Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


От Маруха до Эльбруса

Предисловие

Общие сведения

Условные обозначения

МАРУХ. АКСАУТ

Марухское ущелье

Аксаут

Мысты-Баши

Уллумарка

Кичи-Теберда

Из долины Аксаута на главный хребет

ТЕБЕРДА И ДОМБАЙ

Муху и Азгек

Бадук и Хутый

Ущелье Алибек

Аманауз

Домбайульген

Вдоль военно-сухумской дороги

Буульген

Джамагат и Уллумуруджу

Кичимуруджу

УЧКУЛАН И ДАУТ

По Учкулану и Махару

Уллукёль

Гондарай

Джалпакол

Индрюкой. У Гвандры

По Дауту. Рынджи

ВЕРХОВЬЯ КУБАНИ

Ущелье Уллукам

Узункол

Кичкинекол

Чирикол

Эльбрус

Хотютау

Уллухурзук

Худес

По пути первовосходителя

Некоторые топонимы Западного Кавказа и Приэльбрусья

Литература

От Маруха до Эльбруса - Путеводители

Уллухурзук

Река Уллу-Хурзук, впадающая в р. Уллу-Кам возле аула Хурзук, образуется от слияния рек Кюкюртлю и Битюк-Тёбе-Кол, начинающихся у ледников западного склона Эльбруса. Долиной Битюк-Тёбе-Кол можно пройти к высокому, но простому пер. Балк-Баши, который выводит на северные склоны Эльбруса в истоки р. Малки.

М83. Аул Хурзук - р. Битюк-Тёбе-Кол - пер. Балк-Баши (3689 м, 1 А) - р. Кызыл-Кол - теплые источники Джилы-Су (38 км, дорога, тропа, 2 дня).

Первый день занимает плавный, без резких взлетов подход по долине к подножию перевала. Дорога выходит из узкой улочки аула на луг и скоро вступает в лесистое ущелье. Затем идет у реки и, обходя подступающие к воде скалы, много раз меняет берега. Лишь незадолго до развилки Кюкюртлю и Битюк-Тёбе-Кол (около 12 км, 2000 м) она перебирается окончательно на правую сторону и приподнимается на оголившийся склон.

Вход в долину Кюкюртлю с разрушенной лесопилкой остается внизу. Дорога в это ущелье отделилась раньше и видна среди деревьев возле коша на уступе левого склона, на мысу. Река Битюк-Тёбе-Кол пробила теснину, путь идет поверху, кое-где пересекая редкие сосны. На левом берегу, где лес тянется дольше, стоят пастухи и проложена тропа. Правый борт (склон хр. Садырла), которым мы идем, задернован. Вверху обнажены осыпи, выбиты овечьи тропы.

У дороги и по всему травянистому склону множество нор сусликов. В хорошую погоду возле них сидят и сами хозяева. Приближение человека на несколько десятков шагов заставляет зверьков прятаться. Не следует останавливаться вблизи норы: горный подвид малого суслика, обитающий в Приэльбрусье, является носителем чумы, переносчиком служат блохи. Правда, естественный отбор формирует популяции, в которых большинство особей не подвержены заражению. Однако малая часть оказывается чувствительной к инфекции (к тому же из-за изолированности урочищ имеются популяции, где раньше болезни не было и иммунитет не выработан), и время от времени, с интервалами от года до десятков лет, происходит вспышка заболеваемости. В этом случае ущелья или целые районы объявляются карантинной зоной, запрещенной для посещения.

Впереди выросло нагромождение льдов и скал западного плеча Эльбруса. Каменные россыпи словно покрыты пятнами рододендронов, но на самом деле это результат выветривания лав.

В 20 км от аула Хурзук у слияния нескольких ручьев, образующих Битюк-Тёбе-Кол, дорога заканчивается. Здесь стоит последний кош. Чуть дальше на луговине можно разбить бивак. Неподалеку от реки виден красный язычок нарзана Махийланы-Тёбендеги-Гара. Всего в долине больше 20 минеральных источников, в том числе теплый (18-20,5 °С) Джилы-Су, иначе Тохтар-нарзан, находящийся на левом берегу (2593 м). Возле него расположены постройки базы отдыха, мимо которых мы проходили. В 1913 г. директор хурзукской школы Т. Биджиев выложил каменный колодец и построил на свои средства домик для больных. Он также организовал метеонаблюдения в ущелье.

