Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Материалы     Веревки и узлы     Безопасность     Питание     Учебная литература  


Проблемы безопасности в горах

Предисловие к русскому изданию

Введение

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРНОГО ТУРИЗМА И АЛЬПИНИЗМА

Характеристика опасностей в горах

О трудностях в горах

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на некоторые физиологические и психические функции человека

Влияние занятий туризмом и альпинизмом на двигательные реакции человека

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на внимание альпинистов и туристов

Влияние стенного восхождения на чувство равновесия у альпинистов

Влияние высотных восхождений на некоторые психические функции альпинистов

Влияние стенных восхождений на двигательную координацию и быстроту альпинистов

Влияние занятий горным туризмом и альпинизмом на пульс, кровяное давление и жизненную емкость легких

Влияние стенных восхождений и горных туристских походов на силу альпинистов и туристов

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Классификация правил безопасности

Правила безопасности перед выходом из хижины, лагеря, населенного пункта

Правила безопасности при движении в горах

Правила безопасности при лазаний по скалам и восхождении на вершины

Правила безопасности при страховке

Правила безопасности при спуске по веревке

Правила безопасности учебно-тренировочных занятий на скалах

Правила безопасности при организации бивака в горах

Правила безопасности при угрозе схода лавин

Правила безопасности на соревнованиях по ориентированию в горной местности

Правила безопасности в пещерах и провалах

Правила безопасности при спасательных работах в горах

Правила хранения, контроля и использования альпинистского снаряжения

Методика обучения правилам безопасности

Классификация ошибок при лазании по скалам

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В ГОРАХ

Предварительно обусловленные субъективные причины несчастных случаев в горах

Предварительно обусловленные объективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные субъективные причины несчастных случаев в горах

Непосредственные объективные причины несчастных случаев в горах

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Подбор партнера при занятиях альпинизмом и туризмом

Формирование правильного представления о характере предстоящих действий

Меры безопасности при восхождении на учебно-тренировочные и классифицированные стенные маршруты. Автоматическая страховка

Меры безопасности при использовании альпинистских веревок и узлов

Скорость и безопасность при движении в горах

Организация и действия вспомогательно-спасательной группы в альпинистских восхождениях и туристских походах

Профилактические меры, связанные с общей организацией безопасности в горах

Совершенствование подготовки туристов и альпинистов для участия в походах и восхождениях

Утомление и борьба с ним

Совершенствование техники движения по различной местности

Регулирование эмоционального состояния туриста

Успех альпинистского и туристского мероприятия

Борис Маринов - Проблемы безопасности в горах - Материалы

Формирование правильного представления о характере предстоящих действий

Успех в горном туризме и альпинизме прямо связан с представлениями участников мероприятий о маршруте, особенностях рельефа, склонов, стен и т. д. Формирование правильного представления позволяет туристам и альпинистам хорошо ориентироваться и действовать в окружающей обстановке. Чем более полным будет такое представление, тем лучше оно поможет в подготовке и проведении похода и восхождения, тем больше гарантий того, что при этом ничего не будет упущено из виду.

Представление о маршруте складывается на основе прошлых восприятий. Многократное прохождение данного маршрута при различных метеоусловиях, непосредственное преодоление отдельных участков различной трудности на подходах или при спусках с вершины помогают формированию правильного представления об особенностях маршрута с отклонениями в некоторых не столь значительных деталях.

Наблюдение какой-либо альпийской стены, например, со стороны или снизу—один из способов ее восприятия. Но это восприятие общее, не дающее всех необходимых данных для выработки плана подготовки восхождения, его тактики.

Во многих случаях остаются в стороне представления о наиболее сложных участках, площадках для встреч связок, возможности для забивки крючьев. Для получения более полного представления о стене ее надо тщательно просмотреть несколько раз, при различном освещении солнцем, с разных точек, в разные сезоны года. Если при этом удастся увидеть восхождение на нее другой связки, то можно получить представление, дополненное некоторыми техническими и тактическими элементами.

Восприятие стены только по фотографии, схеме или карте также не может дать точного представления о всех ее особенностях: теряются масштабность, детали отдельных форм рельефа, крутизна и т. п.

Описания, которые можно прочесть в справочных материалах, или информация альпинистов, хорошо знающих маршрут, позволяют обогатить представление о нем. Но здесь очень важна точность информации. Иногда, например, рассказ альпиниста содержит неверные сведения о трудностях и опасностях на восхождении. Так, нередко можно услышать: “Это очень легкий маршрут, и крючья на нем не нужны!” Такое высказывание опасно, ибо для других он может оказаться более трудным и потребовать крючьев, которые не будут взяты.

