|
Андийское Койсу, левая составляющая Сулака, образуется от слияния на высоте 1535 м Тушетской и Пирикитской Алазани. От места слияния этих рек до слияния самой Андийской Койсу с Аварской на высоте 303 м и образования Сулака-144 км. Это и есть длина собственно Андийского Койсу, а с длиной до самой удаленной точки его речной системы (исток Тушетской Алазани) - 192 км._
Средний уклон собственно Андийского Койсу 8,5 м/км. Однако за этой цифрой скрадываются и совершенно пологие участки, а на отдельных порожистых уклоны достигают значений Терека в Дарьяльском ущелье - 50 м/км. Но такие перепады в основном на коротких промежутках. В целом же река проходима для опытных туристов на всем протяжении от истока (и даже прихватывая по 20 км в каждой из составляющих ее рек; см. маршруты 23 и 25) и до устья, т. е. маршрут составит 164 км сплава.
Водосбор покоится на аспидных и глинистых сланцах и песчаниках, имеет сильно удлиненную форму - 134 км по прямой при средней ширине 36 км. 84% площади расположено выше 1500 м, из них 9% лежат выше 3000 м. Именно там находятся те 0,3% современного оледенения, или 14 км2 ледников бассейна, которые существенно дополняют родниковое и непосредственно атмосферное питание рек и формируют характер и время половодья (70% в мае -августе) и межени (наименьший сток в феврале).
В верхней половине своего течения (60 км от истока до устья Килы) Андийское Койсу протекает в глубоком мрачном ущелье, фактически в каньоне. Склоны долины сливаются со склонами окружающих гор, возвышаясь над рекой на 200-600 м.
Однако пугающая мрачность не сделала ущелье недоступным. Если на всем протяжении от устья реки вверх до сел. Эчеда, выше устья правого притока Хваршинки, тянется автодорога (преимущественно по левому берегу), то выше Эчеды и до Омало-Тушетского - основная КТ (в том числе траверсами значительных конусов осыпей на дне каньона и по осыпному серпантину на подъеме и спуске через Хушетский перевал из Дагестана в Грузию).
В 2 км ниже впадения Мотмоты КТ круто забирает вверх и идет, кроме короткого отрезка под хутором Черо, над границей леса или по нему. Верховой отрезок КТ совпадает с "трубой" (36 км), считавшейся непроходимой от истока Андийского Койсу до устья Мотмоты. Однако результаты наших экспедиций в последние годы позволяют сделать вывод о возможности прохождения струбы" при условии четкой поэтапной разведки и последующего поэтапного сплава по реке.
Подступиться для разведки к самому берегу "трубы" можно во многих местах каньона. Причем в ряде случаев не только пройти вдоль берега по старой тропе на протяжении 7-8 км, но и рассчитывать заранее на причаливание и даже планировать при необходимости ночлег с водой и дровами.
От моста из Омало Тушетского в сел. Шенако можно легко пройти по лесу правым берегом Пирикитской Алазани до слияния с Тушетской, а также и левым берегом Пирикитской Алазани до начала Андийского Койсу и далее по лесу до научала осыпного обрыва. Он тянется по левому берегу 2 км, а на правом (напротив) - 1 км. Если затруднительно двигаться при половодье по обломкам осыпи, то из Шенако вдоль речушки спуститесь к Андийскому Койсу ниже окончания осыпи и начала новой.
До этого же места (4 км от 1535 м - точки начала Андийского Койсу) можно добраться по правому берегу вдоль крутого лесного склона. Попасть туда нетрудно по тропе из Омало через мост над Тушетской Алазани в сел. Кумелаурта и далее по лесу. Ширина реки на этом участке разведки 20 м. На отрезке между двумя обрывами левого берега Андийского Койсу имеется крутой поворот под прямым углом налево, направо и снова налево (на протяжении 500 м).
Через 8 км река расширяется до 30 м и в этих значениях остается более половины своей длины, почти до сел. Ботлих, где, распавшись на рукава, достигает общей ширины 200 м. Но и до Ботлиха в местах поворотов она много раз имеет ширину 40-80 м.
Второй участок разведки - от 10-го до 26-го км по левому берегу. Из Омало через Шенако и Дикло по КТ выходите на восток, за речушку Шави и перевал Бечихи (2200 м, 1 А зимой), который с запада преодолевается по лугам, с потерей высоты на восточном лесном серпантине тропы. Спускаетесь из-под восточного основания Бечихи к устью Черосцкали и по КТ следуете вдоль прямого здесь потока Андийского Койсу до начала подъема на Хушетский перевал (2623 м, 1 А зимой). Ширина реки тут и далее достигает, кроме теснин, 30 м.