Эльбрус с перевала Балк-Баши
Эльбрус с перевала Балк-Баши.

Перевал Балк-Баши хорошо виден на востоке - верхушка гребешка-контрфорса, поднимающегося из долины к месту стыка ледовых сбросов Эльбруса с хр. Садырла. Тропка пробита по гребешку: внизу осыпи, скрепленные травой, далее очень сильно разрушенные скалы. Снизу от коша не разглядеть, что, перед тем как выбраться на гребешок, надо перейти балку, служащую входом в укрытую в складках правого склона котловину, где пасут быков. У выхода на перевал слева внизу открывается осыпной цирк одного из истоков р. Чомарт-Кол, вдоль которого можно пройти на Худее, к пос. Эльбрусский (М85).

С продуваемой ветром площадки открывается далекий вид на ущелье Уллу-Хурзук. Совсем близкой кажется Западная вершина Эльбруса, путь к которой прегражден, однако, мощными сбросами. Мы находимся на высоте фирновых полей эльбрусских ледников. Внизу виден ближайший л. Уллу-Чиран с нитями поверхностных морен. К нему по пологим осыпям сбегает едва различимая тропка.

Уровень следующего глетчера Кара-Чаул заметно выше. Его широкий и слегка выпуклый язык лишен моренного чехла. Дальше, напротив седловины Эльбруса, выступает остров скал с плоским верхом. Ниже ледников, моренных и лавовых бугров лежит травянистое плато Ирахик-Сырт, приподнятое над неглубоким ущельем р. Кызыл-Кол, притока Малки; с левой стороны к реке подступают крутые осыпи хр. Ташлы-Сырт. Мощный поток начинается от л. Уллу-Чиран. В литературе начала прошлого века встречается иное название - ледник Малкинский, тогда считали Кызыл-Кол основным истоком Малки.

Путь на Малку проходит старой дорогой по плато Ирахик-Сырт в стороне от р. Кызыл-Кол, которая в верхнем течении заключена в теснину. Чтобы попасть на дорогу, спускаемся несколько сот метров в широкий «карман» за левой мореной л. Уллу-Чиран, где можно ночевать, и выходим к левому берегу реки. По каменистым полям и лугу идет тропа. В 2 км от ледника она соединяется с тропой от пер. Бурун-Таш (М85) и перебирается по камням на правый берег к краю плато Ирахик-Сырт. Поднявшись на сотню метров на плато, оказываемся на дороге.В высокую воду переправа через Кызыл-Кол может оказаться сложной. Чтобы не рисковать, лучше перейти л. Уллу-Чиран (с левой морены примерно 100 м спуска по конгломерату) и правыми моренами сойти к правому берегу реки или сразу на плато.

Путь по плато Ирахик-Сырт составляет 6 км. Размытая, местами заросшая дорога идет среди кочковатых (результат промерзания) лугов, на которых пасут лошадей. Реки не слышно, она скрыта за краем плато.

Дорога короткими зигзагами приспускается с восточного края плато в долину ручья, текущего с л. Кара-Чаул. На пригорке левого берега стоит кош. Ручей впадает в Кызыл-Кол, который уже вырвался из теснины и широко разлился по плоской террасе на месте ушедшего озера (2500 м). Образовалось оно около 10 тыс. лет назад, когда лавовый поток - его невысокая, несколько десятков метров, гряда видна километром ниже по течению - запрудил реку. На дне скопился вулканический песок, туфы, мелкие кусочки выброшенных из кратера пород (лапилли). Со временем Кызыл-Кол пропилил в преграде щель, и озеро исчезло.

