Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


От Маруха до Эльбруса

Предисловие

Общие сведения

Условные обозначения

МАРУХ. АКСАУТ

Марухское ущелье

Аксаут

Мысты-Баши

Уллумарка

Кичи-Теберда

Из долины Аксаута на главный хребет

ТЕБЕРДА И ДОМБАЙ

Муху и Азгек

Бадук и Хутый

Ущелье Алибек

Аманауз

Домбайульген

Вдоль военно-сухумской дороги

Буульген

Джамагат и Уллумуруджу

Кичимуруджу

УЧКУЛАН И ДАУТ

По Учкулану и Махару

Уллукёль

Гондарай

Джалпакол

Индрюкой. У Гвандры

По Дауту. Рынджи

ВЕРХОВЬЯ КУБАНИ

Ущелье Уллукам

Узункол

Кичкинекол

Чирикол

Эльбрус

Хотютау

Уллухурзук

Худес

По пути первовосходителя

Некоторые топонимы Западного Кавказа и Приэльбрусья

Литература

От Маруха до Эльбруса - Путеводители

Хотютау

Эльбрус
Эльбрус.

Эльбрус соединен с ГКХ перемычкой, которая является водоразделом между реками Кубань и Баксан. В этом коротком хребте есть три перевала: Азау, Хасан-Кой-Сюрюльген-Ауш и Хотю-Тау. Два последних выводят из верховья р. Уллу-Кам на снежные поля Эльбруса и плато л. Б. Азау. С полей в хорошую погоду разворачивается широкая панорама вершин Главной цепи. Из верхнего цирка Уллу-Кам можно перевалить под стеной Кюкюртлю-Кол-Баши в долину Кюкюртлю.

М80. Река Уллу-Кам - пер. Хотю-Тау (3546 м, 1Б) - долина Азау (2 дня).

От Ворошиловских кошей, куда ведет дорога из Хурзука (М65), до пер. Хотю-Тау примерно 9 км с набором высоты 1400 м. Этот путь разбит на 3 участка: широкая долина Уллу-Кам до впадения р. Уллу-Озен (около 3 км); обход каньона Уллу-Кам с выходом в верховье долины и собственно подъем на перевал. Везде есть тропа.

Место слияния рек Уллу-Кам и Уллу-Озен просматривается от кошей. Постепенно сужающееся ущелье Уллу-Озен представляется естественным продолжением долины, теснина Уллу-Кам как бы врезана в правый склон. Перевал пока не виден, он откроется только выше каньона. Идти можно по обоим берегам (сразу за впадением р. Кичкине-Кол есть мост). Тесным левым берегом еще с километр тянется сосновый лес, на широкой правой стороне растут отдельные деревья и разбросаны кусты можжевельника. На слиянии рек (через них перекинуты мостики) расположен последний кош. Наш путь идет по левому берегу р. Уллу-Кам. Тропа крутым серпантином забирает на 200 м вверх, чтобы обойти теснину.

С подъема различимо старое русло реки. Сейчас поток на дне долины прижимается к правому склону, раньше он был короче. След еще более старого русла угадывается по цвету травы. Тропа выбирается на узкие травянистые террасы над извилистым каньоном и идет дальше без заметного подъема.

Впереди видна Западная вершина Эльбруса. Перед ней полоса красноватых, со столбами останцев выветренных скал, через которые с ледовых полей сбрасываются массы льда. Река Уллу-Кам начинается с ледника, возрождающегося у подножия скал. Левее высится башня Кюкюртлю-Кол-Баши (4634 м).

Постепенно приоткрывается и остальная часть замыкающего ущелье гребня: травянисто-осыпной бугор, за которым скрыт перевал (на востоке), а южнее - скалы Уллу-Кам-Баши (3762 м) над небольшим ледником. У основания бугра лежит неровная, взрытая ручьями травянистая терраса (от р. Уллу-Озен 1,5-2 ч хода). Здесь можно расположиться на ночлег. До перевала остается еще примерно 700 м по высоте. Тропа хорошо заметна на гребешке упомянутого бугра. По мере подъема густой покров из клевера и злаковых с множеством нор сусликов сменяется редкими цветами бессмертника и кустиками брусники.