Можно, не поднимаясь на перевал, продолжить разведку вдоль берега: 500 м вдоль крутого поворота на юг по осыпи обрыва, забирая выше (1800 м), чтобы обойти над отвесом в лесу место нового поворота реки на восток и спуститься новой тропой к самому берегу. Возможен и вариант частичного осмотра здесь вдоль до отвеса, а затем, вернувшись к подъему КТ на Хушетский перевал, преодолеть его и из сел. Хушети спуститься по тропе на юго-запад к мосту (если он не снесен) - к хутору-летовке Киони на другом берегу. Не поднимаясь по тропе через лес к хутору, пройдите по лесу вдоль берега 4 км назад, до обрыва правого берега, откуда видна осыпь, по которой вышли на левом берегу до отвеса, и место прямого поворота реки на юг.
От упомянутого моста можно пройти 6 км по течению любым берегом - по травянистому склону левым без тропы над обрывом, вплоть до восточной тропы от Хушети, спускающейся там к реке; или по лесному правым берегом с возвратом к мосту, ибо северный отрог от пика Букиатль делает сложным движение далее вдоль реки (хотя до 1943 г. здесь проходила тропа, ныне обрушившаяся). Вернувшись в Хушети, спуститесь по восточной тропе к хутору-летовке Рехо. Тропа спускается вдоль речушки непосредственно к берегу Андийского Койсу и следует 7 км вдоль него (в том числе через хутор Рехо и после него), повторяя с точностью повороты реки на юг, восток, север и далее поднимаясь на осевую КГ в сел. Цихалак. Если напротив хутора Рехо сохранился мост, есть смысл дальнейшую разведку провести по правому, полностью лесному берегу. Там, вплоть до устья Мотмоты, была непосредственно над рекой караванная тропа.
Разведка потребует времени. Но разве можно без нее пускаться в сплав по "трубе", когда никто еще не прошел ее и не описал? А чтобы организация сплава была разумной до конца, подход к старту осуществите так: от Тбилиси самолетом, поездом или автобусом добирайтесь в Телави, оттуда рейсовым самолетом в Омало Тушетское, где оставите (например, в кладовой школы, если не будете сразу поэтапно преодолевать реку сплавом тотчас после промежуточных разведок) все лишнее снаряжение. Продукты можно заблаговременно заслать авиапосылками по почте. Таким образом, подходы к старту будут совсем не изнурительными.
Уклон "трубы" на первых 9 км, от 1535 до 1526 м у устья Черосцкали (граница Грузии и Дагестана), 1 м/км. На следующем этапе до хутора Рехо (1413 м, 14 км) 8 м/км, а до конца "трубы" у устья Мотмоты (1200 м, 13 км) 16,4 м/км. Для сравнения даем схематический продольный профиль Андийского Койсу с другими точками отсчета, вплоть до устья, опубликованный в "Ресурсах поверхностных вод СССР" (том 9, вып. 3: Дагестан, Л., 1966). Сопоставление этих и наших расчетов по всей длине Андийского Койсу даст водникам основы для объективных оценок реальности (см. стр. 90).
Забегая вперед, скажем, что глубина реки изменяется от 0,4 до 4,5 м, а в устье -6 м. Скорости течения колеблются от 1,5 до 6 м/сек, достигая больших значений на порожистых участках, где падение воды составляет 50 м/км.
От устья Мотмоты до устья левого притока - Гакко (1146 м) 5 км, уклон 10,1 м/км. Первые 2 км осевая КТ идет по правому берегу: 1-й км высоко на скалах, затем на осыпях - прижимаясь к реке. Высокий однопролетный мост над рекой не помешает сплаву. Осевая тропа продолжается вниз по левому берегу у самой воды или незначительно поднимаясь.
Участок от устья Гакко до устья правого притока - Хваршинки зажат справа отвесами сланцевых стен, а слева огромными осыпями, среди которых на 5-м км приютилось вверху сел. Эчеда. К нему пробита снизу автодорога. Уклон реки на этом отрезке 5 м/км. Как раз под Эчедой расположен сложнейший порог участка.