На ровном левом берегу реки разбросано несколько кошей (урочище Сурх). Отсюда начинается дорога в Кисловодск (ее серпантин желтеет на склоне) и продолжается тропа к Малке. Переправа через Кызыл-Кол - вброд на перекате. Пройдя мимо кошей, поднимаемся несколько десятков метров торной тропой на упомянутую лавовую гряду. С задернованного гребня внизу, на 200-метровой глубине, показывается Малка. Виден лишь короткий ее участок, потому что река уходит в каньон с нависающими стенками. Прямо под нами мостик, к которому спускается тропа. Рядом с ней Кызыл-Кол обрушивается к Малке 40-метровым водопадом Султан.

На правом берегу возле моста выбивается мощной струей теплый минеральный источник Джилы-Су (2360 м), в нескольких сотнях метров ниже по реке стоят палатки и шалаши народного курорта. Бросается в глаза скопление конгломератных (точнее, брекчиевых - с неокатанными обломками) останцев в балке Кала-Кулак рядом с источником. На просторных пологих склонах правобережья Малки поверх каньона тут и там разбросаны коши, исчерчены тропами луга.

За плавной линией хр. Кара-Кая угадывается ущелье правого притока Малки - р. Шау-Кол. Туда, срезая оконечность хребта, идет дорога. По долине Шау-Кол и его притоку Ислам-Чат пролегает путь к пер. Кыртык-Ауш (3242 м) в с. Верхний Баксан в Баксанском ущелье. На Ислам-Чат можно также попасть, перевалив через хр. Кара-Кая. Пологий подъем начинается от правого берега р. Кара-Кая-Су, вливающейся в Малку чуть ниже курорта. Широкая зеленая лощина, подводящая к перевалу, хорошо просматривается.

Вернемся в урочище Сурх. В полутора сотнях метров к северу от ближайшего к водопаду Султан коша, у подножия заросшей каменной гряды на краю луга, сохранилась надпись экспедиции 1829 г. На вросшей в землю глыбе в рост человека можно прочесть:

1829 года
съ 8 по 11 iюля
лагерь подъ Командою
Генералъ оть Кавалер
Еминуель

Отсюда вышла группа восходителей: физик А. Купфер, основатель сети метеорологических и магнитных наблюдений в стране; Э. Ленд, известный как один из основоположников электротехники и физико-географ; ботаник К. Мейер; зоолог Э. Менетрие; архитектор Горячих Вод И. Бернардацци; казак П. Лысенков; проводники К. Хаширов и А. Соттаев. На второй день Килар Хаширов достиг Восточной вершины Эльбруса. «Килар... сумел, - писал А. Я. Купфер, -воспользоваться утренним холодом и значительно раньше нас миновал границу вечных снегов. Когда Ленц достиг места своей последней остановки, Килар уже возвращался с вершины. Снег начал размягчаться только с 11 часов; он нашел его еще твердым до самой вершины, и только спускаясь, он встретил те же трудности, что и мы».

М84. Джилы-Су - «Долина нарзанов» - Кисловодск (пешком 48 км, дорога, 2 дня).

По дороге, которая тянется травянистыми плоскогорьями севернее Эльбруса и оканчивается у кошей в долине Кызыл-Кол, пастухам доставляют продукты, топливо, прогоняют скот (часто провозят). По ней можно пройти до турбазы «Долина нарзанов» (машины бывают редко), расположенной в ущелье р. Хасаут, левого притока Малки. На пути туда пересекаешь глубокую долину Харбаза - другого притока Малки. Из «Долины нарзанов» ходит автобус в Кисловодск.

Дорога крутыми зигзагами взбирается на сотню метров на левый борт ущелья Кызыл-Кол и, перевалив через оконечность хр. Ташлы-Сырт, плавно спускается на всхолмленное плато средней высотой около 2400 м. Есть обходная конная тропа, начинающаяся на валу над водопадом Султан (М83). Она траверсирует крутые осыпи над тесниной Малки, затем заболоченным лугом поднимается мимо коша на дорогу. С тропы виден водопад на Малке в начале каньона. Этот переход называется пер. Кая-Ишик. До того как проложили автомобильную дорогу, он был основным.