Через 2 ч выходим на обширную каменистую площадку перевала с остатками немецких блиндажей. Захватив Хотю-Тау в середине августа 1942 г., гитлеровцы заняли южные склоны Эльбруса и нависли над тылом 37-й Армии, которая вела тяжелые бои у входа в Баксанс-кое ущелье. Врага задержали подразделения 214-го кавалерийского полка и 8-го моторизованного полка НКВД. В начале сентября была закончена эвакуация жителей пос. Тырныауз через пер. Бечо. Альпинисты Г. Одноблюдов, А. Сидоренко, Н. Моренец, В. Кухтин, А. Ма-леинов, Г. Двалишвили перевели по льду 1500 женщин и стариков, 230 детей; многих несли на руках. В ноябре советские части оставили верховье Баксана, выйдя через пер. Донгуз-Орун, а вернулись в начале января.

У истока реки Уллу-Кам
У истока реки Уллу-Кам.

По восточную сторону простирается снежное плато Хотю-Тау, составляющее область питания л. Б. Азау. Зажатый в каньоне, он низвергается ледопадом в долину Азау. Ледопад с перевала не виден. Направление движения льда угадывается по слабому наклону и появляющейся зоне трещин. Видны левые морены ледника, за ними тонкая полоса другого ледника - М. Азау. Выше, на обледенелом склоне, проступает гряда скал «Приюта 11» (около 4200 м).

Есть 3 варианта спуска в ущелье Азау, самый зрелищный - с заходом на «Приют 11». Однако этот путь проходит по закрытому леднику, где легко угодить в котел трещин. Иногда на снегу заметна тропа, но и по ней необходимо идти в связках.

Свое название скалы приюта получили в 1909 г., когда там ночевали альпинисты при попытке восхождения, организованной Кавказским горным обществом. В 1939 г. было построено 3-этажное здание, строительные материалы доставляли лошадьми на санях.

В 1998 г. «Приют 11» сгорел из-за небрежности иностранных туристов. Сейчас рядом, на месте дизельной станции, сооружен новый 2-этажный приют на 50 мест. От приюта к моренам, откуда спускается дорога к Терсколу (2100 м), проложена по снегу маркированная вешками тропа (не сходить в сторону - трещины!). На высоте 3470 м находится станция «Мир» канатной дороги. Вагончики доставят туристов к поляне Азау (2200 м ), началу шоссе по ущелью Баксана.

Другой путь спуска с Хотю-Тау проходит справа от ледопада Б. Азау. С правой стороны ледопад упирается в короткий отрог Азау-Баши. Снежное понижение в отроге, приподнятое над плато всего на сотню метров, в 3 км на юго-востоке, названо пер. Эхо Войны. Он ведет к Песчаной гостинице возле л. Б. Азау (М66).

Более широкий обзор открывается при траверсе склонов Эльбруса на ЮВВ. До левых морен л. Б. Азау около 4 км.

В конце лета плато освобождается от снежного покрова, и открываются трещины на льду. В начале лета по закрытому леднику идти нужно в связках. Не следует выходить на поля Эльбруса в туман и снегопад - легко заблудиться! Непогоду можно переждать на перевале или, в крайнем случае, сойти к истоку Уллу-Кам. По моренам (здесь много розового туфа, кое-где и цвет гребней розовый) проложена маркированная тропа к л. М. Азау.

У мелких озер есть места для бивака. Левее видны опоры канатной трассы к станции «Мир» и дорога, оставленная строителями. Выбираемся на дорогу и спускаемся по ней на лавовый выступ «Старого кругозора» (2920 м), где стоит серебристый ангар канатки.

Зрелище с этого балкона рельефнее, чем от «Приюта 11». Под обрывом на полукилометровой глубине застыла р. Азау. Напротив, через ущелье, выстроились вершины ГКХ: усеченная пирамида На-кры, ледяной горб Донгуз-Оруна, острые зубья Шхельды-Тау, из-за которых выглядывает Ушба. Далеко на востоке, над пиками ущелья Адыл-Су, вырисовываются силуэты гигантов Безенгийской группы. Спуск в вагончике или по крутой тракторной дороге приводит на поляну Азау к границе соснового леса, откуда начинается шоссе. Автобусная станция находится в 3 км ниже, в пос. Терскол.