Накопленные туристом или альпинистом знания имеют большое значение при формировании его представлений о горах. Разве можно, например, полно и точно рассказать о том, как преодолеть карниз на какой-то стене? Необходимо еще иметь знания и разбираться в механике совершающихся движений, геологическом строении самой скалы, опасностях, которые могут встретиться, и т. д. Несистематические знания способствуют формированию лишь общих представлений, общих впечатлений о том или ином объекте, а ряд важных моментов может остаться вне поля зрения.

Если иметь в виду, что только многократные восприятия предметов и явлений могут создать полное представление, то станет ясна необходимость использования комбинированных средств и методов для изучения конкретного альпинистского или туристского маршрута. Именно так достигается образование системы временных связей в коре головного мозга, закрепляющихся в виде следов в памяти. Особенно важно перед началом похода или восхождения и в каждый подходящий момент его постараться оживить в памяти эти следы, что связано с формированием ясного представления об особенностях участка пути, который предстоит преодолеть, о местах и расположении трещин, забитых в них крючьях и т. д.

Актуализация следовых явлений в тот или иной момент — задача не только инструктора, но и самих участников. Например, постановка конкретной задачи альпинисту, начинающему движение с площадки для страховки, позволит ему уяснить особенности рельефа, которых он не может увидеть со своего местонахождения. Итак, формирование правильных представлений дает возможность предварительно с достаточной точностью знать, что собой представляет предстоящий маршрут или отдельные его участки, и уже в процессе движения заранее мысленно решить, что, где и как делать, чтобы преодолеть его. Немалое значение имеют и зрительно-двигательные представления при изучении отдельных элементов техники движения.

Предварительное изучение маршрута имеет целью уточнить условия, в которых предстоит действовать, а именно:

а) уточнить самый легкий и безопасный подход к объекту;

б) выявить общие и специфические для данного маршрута опасности;

в) определить местоположение и степень трудности наиболее сложных в техническом отношении участков;

г) установить места наиболее удобные и безопасные для биваков;

д) определить возможные пути обхода опасных мест и возвращения при отказе от маршрута;

е) выбрать характерные ориентиры на маршруте;

ж) уточнить пути подъема на вершину и спуска с нее;

з) выяснить состояние и особенности разметки маршрута, состояние облегчающих движение маркировки и снаряжения;

и) уточнить трудные для преодоления участки маршрута;

к) определить камнепадо- и лавиноопасные места, а также время наибольшей опасности;

л) выяснить расположение стен или склонов и время дня, когда они прогреваются солнцем;

м) установить самое подходящее место для вспомогательно-спасательной группы и пути, по которым она может подойти к альпинистам, совершающим восхождение.

Изучение маршрута—дело прежде всего руководителя восхождения или туристского похода, но знать его особенности и опасности должен каждый участник. Изучение маршрута осуществляется с помощью следующих методов и средств (см. табл. 42):

Увеличение в последние годы возможностей для туристов и альпинистов осуществлять маршруты в различных горных районах и странах делает необходимым их изучение по следующим направлениям:

а) уяснение особенностей конкретного горного района, имеющихся в нем маршрутов и путей подхода к ним;

б) изучение возможностей применения техники и тактики движения с учетом собственного опыта и знаний;

в) знакомство с принятыми в данной стране правилами передвижения в горах и безопасности.

Таблица 42. Методы и средства изучения маршрута







  
Самозатягивающийся узел Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется проще не придумаешь . К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга,
Улица главной американской антарктической станции Мак Мердо. «Шале», или «горная хижина» штаб американских научных исследований в Антарктиде. В одном из этих светлых домиков размещается биологическая станция Мак Мердо. Домик капитана Скотта. С помощью термобура, установленного на вездеходе, мы выясняли, тает или намерзает лед под шельфовыми
Начинается от вершины Сакиносцвери (3200 м), как южный отрог ГВХ, и образует водораздел между левым притоком Алазани рекой Стори на востоке и верховьями Алазани и нижней частью ее левого притока Самку рисцкали на западе. Длина хребта 33 км по линии водораздела, считая от вершины Горисболотави (887 м) через лесное
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант, о котором идет здесь речь, необычен тем, что печь снабдили
1983 г. Ветер шевельнул тонкий перкаль палатки, стряхнув с полотна несколько холодных капель, и я окончательно понял, что проснулся. Сразу вспомнилось: сегодня идем в Географическую. Другой мыслью, тревожной, было подозрение на дождь. Прислушался. Нет, тихо. Просто на скатах осела влага от дыхания.
Выход в 10 час. Сегодня машина забрала наших видеооператоров и добавила нам груз в заброске. Выходим с максимальным весом рюкзаков, но и хорошей акклиматизацией. Тропа тянется левым берегом р. Онтор высоко от русла реки. Движение в лесу, затем в зарослях арчи, по пути мало ручьёв, воду для питья несём с собой. На тропе несколько


0.048 секунд RW2