После порога шивера встречается вплоть до Хваршинского висячего на тросах моста, протянутого высоко над рекой. Сразу за ним порог. Наиболее опасный участок сплава начинается через 1 км от Хваршинского моста- ниже устья левого притока Соситли. Отсюда тянется 2,5 км соситлинский каскад порогов, завершающийся самым значительным на Андийском Койсу высотой 3 м. Его .следует обнести по автодороге на левом берегу. Сразу после возобновления сплава за этим порогом до устья правого притока - Килы несколько несложных шивер, а под сел. Цумада поток распадается на рукава с островами между ними. Уклон реки между Хваршинкой и Килой 10 м/км.
За устьем Килы река спокойна на протяжении 1 км. А от сел. Тиссиохитли - километровый порог средней сложности. Он сменяется шиверами той же сложности и прижимами, следующими до районного центра Агвали. Здесь тотчас за мостом - порог средней сложности, затем на 6 км протянулись мощные шиверы и один за другим два мощнейших порога, проходимость которых оценивается конкретной ситуацией. От устья Килы до выхо да из второго порога за сел. Гигатли уклон реки 15,4 м/км!
Ниже Гигатли попадаются несложные шиверы до Ботлиха. Несколько выше Ботлиха река, вступая в зону известняков, пересекает ряд скалистых хребтов, образуя то узкие ущелья и теснины, то широкие котловинообразные расширения, приуроченные к выходам глинистых сланцев и песчано-глинистых пород. Наиболее значительные расширения долины (500-700 м) встречаются у Ботлиха и ниже его - у Муни и Ортаколо.
У Ботлиха река разбивается на множество потоков, некоторые из них мелкие, а после шоссейного моста напротив Ботлиха сужается в единый мощный поток. Шиверы попадаются лишь против селений Нижнее Инхело (справа) и Муни (слева). Между последним и пос. Ортаколо река вновь дробится на потоки с островами между ними и в таком состоянии остается на протяжении 6 км. После 8 км спокойного плавания в едином потоке от сел. Тлох тянутся 4 шиверы средней сложности. Через 4 км, перед сел. Инхо, - снова 2 шиверы с валами до 2 м, порог и 3 прямых слива, свободных от камней. В 6 км ниже Инхо, напротив Игали, - несложный последний порог Андийского Койсу.
Через 4 км после Игали начинается особый участок реки, который можно образно назвать "черными дырами": у сел. Сагры и в устье вода как бы втягивается в трубу сильным всасывающимся и завихряющимся потоком. Река с грохотом проносит свои воды в узком скальном клюзе шириной от 5 до 15 м и глубиной от 10 до 40 м. На последних 100 м скальные берега почти смыкаются, и даже можно перешагнуть поверху над беснующимся в бездне потоком. Не каждому по силам такое испытание нервов, хотя препятствий в этих, сагрынской и ашильтской, "черных дырах" нет. Шоссейный мост у сел. Сагры образует развилку путей: на север - 72 км до Хасавъюрта; на запад - к Ботлиху и оттуда на Грозный; на восток - 10 км к Чирката. До последнего можно продолжить сплав. Через 8 км от него полноводное Андийское Койсу сливается на высоте 303 м с еще более полноводным Аварским Койсу, давая начало Сулаку.
Можно совершить и велосипедное путешествие вдоль Андийского Койсу, начав по автодорогам от Махачкалы через Буйнакск, Леваши, Хунзах в Тлох и далее вверх вдоль реки до Мотмоты, затем по КТ через Мокок с его древними восьмиэтажными башнями и через Кадорский перевал (2357 м, 1 А зимой), как это проделал в 1936 г. ветеран советского туризма А. А. Власов с семьей (см. "Дагестанские небоскребы", "На велосипедах по Дагестану" и "На Цунтинской тропе" в журнале "На суше и на море", 1937, № 1,5 и 6). Или от Мокока по КТ проехать в сел. Кидеро и оттуда по автодороге в Бежту и через перевалы Мушак (2154 м, 1 А зимой) или Вантлиашетский (2442 м, 1 А зимой) в Грузию. Или от Бежты вернуться по автодороге вдоль Аварского Койсу к сел. Советское в центральном горном Дагестане и далее - в Махачкалу, осмотрев таким образом в одном путешествии по кольцу значительную часть внутреннего Дагестана. О путешествии вдоль Аварского Койсу и через перевал Мушак см. очерк А. А. Власова "В Дагестане" в журнале "На суше и на море", 1939, № 5.