Глинистая, изрытая дождевыми потоками колея держится поначалу у края плоскогорья над обрывами. Минуем 2-метровый каменный столб-менгир, стоящий лицом к Малке. Далее проселок извивается между пологими холмами. Впереди колеблются в дымке неясные контуры Скалистого хребта с красноватым пиком г. Кинжал. За спиной пол-обзора занимает Эльбрус. На зеленом просторе бродят табуны лошадей. Коши пастухов, иногда это каркасные домики, прячутся в укрытых от ветра балках у родников. Если здесь заночевать, увидишь, как очертания Эльбруса прорисовываются «светящимся мелом по аспидной мгле» (Н. Тихонов).

Примерно в 12 км от Джилы-Су начинается 500-метровый спуск в лесистую долину Харбаза (есть сокращающая серпантин тропа), деревья подступают к самой кромке плато. Здесь попадаешь в душистое субальпийское и лесное разнотравье. Под березами на берегу чистого ручья или у речки удобно остановиться на ночлег.

Следующий участок - подъем на Харбазское плато, снова на высоту около 2300 м. Сразу за бродом через мелкий Харбаз, под скалой слева от дороги, есть глубокая ниша, где укрываются от ненастья пастухи. Через 7 км тягун выводит к придорожному магазину, куда выезжают и машины с плато Бечасын. Тракт, вобравший дороги с обширных приэльбрусских пастбищ, расширился, появились километровые столбы. Светлая лента продолжает подниматься среди невысоких холмов. Опять вырос на юге «колосс двуглавый».

В 15 км от соединения дорог начинается длинный спуск серпантином в ущелье Хасаута. Дорога ныряет в густой лес, состоящий из березы, рябины, ольхи, черемухи. Склоны Хасаутской долины, защищенной с грех сторон горами, отличаются богатством трав: больших размеров достигают папоротники, цветут ирисы, тюльпаны, анемоны разных оттенков. На дне ущелья (1300 м) стоит замок с зубчатой башней - турбаза «Долина нарзанов». По ущелью Хасаута насчитывается около 20 минеральных источников. До Кисловодска чуть больше 30 км.







  
Хлеб. Сухари быстро надоедают, крошатся и занимают большой объем. Потому лучше чередовать их с испеченным хлебом. Для приготовления хлеба с собой можно взять большую тефлоновую сковороду. Чтобы испечь один каравай, необходимо 10 12 ст. л. муки, 2 ст. л. сухого молока и соли по вкусу. В качестве разрыхлителя добавляют
Вопрос о том, кому эвакуировать больного Вову Шадрина и Диму Гафиатуллина решали трое Рундквист, начальник экспедиции; Симаков начальник данного самого трудного участка; Васин протеже этих ребят. Разговор явно затягивался, и была опасность лишиться или начальника экспедиции, или специалиста по данному
Схема района Тепли. Горный узел Тепли это участок Бокового хребта, расположенный севернее более низкого Главного Кавказского и имеющий более развитые по сравнению с последним формы альпийского рельефа. Однако оледенение Тепли, сложность перевальных маршрутов и вершин
Редактор Расскажите
о своих
походах
Список личного снаряжения Новички, значкисты На эту тему есть немало материалов, но хотелось бы высказать свою точку зрения, обобщить свой опыт и свои наблюдения. Все это, конечно, можно оспорить. Кто то имеет на эту тему свои взгляды. Но как говорится, сколько людей столько мнений. Каждый горный район имеет свою специфику. И каждый год природа
1983 г. Ветер шевельнул тонкий перкаль палатки, стряхнув с полотна несколько холодных капель, и я окончательно понял, что проснулся. Сразу вспомнилось: сегодня идем в Географическую. Другой мыслью, тревожной, было подозрение на дождь. Прислушался. Нет,
Варианты подъезда в район и отъезда Подъезд к началу маршрута выглядит так: Железнодорожный участок Смоленок Москва Петропавловск/Казахск. ж Астана Алма Ата /проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда. Автотранспорт автобус микроавтобус автомобиль УАЗ использовался на переездах


0.061 секунд RW2