаружив ледорубом трещину, альпинист устанавливает ее границы, и если трещина не слишком велика, ее осторожно переходят широким шагом, без рывков. Если же через трещину нельзя перешагнуть, то передний, охраняемый остальными, должен выяснить ее направление, пройдя для этого вдоль края трещины в поисках более узкого места. Лучше всего вернуться назад по оставленным следам и постараться пройти в другом месте.

По внешнему виду снегового покрова нелегко бывает определить закрытые трещины, но иногда их можно обнаружить благодаря неглубоким, продолговатым впадинам, образовавшимся от оседания, провисания снега на месте трещины, и по желтоватому, более темному снегу над ней. Поскольку глаза альпиниста защищены темными очками, он должен обладать немалым опытом, чтобы во время распознать закрытую трещину. Поэтому не следует полагаться только на зрение, надо обязательно проверять поверхность ледника, зондируя ее ледорубом.

Ни в коем случае не следует идти вдоль закрытых трещин одновременно всею связкой, — альпинисты могут провалиться в трещину.

Также не рекомендуется на привалах, в особенности при массовых восхождениях, собираться вместе большому количеству альпинистов, не проверив надежности покрова.







  
На точке страховки крепится карабин. На него надевают тормозное устройство типа ВОСЬМЕРКА . Середина рабочего конца веревки закрепляется в тормозном устройстве. На самом конце вяжется узел восьмерка, в который встегивается карабин. Восьмерка вместе с карабином обводится вокруг грузовой точки (дерева, выступа рельефа) и застегивается
Быстро поужинав в одиночестве, Гудмэн решил нанести визит Жанне Влэй. Ему не хотелось оставаться наедине со своими мыслями, он вдруг почувствовал сильное желание найти что нибудь приятное и несложное в этой непростой Утопии. Возможно, у Жанны Влэй он найдет ответ. Дом семьи Влэй был в нескольких кварталах
Самый большой горный район Кольского полуострова Хибинские тундры. Отдельные плато Хибин поднимаются на высоту около 1200 м. С запада и востока они ограничены озерами Имандра и Умбозеро, с севера и юга болотистыми раввинами. Хибины имеют форму окружности радиусом около 30 км.
Редактор Расскажите
о своих
походах
••••• Ледоруб 1 •••• Лыжные палки 2 ••••• Каска 1 ••••• Система 1 ••••• Блокировочная веревка 1 ••••• Петля самостаховки 1 •••• Реп петля 0. 5 м 1 •••• Реп петля 2. 0 м 1 •••• Жумар 1 •• Зажим двусторонний 1 •• Зажим рычажный 1 ••••• Карабин К
1983 г. Ветер шевельнул тонкий перкаль палатки, стряхнув с полотна несколько холодных капель, и я окончательно понял, что проснулся. Сразу вспомнилось: сегодня идем в Географическую. Другой мыслью, тревожной, было подозрение на дождь. Прислушался. Нет, тихо.
Ищем попутчиков. хотим пойти с 14. 07 на пару недель в карелию либо на кольский п/о на маршрут III IV к. с. есть лодка и личная снаряга. сейчас ищем маршрут (прикидываем Охта, Чирко кемь, Умба), но возможны варианты. аська: 266 329 787 e mail: aygjul@cityexpress. ru тел: 8 916 952 4320, 416 8454


0.052 секунд RW2