М81. Ущелье Уллу-Кам - р. Уллу-Озен - пер. Хасан-Кой-Сюрюльген-Ауш (3450 м, 1Б) - пер. Эхо Войны (3200 м, 1А) - долина Азау (2-3 дня).

Протяженность снежных полей на этом пути короче, чем при пересечении Хотю-Тау, однако подъем со стороны р. Уллу-Озен проходит без тропы. В первый день следует подойти под пер. Хасан-Кой-Сюрюльген-Ауш, чтобы утром быть на седловине и успеть спуститься.

От развилки рек Уллу-Кам и Уллу-Озен идем по тропе правым берегом плоской, слегка заболоченной поймы Уллу-Озен. Впереди на левом склоне видны ледники Хасан-Кой-Сюрюльген, которые образовались в результате дробления одного крупного ледника, существовавшего еще сотню лет назад. Долина постепенно сужается и через 3 км превращается в глубокую лощину. До перевала остается еще 5 км с набором 1000 м высоты, из них около 2 км предстоит пройти вверх по ущелью.

Тропка взбирается в густой траве на правый склон и теряется на крупных осыпях, зарастающих кустами ивы. Траверсируя их, выходим мимо источника нарзана на террасу поверх «бараньих лбов», где установлен снегомер. Сюда с крутого травянисто-осыпного склона падают ручьи, берущие начало в цирке под перевалом. Начинать подъем лучше несколько выше по ущелью, придерживаясь разрушенных гребешков, - там короче взлет, менее круто и разнообразнее путь. В цирке, посреди широкого каменистого поля, устраиваемся на ночлег, воду набираем у снежников. Теперь мы на одном уровне с ледниками Хасан-Кой-Сюрюльген, над которыми выросла позади Главного хребта белая голова Штавлера.

Меньше чем за час по 200-метровой осыпи поднимаемся на широкий перевальный гребень. В открывшейся картине северо-восточную сторону занимает громада Эльбруса, правее - сомкнутый строй вершин ГКХ. За 4-километровым плато Хотю-Тау, на которое легко сойти по осыпи и снежнику, видны гребни морен л. Б. Азау. Через них пролегает один из возможных путей спуска (М80); по снежному плато надо двигаться на восток.

Седловина пер. Эхо Войны, к которой примыкает плато Хотю-Тау, видна в 2 км на юго-востоке. Туда легко пройти краем плато. Перевал представляет собой понижение в отроге Азау-Баши (3695 м), оконечность которого с невысокой пирамидальной вершиной служит стенкой ледопада л. Б. Азау. Путь через это понижение является, по существу, обходом ледопада на большом расстоянии от него.

На седловину поднимаемся через рантклюфт в его самом узком месте. С перевала открывается хороший обзор склонов Баксанского ущелья и ближних вершин с доминирующим ледяным куполом Дон-гуз-Оруна. По южную сторону лежит озерцо, у которого можно заночевать. В камнях остатки немецких блиндажей. Спуск идет по пологим снежникам, осыпям, разрушенным скалам. Скоро появляется трава. Затем тропка приводит на зеленую террасу с ручьем, а оттуда на галечное поле, лежащее за правой мореной л. Б. Азау и оставленное глетчером, который отступил на склон ГКХ. На песчаных буграх возле морены стоянки туристов («Песчаная гостиница», 2700 м). Оставшаяся часть спуска в долину Азау описана в М66.

На перевале Кюкюртлю
На перевале Кюкюртлю.

М82. Верховье р. Уллу-Кам - пер. Кюкюртлю (3900 м, 2А) - ущелье Кюкюртлю - Хурзук (2-3 дня).

Самый высокий на Зап. Кавказе перевал находится под обрывами Кюкюртлю-Кол-Баши. Он хорошо виден с травянистой террасы в верховье р. Уллу-Кам.

Подъем к перевалу начинается от правой морены л. Уллу-Кам ниже языка. У реки и в «кармане» за мореной пасут овец. С тропы перейти на правый берег можно через снежный мост, а в конце лета -по языку ледника. Подъем (почти весь путь просматривался с тропы) проходит сначала по осыпям, скрепленным внизу травой, затем по разрушенным скалам. Общее направление - не прямо вверх, а с небольшим траверсом вправо по движению. У выхода на скалы есть ровные площадки, где удобно отдыхать.

Вверху движемся по непрочному гребешку, который отделен от скал Кюкюртлю-Кол-Баши длинным кулуаром, заполненным неустойчивой, с компонентой круглых окатышей осыпью. Этот гребешок заслонял перевальную точку при взгляде снизу. В начале лета и после ненастья камни здесь прикрыты снегом.

С западной стороны к перевалу примыкает пологое снежное поле, посреди которого едва проступает гряда выветренной лавы, где можно устроить лагерь, переждать непогоду. Путь спуска в конце лета может потребовать групповой страховки.

С края поля на километровой глубине под ледовыми и скальными сбросами и ледопадом на дне долины виден длинный язык л. Кюкюртлю. Обходим сбросы траверсом висячего ледника, который вытянулся дугой вдоль левого склона от перевала до видимого в 2 км скального гребешка, нисходящего в долину. На леднике много разломов, двигаться трудно. Приближаться близко к скальным отвесам слева нельзя - конусы под стеной указывают на обвалы снега, скапливающегося над скалами! На упомянутом скальном гребешке (3400 м) есть ровные каменистые площадки. Именно здесь рекомендуем ночевать при прохождении перевала в обратном направлении. За гребешком выходим на длинную осыпь, спадающую до дна ущелья к языку ледника (2770 м).

У больших камней, в «кармане» за мореной, начинается левобережная тропа (гоняют овец, в ущелье выпустили также яков). Первые километры она держится у реки, преодолевает короткие прижимы, затем, перейдя через ручей, выбирается на широкий луг с кошем. От границы леса (5-6 км от ледника), где стоит другой кош, идет торная тропа, вскоре сменяющаяся дорогой в Хурзук, до которого 13-14 км.

На правом берегу, куда перекинут мостик, зарастает старая лесовозная колея. Через пару километров она выводит к развалинам лесопилки у слияния Кюкюртлю с р. Битюк-Тёбе-Кол, на правом берегу которой также есть дорога (М83). У лесопилки через речку устроена кладь.







  
Современный человек знает об узлах меньше, чем человек древности. Большинство людей даже шнурки на ботинках и банты завязывают неправильно. Пределом сложности для нас становится узел галстука. Все остальные узлы мы почтительно называем морскими . Можно подумать, что древнее ремесло вязания узлов к концу второго тысячелетия новой
. . . Мне кажется, что я читаю нечто знакомое, написанное другим человеком, который был мне близок и все же был другим. . . Дж. Неру Открытие Индии За месяц до отплытия наш гляциологический отряд насчитывал двадцать одного человека, но Василий Федотович Бурханов оказался
Высокий Алай. Перевал Караказык дает возможность пройти из ущелья Кек Суу в ущелье Ак Суу (см. выше). Под названием Караказык в Алайском хребте близ бассейна ледника Абрамова имеются два ущелья с истоками: на северном склоне хребта Сев. Караказык (питает бассейн реки Ак Суу), на южном Южн. Караказык (питает реку Кек Суу бассейна Кызыл Суу). До устья
Редактор Расскажите
о своих
походах
Рюкзак . Сколько туристов, столько и рюкзаков. И попробуйте кого то убедить, что его рюкзак не самый лучший! Впрочем, некие основные параметры общие хороший рюкзак анатомический , т. е. сшит по человеческой фигуре, имеет толстый поясник (поясной ремень) на такой ремень приходится до двух третей веса рюкзака, объем около
I. Отправляясь в горы, нужно знать все о том, что может, вас ожидать: 1) хорошо представлять опасности и трудности маршрута; 2) познакомиться с проблемами его первопрохождения, рассчитать свои возможности в оказании помощи пострадавшему, не дожидаясь прихода спасателей; 3) уметь осуществлять контроль за своим здоровьем, оценить уровень


0.062 секунд RW2